Демократия.Ру




Всякий, стоящий у государственной власти, обязан избегать войны точно так же, как капитан корабля избегает кораблекрушения. Ги де Мопассан (1850-1893), французский новеллист


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.01.2020, среда. Московское время 14:52


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава IV. Избирательные комиссии, комиссии референдума

Статья 20. Система и статус избирательных комиссий, комиссий референдума

Статья 21. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Статья 22. Формирование и срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий, комиссий муниципальных образований, территориальных и участковых комиссий

Статья 23. Статус членов комиссий

Статья 24. Расформирование комиссии

Статья 25. Гласность в деятельности комиссий

Статья 26. Организация деятельности комиссий


Статья 20. Система и статус избирательных комиссий, комиссий референдума

1. В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

    избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

    окружные избирательные комиссии;

    территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

    избирательные комиссии муниципальных образований;

    участковые комиссии.

2. Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

3. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий, при этом решение об их образовании принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе принять решение об образовании одной либо нескольких территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, полярных станциях, по подготовке и проведению выборов и референдумов. В случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение об образовании одной либо нескольких территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, по подготовке и проведению выборов и референдумов.

4. Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является избирательной комиссией муниципального образования.

5. При проведении соответствующих референдумов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований действуют в качестве комиссий референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, вышестоящих избирательных комиссий, осуществляющих формирование избирательных комиссий, принятому в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи.

6. Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

7. Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении настоящего Федерального закона, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований в части, касающейся регулирования подготовки и проведения выборов, референдума, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в 5-дневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в 10-дневный срок. Если обращение затрагивает интересы кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, эти кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки или их уполномоченные представители вправе давать объяснения по существу обращения.

8. Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 7 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений настоящего Федерального закона, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований в части, касающейся регулирования подготовки и проведения выборов, референдума, в правоохранительные органы, иные органы исполнительной власти, которые обязаны в 5-дневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. Если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в 10-дневный срок.

9. Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах.

10. Полномочия (компетенция) и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Полномочия (компетенция) и порядок деятельности иных комиссий при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами.

11. Полномочия (компетенция) и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, территориальных и иных комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации и местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

12. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории, согласованного с соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.

13. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее полномочий (компетенции), обязательны для нижестоящих комиссий.

14. Решение комиссии, противоречащее федеральным конституционным законам, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации либо принятое с превышением установленных полномочий (компетенции), подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса.

15. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, а избирательные комиссии субъектов Российской Федерации -государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с их полномочиями (компетенцией), установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Положение территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований определяется законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

16. Комиссии в пределах своих полномочий (компетенции) независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

17. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их полномочий (компетенции), установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.

18. Финансирование деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - за счет средств федерального бюджета в объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и бюджета субъекта Российской Федерации. Финансирование деятельности территориальной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, также за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Источники финансирования комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Объемы бюджетных средств, выделяемых на обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной комиссии, комиссии муниципального образования, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, предусматриваются в законах о федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, нормативном правовом акте о местном бюджете на очередной финансовый год.

19. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации ежегодно представляет отчет о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение ее деятельности и проведение выборов, референдумов, в порядке и по форме, устанавливаемым федеральными конституционными законами, федеральными законами. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, территориальная комиссия, комиссия муниципального образования, действующие на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами, ежегодно представляют отчеты о расходовании средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, выделенных на обеспечение их деятельности и проведение выборов, референдумов, в порядке и по форме, устанавливаемым федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

20. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности: предоставлять безвозмездно необходимые помещения, в том числе для сбора подписей, хранения избирательной документации и документации референдума до передачи ее в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

21. Организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения, необходимые для голосования и размещения участковых комиссий.

22. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий должны предоставлять комиссиям бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации, а также бесплатное эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий покрываются в порядке, установленном пунктом 9 статьи 44 настоящего Федерального закона.

23. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе государственные, муниципальные и негосударственные организации телерадиовещания, редакции государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в 5-дневный срок, а за пять дней до дня голосования и в день голосования - немедленно.

Статья 21. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - четыре года.

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, иными депутатскими объединениями, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

3. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права.

4. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организуют работу по конкретным направлениям ее деятельности, определяемым Регламентом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, и несут ответственность за результаты работы по этим направлениям.

5. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

6. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий (компетенции) руководство деятельностью комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по проведению референдума Российской Федерации.

7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации:

    а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

    б) организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство типового технологического оборудования;

    в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

    г) осуществляет меры по организации системы финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

    д) распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует их целевое использование;

    е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

    ж) заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов и референдума;

    з) устанавливает нормативы (включая степень защищенности), в соответствии с которыми изготавливаются избирательный бюллетень и бюллетень для голосования на референдуме, список избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

    и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

    к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами.

8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах выделенных ей из федерального бюджета средств определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности.

9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с федеральными органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении этой регистрации (учета).

10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своих полномочий (компетенции) вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, а в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, также инструкции по вопросам единообразного применения соответствующих федеральных конституционных законов, федеральных законов.

11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления настоящему Федеральному закону, а также федеральным конституционным законам, федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

12. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет официальный печатный орган.

Статья 22. Формирование и срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий, комиссий муниципальных образований, территориальных и участковых комиссий

1. Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. При этом государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2. Как законодательный (представительный), так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны назначить не менее одной трети от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений:

    а) избирательных объединений, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

    б) избирательных объединений, входивших в избирательные блоки, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. При этом от каждого избирательного блока кандидатуры может представлять только одно избирательное объединение, уполномоченное на то соглашением о создании блока;

    в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

    г) избирательных объединений, входивших в избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом от каждого избирательного блока кандидатуры может представлять только одно избирательное объединение, уполномоченное на то соглашением о создании блока.

В избирательную комиссию субъекта Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя от каждого избирательного объединения.

3. Как законодательный (представительный), так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

4. Формирование окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти осуществляется избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, органов местного самоуправления, окружной избирательной комиссии предыдущего состава. При этом государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов окружной избирательной комиссии. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при формировании окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти обязана назначить не менее одной трети от общего числа членов окружной избирательной комиссии на основе поступивших предложений избирательных объединений, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 2 настоящей статьи. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого избирательного объединения.

5. Формирование территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, участковых комиссий осуществляется вышестоящими комиссиями на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий либо окружных избирательных комиссий предыдущего состава (если комиссия действует на постоянной основе).

6. Формирование комиссий муниципальных образований осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, указанных комиссий предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации представительными органами местного самоуправления.

7. Представительный орган (представительные органы) местного самоуправления, вышестоящая комиссия обязаны назначить не менее одной трети от общего числа членов комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, участковой комиссии, окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на основе поступивших предложений:

    а) избирательных объединений, указанных в подпунктах "а" -"г" пункта 2 настоящей статьи;

    б) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе (представительных органах) местного самоуправления;

    в) избирательных объединений, входивших в избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе (представительных органах) местного самоуправления. При этом от каждого избирательного блока кандидатуры может представлять только одно избирательное объединение, уполномоченное на то соглашением о создании избирательного блока.

В указанные комиссии может быть назначено не более одного представителя от каждого избирательного объединения.

8. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее двух членов комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

9. Орган, назначающий в состав комиссии гражданина Российской Федерации, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, обязан получить его письменное согласие на вхождение в состав этой комиссии.

10. В субъектах Российской Федерации, система органов государственной власти которых предусматривает создание органов государственной власти районов и иных административно-территориальных единиц, территориальные комиссии соответствующего уровня формируются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктами 5, 7 и 9 настоящей статьи.

11. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий сохраняется за избирательными объединениями, уполномоченными органами избирательных блоков, которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, и которые имели депутатские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления последнего созыва.

12. Если уполномоченные на то настоящим Федеральным законом органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, либо на соответствующей территории отсутствует указанный орган государственной власти, орган местного самоуправления, либо соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, комиссии муниципального образования - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, иной комиссии -вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом, федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

13. Устанавливаемые федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации сроки формирования комиссий должны обеспечивать достаточное время для внесения предложений о кандидатурах в их состав.

14. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной комиссии, участковой комиссии, окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, комиссии муниципального образования. Указанная норма может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территории воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.

15. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации устанавливается законами субъектов Российской Федерации, при этом он не может быть более пяти лет и менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации срок полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не установлен, - менее срока полномочий однократно избранного депутата указанного органа.

16. Срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти устанавливается федеральными законами, а по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления - законами субъектов Российской Федерации, при этом он не может превышать срок полномочий органа, подготовку и проведение выборов в который осуществляют указанные избирательные комиссии.

17. Территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий территориальных комиссий - четыре года. Законом субъекта Российской Федерации территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица.

18. Срок полномочий комиссии муниципального образования не может быть более пяти лет и менее срока полномочий представительного органа местного самоуправления, подготовку и проведение выборов в который осуществляет эта избирательная комиссия, а если законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срок полномочий представительного органа местного самоуправления не установлен, - менее срока полномочий однократно избранного депутата указанного органа. Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица. Полномочия комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа местного самоуправления этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.

19. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия комиссии муниципального образования не могут быть возложены на одну из них. В этом случае комиссия муниципального образования должна быть образована отдельно. Данное положение не применяется, если несколько территориальных комиссий образуется в связи с созданием территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, полярных станциях или на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации.

20. Полномочия участковой комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в адрес вышестоящей комиссии не поступили жалобы и протесты на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.

21. Если срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной комиссии, комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

22. Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14. Число членов иных комиссий с правом решающего голоса устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Статья 23. Статус членов комиссий

1. Членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть:

    а) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

    б) выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления;

    в)судьи, прокуроры;

    г) на соответствующих выборах - кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, члены и уполномоченные представители групп избирателей, выдвинувших кандидатов;

    д) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;

    е) члены комиссий с правом совещательного голоса;

    ж) супруги и близкие родственники кандидатов;

    з) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;

    и) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда;

    к) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо подвергнутые в судебном порядке административному взысканию за нарушение избирательных прав граждан.

2. Положения подпунктов "г", "ж" и "з" пункта 1 настоящей статьи не распространяются на членов участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.

3. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что подпункт "з" пункта 1 настоящей статьи не распространяется на членов участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных в малонаселенных местностях, при этом в законе должны быть указаны критерии отнесения местностей к малонаселенным либо приведен перечень таких местностей.

4. Под непосредственным подчинением в настоящем Федеральном законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять к нему меры дисциплинарного взыскания.

5. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей комиссии с правом решающего голоса.

6. Срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят.

7. Член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:

    а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;

    б) появления оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи.

8. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае выдвижения его кандидатом либо появления оснований, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 1 настоящей статьи, приостанавливаются решением соответствующей избирательной комиссии, если такое приостановление не ведет к тому, что комиссия остается в неправомочном составе.

9. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:

    а) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;

    б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;

    в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;

    г) смерти члена комиссии;

    д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности либо препятствующим деятельности комиссии, в том числе путем предоставления преимуществ какому-либо кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку.

10. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования комиссии в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона.

11. Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение месяца, а в период проведения соответствующих выборов, референдума - в течение 10 дней со дня поступления в указанный орган письменного заявления члена комиссии о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.

12. Орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 7 и 9 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период проведения соответствующих выборов, референдума - не позднее чем через 10 дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2 статьи 21, статьей 22 настоящего Федерального закона. В случае невыполнения данного требования уполномоченным на то органом нового члена комиссии назначает вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.

13. Председатель, заместитель Председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, председатель иной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, замещают должность в соответствующей комиссии на постоянной (штатной) основе. Председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации должен иметь, как правило, высшее юридическое образование или ученую степень в области права.

14. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса может работать в комиссии на постоянной (штатной) основе.

15. Замещение должности на постоянной (штатной) основе членом избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, членом иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, а также размер и виды оплаты труда членов указанных комиссий с правом решающего голоса, замещающих должности на постоянной (штатной) основе, иных выплат этим членам комиссии определяются законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

16. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающий в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает государственную должность Российской Федерации. Член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса и работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает согласно с закону, иному нормативному правовому акту субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, иному нормативному акту органа местного самоуправления соответственно государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность. Указанные лица не могут замещать другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления и общественных объединениях, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

17. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) лиц, перечисленных в пунктах 13 и 14 настоящей статьи. Уровень материального обеспечения (в том числе размер и виды денежного содержания, иные выплаты) и социального обеспечения указанных лиц не должен быть ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих государственные должности категории "А" соответственно в федеральном органе исполнительной власти, в законодательном (представительном) либо исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные должности в представительном органе местного самоуправления. Размер и виды денежного содержания и иных выплат указанным лицам определяются соответственно федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

18. Члену комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Члену комиссии с правом решающего голоса дополнительная оплата труда может производиться за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов, референдума, в размерах и порядке, установленных комиссией, организующей выборы, референдум. Размер и порядок оплаты труда членов комиссий с правом решающего голоса за счет средств, выделенных из федерального бюджета, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации, а член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса - без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

20. Член комиссии с правом решающего голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не может быть уволен с работы по инициативе администрации (работодателя) или без его согласия переведен на другую работу.

21. После регистрации соответствующей избирательной комиссией кандидата (списка кандидатов) данный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие данный список кандидатов, вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (список кандидатов), и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию, организующую соответствующие выборы, по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, прокуроры.

22. При проведении референдума после официального опубликования решения о проведении референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения (в том числе входившие в состав избирательных блоков), списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе местного самоуправления соответственно уровню референдума или в законодательном (представительном) органе более высокого уровня, вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса.

23. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права:

    а) проверять подписные листы с подписями избирателей, участников референдума, собранными в поддержку кандидатов (списков кандидатов), инициативы проведения референдума;

    б) выдавать и подписывать избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, выдавать открепительные удостоверения;

    в) участвовать в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме;

    г) работать со списком избирателей, участников референдума при подсчете голосов избирателей, участников референдума;

    д) составлять протокол об итогах голосования, результатах выборов, референдума;

    е) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии.

    24. Член комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей комиссии;

    б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

    в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

    г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения этих копий;

    д) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

25. Полномочия членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны депутатами, или избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, которые были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжаются до окончания регистрации кандидатов (списков кандидатов) на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов, проводимых на соответствующей территории в рамках данной избирательной кампании, или через 10 дней после официального опубликования результатов референдума. Полномочия членов остальных избирательных комиссий, а также членов комиссий референдума с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий.

26. Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия.

27. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу.

28. За кандидатами, которые были избраны депутатами, должностными лицами, а также за избирательными объединениями (в том числе входившими в состав избирательных блоков), списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.

Статья 24. Расформирование комиссии

1. В случае нарушения избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссией, комиссией муниципального образования, территориальной, участковой комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (в том числе на основании судебного решения), федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума, а также в случае неисполнения избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссией, комиссией муниципального образования, территориальной, участковой комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятых в соответствии с пунктом 6 статьи 68 настоящего Федерального закона, указанная комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной пунктом 2 статьи 68 настоящего Федерального закона.

2. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа данного субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.

3. С заявлением в суд о расформировании окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, представительный орган местного самоуправления, комиссии муниципального образования, территориальной, участковой комиссии вправе обратиться соответственно либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

4. Заявление в суд о расформировании комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания периода избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии.

5. Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно, и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через три дня со дня его подачи. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом коллегиально.

6. В случае принятия судом решения о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формирует с соблюдением положений пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона временную избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в новом составе. По окончании периода избирательной кампании, кампании референдума избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формируется органами государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных статьей 22 настоящего Федерального закона.

7. При принятии судом решения о расформировании комиссии муниципального образования в период избирательной кампании, кампании референдума вышестоящая комиссия, а если таковая отсутствует - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, формирует с соблюдением положений пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона временную комиссию муниципального образования в новом составе. По окончании периода избирательной кампании, кампании референдума комиссия муниципального образования формируется представительным органом местного самоуправления с соблюдением требований, установленных статьей 22 настоящего Федерального закона.

8. В случае принятия судом решения о расформировании иных, кроме указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, комиссий ойи в новом составе формируются вышестоящими комиссиями в период избирательной кампании, кампании референдума с соблюдением положений пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, а по окончании периода избирательной кампании, кампании референдума - с соблюдением требований, установленных статьей 22 настоящего Федерального закона.

9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, вышестоящая комиссия, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны сформировать соответствующую комиссию не позднее, чем через 14 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем через три дня после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии.

10. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 25. Гласность в деятельности комиссий

1. На всех заседаниях комиссии, а также при осуществлении участковой, территориальной комиссией работы со списками избирателей, участников референдума, с избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме, с открепительными удостоверениями для голосования на выборах, референдуме, с протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены этой комиссии и представители вышестоящих комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель, доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с перечисленными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.

2. Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях за счет средств текущего бюджетного финансирования указанных средств массовой информации либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

3. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, в том числе в день досрочного голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

4. При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, при проведении выборов в органы местного самоуправления - и избирателями. При проведении референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне.

5. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи. Эти лица, кроме членов комиссии с правом решающего голоса, не позднее чем за три дня до дня голосования уведомляют председателя участковой комиссии о своем намерении присутствовать в указанных помещениях.

6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, участка референдума и наименования комиссии, куда он направляется. Этот документ действителен при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.

8. Законом субъекта Российской Федерации, регулирующим порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, может быть предусмотрено направление наблюдателей от группы избирателей. В этом случае наблюдатель от группы избирателей должен представить по прибытии в участковую либо территориальную избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями граждан Российской Федерации, имеющих право на голосование на соответствующем участке, территории, в количестве, установленном законом субъекта Российской Федерации, но не более 50 подписей. Наблюдатель от группы избирателей несет ответственность за правильность сведений, указанных в подписном листе (листах).

9. Документы, перечисленные в пунктах 7 и 8 настоящей статьи, могут быть предъявлены в участковую комиссию в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в территориальную или иную комиссию - в период досрочного голосования либо с начала работы по составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории до окончания указанной работы. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения, инициативной группы по пр

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта