Мираж Коммунизма
Фирсов А.
Сегодня, 5-го мая 2013 года, исполняется 195 лет со дня рождения Карла Маркса. Прошло 130 лет со дня его смерти, а разработанный им коммунизм все еще манит людей, с каждым днем в мире не уменьшается количество коммунистических партий. Маркс был очень умным человеком, но в одном он ошибался - он верил в достижимость коммунизма
По Европе призрак бродит, по заброшенным путям,
Он приходит, он уходит, он бредет по деревням.
...
Соучастник, соглядатай — ночь безумеет сама,
Он при Энгельсе когда-то, он давно сошел с ума…
Михаил Светлов 1929г.
21 февраля 1848 г. Маркс и Энгельс написали в «Манифесте Коммунистической партии»:
«Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские».
Основоположники так называемого «научного коммунизма» начали бороться за построение коммунизма в Европе и во всем мире в середине 19-го века. Прошло более 160-ти лет, а человечество не только не приблизилось к коммунизму, но даже отдалилось.
Если при Марксе и Энгельсе можно было говорить окружающим: «Вам жить при коммунизме», и люди верили, то сейчас найти человека, который верит, что лично он будет жить при коммунизме практически невозможно.
Коммунизм за полтора века так и остался призраком, который бродит по миру, но которого так никому и не удалось потрогать.
Я много лет искал ответ на вопрос: «Почему коммунизм до сих пор не построен?». После прочтения сочинений всех классиков марксизма-ленинизма, я пришел к некоторым заключениям.
Попробую поделиться с Вами своими выводами.
Что такое коммунизм?
«Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны!» В.И.Ленин
Существует несколько определений коммунизма.
Посмотрим на них внимательно.
Маркс:
«Коммунизм как положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — <…> есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.».( К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е, Т. 42, стр. 116), 1844г.
Энгельс:
«Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. <…> 14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию».
(проект программы Союза Коммунистов, 1947г. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 4.)
Фридрих Энгельс предсказывал ряд основных черт коммунистического общества: анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества, начинается ускоряющееся развитие производительных сил, исчезает разделение труда, исчезает противоположность между умственным и физическим трудом, труд превращается из тяжелого бремени в жизненную потребность — самореализацию, уничтожаются классовые различия и отмирает само государство, вместо управления людьми будет происходить управление производственными процессами, коренным образом изменится семья, исчезает религия, люди становятся хозяевами природы, человечество становится свободным. Энгельс предвидел в будущем небывалый научный, технический и общественный прогресс. Он предсказывает, что в новой исторической эпохе «люди, а вместе с ними все отрасли их деятельности, сделают такие успехи, что они затмят всё сделанное до сих пор». (Маркс и Энгельс. том 20, предисловие).
Ленин:
«Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу». В. И. Ленин. Речь на I съезде земледельческих коммун (ПСС, т. 39, стр. 380.).
Программа КПСС:
Коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.(Программа КПСС, Принята XXII съездом КПСС в 1962г.)
При этом каждый из основоположников коммунизма полагал, что коммунизм вот-вот из призрака станет реальностью. Поэтому Маркс и Энгельс прямо взялись за построение коммунизма в Европе, а Владимир Ульянов/Ленин посчитал, что коммунизм он сможет построить в России.
Обещания коммунизма
«Тому поколению, представителям которого теперь около 50 лет, нельзя расчитывать, что оно увидит коммунистическое общество. До тех пор это поколение перемрет. А то поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое общество...» (В.И.Ленин, ПСС, т.41, с.317).
Первый Секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв объявил в октябре 1961 года на XXII съезде КПСС, что к 1980 году в СССР будет создана материальная база коммунизма — «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!».
Наиболее подробно признаки коммунизма расписаны в программе КПСС и в работах Энгельса. Разберем их подробно и попробуем расклассифицировать.
Основные признаки коммунизма
Сразу следует отметить, что все эти определения не являются конкретными. Все они – описательные, описывающие несколько признаков коммунизма и пестрят большим количеством прилагательных. Попробуем в них разобраться.
Основные признаки коммунизма по программе КПСС и Энгельсу можно разбить в соответствии с марксизмом-ленинизмом на три основные группы.
1. Развитие производительных сил
- на основе постоянно развивающейся науки и техники,
- вырастут производительные силы,
- все источники общественного богатства польются полным потоком,
2. Производственные отношения
- единая общенародная собственность на средства производства,
- упразднение частной собственности,
- бесклассовый общественный строй,
- полное социальное равенство всех членов общества,
- общественное самоуправление,
- способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа,
- осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям»,
- планомерная организация производства в масштабе всего общества,
- все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества,
- отмирает государство,
- стираются различия между умственным и физическим трудом,
- стираются различия между городом и деревней,
3. Общественные отношения и психологическое состояние общества
- всесторонне развитие людей,
- высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников,
- труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью,
- труд на благо общества станет осознанной необходимостью.
Если встать на почву марксизма (исторического материализма), то экономические признаки (первая группа) являются базовыми (фундаментом), а классовое строение общества (вторая группа) и его психологическое состояние (третья группа) – это надстройка, которая определяется фундаментом – состоянием производительных сил и уровнем развития производительности труда.
Если в обществе удается достичь полного экономического благополучия, то распределение людей на классы по их отношению к произведенному продукту (одни производят, а другие присваивают и перераспределяют), месту в общественном разделении труда, отношении к средствам производства и той доле общественного богатства, которую они получают – становится не нужным.
Отмирают классы – отмирает и все остальное, что с ними связано и им служит.
Если нет классов, то становится не нужным и государственный аппарат, поддерживающий угнетение одного класса другим, все становятся равными, одинаково свободными.
А отсюда последуют и новые общественные отношения:
- братское отношение друг к другу,
- всестороннее развитие личности,
- новое сознание и новое отношение к физическому и умственному труду.
В описаниях коммунизма есть некоторые шероховатости, например:
1) Выражение «каждому по потребностям» - подразумевает некоторую классовую структуру, собирающую информацию о потребностях и распределяющую общественное богатство по потребностям. Это условие четче звучало бы, если было бы сказано «каждый – по потребностям». Тогда исчезло бы условие существования отдельного класса.
2) Выражение «способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа» подразумевает некоторую классовую структуру, которая, действуя от имени народа, применяет способности людей в соответствии некоторой определяемой ею (этой группой) пользой. Это описание, не являющееся особым критерием, также добавляет класс в общество. Но этот пункт не является определяющим для коммунизма как общественно-экономической формации.
Для дальнейшего рассмотрения будем считать эти шероховатости оплошностью авторов, описывавших коммунизм.
В главном – необходимом и достаточном условии построения коммунизма - можно определиться.
Как мы видим – главным в построении коммунизма является такое развитие производительных сил общества, когда производственные возможности (состояние производительных сил) опережают человеческие потребности (общественные отношения).
Поэтому вопрос о том, могут ли человеческие возможности (в частности – производственные) опередить человеческие потребности – является главным вопросом возможности построения коммунизма.
Если человеческие возможности могут опередить человеческие потребности – коммунизм возможен.
Если человеческие потребности принципиально опережают человеческие возможности – коммунизм является недостижимой утопией – миражом, каждый шаг к которому нисколько не приближает человека к цели (коммунизму).
Чтобы понять, возможен коммунизм или нет – надо разобраться с вопросом:
Возможна ли такая ситуация, когда человеческие возможности могут опережать человеческие потребности.
Этот вопрос можно разбить на два других:
1. Насколько долговременна ситуация, когда человеческие возможности опережают человеческие потребности.
2. Не противоречит ли такая ситуация природе человека.
Соревнование возможностей и потребностей
Коммунистическая теория говорит, что коммунизм наступит тогда, когда возможности опередят человеческие потребности. Посмотрим на потребности и возможности внимательнее.
Потребности человека
В самом главном критерии коммунизма «возможности опередят потребности» есть хитрость. Предполагается что человеческие потребности как бы стоят на месте, а возможности их вот-вот догонят.
Дело в том, что человеческие потребности не стоят на месте. Первобытный человек мог обходиться сырым мясом для еды, одной шкурой в качестве одежды и любым укрытием для сна. Современному человеку уже не достаточно одной рубашки, одного блюда для еды и одной комнаты для комфортного проживания.
Потребности человека изменяются, они не стоят на месте, они с каждым годом увеличиваются количественно, развиваются качественно и дополняются инновационно. С развитием техники и технологий у человека появляются такие потребности, которые он даже не мог представить всего несколько десятков лет назад, особенно в области новых материалов, условий проживания, способов передвижения, цифровых технологий связи, приема, передачи и обработки информации.
Возможности человека
Производительность труда из года в год возрастает, соответственно, возрастают и возможности. Человечество осваивает новые технологии, новые материалы, новые средства связи, коммуникации, хранения и обработки информации. Жизнь человека становится все более комфортной. Условия труда упрощаются, а условия отдыха становятся все более разнообразными.
Возможности человека растут.
Одновременно растут и потребности.
Идет постоянное соревнование человеческих возможностей и человеческих потребностей. Возрастает и развивается и то и другое.
Надо заметить, что на протяжении всего прежнего развития человека человеческие потребности шли и идут впереди.
Почему же так происходит? Есть ли в этом какая-то закономерность? Связаны ли между собой эти категории?
Попробуем разобраться во взаимоотношениях потребностей и возможностей.
Что первично – возможности или потребности?
Говоря о возможностях и потребностях человека, необходимо четко понимать, что является первичным, а что – вторичным.
Для этого придется немного изменить определение классиков и параллельно углубиться в человеческую психологию.
Для начала посмотрим на взаимоотношения потребностей и возможностей немного с другой стороны.
Перевернутый критерий классиков
Классики предположили, что когда-нибудь наступит время, когда возможности обгонят потребности.
Но, как мы знаем, возможности и потребности постоянно движутся вперед. Возможности догоняют потребности, а потребности тоже не стоят на месте. При коммунизме по определению возможности и потребности сначала поравняются, а потом возможности вырвутся вперед.
Таким образом, коммунизм, как общество удовлетворенных потребностей, должно наступить тогда, когда человеческие возможности догонят и обгонят потребности.
А другими словами, если перефразировать определение, то получится, что коммунизм – это ситуация, когда потребности окажутся позади возможностей.
Коммунизм, по определению классиков - это стабильное состояние общества в котором человеческие потребности остаются внутри пределов человеческих возможностей.
Может такое быть?
Попробуем разобраться.
Природа человека
Кто думает, что погасит свои желания, удовлетворив их, тот похож на безумца, который стремится погасить пожар соломой. (Персидская пословица)
Прогресс человечества основывается на желании каждого человека жить не по средствам. Сэмюэл Батлер
Nemo unquam fuit, cui felicitas sua satis faceret. Никому еще свое счастье не казалось достаточным. Крылатое выражение на латыни
Человек - существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее. Чарльз Лэм
Все развитие человеческого общества определяется той дистанцией, которая отделяет возможности от желаний, или, точнее, той дистанцией, на которую потребности опережают возможности. В природе человека заложено стремление к не достигнутому.
Человек всегда в своих желаниях опережает собственные возможности. Чем дальше цели (желания) человека – тем сильнее первоначальный стимул к достижениям.
Человека отличает от животных то, что он всегда имеет какие-то планы и желания, не связанные напрямую с сегодняшним днем.
Животные имеют только инстинкты, рефлексы, привязанности и позывы, связанные их сиюминутным существованием.
Абстрактные и оторванные от сегодняшнего дня планы присущи только человеку.
Если человеческие желания сформулированы как цели, то тогда уже можно перейти к плану, и разделить планы и цели на оперативные, тактические и стратегические.
Но какие бы цели не были у человека, они никогда не лежат в пределах достигнутого. Человек не стремится получить то, что у него и так есть. Человеческие цели и желания всегда находятся вне области достигнутого.
Известно выражение Маркса: «труд создал человека». Но трудится человек всегда только для того, чтобы выполнить свое желание, чтобы сравнять собственные возможности с собственными потребностями. И как только такое происходит – человек тут же начинает стремиться к чему-то отдаленному. Человек идет в каком-то направлении для того, чтобы куда-то прийти.
Приходит, - появляется новое желание, и человек движется дальше.
Желание - является первоисточником потребности. Потребность является первоисточником плана и действия. А действие является первоисточником трудовых достижений и появления возможностей.
Потребность – всегда идет впереди возможностей. А возможности являются производными от потребностей.
Бесконечные потребности.
"Я верю, друзья, караваны ракет
Помчат нас вперёд от звезды до звезды.
На пыльных тропинках далёких планет
Останутся наши следы". Владимир Войнович
Кроме растущих потребностей в душе любого человека существует ряд потребностей, которые изначально можно назвать бесконечными или никогда не достижимыми в полной мере.
Приведу некоторые примеры таких потребностей.
Транспортные потребности. Любой человек имеет в душе желание перемещаться самому или вместе со своими близкими на любые расстояния, причем максимально быстро. Эту потребность можно удовлетворить, дав человеку велосипед, мотоцикл, автомобиль, самолет и т. д.
Но какое бы средство передвижения человек не получил - оно не будет удовлетворять его полностью - потому что не будет предоставлять возможности перемещаться мгновенно в любую желаемую точку.
Коммуникационные потребности. Человек хочет иметь возможность обращаться к любому человеку в любое время. Можно дать человеку услуги почты, телефон, мобильный телефон, устроить видеоконференцию.
Но какое бы средство не было предоставлено человеку для общения - он будет желать получения возможности максимального контакта, не только зрительного и звукового, но и осязательного, обонятельного и т. д.
Информационные потребности. Человек хочет иметь возможность получить любую информацию в любое время и мгновенно.
Можно дать человеку книги, телевизор, мобильный телефон, интернет и т. п.
Но какое-бы средство получения информации человек не получил - он всегда будет иметь желание получить больше информации, в более презентабельном и обработанном виде, чем это есть сейчас.
Потребности в обучении. Не все люди, но многие, хотят время от времени учиться, или чтобы учились их дети.
При этом хочется, чтобы рядом был идеальный учитель, который, с одной стороны, будет знать, все, что уже знает ученик. С другой стороны, знал все, что не хватает ученику для достижения необходимого уровня, с третьей стороны, знал идеальный перейти от одного уровня знаний к другому с учетом способности ученика усваивать информацию и наилучших способов передачи этой информации ученику. Какого бы учителя не дали, всегда будет желание получить лучше.
Потребности в медицинских и оздоровительных услугах. Каждый человек, как только он почувствовал болезненность или неприятность в какой-то из своих частей тела, хочет, чтобы эта неприятность была устранена, причем мгновенно, и навсегда.
Какую бы медицинскую услугу человек не получал, он не будет удовлетворен, потому что идеальной медицинской услуги не существует и создать такую человечество вряд-ли когда сможет.
Потребности в услугах отдыха и развлечений. Какой бы отдых человек не получал, какие бы органы чувств не были задействованы, всегда существует возможность получить лучший отдых. И предела в желании лучшего для человек не существует, какой-бы отдых человек не получил, он всегда может надеяться на что-то, что будет лучше и интереснее.
Существуют и другие потребности человека, которые не имеют предела удовлетворения.
Счастье, как момент достижения
«Вопрос: Что самое быстрое в мире?
Ответ: самое быстрое – это человеческая мысль, быстрее нее ничто не может перемещаться». Из детских вопросов
«Так уж устроена жизнь, что мы счастливы лишь предвкушением перемен; сами же перемены для нас ничего не значат; они только что произошли, а мы уже ждем новых». Сэмюэл Джонсон
Бывают случаи, когда человеческие желания сбываются, и когда человеческие возможности достигают человеческих потребностей. Человек добивается того, чего недавно хотел, желание удовлетворяется – человек становится счастливым. Но счастливым человек становится на какое-то определенное время. Если желание находится в области интеллектуального и возвышенного – счастье длится дольше. Чем приземленнее и материальнее желание – тем короче период счастья.
Случаев, когда человек разбогател и от этого стал навечно счастливым – история не знает. Случаев, когда человек получил достаточно богатства, чтобы не стремиться к большему богатству – тоже практически не известно.
Вспомните себя после повышения зарплаты. Сколько нужно времени, чтобы новой зарплаты стало вам сначала достаточно, а потом мало? У разных людей – по-разному, но в среднем уже через месяц-другой человеку становится мало новой зарплаты, и он начинает стремиться к большей.
Богатые люди говорят: «Если вы полагаете, что счастье в количестве денег – это значит, что у Вас их просто никогда не было». И они правы. Какое бы материальное богатство не было у человека – он, достигнув «нужного» богатства, через некоторое время практически всегда начинает стремиться к большему. И сколько бы он не достиг – нет такого богатства, которое делает человека полностью счастливым и полностью удовлетворенным жизнью.
И нет такого желания, после исполнения которого, человек не мог бы пожелать большего. Мысль человека всегда может опередить и практически всегда опережает то, что человек сумел достигнуть.
Счастье, когда человек желаемое опускает до уровня достигнутого
«Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!» Тост
У буддистов есть понятие «нирвана» - в дословном переводе с санскрита – угасание, прекращение. При определенной тренировке психики человек может снизить собственные потребности до уровня достигнутого или даже ниже – до нуля. В этом случае все желания (потребности) человека снижаются настолько, что он уже ничего не желает. Все его желания можно считать удовлетворенными. В какой-то мере такое состояние можно считать «коммунизмом» - исполнением всех желаний (удовлетворением всех потребностей). Но, очевидно, что такой «коммунизм» - это психологический прием.
Сбывшиеся желания, которые не развиваются
«От добра добра не ищут», «Лишнего пожелаешь - последнее потеряешь», «Много желать – добра не видать». Русские поговорки
Есть такие желания, после исполнения которых, человек может уже не думать о чем-то большем. Точнее, по тем или иным причинам человек заставляет себя думать только о том, что есть.
Так, например, молодой человек или девушка, найдя партнера, может уже не желать другого.
Так бывает с выбором места жительства, профессии, места работы.
Лучшие варианты могут появиться на горизонте, но, выбрав одно, человек может перестать думать о другом, иногда обманывая себя, доказывая, что то, что есть - и есть самое лучшее. Или убеждая себя, что погнавшись за лучшим - останется без всего.
Как правило, так думать его заставляют общественные институты или окружение. Поэтому Фридрих Энгельс, когда писал о бесклассовом обществе вынужден был продолжить логику. В результате ему пришлось признать, что вместе с государством отомрут профессии, грани между умственным и физическим трудом, различия между городом и деревней, институт семьи.
В результате у Энгельса описание коммунизма получилось, с одной стороны, логичным, с другой стороны - абсурдным.
Аскетизм, как разновидность самоограничения
«Удовлетворять потребности ценой отказа от желаний равносильно тому, чтобы отрубить ноги, когда нужны башмаки». Джонатан Свифт
История знает немало случаев аскетизма, когда человек заставляет самого себя отказаться от каких-то заранее определенных материальных благ ради собственного сознательного роста.
Само слово «аскетизм» происходит от греческого слова Аскеза – упражнение.
Аскетизм – это вид духовной практики, в определенной мере насилие самого человека над собственной психикой с определенными целями.
Социализм как насильственное ограничение потребностей
«Постойте у прилавка, посмотрите, и Вы увидите, что черную икру в магазинах никто не спрашивает. Поэтому мы ее в магазины и не завозим, что она спросом не пользуется» Анекдот про российское руководство времен социализма
Известны ситуации в истории человечества в прошлом и нынешнем веке, когда власть в определенных странах под страхом смерти заставляла людей ограничивать собственное потребление и общение людей между собой. Под властью цензуры и под угрозой репрессий люди переставали критиковать собственное существование. В таких условиях власть изображала жизнь людей в стране как жизнь довольных всем. Как жизнь людей, чьи потребности полностью удовлетворены. Это позволяло власти называть такое существование первой стадией коммунизма – социализмом.
Непрерывный поток общественных богатств
Маркс, Энгельс и Ленин описывают коммунизм как ситуацию, когда общественные богатства льются непрерывным потоком.
Выражение интересное, образное, но ни о чем не говорящее.
А разве этого сейчас нет?
Посмотрите внимательнее. С момента появления первого автоматизированного непрерывного производства (конвейерной линии) общественные богатства на выходе этой линии льются непрерывным потоком (это относится ко всем видам непрерывного производства). И этот непрерывный поток продолжается уже сотни лет. Текут реки тканей, металлов, обуви, напитков, продуктов, а коммунизма все нет.
Раньше люди имели по одной рубахе и одной паре обуви, и были уверены, что две-три рубахи или пары обуви – это верх достижения – высшее счастье. А сейчас рубашек, костюмов, пар обуви у людей десятки, а коммунизма все нет. И людей, всем довольных – также не прибавилось.
В прошлом веке можно было спросить человека: «А зачем тебе две телеги или две лошади?» и человек бы задумался. Сейчас у людей бывает по нескольку телег, запряженных сотнями лошадей, и людям этого мало.
Возможности и потребности как вечная погоня
«Если человеку дать все, что он хочет, он захочет и то, чего не хотел». Константин Мелихан
«Мне нужно то, чего нет на свете». Зинаида Гиппиус
«Наше счастье вовсе не состоит и не должно состоять в полном удовлетворении, при котором не оставалось бы больше ничего желать, что способствовало бы только отуплению нашего ума. Вечное стремление к новым наслаждениям и новым совершенствам - это и есть счастье». Готфрид Вильгельм Лейбниц
У греческих философов существует притча об Ахиллесе и Черепахе. Суть ее такова:
«Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху».
Быстроногий Ахиллес движется гораздо быстрее черепахи. Но если рассуждать определенным образом, то Ахиллес никогда не может догнать черепаху, поскольку за то время, пока Ахиллес поравняется с тем местом, где была черепаха, черепаха передвинется на определенное расстояние. Если же Ахиллес попытается опять поравняться с черепахой, черепаха опять передвинется на какое-то расстояние. Такое рассуждение можно продолжать бесконечно.
Погоня человеческих возможностей за человеческими потребностями напоминает погоню Ахиллеса за черепахой, с той лишь разницей, что потребности отдаляются от человеческих возможностей с той же скоростью, или даже с большей, по сравнению со скоростью возрастания человеческих возможностей.
Коммунизм в отдельно взятой стране
История знает немало примеров, когда в стране строили общественные отношения, которые называли коммунизмом.
В прошлом веке огромное количество стран считались социалистическими (при том, что социализм – это первая фаза коммунизма). Когда все отбиралось и делилось поровну. А тем, кто был не доволен, ссылался на голод или болезни - тем грозили репрессии или смерть.
Такие условия трудно назвать коммунизмом.
Заключение
Если человека все устраивает, то он полный идиот. (Владимир Путин)
Призрак –
1. то, что видится, мерещится, кажется; видение, плод воображения; привидение.
2.образ кого-либо, чего-либо, представляющийся в воображении. (С) Словарь
Мираж - обманчивый призрак, иллюзия чего-нибудь, что-нибудь созданное воображением, не соответствующее действительности. (С) Словарь
Утопия — модель определенного вымышленного, но опирающегося на некоторые реальные социальные структуры общества как воплощения социального идеала.(С) Словарь.
Природа человека такова, что человеческие возможности могут опережать человеческие потребности только на очень короткое время – на время эйфории и перестройки сознания. Дальше человек начинает ставить новые цели, опережающие его возможности. И так практически всегда.
Человек почти всегда хочет больше, чем может, мечтает о том, чего не может достичь. И трудится для того, чтобы уменьшить отрыв возможностей от желаемого и добиться исполнения желания.
Как только у человека возможности выравниваются с потребностями, человек на какое-то время становится счастлив. Достигший материальных целей человек или перестает трудиться или, что чаще вего, он вскоре начинает ставить новые цели, расположенные впереди, по отношению к потребностям.
Часто бывает так, что чем ближе человек к цели – тем дальше он отодвигает свои потребности.
Для сознательного человека удовлетворение все новых потребностей - норма жизни.
В этом плане общество полного насыщения потребностей сродни миражу – чем стремительнее человек к нему приближается – тем дальше оно от него уходит.
Коммунизм – это мираж, который никогда не может быть достигнут, поскольку противоречит природе человека.
Александр Фирсов
05.05.2013
Статья опубликована в Живом Журнале
Постоянный URL статьи http://al-firsov.livejournal.com/6231.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Фирсов А., Россия на пороге изменений
Демократия.Ру: Фирсов А., Три источника, три составные части марксизма
Демократия.Ру: Фирсов А., Социализм, как высшая стадия феодализма
Демократия.Ру: Фирсов А., Россия проснется
Демократия.Ру: Фирсов А., В чем Ленин отошел от марксизма
Демократия.Ру: Фурман Д., Идеологические страдания. Постсоветская социально-политическая практика в поисках теории
Демократия.Ру: Колесников А., Тройной одеколон русской идеологии
Демократия.Ру: Бовт Г., Нищета философии «оттепели»
Демократия.Ру: Вощанов П., Кремлевских окон негасимый свет. Партийная касса: судя по началу рекламной кампании, большинство партий получают деньги в одном окошке
Демократия.Ру: Фирсов А., Диалектика развития потребностей
|