Демократия.Ру




Для правящего большинства наибольшую опасность представляет меньшинство в собственном лагере. Аминторе Фанфани


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


29.03.2024, пятница. Московское время 07:01


ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

19 декабря состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания 3-го созыва...

Волгоград

Екатеринбург

Омск


К 19 декабря готовилась вся страна. ИРИС готовился не меньше, если не больше всех остальных. Долгая и упорная работа подходила к концу. Удалось ли

ИРИСу изменить ситуацию к лучшему, решать не нам.

В рамках проекта подготовки к парламентским выборам 1999 коллектив ИРИСа постарался выполнить все то, что было намечено. В преддверии выборов было разработано и в последующем опубликовано специальное издание, посвященное проблеме реализации избирательных прав лиц, находящихся в местах содержания под стражей. К сожалению, охвачены были только Москва и Московская область, но эта программа будет развиваться и дальше. Постепенно все российские граждане, находящиеся «в местах не столь отдаленных», будут обеспечены информацией об объеме и порядке реализации своих политических прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Помимо исследовательской работы, сотрудники ИРИСа и МФИСа побывали и на «передовой», то есть исполнили свой долг перед демократией непосредственно на избирательных участках, и не только в Москве, но и в нескольких других регионах России: в Волгоградской, Омской, Калининградской, Владимирской, Тверской и Свердловской областях, в Республике Татарстан.

С отчетами наблюдателей по трем из охваченных областей вы можете познакомиться на страницах этого выпуска.

Волгоград

«Из далека долго течет река Волга...». Течет медленно и спокойно, под стать жизни в Волгограде. А еще совсем недавно город, как и вся страна, жил ожиданием «судного дня». Теперь же, когда 19 декабря позади, можно расслабиться и объявить рекламную паузу в политической жизни. Обратимся к результатам?

Узел на «красном поясе» потихоньку ослабевает. Под почетным 2-ым номером на финишной прямой оказалось объединение «медведей-шатунов». Кто-нибудь ожидал такого исхода? Возможно, прогнозировали, но твердой уверенности все равно не было. Не удалось обойти только КПРФ, но отрыв настолько незначителен, что коммунистам, вероятно, стоит задуматься о том, почему вера волгоградцев в «светлое будущее» так стремительно ослабевает.

Ослабление позиций компартии особенно очевидно на примере ситуации, сложившейся с кандидатами, баллотировавшимися по одномандатным избирательным округам. Стройные ряды левого фронта находятся в стадии феодальной раздробленности. Непререкаемый лидер, первый секретарь обкома КПРФ Алевтина Апарина постепенно утрачивает свое, некогда неограниченное, влияние. Более того, от КПРФ стали отделяться отдельные вполне самодостаточные личности с задатками неформальных лидеров. Ввиду этого внутрипартийного кризиса победа на парламентских выборах 1999 была просто необходима.

Основным соперником А. Апариной по Центральному избирательному округу был молодой Евгений Ищенко, который имел депутатский мандат в Государственной Думе второго созыва, и баллотировался на пост мэра Волгограда в октябре 1999 года. Личность во всех смыслах незаурядная, в том числе и в том, что касается вопроса происхождения немалых денежных средств. Мнения на этот счет высказывались совершенно различные. Кто-то убежден, что честным путем такие суммы в столь юном для политика возрасте (а ему - 27) заработать невозможно. Другие же уверены, что исключительно благодаря собственным усилиям ему удалось достичь всего того, что он сегодня имеет. В любом случае, шума вокруг его кандидатуры было достаточно много. Интерес вызывает и прошлое этого - ныне «независимого» кандидата - начинал он свою карьеру в рядах ЛДПР. Что повлияло на его решение отмежеваться от одиозной личности главного либерал-демократа, догадаться несложно. Сегодня желающих «омыть обувь в Индийском океане» представляет настолько маргинальная часть населения, что дальнейшее сотрудничество с ними не безопасно для политика.

Победила, в итоге, молодость.

Остальные участники политического шоу вели себя достаточно вяло, неактивно. Возможно, они ваяли свой имидж в глубоком подполье. Но более вероятно, что подобная ситуация объясняется тем, что у политических движений, которые в обеих столицах имеют четко организованные структуры, нет не только определенной программы действий, но даже и региональных лидеров. Взять, к примеру, «Яблоко»: стройные, сплоченные ряды яблочников в Санкт-Петербурге или Москве вызывают слезы радости у российской демократии, тогда как редкие и слабенькие черенки Волгоградских яблонь явно нуждаются в подкормке. Местный лидер по «непонятным» причинам решил переквалифицироваться в независимые кандидаты, и в результате командирский мостик пустует до сих пор. Складывается впечатление, что картина в регионах по-настоящему беспокоит только жителей данных регионов. Столичные лидеры упорно игнорируют бедственное (в смысле организации) положение своих региональных представителей.

Примерно так же обстоят дела с другими политическими и избирательными объединениями. Однако небольшая разница между ними все же существует. Как отмечалось выше, некоторым из них удалось успешно дойти до выборного финиша даже несмотря на довольно вялую агитационную кампанию: «Единство» стало серебряным финалистом, ОВР и СПС также выступили довольно успешно. Как выяснилось, эти политические партии еще могут рассчитывать на поддержку волгоградского электората, который, нужно отметить, отличается высоким уровнем сознательности.

Если разбираться, каковы причины, побудившие жителей Волгограда отнестись к выборному процессу как к чему-то действительно судьбоносному, то станет ясно, что основной мотивацией служит страх за свое будущее, то есть вера в то, что народное волеизъявление в состоянии повлиять на политическую ситуацию в стране... блажен, кто верует.

Екатеринбург

Международные наблюдатели, представляющие МФИС и ИРИС, были направлены в Свердловскую область для наблюдения за ходом выборов. Постоянное противостояние различных политических сил наложило отпечаток на процесс организации и проведения выборов. В Свердловской области в двух округах выборы были признаны несостоявшимися в силу того, что «против всех» проголосовало больше избирателей, чем за кандидата, набравшего большинство голосов.

Одним из участков, которые посетили наблюдатели в Екатеринбурге, был местный СИЗО. Лица, находящиеся под стражей и ожидающие решения суда, не лишены политических прав. В соответствии со ст. 32.3 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако большинство заключенных, временно находящихся в СИЗО, ждут вынесения судом решения по их делу. Они обладают избирательными правами в полном объеме.

Однако режим безопасности, на котором находятся исправительные учреждения, накладывает отпечаток на порядок голосования. Закон «О выборах депутатов ...» не урегулировал вопрос, как будет проводиться голосование в СИЗО. Инструкцией ЦИК избиратели, находящиеся в СИЗО приравнены к гражданам России, временно находящимся вне места своего постоянного проживания, например, в доме отдыха. Сложно назвать СИЗО домом отдыха; к тому же, нормальный человек никогда не может предвидеть, что в ближайшем будущем там окажется. Дело в том, что голосование в СИЗО, как и в доме отдыха, должно проходить по открепительному удостоверению. Если вы знаете, что 19 декабря будете находиться в санатории или на курорте, то предусмотрительно им запасетесь. Такая ситуация невозможна, если вас заберут в СИЗО.

В большинстве случаев процесс организации голосования в местах содержания под стражей был отдан на откуп территориальным комиссиям. А те (зачастую превышая свои полномочия) принимали постановления, разъясняющие порядок голосования. Так, в Екатеринбурге на территории местного СИЗО было образовано 3 избирательных участка. По словам председателя территориальной избирательной комиссии, члены участковых избирательных комиссий в свое свободное время писали письма друзьям и родным заключенных с тем, чтобы они выслали открепительные удостоверения своим непутевым родственникам. В ответ на более чем 300 разосланных писем было получено около 75 открепительных удостоверений. Но это - ничтожное количество для СИЗО, в котором находится около 4 000 избирателей. В такой ситуации территориальная избирательная комиссия разрешила голосовать всем потенциальным избирателям на основании их личных прошений и заверений в том, что они не голосовали досрочно на местных выборах.

Как голосовать, избирком придумал. Осталось решить вопрос, на основании чего заключенным будут выдаваться бюллетени. Голосующие в СИЗО, как и все избиратели, для получения бюллетеня должны предъявить документ, удостоверяющий личность. Паспорта заключенных подшиваются к их личному делу и на руки им не выдаются. Избирательная комиссия разрешила лицам, находящимся в СИЗО, получать бюллетень, называя номер своего личного дела. Нет сомнения, что все эти нововведения были сделаны из лучших побуждений и в целях реализации избирательных прав граждан. Однако такое свободное толкование закона может стать благодатной почвой для различных нарушений прав тех же граждан. Следует также учитывать тот факт, что, несмотря на положения закона, наблюдатели не имели возможности пройти на территорию СИЗО без пропуска, полученного в местном УИН.

В целом, голосование в екатеринбургских учреждениях содержания под стражей, на территории которых были образованы избирательные участки, проходило без видимых нарушений. Правда, в Москве в одном из СИЗО наблюдателями был замечен факт подкупа избирателей представителем «Блока Жириновского». Помимо этого, в тех СИЗО, где использовались передвижные ящики, не был соблюден принцип тайного голосования.

Все вышесказанное позволяет сделать некоторые выводы. В новом законе «О выборах Президента РФ» порядок голосования заключенных отдельно не оговаривается. Это означает, что реализация избирательных прав граждан, временно находящихся под стражей, будет полностью зависеть либо от разъяснений ЦИК, либо от самодеятельности территориальной избирательной комиссии. И нарушений, в любом случае, не избежать. Мы не говорим, что эта категория граждан должна быть лишена избирательного права. Целесообразнее было бы приостановить реализацию их политических прав до вынесения судом решения по их делу. Такое введение значительно облегчило бы работу избирательных комиссий в день выборов, дало бы им возможность сконцентрировать внимание на иных, неизбежно возникающих проблемах. Ведь закон не может предусмотреть все возможные ситуации. А система прецедентного права в России не развита. Замкнутый круг получается. И все упирается в Конституцию РФ, изменить которую очень сложно.

Омск

Городское население составляет большую часть области и сосредоточено в основном в пределах города Омска. Этим Омская область напоминает Московскую, с той лишь разницей, что здесь не мэр города определяет политику в области, а губернатор в основном определяет политику в городе. Да это и не мудрено, ведь город полностью зависит от энергетических ресурсов, поставляемых из области и контролируемых губернатором. Острием финансового конфликта городской и областной властей в настоящий момент является контроль над городским хозяйством Омска, и в частности, газовым. В этом конфликте использовались разные методы, включая черный PR в средствах массовой информации, митинги, отключение электричества, отопления, воды, газа. Правда, с последним вышла неувязочка. В результате отключения и включения газа в ноябре среди ночи взлетел на воздух один из подъездов жилого дома. Зато теперь жители Омска могут спать спокойно. Не известно, как насчет отопления, воды и электричества, но газ в домах будут отключать в последнюю очередь. Естественно, в результате взрыва никто не пострадал (имеются в виду официальные лица города и области).

Особенностью этой осени для Омской области явилось то, что в сентябре в городе и области проходили очередные выборы мэра и губернатора. К сожалению, выборы конфликта не разрешили. Оба конфликтующих лидера - губернатор и мэр - были переизбраны на очередной срок.

Сам город был до последнего времени закрытым в связи с большим процентом военной промышленности (электроника, механика, тяжелое машиностроение). Поэтому в городе сильна административная власть, органы милиции и безопасности. Централизация информации и власти в городе чувствуется - ключевые должности в избирательных комиссиях заняты сплошь либо сотрудниками органов или, как минимум, работниками местной администрации. Машины с номерами ААА не ездят медленнее 70 км и, похоже, не имеют понятия о красном сигнале светофора или знаках одностороннего движения.

Все население области составляет около двух миллионов человек. Поэтому область разделена на три одномандатных округа. Правда, при этом город не относится полностью ни к одному из них.

Думские выборы в омской области проходили довольно остро, с некоторыми напряженными конфликтами. Так, избирательная комиссия четыре раза отказывала в регистрации одному из кандидатов. При этом каждый раз отказ был обжалован в суд. На решение суда избиркомом выносилось новое постановление в отказе в регистрации с указанием новых причин. То это было сокрытие информации о наличии дома в Сочи, то распространение коммерческих рекламных проспектов с упоминанием фамилии кандидата, то просто совокупность всех признаков.

Если за день до голосования (когда официально должна быть прекращена предвыборная агитация) у кого-то и были сомнения в том, какая партия соберет большинство голосов, то они были развеяны губернатором и мэром, выступившими по местному телевидению, с уверениями в том, какая все-таки хорошая партия «Единство».

И действительно, выборы по партийным спискам прошли в области с явным лидированием Единства и КПРФ.

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта