Демократия.Ру




Всякое восстание против чужеземных захватчиков - дело законное и есть первый долг каждого народа. Стендаль (Анри Мари Бейль) (1783-1842), французский писатель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


29.03.2024, пятница. Московское время 08:04

Проект Рабочей группы ЦИК РФ

(рабочий вариант)

Федеральный закон
«О политических партиях»

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Политические партии равны перед законом.


I. Общие положения.

Статья 1. Право граждан на объединение в политические партии.

Статья 2. Понятие политической партии.

Статья 3. Законодательство о политических партиях.

Статья 4. Региональные отделения и территориальная сфера деятельности политической партии.

Статья 5. Наименование политической партии.

Статья 6. Символика политической партии.

Статья 7. Основные принципы создания и деятельности политических партий.

Статья 8. Ограничение на создание и деятельность политических партий.

Статья 9. Государство и политические партии.

II. Создание политической партии.

Статья 10. Способы создания политической партии.

Статья 11. Организационный Комитет.

Статья 12. Деятельность (права) организационного комитета.

Статья 13. Проведение Учредительного съезда.

III. Государственная регистрация.

Статья 14.

Статья 15. Регистрация регионального отделения политической партии.

Статья 16.

Статья 17. Основания для отказа в государственной регистрации политической партии.

IV. Внутреннее устройство партии.

Статья 18. Устав партии.

Статья 19. Программа политической партии.

Статья 20. Членство.

Статья 21. Руководящие органы политической партии.

Статья 22. Порядок принятия устава и программы политической партии, иных наиболее важных решений.

Статья 23. Структура политической партии.

Статья 24. Меры воздействия в отношении структурных подразделений.

Статья 25. Ликвидация регионального отделения.

V. Права и обязанности политических партий. Формы контроля за их деятельностью.

Статья 26. Права партий.

Статья 27. Исключительные права партий.

Статья 28. Обязанности политической партии.

Статья 29. Имущество политических партий.

Статья 30. Денежные средства политических партий.

Статья 31. Пожертвования на нужды политических партий.

Статья 32. Хозяйственная деятельность политической партии.

Статья 33. Разрешенные виды деятельности.

Статья 34.

Статья 35. Фонды партий.

VI. Государственная поддержка политических партий

Статья 36.

VII. Государственное финансирование партий.

Статья 37. Государственное финансирование политических партий.

Статья 38. Контроль за финансовой деятельностью партий.

VIII. Участие политических партий в избирательных кампаниях.

Статья 39. Формы участия политических партий в выборах.

Статья 40.

Глава IX. Приостановление деятельности и ликвидация политической партии.

Статья 41. Осуществление надзора и контроля за деятельностью политических партий.

Статья 42. Приостановление деятельности политической партии.

Статья 43. Последствия приостановления деятельности политической партии.

Статья 44. Ликвидация политической партии.

Статья 45. Последствия реорганизации и ликвидации политической партии.

Глава X. Заключительные и переходные положения.

Статья 46.

Статья 47. О вступлении в силу настоящего Федерального закона.

Статья 48. О признании нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не действующими в Российской Федерации или утратившими силу.

Статья 49. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона.

Статья 50. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.


I. Общие положения.

Статья 1. Право граждан на объединение в политические партии.

Право граждан объединяться в политические партии основано на следующих принципах :

- создания политических партий в соответствии со своими убеждениями;

- вступления в политические партии при условии признания вступающими их уставов;

- участия в деятельности политических партий в соответствии с целями, определенными их программами, и в формах, установленных их уставами;

- свободного выхода из политических партий.

Статья 2. Понятие политической партии.

Политическая партия, по смыслу настоящего закона, это общероссийское общественное объединение, представляющее собой добровольное объединение граждан Российской Федерации, созданное исключительно с целью участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.

Политическая партия имеет региональные отделения в более чем половине субъектов Российской Федерации.

Содержание деятельности и внутрипартийное устройство партии должны соответствовать демократическим принципам.

Цели и задачи партии отражаются в ее учредительных и программных документах, публикуемых для всеобщего сведения.

Статья 3. Законодательство о политических партиях.

Деятельность политических партий регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации «Об общественных объединениях», настоящим Федеральным Законом и другими законами Российской Федерации.

Статья 4. Региональные отделения и территориальная сфера деятельности политической партии.

Политическая партия имеет общую численность членов партии не менее десяти тысяч, при этом численность членов региональных отделений не может быть менее ста человек.

Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации независимо от наличия или отсутствия в том или ином субъекте Российской Федерации регионального отделения данной политической партии.

Статья 5. Наименование политической партии.

Наименование политической партии, а равно ее сокращенное наименование должно отличаться от наименования уже существующих политических партий и других общественных общероссийских объединений, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации (запрета), реорганизации менее чем восемь лет назад.

В названии политической партии не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Региональные отделения партии используют наименование партии с дополнением, указывающим на их положение в организационной структуре партии.

Политические партии могут использовать в своих наименованиях слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения уполномоченного государственного органа.

При использовании политической партией личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности и авторских правах, представляются документы, подтверждающие правомочие на их использование.

Статья 6. Символика политической партии.

Политическая партия может иметь свою эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с символикой иностранных государств.

В качестве эмблемы и иных символов не могут быть использованы эмблемы и иные символы (или их существенные элементы) других политических партий и общероссийских общественных объединений.

Символика политической партии не должна нарушать право на интеллектуальную собственность, оскорблять или порочить государственные символы (флаги, гербы, гимны) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иного государства, а так же религиозные символы и национальные чувства, нарушать общепризнанные нормы морали. Запрещается использование символики, применяемой недемократическими организациями.

Статья 7. Основные принципы создания и деятельности политических партий.

Политические партии равны перед законом, независимо от их идеологии, целей и задач, изложенных в их программных документах.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности, за исключением ограничений, установленных Федеральным Законом.

Политические партии должны способствовать обеспечению равных возможностей женщин и мужчин - членов партии на представительство в руководящих органах партии и в списках кандидатов на выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах должна быть общедоступна.

Руководящие органы и структурные подразделения партий должны располагаться на территории Российской Федерации.

Политические партии и их региональные отделения регистрируются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным Законом, и приобретают права юридического лица.

Статья 8. Ограничение на создание и деятельность политических партий.

Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ Конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной вражды и ненависти.

Внесение в учредительные и программные документы политических партий положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной вражды и ненависти.

Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку.

Не допускается в любых формах создание и деятельность организационных структур или подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, Вооруженных силах Российской Федерации, правоохранительных органах и иных государственных и негосударственных организациях.

В случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местах чрезвычайного положения, на политические партии могут распространяться временные ограничения их деятельности в порядке и объеме, предусмотренных Федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении.

Статья 9. Государство и политические партии.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным Законом.

Вопросы, затрагивающие интересы политических партий в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.

Лица (члены партии), замещающие государственные должности Российской Федерации, государственную должность государственной службы Российской Федерации, должности органов местного самоуправления и муниципальные должности муниципальной службы, не вправе использовать преимущества своего служебного (должностного) положения в интересах политической партии, членом которой они являются, либо в интересах любой иной партии.

Перечисленные категории должностных лиц не могут быть связаны решением политической партии при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Президент Российской Федерации при избрании его на должность приостанавливает членство в партии на весь период своих полномочий.

II. Создание политической партии.

Статья 10. Способы создания политической партии.

Политическая партия создается свободно, без каких - либо предварительных разрешений государственных органов и должностных лиц на учредительном съезде политической партии, либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения.

Учредительный съезд принимает устав, программу и формирует руководящие органы политической партии, принимает решение о создании региональных отделений в более чем половине субъектов Российской Федерации.

Политическая партия считается созданной с момента принятия решения о создании политической партии, об утверждении устава, о формировании ее руководящих и контрольно- ревизионных органов, о создании региональных отделений в более половине субъектов Российской Федерации.

Учредителями политической партии являются граждане Российской Федерации - делегаты учредительного съезда, которые после государственной регистрации политической партии становятся членами политической партии.

При создании политической партии путем преобразования общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения она считается созданной с момента внесения соответствующих записей в государственный реестр.

Статья 11. Организационный Комитет.

Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда граждане Российской Федерации, имеющие право быть членами политической партии, образуют Организационный Комитет в составе не менее десяти членов комитета (граждан).

Организационный Комитет представляет в Министерство юстиции Российской Федерации заявление о намерении создания политической партии, подписанное не менее чем десятью членами комитета, в документе указывается примерное название будущей политической партии, прилагаются примерные проекты устава и политической программы создаваемой политической партии, сведения о ее десяти членах Организационного Комитета. (фамилия, имя, отчество, место жительства ).

Министерство юстиции Российской Федерации регистрирует Организационный Комитет и доводит до сведения общественности информацию об инициативе создания политической партии через общероссийские средства массовой информации.

Статья 12. Деятельность (права) организационного комитета.

Организационный Комитет обязан провести учредительный съезд не позднее одного года с момента его регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, для чего вправе:

- открывать расчетный счет в кредитных организациях Российской Федерации с сообщением об этом в Министерство юстиции Российской Федерации;

- проводить организационные мероприятия, в том числе собрания сторонников создаваемой политической партии в субъектах Российской Федерации для избрания делегатов на Учредительный съезд;

- самостоятельно определять порядок своей деятельности.

После государственной регистрации политической партии и получения свидетельства о регистрации Организационный комитет прекращает свое существование. При этом все имущество и денежные средства Комитета передаются созданной политической партии.

В случае непроведения Организационным комитетом учредительного съезда политической партии в установленный срок, он подлежит по инициативе Министерства юстиции Российской Федерации ликвидации в судебном порядке, оставшиеся средства передаются в доход государства на благотворительные цели (в течение года с момента его регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, по инициативе последнего он подлежит ликвидации, в судебном порядке оставшиеся средства передаются в доход государства).

Статья 13. Проведение Учредительного съезда.

О месте и дате проведения учредительного съезда (конференции, собрания) политической партии, а также об основных положениях проекта устава политической партии Организационный комитет сообщает в средства массовой информации (в том числе общероссийское печатное издание «Российская газета») не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда (конференции, собрания) политической партии.

Съезд считается полномочным при участии в нем не менее двухсот человек.

Учредительный съезд правомочен принимать решение о создании политической партии, об утверждении устава, о принятии программы, о создании региональных отделений в более половине субъектов Российской Федерации, об избрании руководящих и контрольно - ревизионных органов.

Решения по этим вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более двух третьих избранных делегатов съезда.

Делегаты Учредительного съезда являются учредителями политической партии.

III. Государственная регистрация.

Статья 14.

Политическая партия, а также ее региональные отделения подлежат государственной регистрации. Местные и другие структурные подразделения государственной регистрации не подлежат.

Государственная регистрация политической партии проводится Министерством юстиции Российской Федерации.

Государственная регистрация региональных отделений осуществляется органами юстиции субъектов Российской Федерации.

Для государственной регистрации политической партии в регистрирующий орган подаются следующие документы:

1) заявление, подписанное членами постоянно действующего коллегиального руководящего органа данной политической партии с указанием места жительства каждого;

2) устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный подписями уполномоченных лиц (полистно), и программа политической партии;

3) заверенные копии решений Учредительного съезда (конференции, собрания) политической партии о создании политической партии, об утверждении ее устава, о создании региональных отделений, о формировании ее руководящих и контрольно - ревизионных органов;

4) документ об уплате регистрационного сбора;

5) документ о предоставлении юридического адреса политической партии;

6) протокол Учредительного съезда (конференции, собрания);

7) экземпляр печатного общероссийского издания, согласно статье __ данного закона, средства массовой информации, в котором помещено сообщение о месте и дате проведения Учредительного съезда (конференции, собрания) политической партии, а также сообщено об основных положениях ее устава;

8) документы, подтверждающие создание региональных отделений - нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации региональных отделений, которые предоставляются в порядке, определенном настоящей статьей для политической партии, копии протоколов.

Программные документы политической партии предоставляются исключительно для сведения регистрирующего органа. Любые ошибки, неточности и несоответствия в программных документах политической партии не могут служить причиной для отказа в регистрации данной политической партии, за исключением нарушений требований статьи восьмой настоящего Федерального закона. Регистрирующему органу запрещается требовать от политической партии внесения каких - либо изменений в содержание или форму ее программных документов.

Документы, предусмотренные подпунктами 1-7 части первой настоящей статьи, предоставляются на государственную регистрацию политической партии в течение трех месяцев со дня проведения ее Учредительного съезда.

Документы, предусмотренные пунктом восьмым части первой настоящей статьи, предоставляются в течение шести месяцев после получения временного свидетельства.

При установлении соответствия представленных документов, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, требованиям закона, Министерство юстиции Российской Федерации в течение месяца выдает политической партии временное свидетельство о регистрации политической партии сроком действия на шесть месяцев.

До истечения срока действия временного свидетельства о регистрации политической партии, последней необходимо представить в Министерство юстиции Российской Федерации документы, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи.

При представлении указанных выше документов Министерство юстиции Российской Федерации в течение десяти дней выдает политической партии свидетельство о государственной регистрации.

В случае непредоставления в установленный срок политической партией документов, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, временное свидетельство утрачивает свою силу, регистрация политической партии аннулируется.

Регистрирующему органу запрещается требовать от партии представления документов, не указанных в части первой настоящей статьи.

При отказе политической партии в регистрации регистрирующий орган обязан выдать ее учредителям мотивированный отказ в письменной форме, известить органы юстиции в регионах о несостоявшемся создании партии для принятия мер по ликвидации созданных региональных отделений.

Статья 15. Регистрация регионального отделения политической партии.

Региональные отделения политических партий создаются в половине субъектов Российской Федерации на Учредительном съезде по решению уполномоченного руководящего органа политической партии в соответствии с уставом и подлежат государственной регистрации. В субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение.

Для государственной регистрации регионального отделения политической партии в органы юстиции субъекта Российской Федерации руководящий орган политической партии представляет: нотариально заверенную копию временного свидетельства о регистрации политической партии; нотариально заверенную копию устава политической партии; протокол собрания (конференции) регионального отделения, содержащего сведения о приеме в региональное отделение не менее двухсот членов партии, о формировании руководящих органов регионального отделения и их местонахождении.

Регистрирующий орган в течение десяти дней производит государственную регистрацию регионального отделения политической партии и выдает свидетельство о государственной регистрации.

За государственную регистрацию регионального отделения политической партии взимается регистрационный сбор в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 16.

Министерство юстиции Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации ведут ежегодно публикуемые государственные реестры политических партий и их региональных отделений.

Статья 17. Основания для отказа в государственной регистрации политической партии.

В государственной регистрации политической партии может быть отказано, если:

а) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации и части первой статьи 23 Федерального закона «Об общественных объединениях», статьи 18 настоящего Федерального закона;

б) устав политической партии не соответствует требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона;

в) не выполнены требования статей 5 и 6 настоящего Федерального закона;

г) юридический адрес политической партии находится за пределами территории Российской Федерации;

д) не представлен полный перечень документов, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона или они оформлены в ненадлежащем порядке;

е) если регистрирующим органом установлено, что в представленных на регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация.

В регистрации региональных отделений может быть отказано в случае непредставления документов, предусмотренных частью второй статьи 15 настоящего Федерального закона.

Мотивированный отказ в государственной регистрации политической партии, а также ее региональных отделений выдается в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации политической партии может быть обжалован в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Рассмотрение повторного обращения в регистрирующий орган и вынесение по этому обращению решения производится в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

IV. Внутреннее устройство партии.

Статья 18. Устав партии.

Политическая партия, а также ее региональные отделения действуют в соответствии и на основании единого Устава политической партии.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие:

цели и задачи политической партии;

название партии, а также ее сокращенное наименование, если таковое употребляется, местонахождение руководящих органов политической партии, а также региональных отделений;

права и обязанности членов политической партии, условия и порядок приема в члены политической партии и выхода из нее.Порядок и условия приостановления членства в партии и восстановления членства в ней;

наличие, порядок установления и сроки кандидатского стажа для желающих вступить в политическую партию;

порядок учета членов партии;

перечень и основания допустимых взысканий в отношении членов партии, порядок и основания исключения из партии;

структуру политической партии, порядок создания и ликвидации ее структурных подразделений - региональных отделений, местных отделений (в случае их создания) и других., порядок учета структурных подразделений.

структуру, порядок формирования, компетенцию руководящих органов политической партии, срок их полномочий, местонахождение постоянно действующего коллегиального руководящего органа;

порядок принятия решений руководящими органами политической партии, руководящими органами региональных организаций;

порядок взаимодействия с региональными (местными при их наличии) отделениями. Меры возможного воздействия на территориальные (региональные, местные) отделения;

порядок определения размера и уплаты членских взносов;

периодичность очередных заседаний руководящих органов партии, условия и порядок созыва внеочередных заседаний этих органов;

порядок внесения изменений и дополнений в Устав партии, а также порядок принятия иных решений партии;

порядок разрешения внутрипартийных споров, в том числе порядок обжалования членами партии решений руководящих органов;

перечень вопросов, по которым решение принимается квалифицированным большинством голосов;

источники формирования денежных средств и иного имущества политической партии, права политической партии и ее структурных подразделений по управлению этим имуществом;

о символике партии (если она имеется);

о порядке принятия решения о реорганизации, прекращения деятельности партии;

о порядке решения имущественных споров, связанных с реорганизацией или ликвидацией политической партии;

порядок выдвижения кандидатов от политической партии на выборные, а также и иные должности в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Основания и порядок отзыва кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам и федеральным спискам.

В Уставе могут содержаться и иные положения, относящиеся к деятельности политической партии.

Изменения и дополнения, вносимые в Устав политической партии, подлежат регистрации Министерством юстиции Российской Федерации в те же сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для регистрации политической партии с уплатой регистрационного сбора.

Статья 19. Программа политической партии.

Политическая партия должна иметь программу, которая определяет принципы ее деятельности, цели и задачи, а также методы достижения поставленных перед партией целей и пути решения сформулированных для партии задач.

Изменения, вносимые в программу, представляются в регистрирующий орган.

Статья 20. Членство.

Членство в политической партии возможно только на основе добровольного волеизъявления граждан Российской Федерации.

Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обладающие активным избирательным правом.

Гражданин принимается в партию на основе его личного заявления в порядке, установленном Уставом политической партии.

Члены политических партий участвуют в их деятельности в соответствии с целями, определенными партийными программными документами, и в формах, установленных их Уставами, а также имеют право свободного выхода из политической партии.

Все члены партии имеют равные права.

Члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно - ревизионные органы данной партии и их региональных отделений, а также контролировать деятельность руководящих органов политической партии в соответствии с ее Уставом, обжаловать решения и действия руководящих органов в порядке, определенном Уставом партии.

Члены политической партии имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм Устава политической партии и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из политической партии в порядке, установленном в Уставе.

Членство в партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Запрещается требовать от гражданина, чтобы он при заполнении каких - либо официальных документов в сведениях о себе указывал на свое членство в определенной партии или на отсутствие такового.

Принадлежность гражданина к той или иной партии, как и то, что гражданин не входит в состав какой - либо из них, не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также условием для предоставления ему каких - либо преимуществ.

В своей служебной деятельности члены политической партии, за исключением работников ее аппарата, решениями политической партии не связаны.

Ограничение права на вступление в политические партии, либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенной категории лиц Федеральными законами Российской Федерации.

Статья 21. Руководящие органы политической партии.

Высшим руководящим органом политической партии является съезд.

Руководящие и контрольно - ревизионные органы партии избираются тайным голосованием. Периодичность выборов не может быть реже одного раза в три года.

Для рассмотрения и разрешения внутрипартийных споров, а также вопросов по применению партийного Устава партия может в порядке, установленном Уставом, создавать партийные арбитражи.

Статья 22. Порядок принятия устава и программы политической партии, иных наиболее важных решений.

Принятие Устава, программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений, выдвижение от политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты или на выборные должности в федеральные органы государственной власти, решение других наиболее важных вопросов жизни политической партии осуществляется тайным голосованием по решению съезда, конференции политической партии с числом участников не менее двухсот.

Избрание делегатов на съезд (конференцию) политической партии, решение вопросов о кандидатурах для выдвижения в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности на съезде (конференции) политической партии, о кандидатах в руководящие органы политической партии, а также выдвижение от политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты или на выборные должности при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется тайным голосованием по решению конференции (собрания) территориального отделения политической партии с числом участников не менее ста.

Все коллегиальные органы партии правомочны принимать решения, если на их заседаниях (собраниях) присутствует более половины от числа их членов.

Все решения коллегиальных органов партии принимаются большинством голосов от числа принявших участие в голосовании при условии, что число присутствующих составляет более половиныот числа членов коллегиального органа партии.

Решения о принятии или внесении изменений в Устав, о ликвидации или реорганизации партии принимаются большинством в две трети голосов участников съезда (конференции).

Все персональные вопросы решаются только путем тайного голосования.

Статья 23. Структура политической партии.

Политическая партия состоит из структурных подразделений и руководящих органов.

Политические партии в соответствии с Уставом вправе создавать структурные подразделения: региональные организации, местные организации, представительства, а также постоянные и временные структурные подразделения и органы для выполнения определенных функций, которые не являются юридическими лицами и действуют в соответствии с положениями об этих структурных подразделениях, утверждаемыми в порядке, определенном Уставом политической партии.

Статья 24. Меры воздействия в отношении структурных подразделений.

По основаниям, предусмотренным Уставом партии, руководящие органы политической партии вправе применять следующие меры воздействия к структурным подразделениям:

принимать решение об отстранении от исполнения обязанностей, в том числе досрочном, руководителя структурного подразделения и назначении досрочных выборов в случае отстранения выборного лица;

принимать решение о роспуске руководящего коллегиального органа структурного подразделения и назначении досрочных выборов нового состава коллегиального органа;

принимать решение о ликвидации структурного подразделения.

Статья 25. Ликвидация регионального отделения.

Региональные отделения, созданные в соответствии с настоящим Законом и зарегистрированные в органах юстиции субъекта Российской Федерации, подлежат ликвидации в случае:

1. Решения руководящего органа политической партии, принятого в соответствии с абзацем четвертым статьи 24 настоящего Федерального закона и Уставом политической партии.

Ликвидация производится решением суда, по представлению регистрационным органом соответствующего решения руководящего органа политической партии. При этом члены политической партии, состоящие на учете в ликвидируемом региональном отделении, сохраняют свое членство в партии;

2. Если политическая партия по истечении срока временного свидетельства о регистрации не получила в Министерстве юстиции Российской Федерации свидетельство о государственной регистрации, подтверждающее включение его в государственный реестр юридических лиц.

3. Установления контролирующим органом нарушений в деятельности политической партии Конституции Российской Федерации, Федеральных законов и Устава политической партии, а также если численность членов региональных отделений партии не соответствует статье 4 настоящего Федерального закона.

Ликвидация производится по решению суда и по представлению регистрирующим органом извещения Министерства юстиции Российской Федерации о невыполнении политической партией условий части четвертой статьи 14 настоящего Федерального Закона.

V. Права и обязанности политических партий. Формы контроля за их деятельностью.

Статья 26. Права партий.

Каждая партия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, имеет право:

выдвигать кандидатов на выборные, а также на иные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

участвовать в подготовке и проведении референдумов и выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

вносить предложения (выступать с инициативами) по организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в выработке решений по политическим и иным вопросам жизни общества;

свободно распространять в устной, письменной и иной формах информацию о своей деятельности, пропагандировать свои цели изадачи, иметь свои программные документы;

учреждать собственные издательства и средства массовой информации;

пользоваться, в том числе на льготных условиях, государственными и муниципальными средствами массовой информации;

организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации и иные публичные мероприятия;

образовывать коалиции с другими политическими партиями;

устанавливать и поддерживать международные связи и контакты с зарубежными политическими партиями и объединениями;

вступать в международные союзы и ассоциации, создавать отделения и представительства и иные временные органы и структурные подразделения в соответствии со своими уставными целями и задачами;

осуществлять в соответствии со своим уставом хозяйственную, финансовую и иную деятельность, не противоречащую законодательству Российской Федерации.

Статья 27. Исключительные права партий.

Партии являются единственным видом общественных объединений, которые имеют право выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов на должности главы исполнительного органа государственной власти (высшего должностного лица) субъекта Российской Федерации, руководителя исполнительного органа местного самоуправления в случае, если он избирается населением, и на другие выборные должности государственных органов и органов государственной власти.

Статья 28. Обязанности политической партии.

Политическая партия обязана:

соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы ее деятельности, а также нормы, предусмотренные ее Уставом и программными документами;

при проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты либо на государственные должности, извещать заблаговременно избирательные комиссии соответствующего уровня об их проведении с обеспечением возможности присутствия их представителей на данных мероприятиях;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества с указанием источников его формирования или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

ежегодно предоставлять в регистрирующий орган данные о своей деятельности в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр политических партий (в том числе численность членов по количеству региональных организаций);

предоставлять по запросу регистрирующего органа решения руководящих органов и должностных лиц политической партии, а также ставить в известность представителей указанного органа о проводимых политической партией мероприятиях и обеспечивать им возможность присутствия на них.

Политическая партия ежегодно представляет в регистрирующий орган сведения о количестве выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) зарегистрированных кандидатов в депутаты (в том числе в составе списка кандидатов) или на выборные должности, а также о числе голосов избирателей (в процентном соотношении), принявших участие в голосовании и проголосовавших за указанных кандидатов, не реже одного раза в пять лет.

Участвовать в избирательных кампаниях - Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 29. Имущество политических партий.

В собственности политических партий могут находиться здания и сооружения, оборудование и инвентарь, типографии, печатные средства массовой информации, денежные средства, а также другое имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, предусмотренной Уставом политических партий и законодательством Российской Федерации.

Собственником имущества, поступившего в политическую партию, а также созданного и (или) приобретенного ею за счет собственных средств, является политическая партия в целом.

Каждый отдельный член политической партии не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего политической партии.

Территориальные структурные подразделения политических партий имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником.

Имущество политических партий используется только для реализации уставных целей и задач политических партий и не подлежит распределению между ее членами.

Статья 30. Денежные средства политических партий.

Денежные средства политических партий формируются из:

вступительных и членских взносов, если они предусмотрены Уставами политических партий;

государственных средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

добровольных пожертвований;

поступлений от проведения мероприятий в соответствии с Уставами политических партий;

доходов от издательской и иной деятельности, соответствующей уставным целям и задачам политических партий;

иных поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 31. Пожертвования на нужды политических партий.

Пожертвование политическим партиям денежных средств осуществляется только в виде безналичного перечисления.

Политические партии вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических лиц, негосударственных организаций, общественных объединений и фондов и иных юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены с обязательным указанием их источника.

Не допускаются пожертвования от:

благотворительных и религиозных организаций, а также учрежденных ими организаций;

государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также организаций, 30 % доли в уставном капитале которых принадлежит государству и (или) органу местного самоуправления;

органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением средств, предоставляемых этими органами в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона;

юридических лиц, зарегистрированных менее чем за шесть месяцев до пожертвования;

государственных и муниципальных учреждений и организаций;

иностранных государств, иностранных юридических лиц, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает тридцать процентов, иностранных граждан и лиц без гражданства;

анонимных лиц (анонимных по смыслу настоящего Федерального закона);

граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет;

международных организаций и международных общественных движений;

профессиональных союзов.

Пожертвования, указанные в части второй настоящей статьи, политическая партия в двухнедельный срок со дня их получения должна передать в доход государства.

Физические лица должны обязательно указывать фамилию, имя, отчество, адрес места жительства; юридические лица - все необходимые реквизиты, предусмотренные правилами безналичных расчетов.

Гражданин Российской Федерации вносит денежное пожертвование в отделение связи, кредитную организацию лично из собственных средств с предъявлением при этом паспорта или заменяющего его документа с указанием, соответственно, в платежном поручении либо в денежном переводе своих фамилии, имени, отчества и адреса места жительства.

Сумма пожертвований, полученная политической партией от одного юридического лица в течение календарного года, не может превышать десяти тысяч, а от физического лица - одной тысячи установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

Пожертвования вносятся на счет руководящего органа политической партии.

Если пожертвование имеет не финансовый характер (имущество, услуги), партия обязана обеспечить установление финансового эквивалента этого пожертвования и внести эти данные в финансовый отчет.

Статья 32. Хозяйственная деятельность политической партии.

Политическая партия в соответствии с законодательством Российской Федерации обладает самостоятельностью в принятии решений в хозяйственных вопросах, в вопросах оплаты труда сотрудников данной партии, в использовании финансовых и материальных ресурсов.

В целях создания финансовых и материальных условий для реализации своих уставных целей и задач, а также закрепленных статьей 26 настоящего Федерального закона прав политическая партия вправе создавать организации для осуществления деятельности, указанной в статье 34 настоящего Федерального закона в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 33. Разрешенные виды деятельности.

Политические партии не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, но могут учреждать или приобретать в собственность предприятия. Экономическая и финансовая деятельность политических партий осуществляется ими в соответствии с уставными и программными целями и задачами.

Для покрытия своих расходов партия имеет право на следующие виды хозяйственной деятельности:

издательскую деятельность для пропаганды своих программных целей и результатов работы;

продажу имеющегося в собственности партии движимого и недвижимого имущества;

продажу сувениров с символикой партии;

покупку и продажу ценных бумаг.

Партия не имеет права участия во внешних коммерческих организациях.

Хозяйственная деятельность партии и доходы от нее должны быть отображены в финансовом отчете.

Статья 34.

При нарушении партией статей 28, 38 настоящего закона она, после проверки ее хозяйственной деятельности налоговыми органами и установления значимых нарушений, может быть распущена по решению суда.

Значимыми являются финансовые нарушения, принесшие партии суммарный доход, превышающий ее годовой бюджет, указанный в финансовом отчете за предыдущий год.

Статья 35. Фонды партий.

Партии имеют право основания фондов для осуществления образовательной и исследовательской деятельности.

Фонд создается решением большинства членов руководящего органа (правления) партии и регистрируется как общественная некоммерческая организация в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Деятельность фонда осуществляется под контролем руководящих органов партии.

Коммерческая деятельность фондов запрещена.

Фонды финансируются партиями, а также могут принимать финансовые и имущественные пожертвования. Объем и источники пожертвований не подпадают под положения статьи 31 настоящего закона.

Фонды должны ежегодно представлять финансовый отчет об их деятельности в Министерство юстиции Российской Федерации.

VI. Государственная поддержка политических партий

Статья 36.

Партиям гарантируется государственная поддержка.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают поддержку партиям, имеющим свидетельство о государственной регистрации:

обеспечивая им возможность равного доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, а также к средствам массовой информации организаций, одними из учредителей которых являются органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления;

предоставления на равных льготных условиях помещения и средства связи, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности;

осуществляя финансирование деятельности партий согласно статьям 37 настоящего Федерального закона;

обеспечение политическим партиям и их территориальным структурным подразделениям равенства возможностей для проведения избирательных компаний в соответствии с законодательством о выборах.

Государственная поддержка партии в сфере финансирования приостанавливается в случае приостановления ее деятельности.

В случае ликвидации деятельности партии ее государственная поддержка прекращается со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации деятельности политической партии.

VII. Государственное финансирование партий.

Статья 37. Государственное финансирование политических партий.

1. Из федерального бюджета ежегодно выделяются средства на поддержку деятельности политических партий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Средства из федерального бюджета направляются политическим партиям Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом результатов последних выборов Президента Российской Федерации, выборов в Государственную Думу.

3. Средства выделяются участвовавшим в выборах самостоятельно либо в составе избирательных блоков политическим партиям, выдвинутые которыми зарегистрированные кандидаты на должность Президента Российской Федерации, либо федеральные списки кандидатов либо кандидаты в одномандатных избирательных округах в совокупности получили по результатам голосования не менее двух процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, пропорционально числу голосов, полученных указанными зарегистрированными кандидатами, федеральными списками кандидатов в результате указанных выборов.

4. Порядок выделения указанных в настоящей статье средств устанавливается Федеральными законами Российской Федерации.

5. В бюджетах субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено выделение средств политическим партиям пропорционально числу голосов избирателей, полученных кандидатами, списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом средства могут перечисляться как на счет политической партии, так и на счет ее регионального отделения, если иное не установлено в Уставе.

6. Денежные средства, выделяемые на государственное финансирование политических партий, не подлежат налогообложению.

Статья 38. Контроль за финансовой деятельностью партий.

Руководящий орган политической партии обязан ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сводный финансовый отчет.

Сводный финансовый отчет политической партии должен содержать сведения об источниках, размерах и расходовании средств, поступивших на счет политической партии, а также об источниках, размерах и расходовании средств, поступивших на счета каждого из региональных отделений политической партии в течение отчетного года, об имуществе политической партии и ее региональных отделений с указанием стоимости имущества, уплаченных налогов.

Сводный финансовый отчет политической партии подлежит проверке Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В случае выявления при проверке сводного финансового отчета политической партии нарушений настоящего Федерального закона, иных федеральных законов налоговые органы сообщают об этом регистрирующему органу, а также в пределах своей компетенции ставят вопрос о привлечении виновных в нарушении к установленной законом ответственности.

Политическая партия публикует сводный финансовый отчет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Выплаты субсидий политической партии в соответствии с настоящим Федеральным законом приостанавливаются по распоряжению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в случае нарушения политической партией положений настоящей статьи, а также в случае выявления при проверке сводного финансового отчета политической партии нарушений настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.

VIII. Участие политических партий в избирательных кампаниях.

Статья 39. Формы участия политических партий в выборах.

Порядок участия политических партий в избирательных кампаниях регулируется избирательным законодательством Российской Федерации.

Политические партии участвуют в выборах:

самостоятельно;

заключая предвыборные соглашения с другими политическими партиями;

вступая в избирательные блоки с другими политическими партиями.

Политические партии в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах имеют право на:

выдвижение кандидатов самостоятельно или от избирательных блоков;

проведение предвыборной агитации с соблюдением равных условий, в том числе равного доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, а также к средствам массовой информации с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления;

наблюдение за ходом выборов и участие в определении их результатов;

участие в работе избирательных комиссий.

При выдвижении своих кандидатов на выборах партия обязана принять и опубликовать свою предвыборную программу.

Статья 40.

При выдвижении своих кандидатов на выборах партия (блок) обязана принять и опубликовать свою предвыборную программу.

Порядок участия политической партии в избирательных кампаниях регулируется избирательным законодательством Российской Федерации.

Политическая партия считается участвующей в выборах в .случаях выдвижения ею на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации списка зарегистрированных кандидатов по федеральному избирательному округу, либо зарегистрированных кандидатов по одномандатным избирательным округам, в количестве не менее чем в одной третьей одномандатных округов, либо регистрации выдвинутого кандидата на должность Президента Российской Федерации.

Политические партии не принявшие участия в выборах в федеральные органы государственной власти в течение пяти лет подлежат ликвидации.

Глава IX. Приостановление деятельности и ликвидация политической партии.

Статья 41. Осуществление надзора и контроля за деятельностью политических партий.

Органы юстиции, регистрирующие политические партии и их региональные отделения, осуществляют контроль за соответствием их деятельности Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и их Уставам.

Регистрирующий орган имеет право запрашивать у руководящих органов политических партий и их региональных отделений распорядительные документы, а также направлять своих представителей для участия в проводимых политическими партиями мероприятиях.

В случае выявления нарушений политической партией Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, настоящего Федерального закона и Устава, соответствующим регистрирующим органом может быть вынесено письменное предупреждение руководящим органам данной партии с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. Предупреждение, вынесенное регистрирующим органом, может быть обжаловано политической партией в судебном порядке.

В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и настоящим Федеральным законом, существующие финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов политических партий, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов.

Статья 42. Приостановление деятельности политической партии.

В случае нарушения политической партией или ее региональными отделениями Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, настоящего Федерального закона или Устава политической партии, регистрирующим органом или прокурором выносится предупреждение о прекращении незаконной деятельности данной политической партии или ее региональных отделений. Если политическая партия или ее региональное отделение в десятидневный срок не выполнит требования о прекращении незаконной деятельности, деятельность политической партии или ее регионального отделения может быть приостановлена в соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Статья 43. Последствия приостановления деятельности политической партии.

В случае приостановления деятельности политической партии на срок, определенный решением суда, приостанавливаются ее права как учредителя средств массовой информации; ей запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать митинги, демонстрации и иные публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением осуществления расчетов по хозяйственной деятельности и по трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями и уплате налогов, штрафов.

В случае приостановления деятельности регионального отделения партии на него распространяются ограничения, предусмотренные частью первой настоящей статьи.

Если в течение установленного судом срока приостановления деятельности политической партии (регионального отделения) она устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления деятельности партии (регионального отделения), то после окончания указанного срока политическая партия возобновляет свою деятельность в полном объеме.

В случае неустранения политической партией (региональным отделением) нарушения, указанного в части первой настоящей статьи, орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности данной политической партии (регионального отделения), вносит в суд заявление о ликвидации деятельности данной политической партии.

Статья 44. Ликвидация политической партии.

Политическая партия может быть ликвидирована только по решению высшего руководящего органа либо суда.

Основаниями ликвидации судом политической партии являются:

деятельность политической партии, запрещенная частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона;

противоправная деятельность политической партии после приостановления ее деятельности по решению суда в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона;

неучастие политической партии в выборах согласно статье 40;

отсутствие региональных отделений политической партии в более чем половине субъектов Российской Федерации.

Ликвидация политической партии допускается по решению суда и только по основаниям, предусмотренным частью 2 данной статьи.

Заявление в суд о ликвидации регионального отделения политической партии по указанным в части третьей настоящей статьи основаниям вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Реорганизация политической партии осуществляется по решению съезда (конференции, собрания) политической партии путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Государственная регистрация вновь образованной в результате реорганизации политической партии осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Ликвидация политической партии осуществляется путем самороспуска в соответствии с ее Уставом либо в судебном порядке по основаниям и в порядке, предусмотренными частями третьей и четвертой настоящего Федерального закона.

Статья 45. Последствия реорганизации и ликвидации политической партии.

Имущество политической партии после удовлетворения имущественных претензий направляется:

в случае ее ликвидации путем самороспуска - на цели, предусмотренные в ее Уставе;

при реорганизации - в собственность того общественного объединения, которое является правопреемником политической партии, прекратившей свою деятельность;

в случае ликвидации - по решению суда в доход государства.

Прекращение деятельности политической партии в случае ликвидации, реорганизации или ликвидации путем самороспуска влечет аннулирование свидетельства о государственной регистрации политической партии из соответствующего государственного реестра политических партий.

Глава X. Заключительные и переходные положения.

Статья 46.

Вопросы деятельности политических партий, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Статья 47. О вступлении в силу настоящего Федерального закона.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 27, 49. Статьи 27,49 вступают в силу с 1.01.2002 г.

Статья 48. О признании нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не действующими в Российской Федерации или утратившими силу.

В связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Закон СССР от 09 октября 1990 года No1708-1 «Об общественных объединениях» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, No 42), включая его статьи 6, 9 в части положений, касающихся политических партий.

Статья 49. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона.

Внести в Федеральный закон от 19.05.95 года No 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1955, No 21, ст.1930; 1997, No 20, ст.2231; 1998, No 30, ст. 3608) следующие изменения и дополнения:

а) в части второй статьи 4 слова «политических общественных объединений (политических организаций, в том числе политических партий, а также политических движений)» исключить.

б) в статье 7:

часть 1 статьи 7 дополнить словами «политическая партия»,

часть 2 статьи 7 исключить.

в) статью 12.1 исключить.

г) часть 2 статьи 20 исключить.

д) в статье 21:

часть вторую исключить,

часть десятую изложить в следующей редакции:

«Органы, регистрирующие общественные объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления».

е) в статье 23:

часть вторую исключить,

часть пятую изложить в следующей редакции:

«Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд».

ж) в части первой статьи 27:

абзац девятый исключить,

абзац десятый исключить.

з) часть вторую статьи 31 исключить

Статья 50. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации провести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации
В.Путин




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта