Демократия.Ру




Государственный человек должен предусматривать непредвиденные случаи, в том числе и те, которые предполагают худший исход. Галлод


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


20.04.2024, суббота. Московское время 12:18


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

3. Сбор подписей

Вопрос: Кандидата можно не регистрировать, если он нарушил процедуру сбора подписей. Что это за процедура? За какие конкретные нарушения кандидат может быть не зарегистрирован избирательной комиссией?

Ответ: В пункте 23 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата. Нарушения в процедуре сбора подписей могут повлечь отказ в регистрации только в том случае, если при этом были нарушены подпункты «г» и «д» пункта 23 статьи 38 данного Федерального закона (сбор не менее 20% подписей в местах, где сбор подписей запрещен; недостаточное количество достоверных и действительных подписей, собранных в поддержку кандидата, или превышение предельной величины доли недостоверных или недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке).

Вопрос: Что понимается в избирательном законодательстве под «подписью избирателя»: непосредственно подпись или все данные избирателя в подписном листе? Вопрос возникает в связи с тем, что в ряде случаев в законе говорится о проверке подписей, а фактически проверяются все данные в подписных листах.

Ответ: По смыслу статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» в тех случаях, когда речь идет о проверке подписей без специального указания, что одновременно проверяются сведения об избирателях, под проверкой подписей следует понимать и проверку достоверности сведений об избирателях.

Вопрос: Сбор подписей избирателей проводился в небольших населенных пунктах (до 30 тыс. человек). При проверке подписей избирателей окружной избирательной комиссией не засчитаны подписи на том основании, что в адресе избирателя в подписном листе указан не переулок, а улица, и наоборот (названия улиц и переулков не дублируются), хотя все остальные данные достоверны. Правомерно ли не засчитаны подписи?

Ответ: В пункте 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» установлено, что законом, регулирующим проведение соответствующих выборов, должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей. Таким образом, о правомерности действий окружной избирательной комиссии можно судить лишь с учетом положений соответствующего закона (Федерального закона, закона субъекта Федерации). На практике порядок проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей нередко устанавливается самими избирательными комиссиями. При решении вопроса о достоверности сведений о конкретном избирателе представителям кандидата следует настаивать, что обнаруженные неточности в сведениях об избирателе малозначительны и не препятствуют определению адреса места жительства избирателя.

Вопрос: Существует ли закрытый перечень критериев, на основании которых подписи избирателей в подписных листах можно признать недействительными?

Ответ: В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не установлен исчерпывающий перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными. В пункте 44 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» дается общее определение недействительной подписи. Таковой признается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа.

О конкретных основаниях для признания подписей недействительными говорится пунктах 5 и 6 статьи 38 данного Федерального закона. К недействительным подписям относятся подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат. Недействительными следует считать и подписи избирателей, внесенные в подписные листы с нарушением других требований закона, в частности до уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, что требуется в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона. Перечень оснований недействительности подписей избирателей должен устанавливаться в конкретном законе, регламентирующем проведение соответствующих выборов. Например, подробный перечень таких оснований установлен в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» (п. 11 ст. 38), в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (п. 10 ст. 46).

Вопрос: Какие подписи избирателей являются недостоверными?

Ответ: Согласно пункту 45 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» недостоверной подписью является подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Иначе говоря, недостоверная подпись — это подпись, которую избиратель, чья фамилия и иные данные указаны в подписном листе, в действительности не проставлял в этом подписном листе.

Вопрос: В части 1 статьи 44 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указано, что запрещается осуществлять сбор подписей «на рабочих местах». Подпадает ли под данное понятие рабочее место лица, осуществляющего сбор подписей на своем рабочем месте, и может ли он (сборщик) заниматься этой деятельностью на своем рабочем месте? Будет ли являться сбор подписей указанным способом нарушением действующего законодательства?

Ответ: Сбор подписей на рабочем месте сборщика подписей по смыслу части 1 статьи 44 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не допускается.

Вопрос: Мы представили в избирательную комиссию муниципального образования подписи в поддержку выдвинутого нами кандидата, однако часть избирательных листов была забракована избирательной комиссией, так как подписи на них собирал несовершеннолетний. Правильно ли поступила избирательная комиссия?

Ответ: Избирательная комиссия действовала в полном соответствии с законом. Согласно пункту 7 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Если это требование не выполнено, то соответствующие подписи признаются собранными с нарушением закона и не могут учитываться как действительные, так как согласно пункту 44 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа, является недействительной.

Вопрос: Избирательная комиссия муниципального образования отказала мне в регистрации кандидатом на должность мэра города Т., признав часть представленных мною подписей избирателей недействительными. Об этом я узнал только на заседании комиссии, на котором было принято это решение. При этом пояснений, почему подписи были признаны недействительными, мне дано не было. Законно ли действовала комиссия?

Ответ: Действия избирательной комиссии незаконны, так как ею не были соблюдены установленные законом гарантии прав кандидата. Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» при проведении проверки подписей, представленных кандидатом, вправе присутствовать кандидат, его уполномоченные представители. О проведении проверки кандидат должен извещаться. Пунктом 9 этой же статьи Федерального закона предусмотрено, что кандидат должен быть извещен о результатах проверки представленных подписей не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Если в результате проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта