Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Интеллигенция — извечный носитель инакомыслия, инакомыслие — хорошее оружие в борьбе за власть. Но когда власть завоёвана, опираться на интеллигенцию нельзя — орудие власти не инакомыслие, а единомыслие. А. Рыбаков


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


06.08.2020, четверг. Московское время 02:20

Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О политических партиях»

Депутаты Государственной Думы
В.В.Похмелкин
С.Н.Юшенков

Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает следующие организационно-правовые формы политических общественных объединений:

политические организации, политические партии и политические движения. Названный Федеральный закон предусматривает возможность принятия специальных федеральных законов в отношении каждой из перечисленных организационно-правовых форм политических общественных объединений.

Внесенный Президентом Российской Федерации проект Федерального закона «О политических партиях» из всех предусмотренных Федеральным законом «Об общественных объединениях» предполагает сохранить только одну организационно-правовую форму - политические партии. Такой подход, на наш взгляд, противоречит Конституции Российской Федерации. В статье 13 Конституции РФ записано: «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность».

Очевидно, что политическое многообразие не может быть обеспечено только одной организационно-правовой формой. Ссылки сторонников сведения политического многообразия к многопартийности, основанной на идеологическом многообразии, не основательны, т.к. в той же статье 13 Конституции РФ имеется четкая запись о том, что в «Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Следовательно, политическое многообразие включает в себя не только идеологическое, но и, как минимум, организационно-правовое многообразие субъектов политической деятельности. А подлинного многообразия без обеспечения равенства между субъектами одной и той же деятельности быть не может. В Конституции РФ так и записано: «Общественные объединения равны перед законом». О равенстве всех перед законом и судом говорится и в статье 19 Конституции РФ.

Именно поэтому в нашем проекте Федерального закона «О политических партиях» политические партии рассматриваются как один из видов организационно-правовых форм политических общественных объединений наряду с политическими организациями и политическими движениями, как это и предусмотрено законом «Об общественных объединениях».

По нашему мнению, установление численности членов партии также нарушает принцип равенства между различными видами политических общественных объединений. Искусственное ограничение минимального порога численности выше норм, установленных Федеральным законом «Об общественных объединениях» неминуемо приведет к излишней бюрократизации жизнедеятельности партий, которые, как справедливо отмечается в пояснительной записке Президента РФ к проекту Закона «О политических партиях», являются институтами гражданского общества, а не государства. В большинстве демократических стран отсутствуют жесткие требования к численности партий. Ибо главным критерием влиятельности партий и других субъектов политической деятельности являются не их численность, а результаты выборов в различные органы власти.

Именно поэтому мы предлагаем сохранить количественные критерии для создания политических партий такими, какие и предусмотрены законом «Об общественных объединениях».

Нам представляется удачной идея об установлении ответственности политических партий за выполнение своих обязательств по участию в выборах. Однако вряд ли можно считать ликвидацию партий адекватной мерой за неучастие в выборах в течение 5 лет. Нам представляется более справедливой применение к подобным партиям мер лишения их всех видов государственной поддержки. Самодеятельные организации, в том числе и политические партии, не должны рассчитывать на помощь со стороны государства в тех случаях, когда они фактически не осуществляют свои уставные цели.

На наш взгляд, абсолютно неоправданной является попытка установить финансирование партий из государственного бюджета. В условиях, когда наша страна сталкивается с огромными трудностями в обеспечении должного финансирования образования, науки, здравоохранения, культуры, в целом всей социальной сферы, военной деятельности и т.д., отвлекать огромные финансовые ресурсы на обеспечение партийной деятельности неразумно. Финансирование партий, безусловно, должно быть открытым и хорошо контролируемым процессом, но только за счет добровольных пожертвований со стороны физических и юридических лиц за исключением случаев, указанных в проекте настоящего закона.

Мы сознательно решили сохранить в предлагаемом нами варианте законопроекта «О политических партиях» большую часть формулировок проекта Закона, внесенного Президентом РФ, поскольку, с нашей точки зрения, его юридико-техническая сторона почти безупречна. Однако несогласие с некоторыми концептуальными положениями проекта Федерального закона, внесенного Президентом РФ, вынудило нас разработать и внести свою редакцию проекта предлагаемого закона «О политических партиях»в качестве альтернативного.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта