Демократия.Ру




Ни один диктатор не обладает ясным логичным умом. У диктатора есть внутренний импульс, сила, магнетизм, обаяние, но, если повнимательней разобраться в его словах, увидишь, ум у него заурядный. Он может действовать, потому что им движет инстинкт, но стоит Сомерсет Моэм


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


20.04.2024, суббота. Московское время 06:21


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

4. Международные избирательные стандарты как гарантия защиты прав граждан и независимости демократического государства

К концу ХХ века мировое сообщество выработало комплекс международно-правовых норм в области прав и свобод человека - международные стандарты, и среди них - стандарты в области прав человека, касающихся проведения свободных, справедливых, подлинных и периодических выборов (международные избирательные стандарты).

Международные избирательные стандарты - это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, права и свободы на участие в проведении свободных справедливых подлинных и периодических выборов, но и не посягать на такие права и свободы и принимать соответствующие меры по их реализации.

Существуют и региональные избирательные стандарты, действующие в группе стран, например, в рамках Совета Европы. Эти избирательные стандарты более конкретны, содержат ряд требований к проведению различных этапов избирательного процесса.

Вместе с тем в настоящее время с учетом глобальных политических изменений, произошедших в Европе, и опыта проведения демократических выборов, накопленного в различных странах мира, актуальной становится задача кодификации международных избирательных стандартов путем приведения в единую систему действующих норм в более точной их формулировке, отражения в договорной форме международных обычаев, а также выработки новых норм.

Российской Федерации, в короткий период создавшей соответствующее международным избирательным стандартам избирательное законодательство, динамично его развивающей и реализующей на практике, целесообразно выступить с инициативной такой кодификации прежде всего в рамках Совета Европы.

Конвенция Совета Европы в этой области должна быть открытой не только для государств-членов, но и для других государств, стремящихся к развитию международного сотрудничества в области прав человека и основных свобод и готовых взять на себя обязательства по реализации прав своих граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избираемых в результате свободных справедливых и подлинных выборов, проводимых периодически на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании.

Назрела необходимость дать в этой конвенции развернутые определения принципов избирательного права, признанных мировым сообществом и получивших законодательное оформление в различных государствах.

Всеобщее избирательное право должно предусматривать право каждого взрослого гражданина участвовать в голосовании, иных избирательных действиях и быть избранным независимо от пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, рождения или и иного обстоятельства.

Давая определение принципу равного избирательного права, важно учесть не только то, что голос каждого гражданина имеет такой же вес, как и голоса других граждан, но и обеспечить действенную, беспристрастную и равную процедуру регистрации избирателей и право на равный и реальный доступ к ящику для голосования, с тем, чтобы осуществить свое право на голосование.

Механизм тайного голосования на выборах должен гарантировать, что голосование является абсолютной привилегией избирателя и никто не может принудить его объявить, как он голосовал или как намерен голосовать.

Исходя из многолетнего опыта проведения демократических выборов в различных странах и с учетом норм ряда международно- правовых документов, в конвенции следует обозначить ряд мер, которые хоть и ограничивают права граждан, но не считаются дискриминационными (например, имевшаяся судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления). Должно быть указано, что ограничения могут устанавливаться только законом и обоснованно применяться в интересах национальной безопасности, поддержания общественного порядка, защиты морали, прав и свобод граждан и при этом должны соответствовать международно-правовым обязательствам государства.

В конвенции можно было бы перечислить принципы деятельности политических партий и средств массовой информации в избирательных кампаниях, установить ряд требований к подготовке выборов, в частности, к формированию и функционированию избирательных органов, критерии финансирования избирательных кампаний кандидатов, политических партий и контроля за таким финансированием, обеспечения свободного и независимого наблюдения за подготовкой и проведением выборов, в том числе со стороны международных наблюдателей.

Значение международно-правовой кодификации избирательных стандартов трудно переоценить. Такой подход способствовал бы распространению действия принципов выборной демократии, гарантий избирательных прав и свобод правового государства на весь европейский континент, а значит, укреплению стабильности в Европе. Вместе с тем закрепление стандартов на столь высоком уровне обеспечило бы и защиту от необоснованного вмешательства во внутренние дела государства в решении вопросов, оставленных международно-правовым актом на усмотрение государства, гарантию от произвольного моделирования таких стандартов применительно к сиюминутным геополитическим интересам.

Представляется необходимым обсудить перечисленные вопросы на международной конференции Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы, которая состоится в 2002 году в городе Москве, активизировать работу в этом направлении российских парламентариев, а также МИД России.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта