Демократия.Ру




К счастью, у нас [в России] не сложилось строительство суверенной демократии. Это абсолютно вымышленный термин, ничего в себе не несущий. Демократия либо есть, либо ее нет. Сергей Миронов


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


25.04.2024, четверг. Московское время 00:53


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава XVI. Организация и порядок голосования на референдуме

Глава XVI. Организация и порядок голосования на референдуме

Статья 132. Помещение для голосования

1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии референдума главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления.

2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.

3. Внутри помещения для голосования или непосредственно перед ним участковая комиссия референдума оборудует стенд, на котором размещает информационные материалы о вопросах, вынесенных на референдум. В образцах бюллетеней для голосования на референдуме должны быть приведены все варианты заполнения бюллетеня по каждому из вопросов, вынесенных на референдум. Информационные материалы, размещаемые в помещении для голосования, не должны содержать агитационных призывов.

4. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.

5. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней для голосования на референдуме, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии референдума, наблюдателей.

Статья 133. Бюллетень референдума

1. Каждый участник референдума получает на референдуме под роспись соответственно один бюллетень референдума.

2. Форма и текст бюллетеня референдума, а также порядок изготовления бюллетеней, их число, требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются соответствующей комиссией референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

3. Текст бюллетеня референдума должен быть размещен только на одной стороне бюллетеня и должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

4. В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами «да» или «нет», под которыми помещаются пустые квадраты. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов, вариантов правовых актов (статей правовых актов) они могут включаться в один бюллетень для голосования на референдуме, при этом вопросы, варианты правового акта (статьи правового акта) последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Если на референдум вынесены варианты правового акта (статьи правового акта), то в бюллетене либо воспроизводится их текст, либо однозначно определяется содержание этого текста.

5. Бюллетени референдума изготавливаются исключительно по распоряжению и под наблюдением соответствующей комиссии референдума и являются документами строгой отчетности. Степень защиты бюллетеней определяется в соответствии с федеральным законом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Число изготовленных бюллетеней референдума не должно превышать более чем на три процента соответствующее число участников референдума.

6. Бюллетени референдума печатаются на русском языке.

7. Бюллетени референдума типография после выбраковки передает по акту членам комиссии референдума, разместившей в соответствии с настоящим Кодексом заказ на изготовление бюллетеней референдума. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов комиссии референдума, представителей инициативной группы по проведению референдума уничтожают отбракованные и лишние бюллетени референдума, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами.

8. Комиссия референдума, получившая бюллетени референдума из типографии, передает их по акту соответствующим нижестоящим комиссиям референдума не позднее, чем за 20 дней до голосования, которые передают бюллетени в таком же порядке участковым комиссиям референдума не позднее, чем за четыре дня до дня голосования. Форма актов сдачи - приемки бюллетеней референдума устанавливается Избирательной комиссией Воронежской области.

9. Ответственность за правильность передачи бюллетеней референдума несут председатели комиссий референдума, осуществляющих передачу и получение бюллетеней.

10. Число бюллетеней референдума, передаваемых по акту участковой комиссии референдума, определяется решением вышестоящей комиссии референдума. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой комиссии референдума, не должно превышать число участников референдума, включенных в списки участников референдума по участку референдума на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента.

11. До дня голосования бюллетени должны храниться в опечатанном виде в охраняемом помещении.

12. На лицевой стороне бюллетеня референдума в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии референдума. Бюллетени, не заверенные участковой комиссией референдума, признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

Статья 134. Открепительное удостоверение для голосования

1. Открепительное удостоверение для голосования на референдуме является документом строгой отчетности, степень зашиты которого определяется Избирательной комиссией Воронежской области в соответствии с требованиями, установленными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Форма открепительного удостоверения, порядок изготовления, число открепительных удостоверений, а также требования, предъявляемые к изготовлению открепительных удостоверений, утверждаются Избирательной комиссией Воронежской области не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Открепительные удостоверения передаются от вышестоящей комиссии референдума нижестоящей комиссии референдума в том же порядке, что и бюллетени референдума. Ответственность за передачу и сохранность открепительных удостоверений несут председатели комиссий референдума, осуществляющих передачу, получение и хранение открепительных удостоверений.

2. Участник референдума, который не будет иметь возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования того участка референдума, где он включен в список участников референдума, вправе получить в соответствующей участковой комиссии референдума за 24 - 1 день до дня голосования открепительное удостоверение. В случае совмещения по дате голосования областного, местного референдума с выборами федеральных органов государственной власти по решению соответственно Избирательной комиссии Воронежской области, избирательной комиссии муниципального образования открепительные удостоверения для голосования на областном, местном референдуме могут выдаваться участникам референдума также в территориальной избирательной комиссии (комиссии референдума) одновременно с открепительными удостоверениями для голосования на выборах федеральных органов государственной власти в сроки, установленные федеральными законами.

3. Участник референдума вправе принять участие в голосовании по открепительному удостоверению на том участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах:

Воронежской области - на областном референдуме;
муниципального образования - на местном референдуме.

4. Соответствующая комиссия референдума на основании письменного заявления участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение, выдает открепительное удостоверение лично участнику референдума либо его представителю на основании доверенности, удостоверенной в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. При получении открепительного удостоверения участник референдума либо его представитель расписывается в списке участников референдума в участковой комиссии референдума, указав серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи. При этом данный участник референдума исключается из списка участников референдума соответствующего участка на данном референдуме и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных участников референдума при составлении протокола участковой комиссии референдума.

5. Открепительное удостоверение считается действительным, если на нем стоят печать участковой комиссии референдума и подпись члена участковой комиссии референдума, выдавшего открепительное удостоверение.

6. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования участник референдума должен быть включен в список участников референдума на любом участке референдума в пределах территории, указанной в пункте 3 настоящей статьи, после чего открепительное удостоверение изымается. При этом участник референдума, получая бюллетень референдума, указывает в списке участников референдума дополнительно адрес своего места жительства.

7. В день голосования до начала времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются, о чем соответствующая участковая комиссия референдума составляет акт.

Статья 135. Порядок голосования

1. Территориальные и участковые комиссии референдума оповещают участников референдума о месте и времени голосования не позднее чем за 20 дней до дня проведения голосования через средства массовой информации или иным способом.

2. Голосование проводится с 8 до 20 часов.

3. В 8 часов в день голосования председатель участковой комиссии референдума объявляет помещение для голосования открытым. Председатель предъявляет членам комиссии референдума, присутствующим участникам референдума и наблюдателям пустые стационарные и переносные ящики для бюллетеней референдума, которые вслед за тем опечатываются печатью участковой комиссии референдума (пломбируются). Члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса получают от председателя участковой комиссии референдума бюллетени референдума для выдачи участникам референдума и расписываются в их получении. Затем председатель участковой комиссии референдума приглашает участников референдума приступить к голосованию.

4. Участник референдума предъявляет свой паспорт или заменяющий его документ члену комиссии референдума с правом решающего голоса, ответственному за выдачу бюллетеней. Затем участник референдума проставляет в списке участников референдума серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список участников референдума членом комиссии референдума с правом решающего голоса. Участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается, после чего член комиссии референдума с правом решающего голоса выдает участнику референдума бюллетень референдума.

В случае совмещения по дате голосования различных референдумов (выборов и референдумов) участник референдума (избиратель) получает каждый бюллетень референдума (и избирательный бюллетень) под отдельную роспись. Запрещается вручать участнику референдума заранее подготовленный комплект из нескольких бюллетеней референдума (и избирательных бюллетеней). Участник референдума вправе самостоятельно решить, какие бюллетени референдума (и избирательные бюллетени) он получает, а какие - он не желает получать.

5. Перед выдачей бюллетеня референдума член участковой комиссии референдума обязан удостовериться в том, что участнику референдума не было выдано открепительное удостоверение, заявление (обращение) участника референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, и к нему не направлены члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования. Если будет установлено, что участнику референдума было выдано открепительное удостоверение, такой участник референдума дополнительно включается в список участников референдума а открепительное удостоверение изымается у него и погашается.

6. Каждый участник референдума голосует лично. Голосование за других лиц запрещено. Бюллетени референдума заполняются в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц.

7. В том случае, если из-за болезни, физического недостатка, преклонного возраста, неграмотности или незнания русского языка участник референдума не может собственноручно расписаться в списке участников референдума в получении бюллетеня референдума, заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой комиссии референдума, наблюдателей. В таком случае участник референдума устно извещает комиссии референдума о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня и о причинах этого. При этом в соответствующей графе списка участников референдума указывается фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь участнику референдума.

8. Участник референдума в бюллетене референдума проставляет любой знак в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к формулировке вопроса (вопросов), в отношении которого (которых) сделан выбор.

9. В случае, если участник референдума считает, что допустил ошибку при заполнении бюллетеня, он вправе обратиться к члену участковой комиссии референдума, выдавшему ему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень вместо испорченного. Член комиссии референдума выдает участнику референдума новый бюллетень и делает при этом соответствующую отметку в списке участников референдума против фамилии данного участника референдума. Испорченный бюллетень погашается (при этом должна быть обеспечена тайна голосования), о чем составляется акт, который подписывается двумя членами участковой комиссии референдума.

10. Участники референдума опускают заполненные бюллетени в опечатанные (опломбированные) стационарные ящики для голосования.

11. Председатель участковой комиссии референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии референдума его заменяет заместитель председателя участковой комиссии референдума. В случае отсутствия заместителя председателя - секретарь или другой член участковой комиссии референдума с правом решающего голоса.

12. В помещении для голосования вправе присутствовать и наблюдать за ходом голосования, подсчета голосов и оформления протоколов об итогах голосования участковыми комиссиями референдума лица, указанные в пункте 3 статьи 119 настоящего Кодекса.

13. Член участковой комиссии референдума немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются воспрепятствовать работе комиссии референдума либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих прав на участие в референдуме, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой комиссией референдума голосованием. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой комиссии референдума, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

14. Органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и организациям, общественным объединениям и группам граждан, иным физическим и юридическим лицам, действующим по их просьбе или по поручению, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки участников референдума для участия в голосовании иначе как по поручению соответственно уровню референдума Избирательной комиссии Воронежской области, избирательной комиссии муниципального образования.

Статья 136. Порядок голосования участников референдума вне помещения для голосования

1. Участковая комиссия референдума обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании всем участникам референдума, которые имеют право быть внесенными или внесены в список участников референдума на данном участке референдума и по состоянию здоровья или любой другой уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования.

2. Голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного по телефону или при содействии других лиц) участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано участником референдума в любое время после формирования участковой комиссии референдума, но не позднее чем за четыре часа до истечения времени голосования в день голосования. Участковая комиссия референдума регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. При регистрации устного обращения в реестре указывается время его поступления, фамилия члена участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, принявшего обращение (телефонограмму, сообщение и тому подобное), и проставляется его подпись, а также фамилия, имя, отчество лица, передавшего обращение. При прибытии членов участковой комиссии референдума к участнику референдума устное обращение участника референдума подтверждается письменным заявлением, которое регистрируется с указанием времени вручения этого заявления.

3. В письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должны содержаться те же данные об участнике референдума, что и в списке участников референдума, и должна быть указана причина, по которой участник референдума не может прибыть в помещение для голосования.

4. Голосование вне помещения для голосования проводят два члена участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии референдума переносной ящик, необходимое количество бюллетеней референдума установленной формы, заверенную выписку из реестра заявлений (обращений) участников референдума, содержащую необходимые данные об участнике референдума, и поступившие письменные заявления участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также письменные принадлежности (за исключением карандашей), необходимые для заполнения участником референдума бюллетеня референдума.

5. В участковой комиссии референдума должно быть необходимое количество (но не более трех) переносных ящиков для голосования, которое определяется вышестоящей комиссией референдума. Каждому переносному ящику для голосования участковой комиссией референдума присваивается порядковый номер, который указывается на нем.

6. Члены участковой комиссии референдума, проводящие голосование вне помещений для голосования, получают бюллетени референдума под роспись по акту, подписываемому председателем и секретарем комиссии референдума.

7. Непосредственно перед отправкой переносных ящиков для голосования председатель участковой комиссии референдума объявляет об этом всем присутствующим в помещении для голосования и сообщает о числе поступивших от участников референдума обращений и заявлений о голосовании вне помещения для голосования, а также о количестве бюллетеней, выданных членам комиссии референдума, проводящим голосование вне помещения для голосования, и приглашает наблюдателей, членов комиссии референдума с правом совещательного голоса сопровождать членов комиссии, проводящих голосование вне помещения для голосования. При этом участковая комиссия референдума должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии референдума возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум наблюдателям, членам комиссии референдума с правом совещательного голоса.

8. После получения бюллетеня референдума участник референдума на письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования проставляет серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и своей подписью удостоверяет получение бюллетеня референдума, после чего заполняет бюллетень с соблюдением тайны голосования. Члены комиссии референдума своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи бюллетеня референдума. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного. Выдача бюллетеня вне помещения для голосования производится с соблюдением требований, установленных статьей 135 настоящего Кодекса.

9. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения тайны голосования или иных прав на участие в референдуме, а равно искажения волеизъявления участника референдума.

10. Члены участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, вправе выдать бюллетени референдума только тем участникам, заявления (обращения) которых зарегистрированы в соответствующем реестре.

11. В случае, если участник референдума, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой комиссии референдума для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой комиссии референдума не вправе выдать ему в помещении для голосования бюллетень референдума до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного участника референдума и установления факта, что голосование указанным участником референдума не производилось.

12. По окончании проведения голосования вне помещения для голосования участковой комиссией референдума составляется акт, в котором указывается число бюллетеней референдума, выданных членам участковой комиссии референдума, проводившим голосование вне помещения для голосования с данным переносным ящиком для голосования, число письменных заявлений участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, число выданных участникам референдума (использованных) и возвращенных (неиспользованных, испорченных участниками референдума) бюллетеней референдума, а также сведения о членах участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, о наблюдателях, членах комиссии референдума с правом совещательного голоса, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.
(п. 12 в ред. Закона Воронежской области от 19.03.2001 N216-II-ОЗ)

13. Переносные ящики для голосования должны находиться на виду у членов комиссии, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации и не могут вскрываться до начала подсчета голосов участников референдума. При этом должна исключаться возможность попадания в переносные ящики для голосования бюллетеней референдума тех участников референдума, которые участвовали в голосовании в помещении для голосования.

14. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа участника референдума, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносится в список участников референдума членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) участников референдума. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка участников референдума делается особая отметка «Голосовал вне помещения для голосования».
(п. 14 введен Законом Воронежской области от 19.03.2001 N216-II-ОЗ)

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта