Демократия.Ру




Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием. Теренций Публий


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


28.03.2024, четверг. Московское время 11:08


ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает пределы и формы общественного контроля при выборах Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон применяется на выборах должностных лиц и представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц и органов местного самоуправления, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрен иной порядок общественного контроля за проведением выборов, открытости и гласности подведения итогов голосования.

Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не могут ограничивать предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия лиц, осуществляющих общественный контроль за проведением выборов, открытость и гласность подведения итогов голосования.

Статья 2. Наблюдатели

На избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до момента получения сообщения о принятии территориальной избирательной комиссией протокола об итогах голосования, составленного данной участковой избирательной комиссией, вправе находиться наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, а также доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации, деятельность которых регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также настоящим Федеральным законом.

В указанное в части 1 настоящей статьи время на избирательных участках вправе находиться также наблюдатели от граждан. Наблюдатели от граждан вправе находиться также и в помещениях территориальных избирательных комиссий с начала их работы в день голосования и до получения сообщения о принятии окружной избирательной комиссией (а при ее отсутствии на территории субъекта Российской федерации - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации) протокола и сводной таблицы об итогах голосования, составленного данной территориальной избирательной комиссией.

Лица, перечисленные в частях 1 и 2 настоящей статьи, именуются далее в настоящем Федеральном законе наблюдателями.

Статья 3. Наблюдатели от граждан

Наблюдателем от граждан на избирательном участке может быть любой гражданин Российской Федерации, внесенный в списки избирателей на соответствующем избирательном участке и уполномоченный не менее чем десятью другими избирателями соответствующего избирательного участка для осуществления наблюдения на этом избирательном участке. Наблюдателем от граждан в территориальной избирательной комиссии может быть любой гражданин Российской Федерации, внесенный в списки избирателей на соответствующей территории и уполномоченный не менее чем 50 другими избирателями соответствующей территории для осуществления наблюдения в соответствующей территориальной избирательной комиссии.

Наблюдатели от граждан делегируются избирателями непосредственно.

Делегирование осуществляется путем сбора подписей в подписном листе (листах).

Подписной лист изготавливается по форме, установленной в Приложениях N 1 либо N 2 к настоящему Федеральному закону. В подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства наблюдателя от граждан, серия и номер его паспорта или документа, его заменяющего.

Избиратель в подписном листе указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), место жительства, серию и номер паспорта или документа, его заменяющего, а также дату внесения этих данных в подписной лист и ставит свою подпись.

Подписной лист (листы) предъявляется лицом, делегированным наблюдателем на участок (в территориальную избирательную комиссию), председателю участковой (территориальной) комиссии или лицу, его заменяющему, с одновременным предъявлением своего паспорта или документа, его заменяющего. После предъявления наблюдателем подписного листа (листов) последний (последние) приобщается (приобщаются) к материалам соответствующей избирательной комиссии с выдачей Наблюдателю справки о приеме. Комиссия вправе провести проверку достоверности заполнения подписного листа (листов), в том числе опросом лиц, подписи от имени которых находятся в подписном листе (листах).

Лицо приобретает статус наблюдателя с момента предъявления подписного делегирующего листа (листов), заполненного (заполненных) с соблюдением требований, установленных настоящей статьей. Подписной лист (листы) может быть предъявлен в любое время в интервале времени, указанном в частях 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок (в территориальную избирательную комиссию) не требуется. Наблюдатель несет ответственность за правильность сведений, указанных в подписном листе. Отказ в предоставлении статуса наблюдателя, а также воспрепятствование наблюдателю в осуществлении им своих прав могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Статья 4. Права наблюдателей

Наблюдатели на избирательном участке имеют право:

    - находиться на избирательном участке в любое время в интервале времени, указанном в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
    - присутствовать при подсчете числа граждан, внесенных в списки избирателей, числа бюллетеней для голосования, выданных избирателям, и числа погашенных бюллетеней, при подсчете числа поданных в бюллетенях для голосования голосов, при составлении протоколов участковой избирательной комиссией, а также при любых иных действиях, осуществляемых участковой избирательной комиссией в интервале времени, указанном в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также в любое время при проведении соответствующей участковой избирательной комиссией повторного подсчета бюллетеней и быть извещенным о нем:
    - знакомиться со списками избирателей;
    - присутствовать при голосовании, которое осуществляется вне помещения для голосования;
    - присутствовать при подсчете голосов на избирательном участке на расстоянии и в условиях обеспечивающих обозримость содержания бюллетеней, подсчет которых осуществляется членами избирательной комиссии:
    - знакомиться с заполнением любого бюллетеня (бюллетеней) при подсчете голосов участковой избирательной комиссией:
    - знакомиться с результатами подсчета голосов в ходе его осуществления членами избирательной комиссии:

    - изготавливать копии протоколов об итогах голосования, а также копии списков лиц, присутствующих при подсчете голосов и составлении протоколов об итогах голосования:
    - обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями, делать устные иди письменные заявления о нарушениях законодательства о выборах;
    - обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в территориальную избирательную комиссию или в суд;
    - знакомиться с содержанием всех составляемых участковой избирательной комиссией документов как непосредственно после их составления, так и в любое время в течение срока действия полномочий наблюдателей.

Наблюдатели в территориальной избирательной комиссии имеют право:

    - находиться в помещении территориальной избирательной комиссии в любое время в интервале времени, указанном в части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона;
    - знакомиться с содержанием любого протокола (протоколов) участковой избирательной комиссии, поступившего в территориальную избирательную комиссию;
    - присутствовать при составлении протоколов и сводных таблиц территориальной избирательной комиссией, а также при любых иных действиях, осуществляемых территориальной избирательной комиссией в интервале времени, указанном в части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также в любое время при проведении соответствующей территориальной избирательной комиссией повторного подсчета результатов голосования на соответствующей территории и быть извещенным о нем;
    - изготавливать копии протоколов участковых избирательных комиссий, поступивших в территориальную избирательную комиссию, копии протоколов и сводной таблицы об итогах голосования, составляемых территориальной избирательной комиссией, а также копии списков лиц, присутствующих при подсчете голосов и составлении протоколов об итогах голосования;
    - обращаться в территориальную избирательную комиссию с предложениями и замечаниями, делать устные или письменные заявления о нарушениях законодательства о выборах;
    - обжаловать действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
    - знакомиться с содержанием всех составляемых территориальной избирательной комиссией документов как непосредственно после их составления, так и в любое время в течение срока действия полномочий наблюдателей:
    - при обнаружении ошибок в протоколах участковых избирательных комиссий участвовать при повторном подсчете голосов в соответствующих избирательных комиссиях.

Вмешательство наблюдателей в деятельность участковой и территориальной избирательной комиссии не допускается. В случае вмешательства наблюдателя в деятельность участковой или территориальной

избирательной комиссии, комиссия вправе принять решение о немедленном удалении нарушителя из помещения избирательного участка или территориальной избирательной комиссии, о чем составляется соответствующий протокол. Наблюдатели при исполнении своих полномочий вправе носить карточки или значки с указанием своих фамилии, имени и отчества и указанием о том, кого представляет наблюдатель (фамилия кандидата, наименование избирательного объединения (блока), средства массовой информации, иностранной (международной) организации либо указание «от граждан»).

При ознакомлении со списками избирателей, а также с бюллетенями для голосования, иной избирательной документацией наблюдатели не вправе требовать получения на руки соответствующих документов.

Статья 5. Обеспечение прав наблюдателей участковыми и территориальными избирательными комиссиями

Подсчет выданных избирателям бюллетеней, погашенных (неиспользованных) бюллетеней, бюллетеней, находившихся в переносных и стационарных ящиках для голосования и подсчет голосов по ним осуществляются гласно и открыто в присутствии всех членов участковой комиссии, находящихся на избирательном участке, и наблюдателей открыто и гласно, в условиях, обеспечивающих обозримость бюллетеней.

По требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить возможность ознакомления с любым бюллетенем (бюллетенями) и иными документами и материалами избирательной комиссии.

Все числовые данные, подлежащие включению в избирательную документацию, вносятся в протоколы и акты только после их оглашения вслух в присутствии членов комиссии и наблюдателей и записываются в двух формах:

цифровой и прописью. Не допускается заполнение избирательной документации карандашом и внесение в нее каких бы то ни было исправлений.

Участковая (территориальная) избирательная комиссия обязана предоставить любому наблюдателю по его требованию возможность снять копии с протоколов и сводных таблиц об итогах голосования немедленно после их подписания членами комиссии, а также со списка лиц, присутствовавших при подсчете голосов граждан. Председатель комиссии (или заменяющее его лицо) обязан заверить эти копии своей подписью и печатью участковой, (территориальной) избирательной комиссии.

Замечания и предложения наблюдателей немедленно рассматриваются председателем избирательной комиссии (или лицом его заменяющим), а при необходимости - на заседании избирательной комиссии.

Воспрепятствование или отказ избирательной комиссии в осуществлении наблюдателями их прав, перечисленных в статье 4 настоящего Федерального закона, могут повлечь признание выборов на соответствующем участке (территории) недействительными по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда.

Статья б. Контрольный подсчет голосов на участке

На следующий день после дня голосования на двух процентах, но не менее чем на четырех избирательных участках, выбранных путем жеребьевки окружной избирательной комиссией (а при ее отсутствии - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации), производится контрольный подсчет голосов избирателей (бюллетеней). Если избирательный участок, на который выпал жребии, находится в удаленном или труднодоступном районе, время контрольного полсчета голосов может быть по решению окружной избирательной комиссии (а при ее отсутствии - избирательной комиссии субъекта Российской Федерации) перенесено. О жеребьевке предварительно извещаются и вправе присутствовать при ее проведении кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители участвовавших в выборах избирательных объединений (блоков) и доверенные лица указанных избирательных объединений (блоков), а также члены окружной избирательной комиссии (а при ее отсутствии - избирательной комиссии субъекта Российской Федерации) с правом решающего и совещательного голоса. При проведении жеребьевки вправе также присутствовать представители средств массовой информации.

Контрольный подсчет производится участковой избирательной комиссией в присутствии членов вышестоящей избирательной комиссии и наблюдателен. По итогам подсчета составляется протокол, включающий все позиции протокола, ранее составленного по итогам голосования.

Соответствующая избирательная комиссия обязана известить о предстоящем контрольном подсчете и возможности присутствовать при таковом всех участвующих в выборах кандидатов либо их доверенных лиц или уполномоченных и уполномоченных участвующих в выборах избирательных объединений, а также присутствовавших при подсчете голосов наблюдателей. При проведении контрольного подсчета вправе также присутствовать представители средств массовой информации.

В случае, если хотя бы на одном из избирательных участков расхождение данных контрольного подсчета голосов с данными предыдущего протокола участковой избирательной комиссии окажутся настолько велики, что приведут к изменению мест, занятых на данном участке отдельными кандидатами (списками кандидатов), окружная избирательная комиссия (а при ее отсутствии -избирательная комиссия субъекта Российской Федерации) принимает решение о проведении контрольного подсчета голосов еще не менее, чем на пяти процентах участков. В этом случае жеребьевка осуществляется в срок не более 3 дней со дня принятия решения и с соблюдением условий, указанных в части 1 данной статьи.

Если при суммировании результатов, полученных на проверяемых в соответствии с частями 1 и 4 настоящей статьи избирательных участках. выявленные расхождения с результатами, полученными суммированием предыдущих протоколов соответствующих участковых избирательных комиссий. окажутся настолько велики, что приведут к изменению мест. занятых на данной совокупности избирательных участков отдельными кандидатами (списками кандидатов), окружная комиссия (а при ее отсутствии - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации) немедленно принимает решение о проведении контрольного подсчета голосов на всех избирательных участках данного округа (субъекта Российской Федерации), проводимого не позднее, чем на третий день после принятия данного решения.

Статья 7. Обнародование итогов голосования

В соответствии с положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» итоги голосования по избирательному участку в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей участковой избирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации по их требованию. Предоставление указанных данных осуществляет либо сама участковая избирательная комиссия, либо тот орган (вышестоящая избирательная комиссия или иной), в который передана документация соответствующей участковой избирательной комиссии после истечения срока ее полномочий.

Третьи экземпляры протоколов с заявлениями об особом мнении отдельных членов участковой избирательной комиссии, являющимися неотъемлемыми частями протоколов, сразу после завершения работы участковой избирательной комиссии должны быть вывешены в доступном для избирателей месте избирательного участка и находиться там не менее чем до 21 часа следующего дня после дня голосования.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»' итоги голосования по территории, на которую распространялась деятельность территориальной избирательной комиссии, и по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, а также непосредственно нижестоящих (участковых, территориальных) комиссий должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации по их требованию. Предоставление указанных данных осуществляет либо сама соответствующая избирательная комиссия, либо тот орган (вышестоящая избирательная комиссия или иной), в который передана документация соответствующей избирательной комиссии после истечения срока ее деятельности.

Статья 8. Доступ к данным о результатах голосования при использовании автоматизированной информационной системы

В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы должен быть обеспечен доступ (в режиме «только чтение») ко всем данным, находящимся и введенным в данную систему, абонентам действующих в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Допускается обеспечение указанного доступа посредством включения соответствующих данных в информационные ресурсы вышеупомянутых информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. В последнем случае должна обеспечиваться идентичность данных, включаемых в состав информационных ресурсов вышеупомянутых систем, и находящихся в автоматизированной информационной системе на уровне субъектов Российской Федерации на уровне Российской Федерации в целом с допустимым временным расхождением, не превышающим 45 минут.

Статья 9. Ответственность за неисполнение закона

Невыполнение требований настоящего Федерального Закона влечет ответственность, предусмотренную уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях за нарушение избирательных прав граждан, а также могут являться основанием для признания судом недействительными итогов выборов по соответствующему участку, территории либо избирательному округу.

Статья 10. О рассмотрении судами жалоб

Жалобы, поданные в суды в день выборов, рассматриваются в тот же день. Эти жалобы государственной пошлиной не оплачиваются.

Отказ в доступе к информации, предоставление которой предусмотрено настоящим федеральным законом, или предоставление заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в суд любым участником избирательного процесса. Суд рассматривает жалобу об отказе в предоставлении информации в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. Пятидневный срок рассмотрения распространяется на все жалобы, которые поданы до официального объявления о результатах выборов в средствах массовой информации.

Статья 11. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта