Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Нам жить - вы и решайте. Виктор Коваль


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


27.10.2021, среда. Московское время 07:34

Обновлено: 19.11.2002  Версия для печати

Как проводятся выборы в Латвии

Республика Латвия
Парламентские выборы
5 октября 2002 г.

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИССИЯ ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ВЫБОРАМИ


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ВЫВОДЫ

Рига, 6 октября 2002 г. — Международная миссия по наблюдению за выборами, работавшая в Латвии во время избирательной кампании по выборам 8-го латвийского парламента (выборы состоялись 5 октября 2002 г.), была создана в результате совместных усилий Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ/БДИПЧ) и Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).

Данный отчет о предварительных наблюдениях и выводах опубликован до официального утверждения результатов выборов и комплексного подведения итогов работы международных наблюдателей.

Предварительные выводы

Выборы 8-го латвийского парламента (Сейма), состоявшиеся 5 октября 2002 г., были проведены в соответствии с требованиями ОБСЕ и Международными стандартами проведения демократических выборов. Четвертые по счету всеобщие выборы в Латвии, начиная с 1991 г., когда республика получила независимость, явились ярким свидетельством упрочения демократического процесса в Латвии.

К наиболее положительным особенностям прошедших выборов можно отнести:

  • высокое доверие со стороны избирателей и кандидатов к качеству проведения выборов;

  • здоровый уровень политического плюрализма, проявленный в период предвыборной борьбы, когда представители всех 20 политических партий получили возможность довести свои программы до электората при соблюдении равных условий и достаточной прозрачности;

  • исключение требования знания латвийского языка, ранее предъявляемого к кандидатам, вдвигавшимся на выборные должности;

  • совершенствование прозрачности избирательного процесса за счет принятия новых законодательных норм, в соответствии с которыми политические партии обязаны раскрывать информацию о своих доходах и расходах за один месяц до дня голосования, а также

  • введение новых правовых норм, в соответствии с которыми средства массовой информации обязаны раскрывать данные о получаемых доходах от распространения политической рекламы.

Хотя парламентские выборы в Латвии были хорошо организованы и успешно проведены, международные наблюдатели обратили внимание на некоторые проблемы, которые не могут не вызывать обеспокоенности.

Наблюдатели ОБСЕ/БДИПЧ отмечают случаи, когда полиция проверяла паспорта у избирателей на входе в избирательные участки, что является исключительной обязанностью членов участковых избирательных комиссий. Помимо этого, использование радио- и телевизионных приемников на некоторых избирательных участках могло явиться нарушением нормы о запрете какой-либо предвыборной агитации в день выборов. На ряде избирательных участков тайна волеизъявления избирателей не была обеспечена должным образом. Несмотря на то, что в ближайшие месяцы 8-му латвийскому парламенту (Сейму) придется рассматривать такие судьбоносные вопросы, как вступление страны в НАТО и присоединение к Европейскому Союзу, международные наблюдатели выражают надежду на то, что латвийские парламентарии также найдут время для рассмотрения некоторых аспектов совершенствования своего избирательного процесса.

Наблюдатели ОБСЕ/БДИПЧ особо отмечают, что те меры, которые были необходимы для того, чтобы восстановить и закрепить независимость Латвии в 1991 г., теперь могут быть пересмотрены. Это особенно касается положений Статей 5, 13 и 15 Закона о выборах, которые налагают ограничения на кандидатов по признакам их бывшей принадлежности к КПСС или органам госбезопасности. Более того, согласно последним статистическим данным, примерно 22% населения Латвии являются лицами без гражданства, не имеющими права участвовать ни в общенациональных, ни в муниципальных выборах. Наряду с некоторыми другими проблемами данные вопросы также в настоящее время рассматриваются членами Контрольного комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Предварительные наблюдения

Нижеследующие наблюдения базируются на многолетнем анализе ситуации в стране, проведенном специалистами БДИПЧ и ОБСЕ.

Общие сведения

Прошедшие недавно парламентские выборы явились четвертыми всеобщими выборами в Латвии после того, как она восстановила свою независимость 4 мая 1991 г. Латвийский сейм является однопалатным парламентом, в котором предусмотрено 100 мест. Парламентские выборы в Латвии проводятся в пяти многомандатных избирательных округах в соответствии с пропорциональной системой распределения мест в парламенте. Для того чтобы получить право претендовать на места в парламенте, необходимо преодолеть 5-процентный порог голосов избирателей.

В последних парламентских выборах принимали участие двадцать политических партий. К основным политическим партиям относятся: «Народная партия» (правоцентристская проправительственная партийная коалиция, возглавляемая бывшим премьер-министром Андрисом Скеле); «Латвийский путь» (либеральная партия, возглавляемая премьер-министром Андрисом Берзинсом); «Отечество и свобода» (правое националистическое крыло проправительственной партийной коалиции); «За права человека в единой Латвии» (левоцентристская оппозиционная группировка, представляющая интересы этнических меньшинств и включающая бывших коммунистов; данное движение возглавляется Янисом Юркансом); Социал-демократы (левоцентристская оппозиционная политическая партия, недавно расколовшаяся на две политические партии: Социал-демократическую рабочую партию и Социал-демократический союз); «Новая эра» (новая правоцентристская политическая партия, созданная бывшим директором Центрального банка Латвии Эйнарсом Репсе); «Зеленые фермеры» (правоцентристская политическая партия, объединяющая зеленых и Союз фермеров, во главе которых стоят бывший премьер-министр Виллис

Кристопанс, возглавлявший в свое время «Латвийский путь» и бывший министр экономики Ингрида Удре соответственно); Первая партия (недавно созданная многоконфессиональная «христианская» партия).

Правовой контекст

Статьи 5, 13 и 15 Закона о выборах по-прежнему содержат ряд ограничений, налагаемых на кандидатов по признакам их бывшей принадлежности к КПСС или органам госбезопасности.

Данный закон гласит, что в качестве кандидатов по выборам в Сейм не могут номинироваться лица, которые «относятся или относились к категории оплачиваемых государственных служащих СССР, Латвийской ССР, иностранных органов государственной безопасности, разведывательных или контрразведывательных органов» или те, кто принимал участие в обеспечении деятельности Коммунистической партии и соответствующих структур после 13 января 1991 г.

В период последней избирательной кампании по выборам в латвийский парламент два кандидата были сняты с регистрации в соответствии с положениями вышеназванных статей. Между тем, одному из этих кандидатов было разрешено баллотироваться на выборах в латвийский парламент в 1995 и 1998 гг. И в том, и в другом случае этот кандидат был выбран в парламент. Более того, латвийские государственные власти вынесли официальное предостережение девяти другим кандидатам, которые рассматривались в качестве бесплатных агентов бывшего КГБ. Несмотря на это обстоятельство, всем этим кандидатам в конце концов было разрешено принимать участие в выборах.

Как уже отмечалось международными наблюдателями ОБСЕ/БДИПЧ, данные правовые нормы расходятся с положениями статьи 7.5 Копенгагенского документа, который призывает все страны-участницы ОБСЕ «уважать право гражданина стремиться к занятию политической или общественной должности на индивидуальной основе или в качестве представителя политической партии или организации без каких-либо дискриминационных ограничений». Международные наблюдатели также высказывают обеспокоенность в связи с неоднозначным характером данных правовых норм и возможностью их избирательного применения.

Хотя решением Конституционного суда 2000 г. вышеуказанные положения и были признаны обоснованными для обеспечения целостности государства, было вынесено определение о необходимости полного снятия такого рода ограничений. ОБСЕ/БДИПЧ приветствовало это решение Конституционного суда Латвии, призывающего наложить мораторий на эти правовые нормы запретительного характера.

Гражданство и натурализация

Примерно 22% латвийского населения отнесены к категории «лиц без гражданства» (включая тех, кто проживал в Латвии до обретения страной независимости в 1991 г. и кто не были гражданами Латвии до 17 июня 1940 г.). «Лица без гражданства» не имеют права баллотироваться на выборные государственные должности. Более того, они не имеют права участвовать ни в общенациональных, ни в муниципальных выборах в качестве избирателей.

Натурализационный процесс в Латвии протекает исключительно медленно. Примерно 514 000 лиц по-прежнему отнесены к категории «лиц без гражданства». Общая же численность населения Латвии в настоящее время составляет примерно 2,4 млн. человек. Несмотря на усилия Совета по натурализации, который считается эффективным органом, дружественно настроенным по отношению к «лицам без гражданства», количество «лиц без гражданства», натурализующихся ежемесячно, составляет всего лишь 600-1000 человек. Вне всякого сомнения, нынешняя обстановка в Латвии свидетельствует о серьезном и долгосрочном дефиците демократических ценностей.

Совет Европы и Совет стран Балтийского моря уже поднимали вопрос о том, можно ли каким-либо образом уменьшить этот дефицит демократии за счет предоставления «лицам без гражданства» пассивных избирательных прав с тем, чтобы они имели возможность принимать участие в местных выборах, как это делается в Эстонии. Привлечение «лиц без гражданства» к процессу принятия решений на местном уровне могло бы стать серьезным шагом на пути преодоления дефицита демократии в Латвии. ОБСЕ/БДИПЧ призывают латвийские власти к проведению полномасштабной и публичной дискуссии по вопросу предоставления пассивного избирательного права «лицам без гражданства» с тем, чтобы они имели возможность принимать участие в муниципальных выборах.

Проведение выборов

За политическими партиями в Латвии закреплена возможность делегировать своих представителей в состав избирательных комиссий любого уровня с целью обеспечения оптимальной прозрачности избирательного процесса. И хотя задача обеспечения партийного представительства в составе вышестоящих избирательных комиссий вполне обеспечена, этого нельзя сказать о составах избирательных комиссий низового уровня. Особенно это касается участковых избирательных комиссий, создаваемых в малых населенных пунктах, где вся работа по подготовке и проведению выборов организуется представителями государства или местных органов самоуправления. И хотя поступали сообщения относительно того, что партийные номинанты отвергались в пользу представителей, выдвигаемых местными советами, в большинстве случаев политические партии просто не воспользовались возможностью предложить свои кандидатуры для участия в работе участковых избирательных комиссий.

Четкие процедурные указания, касающиеся вопросов подсчета голосов и оформления итогов голосования, способствовали быстрой подготовке отчетности и окончательному определению результатов выборов. Представителям политических партий, средств массовой информации и наблюдателям было разрешено присутствовать на всех объектах, где проводились какие-либо мероприятия, касающиеся избирательного процесса. Совершенствованию прозрачности также способствовала недавно введенная норма, согласно которой экземпляр протокола с итогами голосования должен вывешиваться для всеобщего обозрения на каждом избирательном участке или месте для голосования. Предварительные итоги голосования по партийным спискам докладывались участковыми избирательными комиссиями незамедлительно с тем, чтобы соответствующая информация была в максимально короткие сроки размещена на сайте Центральной избирательной комиссии в течение нескольких часов после закрытия избирательных участков.

Данные, поступавшие от участковых избирательных комиссий, интегрировались в итоги голосования по районам. Запротоколированные данные по районам, а также соответствующие протоколы участковых избирательных комиссий затем пересылались в распоряжение Центральной избирательной комиссии, где исходные данные по итогам голосования вновь перепроверялись. Такого рода двойной контроль является весьма эффективным инструментом, обеспечивающим адекватную отчетность и точность определения результатов выборов.

Несмотря на то, что примерно четверть латвийского населения составляют так называемые «языковые меньшинства», представители которых не всегда в достаточной степени владеют латышским языком, Центральная избирательная комиссия не потрудилась распространить дополнительную информацию образовательного характера на языках местных этнических общин. Исключение составила одна русскоязычная страница с информацией о выборах, размещенная на сайте Центральной избирательной комиссии. Было также распространено несколько русскоязычных официальных пресс-релизов. Нынешняя ситуация в Латвии способствует созданию условий, при которых значительная часть электората будет явно неадекватно информирована об особенностях избирательного процесса в Латвии.

Регистрация избирателей

Участковые избирательные комиссии в Латвии действовали без каких-либо заранее подготовленных списков избирателей. На последних выборах в латвийский парламент (Сейм) гражданин Латвии мог проголосовать на любом избирательном участке, включая избирательный участок, находившийся вне зоны своего избирательного округа. Паспорт гражданина Латвии принимался в качестве единственного документа, удостоверяющего личность. Информация, содержащаяся в паспорте гражданина Латвии, вносилась в список избирателей на избирательном участке, который составлялся в день выборов. В паспорте делалась отметка «выборы 8 Сейма», что не позволяло данному гражданину проголосовать повторно на каком-либо другом избирательном участке. Однако отсутствие каких-либо правовых норм, требующих от избирателя голосовать именно в своем избирательном округе, делает избирательную систему достаточно уязвимой, поскольку свободное перемещение избирателей из одного округа в другой может быть использовано с целью тем или иным образом оказать влияние на исход выборов. Международные наблюдатели не отмечают каких-либо манипуляций подобного рода. Несмотря на это, данный вопрос неизбежно придется решать, если Латвия намерена выполнять требования по регистрации избирателей в рамках реализации плановых мероприятий, имеющих целью вступление в Европейский Союз.

Предвыборная борьба

Предвыборная борьба проходила относительно спокойно. Крупномасштабные митинги не проводились вообще. В рамках предвыборной агитации основное внимание было сосредоточено на вопросах борьбы с коррупцией, вступления в Европейский Союз и НАТО.

Незадолго до выборов было введено в действие новое законодательство о раскрытии информации, касающейся финансирования предвыборной агитации. Положения данного законодательства требуют от всех политических партий и движений раскрывать информацию об источниках своего финансирования за месяц до дня выборов, а также не позднее одного месяца после дня выборов. Это, безусловно, является позитивным шагом в направлении обеспечения должной прозрачности и цельности избирательного процесса в Латвии.

Однако Бюро по борьбе с коррупцией, созданное в качестве государственного контрольного органа, пока что не приступило к выполнению своих обязанностей. На последних парламентских выборах контрольную финансовую функцию исполняла налоговая служба, которая официально заявила, что почти все политические партии получали денежные пожертвования, которые не всегда официально оформлялись. В будущем должны быть приняты более жесткие меры в этом отношении для того, чтобы полностью обеспечить реализацию нового законодательства и лишить действующие политические партии любой возможности скрывать крупные денежные пожертвования, поступающие от состоятельных доноров под видом индивидуальных взносов.

В последнюю неделю предвыборной кампании возник серьезный конфликт между партией «Латвийский путь» и «Народной партией», который в конце концов привел к смещению министра внутренних дел Марекса Сеглинса (Народная партия) со своей должности. Дело в том, что Народная партия обвиняла представителей партии «Латвийский путь» в производстве и намерении распространять агитационные материалы, порочащие кандидатов от «Народной партии». И хотя так и не было доказано, что представители партии «Латвийский путь» распространяли такого рода материалы, действия министра внутренних дел по задержанию двух активистов партии «Латвийский путь» подверглись жесткой критике и были квалифицированы как несанкционированное вмешательство полицейских властей в ход предвыборной кампании.

В Даугавпилсе партия «За права человека в единой Латвии» обвинила руководителей местной телевизионной станции в том, что представителям партии не было разрешено участвовать в предвыборных телевизионных дебатах. Партия «За права человека в единой Латвии» обжаловала эти действия местной телевизионной станции в судебном порядке.

Средства массовой информации

Представители миссии по наблюдению за выборами по линии ОБСЕ/БДИПЧ проконтролировали деятельность следующих средств массовой информации: государственных телевизионных каналов LTV1 и LTV2, частного телевизионного канала LNT и пяти газет, включая такие периодические издания как Diena, Neatkariga Rita Avize, Lauku Avize, выпускаемые на латышском языке, и Панорама Латвии и Телеграф, выпускаемые на русском языке.

Латвийские телевизионные каналы фактически уделили больше времени и внимания освещению деятельности политических партий, не входящих в состав проправительственной коалиции. Газеты, выходящие на латышском языке, как правило, уделяли больше внимания освещению деятельности правоцентристских политических партий, в то время как газеты, выходящие на русском языке, в большей степени освещали деятельность партии «За права человека в единой Латвии».

Что касается государственных и частных электронных средств массовой информации, то следует констатировать, что имел место весьма значительный объем платной политической рекламы, заказанной, в основном, представителями «Народной партии» и латвийской Первой партии. Значительное количество платных агитационных материалов наблюдалось и в печатных средствах массовой информации. За исключением партии «Новая эра», которая сознательно воздержалась от использования платной политической рекламы, все другие партии и движения стремились активно использовать печатные СМИ в своих интересах.

В соответствии с положениями нового избирательного законодательства, все политические партии должны были раскрывать информацию об источниках финансирования своих платных агитационных материалов, что весьма способствовало совершенствованию прозрачности предвыборной борьбы и оптимальной информированности электората о действиях политических партий, участвовавших в избирательной кампании. Новое избирательное законодательство также обязывает средства массовой информации раскрывать данные об источниках дохода, получаемого от распространения политической рекламы, что в значительной мере облегчало задачу по проверке финансовой отчетности, представляемой политическими партиями.

Вместе с тем, следует отметить, что ограничения, налагавшиеся на средства массовой информации в отношении распространения агитационных материалов на языках национальных меньшинств, могли приводить к созданию неблагоприятных условий примерно для одной четверти населения Латвии в том, что касается получения разносторонней информации о предвыборной борьбе и возможностей следить за ходом избирательной кампании. Согласно заявлению Национального совета по радио и телевидению, в адрес 8 латвийского парламента (Сейма) будут направлены рекомендации, имеющие целью разрешить радио- и телевизионные передачи на языках национальных меньшинств в более широком контексте с тем, чтобы обеспечить справедливый учет языковых предпочтений латвийского населения.

День выборов

Голосование повсеместно прошло довольно гладко. Руководители избирательных комиссий всех уровней успешно справились с задачей обеспечения общего руководства выборами. Вместе с тем, международные наблюдатели отмечают некоторые проблемы, которые не могут не вызывать обеспокоенности.

Следует, например, рассмотреть вопрос о целесообразности присутствия представителей МВД на избирательных участках в день выборов. Особую обеспокоенность вызывают те случаи, когда представители полиции проверяли паспорта у граждан на входе в избирательный участок. Представители правоохранительных органов никоим образом не должны привлекаться для обеспечения проведения выборов в день голосования или для решения каких-либо иных вопросов, которые отнесены к исключительному ведению участковых избирательных комиссий.

Несмотря на то, что существует запрет на размещение каких-либо агитационных материалов в районе избирательных участков, на некоторых избирательных участках были отмечены работающие радио- и телевизионные приемники в часы голосования. Поскольку закон не предусматривает «периода молчания» для электронных СМИ в плане запрета распространения каких-либо политических агитационных материалов в день выборов, избиратели вполне могли подвергнуться тому или иному агитационному воздействию в день выборов во время нахождения на избирательном участке. Отсутствие нормы о режиме радио- и телевизионного молчания в день выборов в плане нераспространения политических агитационных материалов вступает в противоречие с теми законодательными нормами, которые запрещают распространение печатных агитационных материалов в районе избирательных участков в день выборов. Для создания желаемых условий на избирательных участках в день голосования правовые нормы, ограничивающие деятельность печатных и электронных СМИ в день выборов, должны быть приведены в соответствие.

Как известно, тайна голоса является одним из принципов проведения демократических выборов. Однако на многих избирательных участках это принципиальное положение не было реализовано надлежащим образом. Международные наблюдатели отмечают не только случаи так называемого «семейного голосования», но и ситуации, при которых тайна волеизъявления избирателя была защищена неадекватно или вообще не была защищена.

Данный отчет опубликован на английском и латышском языках.
Текст отчета на английском языке является официальным.


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ МИССИИ
ПО НАБЛЮДЕНИЮ ЗА ВЫБОРАМИ

Международная миссия по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ была приглашена Министерством иностранных дел Латвии для наблюдения за выборами латвийского парламента. Возглавляемая Джеральдом Митчеллом (Соединенное Королевство/Соединенные Штаты Америки), миссия состояла из шести наблюдателей, работавших в Риге, и шести других наблюдателей, работавших в регионах. Делегацию международных наблюдателей ПАСЕ возглавлял лорд Рассел-Джонстон.

Международная миссия по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ сосредоточила свои усилия на контроле за ходом проведения предвыборной борьбы. В день выборов члены этой миссии работали по сокращенному графику. Представители Международной миссии по наблюдению за выборами и делегация ПАСЕ посетили ряд избирательных участков в день выборов в Риге и в нескольких районах вне Риги. Таким образом, данный отчет основывается на наблюдениях членов Международной миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ (работавших на долгосрочной основе) и членов делегации ПАСЕ (работавших в день выборов).

Итоговый отчет и рекомендации ОБСЕ/БДИПЧ по избирательному процессу в Латвии будут опубликованы примерно через месяц после выборов.

Представители Международной миссии по наблюдению за выборами выражают искреннюю благодарность и признательность Министерству иностранных дел Латвии, Центральной избирательной комиссии и другим ведомствам за их помощь и содействие в деле обеспечения беспрепятственной работы международных наблюдателей.

Для получения дополнительной информации по вопросу о латвийских выборах обращайтесь по следующим адресам:

  • Джеральд Митчелл (Gerald Mitchell), руководитель миссии международных наблюдателей в Риге, (+371) 703 5280; или

  • Конрад Ольжевский (Konrad Olszewski), советник по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ, или Йенс-Хаген Эшенбахер (Jens-Hagen Eschenbächer), официальный представитель ОБСЕ/БДИПЧ в Варшаве +48 603 683 122; или

  • Геза Мезеи (Geza Mezei), секретарь Контрольного комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы, тел. +333-88-41-21-43


Адрес Международной миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ:

Valdemara Centre
21 Valdemara Street, Riga, LV 1010
Тел.: (+371) 703 5280
Факс: (+371) 703 5336

Оригинал документа на английском языке находится на сайте ОБСЕ




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 23.10.2021

 15.09.2021

 04.09.2021

 07.07.2021

 18.06.2021

 27.04.2021

 24.03.2021

 22.03.2021

 16.03.2021

 20.02.2021

 04.02.2021

 29.11.2020

 28.11.2020

 01.07.2020

 24.06.2020

 23.06.2020

 23.06.2020

 23.06.2020

 21.06.2020

 14.05.2020


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2021  Карта сайта