Демократия.Ру




Для научного развития необходимо признание полной свободы личности, личного духа, ибо только при этом условии может одно научное мировоззрение сменяться другим, создаваемым свободной, независимой работой личности. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), русский и советский учёный-естествоиспытатель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.02.2020, пятница. Московское время 14:13


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава XII. Обжалование нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Статья 90. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан

Статья 91. Меры ответственности по настоящему Федеральному закону за нарушения кандидатами, политическими партиями. избирательными блоками избирательных прав граждан Основания для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, отмены регистрации зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов

Статья 92. Основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов

Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан


Статья 90. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан

1. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, политические партии, избирательные блоки, иные общественные объединения, доверенные лица и уполномоченные представители зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, наблюдатели, а также избирательные комиссии. При этом в случае, если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу.

2. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд.

3. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий и должностных лиц этих избирательных комиссий - в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий и их должностных лиц - в районные суды.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, иное решение избирательной комиссии.

5. Если решение избирательной комиссии отменено судом, новое решение по существу вопроса обязана принять избирательная комиссия, чье решение было отменено, либо вышестоящая избирательная комиссия на основании решения суда. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями.

6. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение проверки по фактам в связи с нарушением настоящего Федерального закона не является нарушением неприкосновенности признанного избранным зарегистрированного кандидата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Признанный избранным зарегистрированный кандидат не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по административному, гражданскому или уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан при его избрании. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение предварительного следствия не требует получения согласия Государственной Думы на прекращение действия неприкосновенности признанного избранным зарегистрированного кандидата.

7. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию.

8. При рассмотрении дел об отказе в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, об отмене регистрации зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов, рассмотрении вопроса об обращении в Верховный Суд Российской Федерации с представлением о признании избрания зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов недействительным избирательная комиссия вправе истребовать и получать необходимые документы и материалы, заслушивать сообщения должностных лиц и граждан.

9. Вышестоящая избирательная комиссия вправе отменить решение нижестоящей избирательной комиссии и обязать ее повторно рассмотреть вопрос либо принять решение по существу жалобы.

10. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

11. Если суд принял жалобу к рассмотрению, а лица, принесшие жалобу, обратились с аналогичной жалобой в избирательную комиссию, эта избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе, о принятии ее к рассмотрению и о вступлении в законную силу решения суда по результатах ее рассмотрения. В случае вынесения судом решения по существу жалобы избирательная комиссия прекращает ее рассмотрение.

111. Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации, об отмене регистрации кандидата (федерального списка кандидатов) может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

112. После опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы жалоба на нарушение избирательных прав, имевшее место в период избирательной кампании, может быть подана в суд в течение года со дня опубликования результатов этих выборов.

12. Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

13. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб в соответствии со сроками, установленными настоящим Федеральным законом.

Статья 91. Меры ответственности по настоящему Федеральному закону за нарушения кандидатами, политическими партиями. избирательными блоками избирательных прав граждан Основания для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, отмены регистрации зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов

1. В случае нарушения кандидатом, зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком настоящего Федерального закона соответствующая избирательная комиссия вправе вынести этому кандидату, зарегистрированному кандидату, политической партии, избирательному блоку предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом. Избирательная комиссия вправе принять решение об отказе в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, об отмене регистрации зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов, о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными, об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, об обращении в суд с представлением о признании избрания зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов недействительным и в том случае, если такое предупреждение ею не было вынесено.

2. Избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в связи с нарушением кандидатом, кандидатами, политической партией, избирательным блоком, их уполномоченными представителями и доверенными лицами избирательных прав граждан в случаях, предусмотренных подпунктами "в", "д" -"и" пункта 6 статьи 47 настоящего Федерального закона. , в том числе в случае, если:

    а) установлено, что сведения, представляемые кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с настоящим Федеральным законом, недостоверны и их недостоверность носит существенный характер;

    б) установлен факт проведения предвыборной агитации: кандидатом, его уполномоченным представителем, доверенным лицом до его регистрации кандидата окружной избирательной комиссией; политической партией, избирательным блоком, их уполномоченным представителем, доверенным лицом - до регистрации выдвинутого ими политической партией, избирательным блоком федерального списка кандидатов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

    в) установлен факт подкупа избирателей, то есть факт совершения деяния, запрещенного пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона, кандидатом, политической партией, избирательным блоком, их уполномоченными представителями, доверенными лицами;

    г) грубо или неоднократно нарушался запрет на участие органов управления организаций всех форм собственности в сборе подписей, запрет на принуждение избирателей в процессе сбора подписей и на вознаграждение избирателей в любой форме за внесение подписи, запрет на сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы;

    д) кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовал иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата;

    е) политическая партия, избирательный блок при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовали иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда политической партии, избирательного блока;

    ж) кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, превысил расходы избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата;

    з) политическая партия, избирательный блок превысили расходы избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока;

    и) кандидат, политическая партия , политическая партия, иное общероссийское общественное объединение, в том числе входящие в состав избирательного блока, избирательный блок, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, организация, учредителем, собственником, владельцем и (или) членом руководящего органа которой являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), в ходе избирательной кампании занимались благотворительной деятельностью на территории Российской Федерации, обращались к иным физическим или юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи либо услуг избирателям, давали согласие физическим или юридическим лицам на осуществление такой помощи либо оказание услуг от их имени;

    к) кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не представили первый финансовый отчет;

    л) кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока использовали преимущества должностного или служебного положения;

    м) имеют место иные основания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.39

3. Регистрация кандидата, федерального списка кандидатов может быть отменена избирательной комиссией не позднее чем за 15 дней до дня голосования или судом за 15-3 дня до дня в день, предшествующий дню голосования, в случае, если:

    а) нарушение настоящего Федерального закона, указанное в пункте 2 настоящей статьи и влекущее отказ в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, исключение кандидата из федерального списка кандидатов, обнаружено после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов;

    б) зарегистрированный кандидат, политическая партия, избирательный блок, доверенное лицо, уполномоченный представитель зарегистрированного кандидата, доверенное лицо, уполномоченный представитель политические партии, избирательного блока проводили агитацию в месте, где ее проведение запрещено федеральным конституционным законом, федеральным законом расположении воинской части, в военной организации либо в военном учреждении;

    в) зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком, их доверенными лицами были выпущены и (или) распространены предвыборные печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы с нарушением пунктов 3 и 4 статьи 59 настоящего Федерального закона;

    г) зарегистрированный кандидат, политическая партия, политическая партия, иное общероссийское общественное объединение, в том числе входящее в состав избирательного блока, избирательный блок, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, политической партии, избирательного блока, организация, учредителем, собственником, владельцем и (или) членом руководящего органа управления или контроля которой являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), в ходе избирательной кампании занимались благотворительной деятельностью на территории Российской Федерации, обращались к иным физическим или юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи либо услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа, давали согласие физическим или юридическим лицам на осуществление такой помощи либо оказание услуг от их имени;

    д) зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо либо уполномоченный представитель, уполномоченный представитель, доверенное лицо политической партии, избирательного блока использовали преимущества должностного или служебного положения;

    е) зарегистрированный кандидат, политическая партия, избирательный блок не представили финансовый отчет в установленный срок;

    ж) зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность категории "А" в органе исполнительной власти или муниципальную должность (за исключением депутата представительного органа местного самоуправления), либо находящийся на государственной или муниципальной службе, либо работающий в средствах массовой информации (за исключением периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами не позднее чем за один год до начала избирательной кампании) по трудовому или по гражданско-правовому договору, не прекратил исполнение должностных, служебных обязанностей на время участия в выборах;

    з) установлен факт подкупа избирателей, то есть факт совершения деяния, запрещенного пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона, зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов, их уполномоченным представителем, доверенным лицом зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также по их просьбе или поручению - иным лицом;

    и) зарегистрированный кандидат по одномандатному избирательному округу при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовал иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата;

    к) политическая партия, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовали иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда политической партии, избирательного блока;

    л) зарегистрированный кандидат по одномандатному избирательному округу превысил расходы избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата;

    м) политическая партия, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, превысили расходы избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда политической партии, избирательного блока;

    и) зарегистрированный кандидат, политическая партия, избирательный блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, использовали незаконные пожертвования, поступившие в соответствующие избирательные фонды в размерах, превышающих 0,5 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда соответственно кандидата, зарегистрированного кандидата, политической партии, избирательного блока.

31. Если недостоверность сведений, представленных кандидатом, политической партией, избирательным блоком в соответствии со статьями 37, 40 и 45 настоящего Федерального закона, установлена после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов и недостоверность этих сведений носит существенный характер, суд по представлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, федеральный список кандидатов, может принять решение об отмене регистрации кандидата (исключении его из федерального списка кандидатов).

4. Регистрация федерального списка кандидатов может быть отменена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в случае нарушения правила, установленного пунктом 11 статьи 51 настоящего Федерального закона.

5. Избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в случае злоупотребления кандидатом, зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком свободой массовой информации. Суд, установив факт злоупотребления свободой массовой информации, отменяет регистрацию кандидата, федерального списка кандидатов.

Статья 92. Основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов

1. Вышестоящая избирательная комиссия до определения результатов выборов может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, результатах выборов, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения настоящего Федерального закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

11. Если совершенные зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком нарушения, указанные в статье 91 настоящего Федерального закона, будут обнаружены после официального опубликования общих результатов выборов. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с представлением об отмене результатов выборов по одномандатному избирательному округу и по федеральному избирательному округу, о признании избрания кандидата из федерального списка кандидатов, федерального списка кандидатов недействительным.

2. Решение избирательной комиссии о результатах выборов может быть отменено судом, если он установит, что нарушения, указанные в статье 91 настоящего Федерального закона, имели место и это не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

3. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в одномандатном избирательном округе, в федеральном избирательном округе также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений настоящего Федерального закона, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

4. Суд соответствующего уровня, окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации могут отменить решение участковой, территориальной, окружной избирательной комиссии об итогах голосования, в результатах выборов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Признание недействительными итогов голосования на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе более чем на одной четверти избирательных участков влечет за собой признание недействительными выборов по одномандатному избирательному округу либо по федеральному избирательному округу. Признание недействительными итогов голосования по федеральному избирательному округу более чем в одной трети избирательных округов влечет за собой признание недействительными выборов по федеральному избирательному округу.

51. Признание судом недействительным избрания кандидата из федерального списка кандидатов, федерального списка кандидатов влечет перераспределение депутатских мандатов соответственно внутри федерального списка кандидатов либо между федеральными списками кандидатов.

6. Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов нарушения, имеющие целью способствовать избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за кандидатов, зарегистрированных кандидатов, не избранных по результатам голосования, или за федеральные списки кандидатов, не принявшие участия в распределении депутатских мандатов.

Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

1. Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами несут лица:

    а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,

    б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания,

    в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, политической партии, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей, в том числе организующие указанную подделку,

    г) осуществляющие подкуп избирателей, то есть деяние, запрещенное пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона,

    д) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей),

    е) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,

    ж) нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей политических партий, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, на заверение копий указанных документов,

    з) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,

    и) осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона,

    к) не создающие условия для проведения массовых мероприятий в случае, если такая обязанность возложена на них законом,

    л) нарушающие установленные настоящим Федеральным законом правила финансирования избирательной кампании,

    м) скрывшие остатки избирательных бюллетеней или изготовившие дополнительные, не учтенные избирательной комиссией тиражи избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений,

    н) препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий' либо в деятельность членов избирательных комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,

    н1) неправомерно вмешивающиеся или предпринимающие попытку вмешательства в работу государственной автоматизированной информационной системы;

    о) препятствующие голосованию на избирательных участках,

    п) нарушающие тайну голосования,

    р) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,

    с) осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,

    т) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,

    у) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени,

    ф) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты кандидатов, зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков,

    х) работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного настоящим Федеральным законом отпуска для участия в выборах либо в освобождении от работы для выполнения государственных обязанностей,

    ц) должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и не принявшие мер по пресечению таких нарушений.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, участковая, территориальная, окружная избирательные комиссии, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ее представители) вправе составить в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, совершенном кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока, а также иными лицами, нарушающими требования настоящего Федерального закона.


39 Полагаем не обязательным повторять нормы статьи 47 либо раскрывать некоторые признаки существенности нарушений в ущерб иным. Тем более, что перечень здесь открытый, а в статье 47 проекта - закрытый.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта