Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Здравая политика не считает себя вправе копаться в совести своих поданных. Буаст


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


29.11.2021, понедельник. Московское время 03:41


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава XIV. Агитация при проведении референдума

Глава XIV. Агитация при проведении референдума

Статья 121. Агитация при проведении референдума и ее формы

1. Гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении референдума обеспечивается свободное проведение агитации.

2. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение референдума или против его проведения, за участие в референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на референдум.

3. Гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

4. Агитация может осуществляться:

путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с участниками референдума, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций);
путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
в иных не запрещенных законом формах.

5. Агитация через средства массовой информации проводится в виде дебатов, дискуссий, «круглых столов», интервью, выступлений, политической рекламы и в иных не запрещенных законом формах.

6. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации.

7. Не могут участвовать в агитации по вопросам референдума:

органы государственной власти, органы местного самоуправления;
лица, замещающие государственные или муниципальные должности, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
благотворительные организации и религиозные объединения, а также учрежденные ими организации;
члены комиссий референдума с правом решающего голоса.

8. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.

Статья 122. Сроки проведения агитации

1. Агитация при проведении референдума начинается со дня опубликования акта соответствующего органа о назначении референдума и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

2. В день голосования и в предшествующий ему день любая агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений комиссий референдума в установленном настоящим Кодексом порядке, сохраняются в день голосования на прежних местах.

3. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации или обнародование в других формах результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов референдума, иных исследований, связанных с референдумом, не допускается.

Статья 123. Общие условия доступа граждан Российской Федерации, общественных объединений, политических партий к средствам массовой информации

1. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), указанные в пункте 1 статьи 59 настоящего Кодекса, обязаны обеспечить гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям, ведущим агитацию по вопросам референдума, равные возможности проведения агитации с тем, чтобы до участников референдума в равном объеме доводилась информация, содержащая агитацию за проведение референдума или против его проведения, за участие в референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на референдум.

2. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, вправе на равной договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям, ведущим агитацию по вопросам референдума.

3. Сведения о размере оплаты эфирного времени и печатной площади должны быть опубликованы соответствующими средствами массовой информации в двадцатидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении референдума и представлены соответственно в Избирательную комиссию Воронежской области, избирательную комиссию муниципального образования с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь лицам, ведущим агитацию по вопросам референдума.

4. По договоренности между средством массовой информации, не подпадающим под признаки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, и соответственно уровню референдума Избирательной комиссией Воронежской области, избирательной комиссией муниципального образования данное средство массовой информации может участвовать в освещении кампании по проведению референдума в порядке и на условиях, предусмотренных для средств массовой информации, указанных в пункте 1 настоящей статьи. В этом случае на данное средство массовой информации распространяются все соответствующие ограничения, предусмотренные настоящим Кодексом.

5. Для специализированных организаций теле, и (или) радиовещания и специализированных периодических печатных изданий (культурно - просветительских, детских, технических, научных и других) допускается отказ от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии их полного неучастия в освещении кампании по проведению референдума в какой бы то ни было форме.

Статья 124. Условия проведения агитации по вопросам референдума на телевидении и радио

1. Для агитации по вопросам референдума должно предусматриваться выделение бесплатного эфирного времени на каналах организаций, указанных в пункте 1 статьи 59 настоящего Кодекса и осуществляющих теле- и (или) радиовещание на территории Воронежской области, муниципального образования в порядке, установленном соответственно Избирательной комиссией Воронежской области, избирательной комиссией муниципального образования. Указанное эфирное время должно приходиться на период, когда теле-и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию.

2. Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой областной, местной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание для проведения агитации по вопросам референдума, должен составлять не менее 10 минут в рабочие дни. Данное бесплатное эфирное время распределяется соответствующими комиссиями референдума на равных основаниях между группами граждан (гражданами, общественными объединениями, политическими партиями), агитирующими за или против участия в референдуме, за или против принятия решения, вынесенного на референдум.

3. Графики предоставления эфирного времени для агитации по вопросам референдума с указанием вида агитации, даты и времени выхода в эфир составляются руководством электронных средств массовой информации и утверждаются соответствующими комиссиями референдума не позднее чем за 28 дней до дня голосования.

4. Отказ руководства организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, в предоставлении бесплатного эфирного времени, нарушение установленного настоящим Кодексом принципа равных условий использования указанных средств массовой информации для агитации по вопросам референдума заинтересованная сторона может обжаловать в соответствующую комиссию референдума или в суд.

5. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание и относящиеся к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 59 настоящего Кодекса, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации по вопросам референдума. Данное эфирное время должно предоставляться на условиях договора гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям, агитирующим за или против участия в референдуме, за или против принятия решения, вынесенного на референдум за плату по их требованию. Размер оплаты должен быть единым для всех указанных лиц. Информация о размере платы, установленной организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, публикуется соответственно Избирательной комиссией Воронежской области, избирательной комиссией муниципального образования после принятия решения о назначении референдума.

6. Расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени для агитации по вопросам референдума, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования этих организаций.

7. Основанием для предоставления организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям платного эфирного времени для агитации по вопросам референдума является их письменное заявление на имя руководителя электронного средства массовой информации, поданное не позднее чем за 30 дней до дня голосования.

8. Предоставление эфирного времени за плату осуществляется согласно графикам, составленным руководством организации теле- и (или) радиовещания не позднее чем за 28 дней до дня голосования. Дата и время выхода в эфир агитационных материалов в этих графиках определяются жеребьевкой, проводимой организациями теле- и (или) радиовещания с участием заинтересованных лиц. Запрещается использование предоставляемого за плату эфирного времени в целях агитации по вопросам референдума, иначе как на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

9. В договорах о предоставлении эфирного времени за плату должны быть указаны вид агитации, время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, а также другие условия.

10. В случае, если лицо, осуществляющее агитацию по вопросам референдума, нарушит условия заключенного договора, руководство электронного средства массовой информации вправе в установленном порядке расторгнуть с ним договор. При этом организация теле- и (или) радиовещания не вправе использовать высвободившееся эфирное время для целей агитации по вопросам референдума.

11. Организации теле- и (или) радиовещания обязаны вести учет бесплатного и платного эфирного времени, выделяемого на проведение агитации, и по письменным запросам комиссий референдума информировать их о предоставлении эфирного времени, а также направлять им копии соответствующих договоров.

12. Телевизионные и радиопрограммы, связанные с референдумом, не должны прерываться рекламой товаров или услуг или другими сообщениями рекламного характера.

13. В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении агитации по вопросам референдума должны даваться исключительно отдельным блоком, как правило, в начале указанных программ без комментариев. Эфирное время в таких информационных блоках не может предоставляться на условиях оплаты. В них не должно отдаваться предпочтение кому бы то ни было, в том числе по времени освещения агитационной деятельности.

14. Теле- и радиопрограммы, содержащие агитацию по вопросам референдума, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в соответствующей организации теле-и (или) радиовещания в течение шести месяцев со дня выхода указанных программ в эфир и выдается по запросу соответствующей вышестоящей комиссии референдума либо суда.

Статья 125. Проведение предвыборной агитации через периодические печатные издания

1. Редакции периодических печатных изданий, относящихся к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 59 настоящего Кодекса, которые распространяются соответственно на территории Воронежской области, муниципального образования и выходят не реже одного раза в неделю, за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделять на равных условиях (размеры предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и иные условия) печатные площади для публикации материалов, содержащих агитацию за или против участия в референдуме, за или против принятия решения, вынесенного на референдум. Общий минимальный размер таких площадей устанавливается соответственно уровню референдума Избирательной комиссией Воронежской области, избирательной комиссией муниципального образования и публикуется в соответствующих изданиях не позднее чем за 55 дней до дня голосования. Для этих целей должно предоставляться не менее 10 процентов еженедельной печатной площади соответствующего издания за счет средств текущего бюджетного финансирования данного средства массовой информации.

2. Редакции периодических печатных изданий, подпадающие под действие пункта 1 статьи 59 настоящего Кодекса, обязаны резервировать печатные площади для проведения агитации по вопросам референдума на платной основе. Общий объем этой площади не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, но не должен превышать этот объем более чем в два раза.

3. Предоставление печатных площадей для агитации по вопросам референдума гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям за плату производится на условиях договора. Размер оплаты должен быть единым для всех лиц.

4. Запрещается использование предоставляемой за плату печатной площади в целях агитации по вопросам референдума иначе как на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Во всех помещаемых в периодических печатных изданиях материалах, содержащих агитацию по вопросам референдума, должна помещаться информация о том, была ли предоставлена печатная площадь бесплатно, или на условиях оплаты, а в случае оплаты публикации должны указываться фамилия, имя, отчество гражданина Российской Федерации или наименование юридического лица, оплативших публикацию.

6. Специализированные печатные издания (детские, научные, технические и другие) могут отказаться от публикации агитационных материалов при условии полного неучастия в освещении референдума в какой бы то ни было форме.

7. При публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.

8. Публикация агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с авторами публикаций.

Статья 126. Условия проведения агитации по вопросам референдума посредством массовых мероприятий

1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам Российской Федерации (группам граждан), общественным объединениям, политическим партиям, осуществляющим агитацию по вопросам референдума, в организации собраний и встреч с участниками референдума, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий. Запрещается предоставление для этих целей зданий и сооружений, включенных в свод (реестр) особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, Воронежской области.

2. Заявления о выделении помещений для проведения собраний граждан для обсуждения выносимых на референдум вопросов рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления в трехдневный срок со дня их подачи. Заявки организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области.

3. По заявке комиссий референдума помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных или муниципальных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное комиссией референдума время для массовых мероприятий, связанных с проведением референдума. При этом комиссии референдума обязаны обеспечить равные возможности для лиц, ведущих агитацию за или против участия в референдуме, за или против принятия решения, выносимого на референдум.

4. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе заключать договоры аренды зданий, помещений для проведения встреч с участниками референдума, собраний, митингов, публичных дебатов и иных массовых агитационных мероприятий. Размер арендной платы за здания, помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, должен быть единым для всех лиц.

Статья 127. Условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе беспрепятственно выпускать аудиовизуальные, печатные и другие материалы в целях агитации по вопросам референдума в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Оказывающие рекламные услуги организации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения, или которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении референдума за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, обязаны обеспечить равные условия для размещения заказов на изготовление и распространение аудиовизуальных, печатных и других материалов в целях агитации за или против участия в референдуме, за или против принятия решения, выносимого на референдум.

3. Все агитационные печатные и аудиовизуальные материалы должны содержать информацию, указывающую наименование и юридические адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших данные материалы, а также наименование и юридические адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), заказавших изготовление этих печатных материалов, информацию об их тираже и о дате их выпуска. Распространение агитационных печатных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.

4. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии до начала их распространения должны быть представлены заказчиком в соответствующую комиссию референдума. Вместе с указанными материалами в комиссию референдума должны быть представлены также сведения о местах нахождения (об адресах места жительства) организаций (лиц), изготовивших эти материалы.

5. Распространение агитационных печатных материалов с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, запрещается.

6. Органы местного самоуправления по предложению комиссии референдума обязаны не позднее чем за 30 дней до дня голосования на территории каждого участка референдума выделить специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы они могли прочесть размещенную на них информацию.

7. В случаях, не предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении или другом объекте с согласия владельца или собственника указанных объектов.

8. Вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, а также зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, в помещениях комиссий референдума и помещениях для голосования, а также у входа в них запрещается.

9. Комиссия референдума, поставленная в известность о распространении подложных аудиовизуальных, печатных и иных агитационных материалов либо о распространении агитационных материалов с нарушением требований настоящей статьи, принимает меры по пресечению такой деятельности и вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных печатных материалов.

Статья 128. Недопустимость злоупотребления правом на проведение агитации по вопросам референдума

1. Комиссии референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения агитации по вопросам референдума.

2. При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации:

агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные законом.

3. Гражданам и организациям, прямо или косвенно участвующим в агитации по вопросам референдума, запрещается осуществлять подкуп участников референдума:

1) вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на участках референдума, сбор подписей, агитационную работу);
2) проводить льготную распродажу товаров;
3) бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных материалов и значков, специально изготовленных для подготовки и проведения референдума;
4) предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

Граждане и организации, прямо или косвенно участвующие в агитации по вопросам референдума, не вправе при проведении агитации воздействовать на участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе, чем на основе принимаемых в соответствии с федеральными законами и законами области, иными нормативными правовыми актами решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

4. Лица, осуществляющие благотворительную деятельность в период агитации по вопросам референдума, не вправе прямо или косвенно участвовать в агитации.

5. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую комиссию референдума о выявленных фактах и о принятых мерах.

6. В случае нарушения организацией, осуществляющей теле и (или) радиовещание, редакцией периодического печатного издания установленных настоящим Кодексом правил проведения агитации соответствующая комиссия референдума вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о привлечении организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического издания к ответственности, установленной законодательством.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2021  Карта сайта