Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Если бы правительство октроировало всеобщее и прямое избирательное право, то оно заранее ограничило бы его такими оговорками, что оно уже не было бы всеобщим и прямым избирательным правом. Карл Маркс (1818-1883), немецкий философ, социолог, экономист, «Военный вопрос в Пруссии и всеобщее избирательное право - III»


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


05.08.2020, среда. Московское время 16:52

Голос регионов 9, май 2000

Региональные СМИ о выборах

Да здравствует король!..


Региональные СМИ о выборах

Редакция Приложения «Голос регионов» рада вновь встретиться со своими читателями. Мы приносим извинения за приостановку выпуска. С этого месяца мы возобновляем публикацию и надеемся, что издание станет еще лучше. Ваши комментарии на опубликованные материалы вы можете направлять по электронному адресу [email protected]

Центр внимания общественности, неравнодушной к развитию демократии в России и к непосредственным формам правления, после президентских выборов переместился в регионы, где проходят постоянные избирательные процессы. Конечно, во многих субъектах России как государственная, так и местная власть постаралась совместить выборы с федеральными. Но тем не менее, до конца 2000 года в тридцати одном субъекте пройдут выборы глав исполнительной власти, а в двадцати одном - выборы в представительный орган государственной власти. Ближайшие выборы состоятся:

18 июня
в Архангельской области
Выборы депутатов Архангельского областного Собрания депутатов

25 июня
в Иркутской области
Выборы депутатов Законодательного Cобрания Иркутской области

2 июля
Самарская область
Досрочные выборы Губернатора Самарской области

В отношении остальных 29 регионов, о которых было сказано выше, точная дата выборов не установлена, однако полномочия государственных органов истекают этой осенью. Сегодня вполне обоснованно можно предположить, что в ходе демократического волеизъявления представительные органы будут укомплектованы новыми депутатами, а на место глав субъекта будут избраны новые люди или переизбраны старые. Однако и здесь есть свое «но». По общему правилу главы исполнительной власти в регионах не могут избираться больше двух раз подряд. Так как большинство глав исполнительной власти привыкли к своим местам и в регионах и в Москве, уходить от власти они не желают. Будут ли губернаторы пытаться перекроить под себя законы субъекта, неизвестно. Однако на момент редактирования данного выпуска «Регионов» президент РФ В. Путин выступил с законодательной инициативой по кардинальному изменению принципов формирования Совета Федерации. По законопроекту, Президент РФ имеет право инициировать отстранение от должности главы исполнительной власти субъекта, Госдума - выступить с аналогичной инициативой, только в отношении представительного органа. Непосредственное решение по «импичменту» будет приниматься судом субъекта (или Верховным Судом, если возникнет необходимость). Региональные же органы государственной власти наделяются аналогичными полномочиями в отношении органов местного самоуправления, что нельзя назвать вполне законным, учитывая принцип отделения местного самоуправления от системы государственной власти.

Таким образом, главы исполнительной власти и председатели представительных органов субъектов не будут более представлять свой регион в Совете Федерации. Их полномочия ограничиваются рамками субъекта и, как следствие, в Москву, в Совет Федерации, путь им будет закрыт. В Госдуме рассматривается возможность предоставления нынешним членам Совета Федерации права остаться «сенаторами» в Москве. Поэтому вполне возможно проведение досрочных выборов в ряде субъектов РФ. С учетом всего вышесказанного, отношения центра и регионов значительно изменятся, что в целом повлияет на политические процессы, происходящие в субъектах РФ.

Одним из самых знаменательных событий, произошедших в регионах в мае, стали выборы мэра Санкт- Петербурга. Непосредственно подготовка к данному мероприятию началась задолго до официального старта избирательной кампании. А именно тогда, когда В. Яковлев решил перенести выборы губернатора на более ранний срок и совместить их с парламентскими выборами. Идея эта была зарублена на корню представителями питерского «Яблока», получившими от Верховного суда заключение о незаконности решения о подобном переносе выборов. Официальная же кампания на пост мэра Северной столицы была особенно знаменательна непосредственным участием Кремля, а также выкидываемыми последним коленцами и всяческим выкрутасами. Соперники у Яковлева менялись стремительно: и Степашин, и Матвиенко, и запоздалая надежда демократической оппозиции, Игорь Артемьев. Единственным кандидатом, способным соперничать с мэром, был, пожалуй, только Сергей Степашин, но тот даже не дошел до этапа регистрации. Единственным, что могло бы поколебать победу Яковлева в первом туре, был проигранный русскими чемпиона мира по хоккею, состоявшийся, как назло, в Петербурге в день выборов. Но надежды не оправдались, Яковлев одержал победу с ошеломляющим успехом в 72.7% голосов поддержки, в то время как Игорю Артемьеву пришлось довольствоваться 14.7% голосов избирателей.

Да здравствует король!..

По всей видимости, следующей громкой избирательной кампанией в регионах станут выборы мэра г. Владивостока, назначенные на 18 июня 2000 года. 22 мая закончилась регистрация кандидатов, среди которых и бывший мэр Владивостока, нынешний депутат Государственной Думы В. Черепков. По словам кандидата, в случае избрания он готов сложить полномочия депутата ГосДумы и вернуться из Москвы в родное Приморье. Другим подающим надежды претендентом на пост являлся В. Логненко, генеральный директор АО «Пивоиндустрия Приморья», депутат краевой думы. Однако именно его в последний день регистрации сняли с дистанции за ведение досрочной предвыборной агитации. Сам В. Логненко, считающий себя жертвой «черного пиара», с решением избиркома не согласился и намерен обжаловать его в суд.

Становится очевидным, что политики воспринимают выборы не как оценку своей деятельности со стороны избирателей, а как некую довольно дорогую, но очень занятную игру, победа в которой нужна лишь для удовлетворения своего обостренного чувства тщеславия. В Самарской области назначены на 2 июля досрочные выборы губернатора. И опять абсолютным фаворитом кампании является бывший губернатор, К. Титов, который после поражения на президентских выборах решил сделать красивый жест, оплачиваемый, правда, из бюджета области, в виде досрочной отставки и назначения новых выборов, на которых и выставил свою кандидатуру. Оппозиция придумывает различные маневры для привлечения к себе внимания, но безуспешно. Все кандидаты не брезгуют и дешевым «пиаром» в виде листовок компрометирующего содержания, и «дурно пахнущими» газетенками, распространяемых миллионными тиражами по почтовым ящикам. К. Титов обратился к претендентам на губернаторский пост, работникам их штабов, к руководителям средств массовой информации, к журналистам с призывом честно и чисто провести выборы. СМИ единодушно согласились, однако кандидаты не хотят расставаться со столь действенным оружием в борьбе за пост. Еще один фактор, который может оказать влияние на исход выборов - неудачно выбранный день голосования. Июль - это месяц отпусков, в воскресенье народ ринется на дачи, к водоемам и пляжам, а не к избирательным урнам. Более того, в этот же день будет проходить ежегодный фестиваль авторской песни, на котором область «потеряет» около 4% избирателей.

Ведению «нечестной» игры в ряде субъектов потворствует устаревшее региональное законодательство, не соответствующее федеральному. Однако устранить противоречия в законах при негативном к этому отношении со стороны региональной власти - очень сложно. Так, 16 мая 2000 года Конституционный суд приступил было к рассмотрению запроса жителя Дагестана, который считает законы Республики Дагестан «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления» и «О выборах депутатов Народного Собрания» противоречащим Конституции РФ. Исалмагомеду Набиеву в апреле 1998 года Махачкалинская избирательная комиссия отказала в регистрации его уведомления о сборе подписей избирателей. Основанием для отказа явилось то, что И.Набиев - аварец по национальности, а округ, в котором он собирался баллотироваться - лезгинский. Махачкала разделена на 14 национально-территориальных округов, которые распределены между представителями коренных национальностей. Согласно статье 11 и пункту 18 статьи 34 закона Дагестана «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления», аварец, например, может избираться только в аварском национально-территориальном округе, а лезгинец - только в лезгинском. И.Набиев полагает, что подобные нормы закона нарушают его конституционное избирательное право. Он пытался оспорить решение избирательной комиссии в районном суде, затем в Верховном суде республики Дагестан, но ему было отказано. Отказал ему также и Конституционный суд Дагестана. Однако в среду заседание КС было отложено до второй декады июня по просьбе представителей руководства Дагестана, которые хотели бы более тщательно подготовиться к заседанию КС и представить свою точку зрения с максимальной убедительностью, сказал М.Алиев, председатель Народного собрания Дагестана. Он подчеркнул, что данный закон можно в каком-то смысле счесть противоречащим федеральному законодательству. В то же время «Конституция РФ не запрещает вводить такие квоты», - считает он. По словам М.Алиева, российское законодательство о выборах «гарантирует права человека, но, по сути дела, не гарантирует права народов». «А в Конституции РФ сказано, что и права человека, и права народов должны быть гарантированы, потому что человек не может быть свободен, если его народ не свободен». М.Алиев подчеркнул, что если Конституционный суд признает закон противоречащим Конституции РФ, то республика будет обязана его скорректировать. Однако тогда на следующих выборах в представительных органах местного самоуправления будут представлены не 14, а 2-3 народа Дагестана, и это приведет к резкому обострению межнациональных отношений. «У нас в Дагестане уникальная ситуация, другой такой многонациональной республики в России нет, и мы надеемся, что Конституционный суд примет это во внимание, - сказал глава парламента Дагестана. - Тем более, что, как нам представляется, есть правовые нормы, на основании которых наш закон можно защитить».

Вполне обоснованно Республика Дагестан ставит права наций над правами человека, однако всегда можно решить подобные проблемы, не ущемляя интересов отдельной личности. Но решение останется за Конституционным Судом, который уже откладывал рассмотрение этого дела несколько раз. Как отмечают представители Минюста и Миннаца, Конституционный суд впервые так явно уклоняется от вынесения четкого решения по совершенно ясному с юридической точки зрения вопросу.

Дагестан, несмотря на свою национальную уникальность, все же является субъектом Российской Федерации, и нормы Конституции РФ являются для республики, так же как и для других субъектов, непосредственно действующими, и действующим без каких-либо ограничений.

Выпуск подготовлен на основе материалов центральной прессы, а также публикаций независимых экспертов.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта