Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Абсолютное повиновение предполагает невежество того, кто подчиняется, оно предполагает также невежество и того, кто повелевает. Шарль Луи де Секонда Монтескье, барон де ла Бред (1689-1755), французский писатель, правовед и философ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


01.12.2021, среда. Московское время 01:56


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава VIII. Голосование и определение результатов выборов

Статья 55. Помещение для голосования

1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации или иным уполномоченным должностным лицом (органом) местного самоуправления.

2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (применение карандашей не допускается).

3. Внутри помещения для голосования или непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информация обо всех зарегистрированных кандидатах, а также об избирательных объединениях и избирательных блоках, выдвинувших зарегистрированных кандидатов. Образцы заполненных избирательных бюллетеней не должны содержать фамилии кандидатов, баллотирующихся при проведении данных выборов. Информационные материалы о кандидатах, избирательных объединениях или избирательных блоках не должны содержать агитационных призывов.

4. В соответствии с информацией, предоставленной окружной избирательной комиссией, участковая избирательная комиссия помещает на информационном стенде список всех кандидатов, которые сняли свои кандидатуры после того, как были напечатаны избирательные бюллетени.

5. В помещении для голосования должна быть увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.

6. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Статья 56. Избирательный бюллетень

1. Каждый избиратель получает один избирательный бюллетень для голосования по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления.

2. Текст избирательного бюллетеня утверждается окружной избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

3. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня и должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

4. Избирательный бюллетень должен содержать в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов, а также их годы рождения, адреса места жительства, основные места работы или службы, род занятий. Если кандидат выдвинут избирательным объединением или избирательным блоком, в бюллетене указывается наименование такого избирательного объединения или избирательного блока. Принадлежность кандидата к общественному объединению указывается в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом.

5. Избирательные бюллетени изготавливаются не позднее чем за 20 дней до дня голосования исключительно по распоряжению и под наблюдением окружной избирательной комиссии и являются документами строгой отчетности. Количество избирательных бюллетеней, изготовленных для проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, не должно превышать числа зарегистрированных избирателей более чем на 3 процента.

6. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии муниципального образования избирательные бюллетени печатаются на русском языке и других языках народов Республики Дагестан на территории их компактного проживания. Если для избирательного участка избирательные бюллетени печатаются на двух или более языках, каждый избирательный бюллетень на данном избирательном участке должен содержать текст на русском языке.

7. Избирательные бюллетени типография после выбраковки передает по акту не менее чем двум уполномоченным на это членам окружной избирательной комиссии. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов окружной избирательной комиссии, доверенных лиц кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами.

8. Окружная избирательная комиссия передает по акту бюллетени участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 4 дня до дня голосования.

9. Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу и получение бюллетеней.

10. Количество избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением окружной избирательной комиссии. При этом количество избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не должно превышать числа избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента.

11. До дня голосования бюллетени должны храниться в опечатанном и охраняемом помещении.

12. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени, не заверенные участковой избирательной комиссией (за исключением бюллетеней, заверенных окружной избирательной комиссией в случае досрочного голосования в соответствии с настоящим Законом), признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

13. На основании предложений кандидатов в депутаты избирательные бюллетени могут подписываться не более чем двумя членами участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить единообразие отметок на всех избирательных бюллетенях, выдаваемых избирателям. В случае если члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, подписывающие избирательные бюллетени, в ходе голосования отказались от учинения своих подписей в избирательных бюллетенях, участковая избирательная комиссия составляет об этом соответствующий акт.

14. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию окружной избирательной комиссии вычеркивают в бюллетенях данные об этих кандидатах.

15. В исключительных случаях на избирательных участках, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях, при наличии технических средств допускается изготовление избирательной документации, включая избирательные бюллетени, непосредственно участковой избирательной комиссией. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража бюллетеней принимается участковой избирательной комиссией по согласованию с окружной избирательной комиссией.

Статья 57. Порядок голосования

1. Окружные и участковые избирательные комиссии оповещают избирателей о месте и времени голосования не позднее чем за 20 дней до дня проведения голосования через средства массовой информации или иным способом, а о проведении досрочного голосования - не позднее чем за 5 дней до дня голосования.

2. Голосование проводится с 7 до 20 часов по местному времени в календарный выходной день. Участковая избирательная комиссия на избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных районах, может объявить голосование завершенным до наступления 20 часов, если проголосовали все избиратели, внесенные в список избирателей.

3. В случае одновременного проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления и выборов в федеральные органы государственной власти голосование проводится в течение времени, установленного федеральным законом.

4. В 7 часов в день голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым. Председатель предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые стационарные и переносные ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются.

5. Председатель участковой избирательной комиссии должен затем предъявить конверты с избирательными бюллетенями, заполненными избирателями, проголосовавшими досрочно. При этом проверяются сохранность каждого конверта и наличие заверительных подписей и печатей. Проверяется также соответствие количества конвертов количеству записей «Досрочное голосование» в списке избирателей. Затем конверты поочередно вскрываются, и извлеченные оттуда избирательные бюллетени помещаются в стационарный ящик для голосования, при этом должна быть соблюдена тайна голосования. Если из конверта извлечено более одного бюллетеня, все избирательные бюллетени, извлеченные из такого конверта, признаются недействительными и погашаются, о чем делается запись в протоколе участковой избирательной комиссии.

6. Председатель участковой избирательной комиссии затем приглашает избирателей приступить к голосованию.

7. Избиратель предъявляет свой паспорт или заменяющий его документ члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, ответственному за выдачу бюллетеней. Затем избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается, после чего член избирательной комиссии с правом решающего голоса выдает избирателю избирательный бюллетень.

8. Если избиратель не может самостоятельно расписаться в списке избирателей в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением членов участковой избирательной комиссии, уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока, кандидатов и их доверенных лиц или наблюдателей. Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в списке избирателей в строке «Подпись избирателя в получении избирательного бюллетеня» с указанием своей фамилии, имени и отчества.

9. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц запрещено. Избирательные бюллетени заполняются в кабинах, специально оборудованных местах для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц.

10. Присутствие кого-либо другого, кроме самого избирателя, в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования не допускается. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования для оказания ему помощи любое лицо, за исключением членов участковой избирательной комиссии, уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока, кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей. Фамилия, имя и отчество лица, оказавшего помощь избирателю, отмечается в списке избирателей против подписи избирателя в получении избирательного бюллетеня.

11. Для того чтобы заполнить избирательный бюллетень, избиратель проставляет любой знак в пустом квадрате, относящемся к кандидату, за которого он голосует, или к позиции «Против всех кандидатов».

12. В случае если избиратель считает, что допустил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, который выдал ему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень вместо испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень и делает при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается (при этом должна быть обеспечена тайна голосования), о чем двумя членами участковой избирательной комиссии составляется акт.

13. Избиратели опускают заполненные избирательные бюллетени в опечатанные (опломбированные) стационарные ящики для голосования.

14. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а в случае отсутствия заместителя председателя -секретарь или любой другой член участковой избирательной комиссии, должным образом уполномоченный ею.

15. В помещении для голосования вправе присутствовать и наблюдать за ходом голосования, подсчетом голосов и оформлением протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями следующие лица: доверенные лица кандидатов; наблюдатели; представители средств массовой информации.

16. Зарегистрированные кандидаты вправе присутствовать при подсчете голосов избирателей и оформлении протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией.

17. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются препятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Статья 58. Досрочное голосование

1. Избиратель, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной избирательной комиссии (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой избирательной комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования) соответствующей территории, на которой проживает такой избиратель. Для этого в помещении соответствующей избирательной комиссии должны присутствовать не менее двух членов этой комиссии с правом решающего голоса. Досрочное голосование проводится только в установленное решением соответствующей окружной или, участковой избирательной комиссии время, которое должно быть доведено до сведения избирателей через средства массовой информации или иным способом. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования и определении результатов выборов.

2. Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей.

3. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов окружной избирательной комиссии, которые заверяются печатью комиссии. Окружная избирательная комиссия составляет список досрочно проголосовавших избирателей. Участковая избирательная комиссия продолжает составление списка избирателей, проголосовавших досрочно.

4. Получение избирателем бюллетеня должно быть удостоверено подписью избирателя в списке избирателей, проголосовавших досрочно. Избиратель помещает заполненный избирательный бюллетень в конверт, который затем заклеивается и передается дежурному члену участковой или окружной избирательной комиссии. Два члена комиссии на месте склейки на конверте ставят свои подписи, которые заверяются печатью комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно.

5. Запечатанные конверты с избирательными бюллетенями хранятся у секретаря окружной избирательной комиссии в помещении окружной избирательной комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую избирательную комиссию, а в помещении участковой избирательной комиссии - до дня голосования.

6. Окружные избирательные комиссии передают список избирателей, проголосовавших досрочно, заявления избирателей и конверты с заполненными избирательными бюллетенями соответствующей участковой избирательной комиссии не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Участковая избирательная комиссия обязана проверить список избирателей, проголосовавших досрочно, число заявлений избирателей и число запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями, переданными участковой избирательной комиссией и полученными ею, после чего председатель и секретарь окружной и участковой избирательной комиссии подписывают акт сдачи - приемки документов по форме, установленной Избирательной комиссией Республики Дагестан.

7. После поступления запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями из окружной избирательной комиссии и завершения досрочного голосования в помещении участковой избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии делает отметку «Досрочное голосование» в соответствующей строке списка избирателей и расписывается против фамилий каждого избирателя, проголосовавшего досрочно.

Статья 59. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования

1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избирательном участке и которые по состоянию здоровья или любой другой уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество (но не более трех) переносных избирательных ящиков, которое определяется окружной избирательной комиссией. Каждому переносному избирательному ящику участковой избирательной комиссией присваивается порядковый номер.

2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе и переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 4 часов до истечения времени голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. При регистрации устного обращения в реестре указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму, либо сообщение лица, передавшего обращение. При прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением.

3. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей, и должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.

4. Голосование вне помещения для голосования проводят два члена участковой избирательной комиссии, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, заверенную выписку из реестра заявлений (обращений) избирателей, содержащую необходимые данные об избирателе, и поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также письменные принадлежности, необходимые для заполнения избирателем избирательного бюллетеня.

5. Фамилии членов комиссии, проводящих голосование избирателей вне помещения для голосования, заносятся в протокол комиссий. Члены комиссии, сопровождающие переносные избирательные ящики, получают избирательные бюллетени по акту, подписываемому председателем и секретарем комиссии, и расписываются в их получении.

6. Непосредственно перед отправкой переносных ящиков для голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет об этом всем присутствующим в помещении для голосования, сообщает о количестве поступивших от избирателей обращений и заявлений о голосовании вне помещения для голосования, а также о количестве бюллетеней, выданных членам избирательной комиссии, сопровождающим переносной ящик для голосования, и приглашает наблюдателей сопровождать членов комиссии, проводящих голосование вне помещения для голосования. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатам, избирательными объединениями, избирательными блоками.

7. После получения избирательного бюллетеня избиратель проставляет на письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа, своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня, после чего заполняет избирательный бюллетень с соблюдением тайны голосования. Члены избирательной комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного и об общем количестве полученных бюллетеней.

8. Голосование вне помещения для голосования не может нарушать право избирателя на тайну голосования, оказывать влияние или искажать волеизъявление избирателя или любым другим образом нарушать избирательные права граждан.

9. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в соответствующем реестре.

10. В случае если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссий для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении избирательной комиссии бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя, и установления факта, что голосование указанным избирателем не производилось.

11. По возвращении членов комиссии, сопровождавших переносные ящики для голосования, в помещение для голосования в списке избирателей ими проставляются серии и номера паспортов или заменяющих их документов избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, и одновременно в соответствующей графе (графах) делается особая отметка «Голосовал вне помещения для голосования». Количество письменных заявлений избирателей, а также использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии. В данном акте также указываются сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.

12. Переносные ящики для голосования должны находиться на виду у членов комиссии, наблюдателей, а также представителей средств массовой информации и не могут вскрываться до начала подсчета голосов избирателей.

Статья 60. Протокол участковой избирательной комиссии

1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

2. Протокол участковой избирательной комиссии должен содержать:

а) номер экземпляра;
б) обозначение выборов депутатов представительного органа местного самоуправления по соответствующему избирательному округу;
в) слово «Протокол»;
г) наименование избирательной комиссии с указанием номера избирательного участка;
д) строки протокола:

строка 1. Число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
строка 2. Число соответствующих избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
строка 3. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении окружной избирательной комиссии;
строка 5. Число погашенных избирательных бюллетеней;
строка 6. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
строка 7. Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования;
строка 8. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 9. Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 10. Число действительных избирательных бюллетеней;
строка 11. Число недействительных избирательных бюллетеней, в том числе отдельными строками 12 и 13 - число бюллетеней, признанных недействительными вследствие обнаружения в переносных избирательных ящиках большего количества избирательных бюллетеней, чем число заявлений избирателей, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций;
строка 14. Число голосов, поданных за каждого из кандидатов, фамилии которых включены в избирательный бюллетень;
строка 15. Число голосов, поданных против всех кандидатов;
е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу;
ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии и их подписи;
з) дата и время подписания протокола;
и) печать избирательной комиссии.

3. Числа указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью.

Статья 61. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке

1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования, могут получить избирательные бюллетени и проголосовать. Сразу после окончания голосования начинается подсчет голосов, который проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до определения итогов голосования.

2. При подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, а также представители средств массовой информации.

3. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, а также представителей средств массовой информации подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. При погашении бюллетеня отрезается его нижний левый угол с лицевой стороны бюллетеня. Затем оглашается количество неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, и заносится в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.

4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей по избирательным бюллетеням председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:

число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей в помещении окружной избирательной комиссии, в указанное число не входят).

5. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные:

число соответствующих избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по количеству подписей избирателей в списке избирателей);
число соответствующих избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по количеству соответствующих отметок в списке избирателей).

6. После этого председателем или секретарем избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи.

7. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. Членам избирательной комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями.

8. При непосредственном подсчете голосов участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.

9. Председатель комиссии затем проверяет печати на всех ящиках для голосования и предлагает членам комиссии, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, а также представителям средств массовой информации удостовериться в том, что ящики должным образом опечатаны.

10. Члены комиссии с правом решающего голоса затем вскрывают переносные ящики для голосования и отдельно подсчитывают количество соответствующих избирательных бюллетеней, содержащихся внутри каждого ящика. Количество избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в переносных ящиках, определяется отдельно по каждому ящику, а общее количество извлеченных бюллетеней установленной формы заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

Если количество соответствующих избирательных бюллетеней внутри переносного ящика превышает количество письменных заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все избирательные бюллетени, содержащиеся в этом переносном ящике для бюллетеней, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. В таком случае к протоколу комиссии прилагается акт, отражающий этот факт, с указанием фамилий и инициалов членов участковой избирательной комиссии, сопровождавших указанный переносной ящик для бюллетеней. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

11. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

12. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При этом члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете бюллетеней. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.

13. Затем производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату и по позиции «Против всех кандидатов». Полученные данные заносятся в строки 14 и 15 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.

14. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными признаются избирательные бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателей, включая избирательные бюллетени, в которых отметка проставлена в нескольких квадратах или не проставлена ни в одном из квадратов. В случае сомнения избирательная комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает причины недействительности на оборотной стороне избирательного бюллетеня. Эта запись подтверждается подписями не менее 3 членов участковой избирательной комиссии и заверяется печатью комиссий. Число недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13. протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

15. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней.

16. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.

17. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, представители средств массовой информации под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

18. Затем производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования.

19. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах, которые подписывают все присутствующие члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проставляя дату и время (час. минуты) его подписания.

20. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.

21. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

22. По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, кандидата или его доверенного лица участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.

23. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в окружную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, а также принятые поданным жалобам (заявлениям) решения избирательной комиссии и составленные участковой избирательной комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

24. Второй экземпляр протокола вместе с избирательными документами, предусмотренными настоящим Законом, включая избирательные бюллетени, а также печать участковой избирательной комиссия хранятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.

25. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается Для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией.

26. Участковые избирательные комиссии вправе использовать для организации голосования и подсчета голосов на выборах технические средства подсчета голосов, в том числе сканеры избирательных бюллетеней. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.

27. Данные протокола об итогах голосования передаются в окружную избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования, а также всей прилагаемой к нему избирательной документации.

Статья 62. Порядок определения результатов выборов

1. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых избирательных комиссий, путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов не позднее чем через 3 дня со дня голосования. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов составляется в трех экземплярах протокол, в который заносятся данные о количестве участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, о количестве поступивших протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол о результатах выборов, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий и сводная таблица об итогах голосования. При этом вправе присутствовать зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, а также представители средств массовой информации.

2. Протокол окружной избирательной комиссия составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования на территории избирательного округа, составляемая в трех экземплярах и включающая в себя полные данные всех поступивших в окружную избирательную комиссию протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования. Член окружной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его частями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

3. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов окружной избирательной комиссии, а также поступившие в данную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений окружной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

4. Первый экземпляр протокола окружной избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в муниципальную избирательную комиссию вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования.

5. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов и их доверенных лиц, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также с другой документацией, предусмотренной настоящим Законом, хранится секретарем окружной избирательной комиссии в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.

6. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования представляются для ознакомления и снятия копий членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

7. В случае если после подписания протокола о результатах выборов и (или) сводной таблицы и направления в избирательную комиссию муниципального образования их первых экземпляров окружная избирательная комиссия выявила в них неточность (описку, опечатку или ошибку в сложении данных протоколов участковых избирательных комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае окружная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов, на котором делается отметка «Повторный». Указанный протокол незамедлительно направляется в избирательную комиссию муниципального образования.

8. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из участковой избирательной комиссии, окружная избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем участке. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или окружной избирательной комиссией. Избирательная комиссия, осуществляющая проведение» повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов и их поверенных лиц, представителей средств массовой информации, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка «Повторный подсчет голосов». Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

9. Выборы признаются окружной избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей, зарегистрированных по избирательному округу, либо если количество голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее количество голосов, меньше, чем количество голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

10. Окружная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными;
в случае если допущенные при проведении голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
в случае если они признаны недействительными на избирательных участках, количество избирателей по которым составляет от общего их числа не менее одной четвертой;
по решению суда.

11. В случаях, указанных в пунктах 9 - 10 настоящей статьи, а также если голосование проводилось по одной кандидатуре и кандидат не был избран, назначаются повторные выборы по соответствующему избирательному округу.

12. Кандидат, получивший более половины от общего числа голосов избирателей;
принявших участие в голосовании, признается избранным. Если ни один из кандидатов не получил более пoлoвины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в соответствии с настоящим Законом проводится повторное голосование.

Если голосование проводилось по одному кандидату, избранным признается кандидат, получивший не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если кандидат не будет избран, по данному округу проводятся повторные выборы.

13. В соответствующие строки протокола окружной избирательной комиссии наносятся результаты суммирования данных протоколов об итогах голосования, полученных из участковых избирательных комиссий, и одно из следующих решений, принимаемых окружной избирательной комиссией:

о признании избранным кандидата с указанием его фамилии, имени, отчества;
о том, что кандидат не был избран (в случае если голосование проводилось по одной кандидатуре);
о проведении повторного голосования по двум кандидатам с указанием фамилии, имени, отчества каждого кандидата;
о признании выборов недействительными;
о том, что выборы признаны несостоявшимися.

Статья 63. Определение общих итогов выборов избирательной комиссией муниципального образования

1. На основании протоколов окружных избирательных комиссии о результатах выборов по избирательным округам избирательная комиссия муниципального образования в течение 3 дней со дня голосования подводит общие итоги выборов депутатов представительного органа местного самоуправления.

2. Избирательная комиссия муниципального образования признает недействительными выборы по избирательному округу:

в случае если допущенные при проведении голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
в случае если они признаны недействительными на избирательных участках, количество избирателей по которым составляет от общего их числа не менее одной четвертой;
по решению суда.

3. Общие итоги выборов заносятся в протокол избирательной комиссии муниципального образования, который подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии; к протоколу приобщается сводная таблица о результатах голосования на территории муниципального образования, включающая в себя полные данные протоколов всех окружных избирательных комиссий. Протокол избирательной комиссии и сводная таблица о результатах голосования составляются в трех экземплярах. Член избирательной комиссии муниципального образования, не согласный с общими итогами выборов, содержащимися в протоколе комиссии, в целом или с отдельными его частями, вправе приложить особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

4. Избирательная комиссия муниципального образования представляет заверенные копии своего протокола и сводной таблицы по запросу кандидатов и их доверенных лиц, наблюдателей, а также представителей средств массовой информации.

5. При определении общих итогов выборов и составлении протокола избирательной комиссии муниципального образования вправе присутствовать зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, а также представители средств массовой информации.

6. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов избирательной комиссии муниципального образования, а также поступившие в данную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений окружной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

7. Первый экземпляр протокола избирательной комиссии муниципального образования направляется вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования во вновь избранный представительный орган местного самоуправления.

8. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов избирательной комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов и их доверенных лиц, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении общих итогов выборов и составлении протоколов, а также с другой документацией, предусмотренной настоящим Законом, хранится секретарем избирательной комиссии муниципального образования.

9. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования представляются для ознакомления и снятия копий членам избирательной комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

Статья 64. Повторное голосование и повторные выборы

1. В случае если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был избран, территориальная избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. Повторное голосование проводится не позднее чем через две недели после дня проведения первоначального голосования.

2. В случае если, один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру до дня голосования, его место по решению окружной избирательной комиссии передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. Если следующая кандидатура не установлена, повторное голосование проводится по одному кандидату.

3. Кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей при повторном голосовании, проводившемся по двум кандидатам, признается избранным. Если кандидатами получено равное число голосов, избранным признается кандидат, старший по возрасту.

4. Кандидат, получивший не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в повторном голосовании по одному кандидату, признается избранным.

5. В случае выбытия всех кандидатов выборы откладываются, но не более чем на 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и выполнения необходимых избирательных действий. При этом сроки избирательных действий сокращаются на одну треть, за исключением действии, проведение которых предусмотрено в течение последних 15 дней до дня голосования.

6. Если кандидат не был избран (при проведении голосования по одному кандидату) либо выборы были признан несостоявшимися или недействительными, по избирательному округу проводятся повторные выборы. При признании выборов несостоявшимися либо если кандидат не был избран, повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов, а при признании выборов недействительными - не позднее чем через три месяца со дня признания выборов недействительными. При этом сроки избирательных действий могут быть по решению избирательной комиссии муниципального образования сокращены на одну треть, за исключением действий, проведение которых предусмотрено в течение последних 15 дней до дня голосования.

7. Избирательная комиссия муниципального образования объявляет о дате проведения повторных выборов не позднее чем через 7 дней со дня голосования на первоначальных выборах.

8. Подготовка и проведение повторных выборов производится избирательными комиссиями, проводившими первоначальные выборы. Избирательная комиссия муниципального образования вправе принять решение о формировании отдельных окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе.

Статья 65. Дополнительные выборы депутатов

В случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления избирательная комиссия муниципального образования проводит дополнительные выборы депутата в первое или второе воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами со дня досрочного прекращения полномочий депутата.

Если до окончания срока полномочий представительного органа местного самоуправления остается менее одного года, дополнительные выборы не проводятся при условии, что число вакансии не препятствует осуществлению полномочий представительным органом местного самоуправления.

Формирование окружной, участковых избирательных комиссий выдвижение и регистрация кандидатов и другие избирательные действия осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 66. Хранение и передача в архив избирательных документов

1. Первые экземпляры протоколов и сводных таблиц, составленных избирательными комиссиями, а также жалобы (заявления) о нарушениях настоящего Закона, поступившие в избирательные комиссии, и принятые по ним решения избирательной комиссии хранятся не менее года со дня объявления даты следующих выборов депутатов представительного органа местного самоуправления. Иные документы избирательных комиссий, включая избирательные, бюллетени, хранятся не менее года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов.

2. Документы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, хранятся и передаются в архив в установленном порядке.

Статья 67. Обнародование итогов голосования и результатов выборов

1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, по каждому избирательному округу, по муниципальному образованию в целом при выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, представляются для ознакомления избирателям, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Указанные данные представляет соответствующая избирательная комиссия.

2. Окружная избирательная комиссия направляет данные о результатах выборов депутата представительного органа местного самоуправления в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.

3. Официальное опубликование общих итогов выборов депутатов Представительного органа местного самоуправления, включая данные о количестве голосов, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется избирательной комиссией муниципального образования не позднее 30 дней со дня голосования.

4. Избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия публикуют данные, которые содержатся в протоколах соответствующей избирательной комиссии об общих итогах выборов и результатах выборов, и данные, которые содержатся в протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий о результатах выборов и об итогах голосования. Официальное опубликование полных данных об общих итогах выборов и результатах выборов по избирательным округам осуществляется избирательной комиссией муниципального образования в течение 3 месяцев со дня голосования.

Статья 68. Регистрация избранных депутатов

1. Кандидат, избранный депутатом представительного органа местного самоуправления, в письменной форме уведомляет избирательную комиссию муниципального образования о сложении с себя всех обязанностей или полномочий либо о прекращении деятельности, несовместимых со статусом депутата.

2. После официального опубликования общих итогов выборов избирательная комиссия муниципального образования регистрирует избранных депутатов и выдает им удостоверения об избрании при условии выполнения ими требований, установленных в предыдущей части настоящей статьи.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2021  Карта сайта