Демократия.Ру




Демократия - это грань между недозволенностью и вседозволенностью. Илья Шевелев


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.01.2020, среда. Московское время 16:08

Внесенный депутатом ГД А. В. Шишловым

Проект, версия 26.10.2000
Вносит депутат ГД А.В.Шишлов

Федеральный закон
«О политических партиях в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации

Настоящий Федеральный закон регулирует вопросы положения в обществе, создания, деятельности, права и обязанности политических партий - добровольных объединений граждан Российской Федерации, желающих путем объединения в политическую партию влиять на решение вопросов, находящихся в ведении органов государственной власти и местного самоуправлсния.

Политические партии являются неотъемлемой составной частью свободного демократического общества и ключевым элементом политической системы Российской Федерации. На деятельности политических партий основывается политическая жизнь общества. Будучи важнейшими посредниками между гражданами и властью, политические партии способствуют выработке и выражению политической воли граждан, отображению интересов граждан в принимаемых для их блага решениях органов государственной власти и местного самоуправления. Партии несут политическую ответственность за деятельность своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Принимая и публикуя свои программы развития общества, политические партии обеспечивают конкурентную среду для открытого общественного обсуждения политических и экономических идей. содействуют проведению свободных, конкурентных выборов.


Глава I. Общие положения.

Глава II. Создание и деятельность партии

Глава III. Права партий. Контроль за их деятельностью.

Глава IV. Государственное финансирование партий.

Глава V. Участие партии в выборах и в представительных органах государственной власти и местного самоуправления.

Глава VI. Приостановление, запрет деятельности (ликвидация) партии.

Глава VII. Заключительные положения.


Глава I. Общие положения.

Статья 1. Понятие политической партии.

Политическая партия (далее - партия) - общественное объединение, представляющее собой добровольное объединение граждан Российской Федерации, основанное на индивидуальном членстве, создаваемое в целях длительного и систематического участия в политической жизни общества посредством:

- выработки и выражения политической воли граждан,

- разработки, принятия и опубликования программ развития Российской Федерации, субъектов федерации, муниципальных образований,

- влияния на решения и действия органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- отображения интересен граждан в соответствующих решениях органов государственной власти и местного самоуправления;

- учасгия в выборах, в организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Цели и задачи партии отражаются в ее учредительных и программных документах, публикуемых для всеобщего сведения в средствах массовой информации и на сайте партии в сети Интернет.

Партия обязана иметь устав, регулирующий основные вопросы ее деятельности, и программу, определяющую основные цели ее деятельности и пути их достижения.

Статья 2. Право граждан на объединение в партии.

Право граждан объединяться в партии основано на следующих принципах:

создание партий гражданами в соответствии со своими убеждениями;

участие граждан в деятельности партий в соответствии с уставами и программами партий;

возможность свободного выхода из партий.

Статья 3. Законодательство о партиях.

Деятельность партий регулируется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, а также федеральным законом «Об общественных объединениях» в части, не противоречащей настоящему Закону.

Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления не вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие деятельность партий.

Статья 4. Виды партий.

В Российской Федерации могут создаваться общероссийские и региональные партии.

Общероссийские партии - это партии, которые удовлетворяют одному или нескольким из следующих условий:

- партия имеет свои отделения более чем в половине субъектов федерации, причем не менее чем в одной четверги субъектов федерации количество членов партии более 100 в каждом, а еще в одной четверти субъектов федерации количество членов партии более 50 в каждом;

- партия получила поддержку более 5 процентов от числа избирателей, принимавших участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеральному избирательному округу;

- партия выдвинула кандидатов в депутаты Государственной Лумы, которые в сумме получили поддержку более 5 процентов от числа избирателей, принимавших участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам;

- партия выдвинула кандидата на должность Президента Российской Федерации, получившего поддержку более 5 процентов от числа избирателей, принимавших участие в выборах Президента Российской Федерации.

Региональные партии - это партии, которые действуют на территории одного субъекта Российской Федерации и удовлетворяют одному или нескольким из следующих условии:

- количество членов партии более 100;

- партия получила поддержку более 5 процентов от числа избирателей, принимавших участие в выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта федерации (в случае, если законодательством субъекта федерации предусмотрены выборы но общерегиональному избирательному округу, т.е. по партийным спискам);

- партия выдвинула кандидатов в депутаты законодательного (представительного) opгана государственной власти субъекта федерации, которые в сумме получили поддержку более 5 процентов от числа избиратслей,принимавших участие в выборах депутатов законодатсльного (представительного) органа государственной власти субъекта федерации по одномандатным избиратсльным округам;

- партия выднинула кандидата на должность главы исполнительного органа государственной власти (высшего должностного лица) субъекта федерации, получившего поддержку более 5 процентов голосов от числа ибирателей, принимавших участие в выборах главы иснолнитсльного органа государственной власти (высшего должностного лица) cубъектa федерации.

Статья 5. Наименование партии.

Наименование партии должно отличаться от наименования уже сушествующей партии (это же требование касается сокращенного наименования).

При участии партии в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления (далее - выборы) разрешается использование только того наименования или его сокращения, которые соответствуют уставу партии, дополнительные обозначения (дополнения к уставному наименованию) опускаются.

Отделения партии носят наименование партии с указанием их географического месторасположения и положения в структуре партии.

В наименовании, символики партии не могут использоваться имена и фамилии (псевдонимы) живущих или живших людей.

Общероссийские партии могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.

Региональныс партии могут использовать в своих названиях наименование соответствующего субъекта Российской Федерации и образованные на их основе слова и словосочетания без специальпого разрсшспия правомочного государственного органа субъекта Российской Федерации.

Глава II. Создание и деятельность партии

Статья 6. Создание партии.

Партия создается свободно, 6eз каких-либо разрешений, на учредительном съезде (конференции, собрании) партии, на котором принимаются устав, программа и формируются руководящие органы партии. Партия считается созданной с момента принятия решения о создании партии, об утверждении ее устава и о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов.

Учредителями партии являются фичическне лица в количестве не менее ста человек.

О месте и дате проведения учредительного съезда (конференции, собрания) партии, а также об основных положениях проектов устава и программы партии инициативная группа по ее созданию сообщает в средства массовой информации и информационные агентства не позднее чем за месяц до дня проведения учредительного съезда (конференции, собрания) партии.

Статья 7. Ограничения на создание и деятельность партии.

Запрещаются создание и деятельность партий, цели или действия которых направлены на достижение одного или нескольких из следующих результатов: насильственное изменение основ Конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни.

Партийные организации могут создаваться только по территориальному принципу.

Не допускаются в любых формах создание и деятельность организационных структур партий в исполнительных органах государственной власти и местого самоуправления, Вооруженных Силах Российской Федерации, правоохранительных органах, налоговых органах, органах безопасности и государственной охраны, органах юстиции, судах, а также в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Не допускаются создание и деятельность партийных организаций в рамках деятельности одного или нескольких юридических лиц (кроме партий, региональных отделений партий, организаций, созданных в соответствии со ст.23 настоящего закона).

В случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного положения на деятельность партий могут распространяться временные ограничения в порядке и объеме, предусмотренных Федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении

Статья 8. Членство в партии.

Членство в партии является индивидуальным и добровольным.

Коллективное членство в партии не допускается.

Все члены партии имеют равные права, за исключением прав, связанных с участием членов партии в органах партии, создаваемых в соответствии с уставом партии.

Заявления о вступлении в партию, о перерегистрации, о приостановке членства в партии, о прекращении приостановки членства в партии, о выходе из партии оформляются в письменном виде.

Статья 9. Ограничения на членство в партии.

Не могут быть членами партии следующие лица:

- военнослужащие;

- сотрудники государственных налоговых органов;

- сотрудники правоохранительных органов;

- сотрудники органов прокуратуры;

- сотрудники органов безопасности и государственной охраны;

- сотрудники органов юстиции;

- судьи.

Лица. являющие членами партии, чье должностное положение несовместимо с

членством в партии в соответствии с частью первой данной статьи, на время занятия

соответствующей должности обязаны приостановить свое членство в партии, либо выйти

из партии.

Статья 10. Устав и программа партии.

Устав партии должен определять:

1) название и сокращенное обозначенне, если таковое имеется;

2) цели и задачи партии;

3) территориальную структуру партии, руководящие, контрольно-ревизионные и арбитражные органы партии;

4) территорию, в пределах которой данная партия осуществляет свою деятельность;

5) условия и порядок приема в партию и выхода из нее, приостановки членства в партии и восстановления в ней, утраты членства в партии, исключения из партии;

6) порядок и сроки прохождения кандидатского стажа;

7) порядок и сроки ежегодной перерегистрации;

8) права и обязанносги членов партии;

9) порядок установления размеров и правил уплаты членских взносов;

10) компетенцию, состав и порядок формирования руководящих органов партии, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

11) условия, форму и сроки созыва очередных и внеочередных заседаний органов партии;

12) порядок принятия решений органами партии;

13) порядок выдвижения кандидатов от партии на выборные, а также на иные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

14) порядок внесения изменений и дополнений в устав и программу партии;

15) порядок создания и ликвидации региональных отделении партии;

16) порядок, сроки и периодичность проведения выборов органов партии;

17) предельные сроки полномочий выборных органов партии, порядок и предельные сроки продления полномочий выборных органов партии;

18) адрес сайта партии в сети Интернет;

19) источники формирования денежных средств и иного имущества партии, права партии и ее структурных подразделений по управлению этим имуществом;

20) допустимые санкции против отделении партии;

21) порядок реорганизации и ликвидации партии путем самороспуска;

22) порядок решения имущественных споров, связанных с реорганизацией партии;

23) цели, на которые направляется имущество партии в случае ее самороспуска.

В уставе партии могут содержаться и иные положения, относящиеся к ее деятельности.

Программа партии должна определять методы достижения поставленных перед партией целей и пути решения сформулированных для партии задач. В программе могут содержаться и иные положения (оценка общественно-политической ситуации, анализ, прогноз, выводы, рекомендации и т.п.).

Статья 11. Гласность в деятельности партий.

Следующие сведения о партии должны быть общедоступны для ознакомления:

- устав и программа партии;

- территориальная структура партии;

- состав, местонахождение, телефоны руководящих органов партии;

- финансовые отчеты партии, подаваемые в порядке, установленном статьей 25 настоящею Закона.

Указанные сведения должны также размещаться на сайте партии в сети Иитернет.

Статья 12. Права членов партии.

Вопрос о приеме в члены партии решается соответствующими органами партии согласно уставу партии.

При решении вопросов любым органом партии члены партии, входящие в этот орган, имеют равное право голоса.

Член партии имеет право в любое время выйти из нее или приостановить свое членство на опрелеленный им срок.

Член партии может быть исключен из неБ только в случаях и в порядке, предусмотренных уставом. Член партии не может приостановить свое членство в ней, если в партии рассматривается вопрос о его исключении из партии.

Члены партии, выдвинутые партией и (или) избранные на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, при принятии ими конкретных решений (в том числе при голосовании) учитывают решения партии, но руководствуются только своими внутренними убеждениями в момент принятия решения (голосования).

Гражданин может быть членом только одной политической партии.

Статья 13. Руководящие, контрольно-ревизионные органы партии и партийные арбитражи.

Руководящие, контрольно-ревизионные органы партии избираются тайным голосованием.

Периодичность выборов руководящих и коитролыю-ревизионных органов партии не может быть реже, чем один раз в три года. Продление полномочий выборных органов, в том числе выборных должностных лиц, более чем на 6 месяцев не допускается. В случае неизбрания выборных руководящих органов в установленные уставом в соответствии с настоящим законом сроки партия подлежит ликвидации путем самороспуска.

Для рассмотрения и разрешения внутрипартийныx споров, споров об истолковании и применении устава партия в порядке, установленном уставом, создает партийный арбитраж.

Статьи 14. Порядок принятия решений в органах партии.

Все коллегиальные органы партии правомочны принимать решения, если на их заседаниях (собраниях) присутствует более половины от числа их членов.

Все решения коллегиальных органов партии принимаются большинством голосов от числа принявших участие в голосовании при условии, что в голосовании участвовало более половины от числа членов коллегиального органа партии.

Решения о принятии устава или внесении изменений в устав, о принятии программы или внесении изменений в программу, о создании, ликвидации или реорганизации партии принимаются большинством в две трети голосов от числа принявших участие в голосовании при условии, что в голосовании участвовало более двух третей от числа делегатов (участников) съезда, конференции (общего собрания).

Партия и ее выборные органы не могуг никому делегировать (временно или постоянно) свое коллективное право принятия решений по вопросам, отнесенных к их ведению уставом.

Все решения по персональным вопросам принимаются тайным голосованием.

Статья 15. Государственная регистрация партий.

Государственная регистрация общероссийской партии производится Министерством юстиции Российской Федерации.

Государственная регистрация региональной партии осуществляется органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для государственной регистрации партии в регистрирующий орган подаются следующие документы:

- заявление, подписанное более, чем половиной учредителей партии либо членов постоянно действующего руководящего органа партии с указанием места жительства каждого и указанием лиц, уполномоченных для представления партии в peгистрирующем органе;

- устав партии;

- выписка из протокола учредительного съезда (конференции, собрания) партии, содержащая сведения о создании партии, об утверждении ее устава и о формировании ее руководящих, контрольно-ревизионных органов и арбитражных органов;

- сведения oб учредителях партии (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес проживания, контактные телефоны);

- для общероссийских партий - документы, подтверждающие наличие региональных отделений;

- документ об уплате регистрационного сбора.

При использовании партией символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране иителлектуальной собственности или авторских прав, представляются документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Регистрирующему органу запрещается требовать от партии представления документов, не указанных в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

Документы на государственную регистрацию партии подаются в течение трех месяцев со дня проведения ее учредительного съезда (конференции, собрания).

При обнаружении в представленных документах ошибок или неточностей регистрирующий орган обязан в двухнедельный срок письменно уведомить партию в лице ее уполномоченных представителей о допущенных нарушениях и предложить устранить их.

Государственная регистрания партии и выдача свидетельства о государственной регистрации производится регистрирующим органом в течение одного месяца со дня подачи документов (если нет ошибок и неточностей в представленных партией документах). Нарушение указанного срока не допускается и влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Документом, удостоверяющим факт государственной регистрации партии, а также внесения ее в государственный реестр партий, является свидетельство о государственной регистрации.

Истребование у партии каких-либо иных документов, удостоверяющих факт ее государственной регистрации, запрещается.

При отказе партии в государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать ее учредителям мотивированный отказ в письменной форме.

Изменения и дополнения, вносимые в устав партии, подлежат государственной peгистрации тем же opганом, в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самой партии, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации. При этом не требуется предоставления сведений, указанных в пунктах 4 и 5 части 3 настоящей статьи.

Применение изменений и дополнений, внесенных и устав партии, возможно только с момента приобретения ими юридической силы.

За государственную регистрацию партии взимается регистрационный сбор в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации и его органы в субъектах Российской Федерации ведут государственные реестры партий. Государственные реестры партий подлежат ежегодной публикации Министерством юстиции и его органами в субъектах федерации не позднее марта месяца текущего года, а также размещаются в сети Интернет.

Со дня регистрации в установленном настоящим Законом порядке партия приобретает права юридического лица.

Статья 16. Основания для отказа в государственной регистрации партии.

В государственной регистрации партии может быть отказано, если:

- положения устава партии противоречат Конституции Российской Федерации и части первой статьи 23 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

- устав партии не соответствует требованиям статьи 10 настоящего Федерального закона;

- не выполнены требования статьи 6 или статьи 15 настоящею Федерального закона.

Мотивированный отказ в государственной регистрации партии выдается в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации партии может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 17. Отделения политической партии.

Региональные, местные и другие территориальные отделения партии создаются в порядке, устанавливаемом уставом партии.

Региональные отделения общероссийской партии создаются в субъектах федерации.

Региональные отделения партии должны состоять не менее, чем из 15 членов партии.

Местные и другие территориальные отделения партии создаются по территориальному принципу в соответствии с границами, в которых действуют органы государственной власти и местного самоуправления.

Местные и иные территориальныс отделения должны состоять не менее, чем из 10 членов партии.

Постоянно действующий руководящий орган общероссийской партии письменно уведомляет о создании регионального отделения партии регистрирующий орган соответствующего субъекта федерации с приложением копии устава партии, свидетельства о ее государственной регистрации и решения о создании регионального отделения партии.

В случае, если уставом партии предусмотрено наделение регионального отделения партии правами юридического лица, регистрирующий орган в недельный срок со дня получения уведомления о создании регионального отделения партии вносит сведения о создании отделения партии в соответствующий единый государственный реестр юридических лиц и выдает этому отделению свидетельство о государственной регистрации отделения партии.

Со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц региональное отделение партии приобретает права юридическою лица. если это предусмотрено уставом партии.

Местные и другие территориальные отделения партии не подлежат государственной регистрации и не имеют прав юридического лица.

Глава III. Права партий. Контроль за их деятельностью.

Статья 18. Права партий.

Общероссийские партии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, имеет право:

- выдвигать кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

- участвовать в подготовке и проведении референдумов и выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления,

- создавать партийные фракции и другие депутатские объединения в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления;

- вносить предложения (выступать с инициативами) по организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в выработке решений по политическим и иным вопросам жизни общества;

- свободно распространять в устной, письменной и иной формах информацию о своей деятельности, пропагандировать свои цели и задачи, иметь свои программные документы;

- учреждать собственные издательства и средства массовой информации;

- пользоваться, в том числе на льготных условиях, государственными и муниципальными средствами массовой информации;

- организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации и иные публичные мероприятия;

- устанавливать и поддерживать международные связи и контакты с зарубежными политическими партиями н объединениями;

- вступать в международные союзы н ассоциации;

- создавать отделения и представительства в соответствии со своими уставными целями и задачами;

- осуществлять в соответствии со своим уставом хозяйственную, финансовую и иную деятельность, не противоречащую законодательству Российской Федерации

Региональные партии имеют права, перечисленные в части первой данной статьи, за исключением права выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и кандидатов на должность Президента Российской Федерации.

Статьи 19. Исключительные права партий.

Партии являются единственным видом общественных объединений, которые имеют право выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов на должность главы исполнительного органа государственной власти (высшего должностного лица) субъекта Российской Федерации, руководителя исполнительного органа местного самоуправления в случае, если он избирается населением.

Статья 20. Имушестио партии.

В собственности партий могут находиться здания и сооружения, оборудование и инвентарь, типографии, теле- и радиостанции, денежные средства, а также иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, предусмотренной уставами партий и законодательством Российской Федерации.

Имущество партии используется только для реализации уставных целей и задач партий и не поллежит распределению между их членами.

Статья 21. Денежные средства партий.

Денежные средства партий формируются из:

- вступительных взносов, если они предусмотрены уставами партии;

- членских взносов;

- государственных субсидий и субвенций;

- добровольных пожертвований;

- поступлений oт проведения (в соответствии с уставом) лекций, выставок и иных подобных мероприятий;

- доходов oт издательской и иной деятельности, соотвечетвующей уставным целям и задачам партий, продажи товаров с символикой партии;

- иных поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Пожертвования на нужды партий.

Партии вправе принимать пожертвования в виде имущества, включая денежные средства, от физических лиц, негосударственных организаций, общественных oбъединений и фондов и иных юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены с обязательным указанием их источника.

Не допускаются пожертвования от:

- благотворительных и религиозных организаций и учрежденных ими организаций;

- государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также организаций с участием государства и (или) органов местного самоуправления;

- органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением субсидий, предоставляемых органами государственной власти в соответствии со статьей 29 настоящего Закона;

- иностранных государств, иностранных граждан, иностранных юридических лиц;

- российских юридических лиц с иностранным участием, если доля нностранного капитала в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов;

- лиц без гражданства;

- граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет;

- международных организаций и международных общественных движений;

- воинских частей, военных учреждений и организаций;

- правоохранительных органов;

- анонимных лиц (в случаях, если сумма пожертвования превышает 5-кратный размер минимальной оплаты труда);

- профессиональных союзов.

Пожертвования, указанные в части второй настоящей статьи, партия должна в двухнедельный срок со дня их получения передать в доход государства.

Сумма пожертвований, полученная партией от одного юридического лица в течение календарного года, не может превышать десяти тысяч, а от физического лица - одной тысячи установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

Статья 23. Хозяйственная деятельность партий.

Партии в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами обладают самостоятельностыо в принятии решений в хозяйственных вопросах, в вопросах оплаты труда сотрудников партии, в использовании финансовых и материальных ресурсов партии.

В целях создания финансовых и материальных условий для реализации своих уставных целей и задач, а также закрепленных статьями 18 и 19 настоящего Федерального закона прав партия вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации создавать органнзации, осуществляющие образовательную, научную, редакционно-издательскую деятельность, производство и реализацию товаров с символикой партии и иную деятельность, связанную с реализацией уставных целей и задач партии.

Осуществление созданной партией организации деятельности, не указанной в части второй настоящей статьи, не допускается.

Статья 24. Государственная поддержка партий.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают поддержку партиям, имющим свидетельство о государственной регистрации:

- обеспечивая им возможность равного доступа, а также возможность равного доступа на льготных условиях к государственным и муниципальным средствам массовой информации, а также к средствам массовой информации с участием органов государственной власти и (или) opганов местного самоуправления;

- предоставляя на равных льготных условиях помещения и средства связи, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности;

- осуществляя финансирование деятельности партий согласно статьям 26-29 настоящего Федерального закона;

- обеспечивая равенство возможностей для проведения избирательных кампаний.

Государственная поддержка партии временно прекращается в случае приостановления деятельности данной партии на основании статьи 32 настоящего Федерального закона.

В случае запрета деятельности партии ее государственная поддержка прекращается со дня вступления в законную силу решения суда о запрете деятельности политической партии, а авансированные выплаты, предусмотренные статьей 29 настоящего Закона, возвращаются органу, осуществившему эти выплаты.

Статья 25. Контроль за деятельностью партий.

Руководящие органы партии обязаны не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представить в соответствующие налоговые органы, опубликовать на своем сайге в сети Интернет и направить в средства массовой информации для опубликования финансовые отчеты об источниках, о размерах и расходовании средств, поступивших в партийные кассы в течение отчетного года, а также об имуществе партий и уплаченных налогах.

Финансовые отчеты общероссийских партий после проверки их соответствующими органами Государственной налоговой службы Российской Федерации направляются в Счетную палату Российской Федерации не позднее 1 мая года, следующего за отчетным.

Счетная палата Российской Федерации направляет финансовые отчеты общероссийских партий Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для последующего распространения.

Государственное финансирование партий в соответствии с главой IV настоящего Закона приостанавливается в случае нарушения ими положении настоящей статьи (до исправления нарушений).

Руководящий орган общероссийской партии ежегодно, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, обязан предоставлять в Министерство юстиции сведения о численности партии и ее региональных отделений, об участии в выборах, выдвижении кандидатов, публикации программ, проведении выборов руководящих органов.

Руководящий орган региональной партии, регионального отделения общероссийской партии ежегодно, не позднее 1 февраля года, следующего за отчегным, обязан предоставлять в регистрирующий орган субъекта федерации сведения о численности партии (регионального отделения), об участии в выборах, выдвижении кандидатов, публикации программ, проведении выборов руководящих органов.

Глава IV. Государственное финансирование партий.

Статья 26. Формы государственного финансирования.

Государство гарантирует общероссийским и региональным партиям выделение средств в следующих формах:

- на участие партий и выдвинутых ими кандидатов в выборах - в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о выборах и законодательством субъектов Российской Федерации о выборах;

- на поддержку деятельности партий - в порядке, определенном настоящим Законом;

- на обеспечение деятельности фракций партий в Государственной Думе и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и в выборных органах местного самоуправления - в соответствии с нормативными актами, определяющими порядок деятельности указанных представительных органов.

Денежные средства, выделяемые на государственное финансирование партий, не подлежат налогообложению.

Статья 27. Право на получение государственного финансирования на поддержку деятельности партий.

Право на получение государственного финансирования из федерального бюджета на поддержку своей деятельности имеют общероссийские партии, для которых выполнено одно из следующих условий:

- за список кандидатов, выдвинутых партией по общефедеральиому избирательному округу на последних перед принятием в первом чтении закона о федеральном бюджете выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Pocсийской Федерации (далее - Г'осударственной Думы), проголосовало не менее 3 процентов голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

- суммарное число голосов, поданных за кандидатов, выдвинутых партией по одномандатным округам на последних перед принятием в первом чтении закона о федеральном бюджете выборах депутатов Государственной Думы, составило не менее 3 процентов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по всем одномандатным округам.

Право на получение государственного финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации имеют региональные отделения общероссийских партий и региональные партии, для которых выполнено одно из следующих условий:

- за список кандидатов, выдвинутых региональной партией (региональным отделением общероссийской партии) по общерегиональному избирательному округу на последних перед принятием в первом чтении закона о бюджете субъекта Российской Федерации выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации проголосовало не менее 3 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании (в случае, если законодательством субъекта федерации предусмотрены выборы по общерегиональному избирательному округу, т.е. по партийным спискам);

- суммарное число голосов, поданных за кандидатов, выдвинутых региональной партией (региональным отделением общероссийской партии) по одномандатным округам на последних перед принятием в первом чтении закона о бюджете субъекта Российской Федерации выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, составило не менее 3 процентов от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по всем одномапдатным округам.

Статья 28. Объем государственного финансирования.

Объем государственного финансирования общероссийских партий ежегодно устанавливается в законе о федеральном бюджете на очередной год и при этом не может быть уменьшен по сравнению с объемом, установленным в предыдущем году, более, чем на 10 процентов.

Объем государственного финансирования региональных отделений общероссийских партий и региональных партий ежегодно устанавливается в законе о бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 29. Распределение и выделение средств.

Средства федерального бюджета, предназначенные на государственное финансирование в соответствии со статьей 26 настоящего Закона, распределяются между партиями, для которых выполнены условия, указанные в статье 27 настоящего Закона.

Указанные средства распределяются между этими партиями пропорционально числу голосов, поданных за список кандидатов, выдвинутых соответствующей партией по общефедералыюму избирательному округу на последних перед принятием в первом чтении закона о федеральном бюджете выборах депутатов Государственной Думы. Перед расчетом производится корректировка числа голосов по следующей формуле: для партий, получивших более 3, но менее 5 процентов голосов, число голосов, поданных за список, перед распределением делится на 5, а для партий, получивших более 25% голосов, число голосов, поданных за список сверх 25%, перед распределением делится на 1,5.

Средства бюджета субъекта Российской Федерации, выделенные на государственное финансирование в соответствии со статьей 26 настоящего Закона, распределяются между региональными отделеннями общероссийских партий и региональными партиями, для которых выполнены условия, указанные в стагье 27 настоящего Закона.

Указанные средства распределяются между ними пропорционально числу голосов, поданных за кандидатов, выдвинутых ими но общерегиональному ичбирателыюму округу (в случае, если законодательством субъекта федерации предусмотрены выборы по общерегиональному избирательному округу) или пропорционально числу голосов, поданных за кандидатов, выдвинутых ими по одномандатным округам (в случае, если законодательством субъекта федерации не предусмотрены выборы по общерегиональному избирательному округу) на последних перед принятием в первом чтении закона о бюджете субъекта Российской Федерации выборах депугатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РосспОской Федерации, причем для региональных отделений общероссийских партий и региональных партий, получивших более 3, по менее 5 процентов голосов, число голосов перед распределением делится на 5, а для партий, получивших более 25% голосов, число голосов, поданных за список сверх 25%, перед распределением делится на 1,5.

Средства, предназначенные на государственное финансирование партий, выделяются ежеквартально в размере одной четверти суммы, предусмотренной в бюджете на соответствующий год.

В случае, если партия не представила в соответствии со статьеи 25 настоящего Закона ежегодный финансовый отчет, ее государственное финансирование приостанавливается до представления отчета.

Глава V. Участие партии в выборах и в представительных органах государственной власти и местного самоуправления.

Статья 30. Формы участия партий в выборах.

Партии участвуют в выборах посредством выдвижения кандидатов самостоятельно.

Партии участвуют в предвыборной агитации самостоятельно либо заключая предвыборные соглашения с другими партиями и принимая совместные предвыборные программы.

Партии в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах имеют право на:

- выдвижение кандидатов;

- проведение предвыборной агитации с соблюдением равных условий, в том числе равного доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, а также к средствам массовой информации с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- наблюдение за ходом выборов и участие в определении их результатов;

- участие в работе избирательных комиссий.

При выдвижении своих кандидатов на выборах партия обязана принять и опубликовать свою предвыборную программу.

Статья 31. Фракции партий.

Фракции партий в законодательных (представительных) органах государственной власти и выборных органах местного самоуправления образуются и действуют в соответствии с нормативными актами, определяющими порядок деятельности этих органов, и уставами партий.

Глава VI. Приостановление, запрет деятельности (ликвидация) партии.

Статья 32. Приостановление деятельности партии.

В случае нарушения партией Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации органами юстиции выносится предупреждение о прекращении незаконной деятельности данной партии. Если партия в десятидневный срок не выполнит требования о прекращении незаконной деятельности, ее деятельность может быть приостановлена в соответствии со статьей 42 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Статья 33. Последствия приостановления деятельности партии.

В случае приостановления деятельности партии на срок, определенный решением суда, приостанавливаются еБ права как учредителя средств массовой информации, ей запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать митинги, демонстрации и иные публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением осуществления расчетов по хозяйственной деятельности и по трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями, и уплате налогов, штрафов.

Если в течение установленного судом срока приостановления деятельности партии она устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления ее деятельности, то после окончания указанного срока партия возобновляет свою деятельность в полном объеме.

В случае неустранения партией нарушения, указанного в части первой настоящей статьи, орган, внесший в суд заявление о приостановлепчи деятельности данной партии, вносит в суд заявление о запрете деятельности (ликвидации) данной партии.

Статья 33. Последствия приостановления деятельности партии.

Деятельность партии может быть запрещена только по решению суда о ее ликвидации.

Основаниями запрета деятельности (ликвидации) судом партии являются:

- деятельность партии, запрещенная частью первой статьи 7 настоящего Федерального закона;

- противоправная деятельность партии после приостановления ее деятельности по решению суда в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

Общероссийская партия подлежит ликвидации в судебном порядке следующих случаях:

- если она на протяжении четырех лет подряд не принимала участия в выборах в органы государстненной власти Российской Федерации посредстном выдвижения своих кандидатов, принятия и опубликования нредвыборнон программы, участия в избирательной кампании;

- если она не ликвидирована путем самороспуска по основаниям, указанным в части 2 статьи 13, в течение 3 месяцев со дня возникновения этих оснований.

Региональная партия подлежит ликвидации в судебном порядке в следующих случаях:

- если она на протяжении четырех лет подряд не принимала участия в выборах в органы государственной власти субъекта федерации посредством выдвижения своих кандидатов, принятия и опубликования предвыборной программы, участия в избирательной кампании;

- если она не ликвидирована путем самороспуска по основаниям, указанным в части 2 статьи 13, в течение 3 месяцев со дня возникновения этих оснований.

Статья 35. Решение о запрете деятельности (ликвидации) партии.

Запрет деятельности (ликвидация) партии допускается по решению суда и только по основаниям, предусмотренным статьями 34 и 38 настоящего Закона.

Заявление в суд о запрете деятельности (ликвидации) общероссийской партии по указанным в статье 34 настоящего Закона основаниям может быть внесено только Генеральным прокурором Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, другой общероссийской партией.

Заявление в суд о запрете деятельности (ликвидации) региональной партии по указанным в статье 34 настоящего Федерального закона основаниям может быть внесено только Генеральным прокурором Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации, органом юстиции субъекта федерации, общероссийской партией, другой региональной партией, действующей в соответствующем субъекте федерации.

Статья 36. Реорганизация и ликвидация партии.

Реорганизация партии осуществляется по решению съезда (конференции, собрания) партии путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Государственная регистрация вновь образованной в результате реорганизации партии осуществляется в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

Ликвидация партии осуществляется путем самороспуска в соответствии с ее уставом либо в судебном порядке по основаниям и в порядке, предусмотренными статьями 34, 35 и 38 настоящего Федерального закона.

Статья 37. Последствия pеорганизации и ликвидации партии.

Имущество партии после удовлетворения имущественных претензий направляется:

в случае ее ликвидации путем самороспуска - на цели, предусмотренные в ее уставе;

при реорганизации - в собственность того общественного объединения, которое является правопреемником партии, прекратившей свою деятельность;

в случае запрета ее деятельности (ликвидации) - по решению суда в доход государства.

Депутатская фракция Государственной Думы. депутатская фракция законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления, образованная из числа депутатов от партии, прекратившей свою деятельность в силу запрета деятельности (ликвидации), реорганизации или самороспуска, считается распущенной с момента принятия решения партии о самороспуске или с момента вступления в законную силу решения суда о роспуске партии.

Прекращение деятельности партии в случаях запрета ее деятельности (ликвидации), реорганизации или ликвидации путем самороспуска влечет аннулирование свидетельства о государственной регистрации партии, утрату ею прав юридического лица и исключение партии из соответствующего государственного реестра партий. а также из единого государственного реестра юридических лиц.

Глава VII. Заключительные положения.

Статья 38. О деятельности партий и избирательных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Уставы партий, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с настоящим Федеральным законом на ближайших со дня его вступления в силу съездах (конференциях, собраниях) партий, но не позднее, чем через шесть месяцев. В случае нарушения этого условия партия лишается права выдвигать кандидатов для участия в выборах вплоть до приведения своего устава в соответствие с настоящим Законом.

Государственная регистрация партий, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена в течение шести месяцев со дня его вступления в силу с освобождением от регистрационного сбора. К указанным партиям не применяются положения части шестой статьи 15 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока государственной регистрации партии, не прошедшие ее, не имеют права принимать участие в выборах, подлежат самороспуску либо ликвидации в судебном порядке. Орган, осуществивший ранее государственную регистрацию этой партии в форме общестненного объединения, в течение месяца после истечения указанного срока регистрации обязан подать в суд соответствующее заявление.

К партии, созданной в результате реорганизации путем преобразования в партию избирательного объединения, получившего поддержку более 5 процентов от числа избирателей, принявших участие в последних перед вступлением в силу настоящего Федерального закона выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеральному избирательному округу и имеющего фракцию в Государственной Думе, при государственной регистрации не применяются требования статьи 4 о количестве отделений и членов партии.

Уставы партий до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 39. О вступлении в силу настоящего Федерального закона.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 27, 28 и 29, вступающих в силу:

- для общероссийских партий - после проведения очередных после вступления настоящего Закона в силу выборов депутатов Государственной Думы;

- для региональных партий - после проведения очередных после вступления настоящего Закона в силу выборов депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Федерации.

Статья 40. О признании нормативного правового акта не действующим в Российской Федерации.

В связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона признать не действующим в Российской Федерации Закон СССР «Об общественных объединениях» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, No 42, ст.839), включая его статьи 6, 9 в части положений, касающихся партий.

Статья 41. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Президент Российской Федерации

Москва. Кремль.

«___» ____ ______ 2000 года

No - ФЗ




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта