Демократия.Ру




У полезного гражданина одна заслуга: привыкнуть к подвигам безвестного героизма. Буамонт


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


03.11.2024, воскресенье. Московское время 17:26

Обновлено: 04.09.2021  Версия для печати

Капитал и услуги. Трудовая теория стоимости услуг

Фирсов А.

«Услугой называется деятельность одного человека по отношению к другому, осуществляемая на возмездной основе. К наиболее распространенным услугам относятся: торговля, транспортные перевозки, связь, образование, медицина, жилищно-коммунальная сфера, развлечения, финансирование и т.п.». Словарь

«Услуга — результат (как правило, нематериальный) по меньшей мере одного действия, осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя». Русскоязычная Википедия.


Почему политэкономия услуг становится важна

«Согласно данным Всемирного банка, сектор услуг охватывает значительную часть мировой экономики, что составляет 75% от ВВП развитых стран и около 50% в развивающихся».

Дело в том, что с развитием человечества услуги в экономике начинают играть все большую роль. В развитых странах большинство населения занято уже не в производстве товаров, а в производстве услуг – информационных, медицинских, образовательных, туризма и развлечений, транспортных и т.п., а в мировой экономике услуги составляют больше половины ВВП.

Но такие классики политэкономии, как А.Смит, Д.Рикардо, и К.Маркс практически не уделяли внимания услугам.


И Адам Смит, и Давид Рикардо, и Карл Маркс начинают свои труды по политэкономии с разбора товаров. Все трое начинают свои труды с рассмотрения ситуации обмена, в котором одни произведенные товары меняются на другие в определенной пропорции. Все трое видят прямую связь между требующимися затратами труда (времени) на изготовление товара и меновой пропорцией или ценой товара.

Рассуждения классиков сводятся к тому, чтобы с помощью примеров и индуктивной логики доказать, что цены товаров прямо пропорциональны времени, необходимому для изготовления товара, и обратно пропорциональны количеству производимого товара.

Но эта логика не применима к услугам, которые не запасаются впрок, не обмениваются на рынке в определенной пропорции. Цена услуг не пропорциональна затратам времени на них, и не обратно пропорциональна их количеству.

И, самое главное, очень часто цена на услугу определяется не столько тем, сколько она стоит продавцу или производителю услуги, сколько тем, сколько за нее готов уплатить покупатель.

Короче говоря, услуга значительно отличается от товара.


Основные отличия услуги от товара

В чем отличия услуги от товара:

a. Осязаемость – товар можно потрогать, взвесить, измерить. Его характеристики можно сравнить между собой,

б. Стандартизация – товар может быть достаточно легко стандартизирован и унифицирован,

в. Большинство услуг не отчуждаются, производитель услуги и потребитель услуги оказываются связаны между собой,

г. Большинство услуг потребляются непосредственно в момент производства,

д. Потребность в услуге не всегда формулируется в измеряемых величинах,

е. Качество в услуге зачастую имеет большее значение, чем количество,

ж. В политэкономических трудах плохо описан способ формирования цены за услугу. Не всегда просто объяснить - за что клиент платит, какую потребность он удовлетворяет.


Но это не все особенности услуг.

Есть еще одно свойство услуги, которое влияет на цену услуги.


Чтобы понять рынок услуг и ценообразование на этом рынке, надо сказать о человеческом капитале.


Человеческий капитал как результат вложения средств

В 1992-ом году Гэри Беккер (Gary Stanley Becker) получил нобелевскую премию в области экономики за то, что изучил основные свойства человеческого капитала.

Гэри Беккер проводил статистическое исследование зарплат сотрудников параллельно с исследованием их вложений в образование. И он открыл замечательное свойство вложения в образование. Оказалось, что вложения в образование на практике ничем не отличаются от финансовых вложений. И тот, кто вложил средства в образование – получает повышение зарплаты, эквивалентное вложению в банковский, производственный, торговый или промышленный капитал – те же 15% годовых.

Он сформулировал следующие особенности вложений в образование:

- чем больше вы вкладываете в образование – тем больше зарабатываете в последующем;

- вложение в образование окупается в первые 8 лет, и окупает себя каждые последующие 8 лет многократно.


Кроме того, Беккер пришел к выводу, что основную часть дохода работника, приносит человеческий капитал.


Ранее считалось, что что инвестиции в воспитание, в образование являются непроизводительными, затратными.

Первые определения человеческого капитала дал Джекоб Минсер в 1958 году. То есть только через 91 год после выхода «Капитала» Маркса, человечество начало понимать, что человек с его способностями - это тоже капитал.

Вот как описывает человеческий капитал русскоязычная Википедия:

«Человеческий капитал (англ. human capital) — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом».


Само определение человеческого капитала предполагает, что эта совокупность может быть различной для различных людей, и что она может изменяться по различным причинам:

- с течением времени,

- в результате изменений внешних условий,

- в результате получения человеком опыта,

- в результате самостоятельных усилий человека,

- в результате получения человеком различных услуг (образовательных, спортивных, развлекательных) и т.д.


Человеческий капитал и его восстановление

Посмотрим, что о человеческом капитале и его свойствах писал Карл Маркс.

Уже на четвертой странице «Капитала» Маркс разъясняет, что он понимает под трудом:

«Рассмотрим теперь, что же осталось от продуктов труда. От них ничего не осталось, кроме одинаковой для всех призрачной предметности, простого сгустка лишенного различий человеческого труда, т. е. затраты человеческой рабочей силы безотносительно к форме этой затраты».
(К.Маркс «Капитал», Т.1., Маркс К., Энгельс Ф., Собрание сочинений, т.23, стр. 46).


Как мы видим, человеческий труд – это затраты. Это расходование энергии, мышечных и мозговых усилий, движения самого человека.

Но после такого расходования человек может восстанавливать свои силы и способность к работе.


Затратив силы, человек старается их восстановить. Восстановить свои силы человек может за счет собственных усилий:

«…всякий труд рабочего распадается на две части, из которых одна идет на восстановление его собственной рабочей силы, а другая образует прибыль на капитал».
(Маркс К., «Теории прибавочной стоимости» Т.1., К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 26-1, с. 82-83)

или за счет затрат своего времени:

«… мы предполагаем, что стоимость рабочей силы, следовательно та часть рабочего дня, которая необходима для воспроизводства или сохранения рабочей силы, представляет собой величину данную, постоянную».
(Маркс К., Энгельс Ф., «Капитал, Т.1», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с. 312)


Человек также может восстанавливать свои силы и здоровье за счет получения определенных услуг.


Восстановление с избытком

При любом восстановлении возможны ситуации, когда восстановление происходит не полностью. Когда силы, знания, умения человека восполняются не полностью. Тогда человеческий капитал убывает.

Также возможна ситуация, когда восстановление происходит в большем, чем было объеме.

В этом случае силы, знания, умения человек возрастают выше прежнего уровня. В этом случае можно говорить о том, что человеческий капитал прибывает.

Это нормальная ситуация, когда все, что восстанавливается или воспроизводится, может восстанавливаться или воспроизводиться в расширенном масштабе.


Увеличение человеческого капитала

Нобелевский лауреат открыл увеличение человеческого капитала и инвестирование в него.

В результате получения перечисленных услуг человеческий капитал увеличивается – восстанавливается. А иногда и возрастает до высоких значений, достигая очень больших высот, когда хороший специалист, спортсмен, тренер, музыкант, певец, композитор, артист и т.д. становятся способными зарабатывать в тысячи раз больше рядового наемного работника.


Что необходимо понять

Чтобы двигаться дальше и перейти к разбору ценообразования в услугах, необходимо понять:

1. Что все люди получают разную оплату за свой труд. И это может происходить даже тогда, когда у людей одинаковые обязанности.

2. Что разрыв в оплате работников с развитием человечества только возрастает.

3. Что зарплата работника определяется измеряемыми показателями только в сдельщине, которая применяется все реже. В остальных случаях оплата определяется другими вещами:

a. Физической подготовкой, и физическими навыками,

б. Знаниями,

в. Умениями,

г. Обучаемостью,

д. Связями,

е. Трудовым опытом.


4. Что все эти особенности человека могут меняться в течение его жизни как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения.

5. Что человек все эти навыки постоянно улучшает путем:

- физических упражнений. Позанимался – стал сильнее, крепче, быстрее, ловчее, выносливее;

- лечения – полечился – стал здоровее, бодрее, подвижнее;

- обучения/тренировки – потренировал определенные навыки (вождения автомобиля, работы на экскаваторе, выдувания стекла и т. п, получил специальные знания);

- развлечения – «оторвался», получил заряд положительных эмоций, перешел на новый уровень сознания, прочистил мозг;

- путешествий – увидел что-то новое, взглянул на жизнь с другой стороны, познакомился с новыми людьми, новыми странами, городами, узнал больше об истории и особенностях того или иного населенного пункта или страны;

- питания – поел, попил, подкрепился, укрепил свое здоровье и т.д.


Восстановление рабочей силы по Марксу

Карл Маркс понимал, что услуги восстанавливают работника:

«Покупка же таких услуг, которые выражаются в обучении рабочей силы, которые сохраняют ее, видоизменяют и т. д., словом, дают ей специальность или же только служат ее сохранению, следовательно, например, услуг школьного учителя, поскольку он «промышленно-необходим» или полезен, услуг врача, поскольку он поддерживает здоровье, т. е. сохраняет источник всех стоимостей — самоё рабочую силу, — все это есть покупка таких услуг, которые дают взамен себя «пригодный для продажи товар и т. д.», а именно самоё рабочую силу, в издержки производства или воспроизводства которой эти услуги входят».
(К. Маркс, «Теория прибавочной стоимости», ч. 1, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, М., 1962, с.410)


Но, не понимая сути человеческого капитала, Маркс не смог сформулировать трудовую основу стоимости услуг.


Мы можем сформулировать, что, приобретая услугу, приносящую удовольствие, человек на подсознательном уровне оценивает то восстановление сил, которое ему даст полученная услуга.

И в соответствии с этой оценкой он и оценивает приобретаемую услугу.


Примечание: К сожалению, человечество придумало эрзац реального прибавления сил – наркотик. Удовольствие является в этом случае обманом – удовольствие испытываешь, но прибавления сил и здоровья не получаешь.


Человеческий капитал как индивидуальная величина

Поскольку все люди вкладывают в свое образование и в образование своих детей по-разному, соответственно, различными получаются и человеческий капитал и определяемые им различия в зарплате наемных работников.

Стремление родителей дать своим детям максимально качественное и ценное образование - это стремление на сознательном или подсознательном уровне увеличить их человеческий капитал.

Каждый человек стоит на рынке по-разному в связи с различием в человеческом капитале – знаниях, опыте работы, навыках, состоянии здоровья, связях и производительности труда. Каждый рынок оценивает человека по-разному.


Человеческий капитал и пирамида Маслоу

Если мы внимательно посмотрим на этажи пирамиды Маслоу, то мы увидим, что каждый из уровней пирамиды Маслоу – это не столько иерархия реальных потребностей, сколько иерархия линий обороны, предохраняющих человеческий капитал от угрозы уменьшения или потери.

Как автомобилю для движения нужен бензин, так и человеку для развития и сохранения его человеческого капитала в первую очередь нужно время от времени удовлетворять физиологические потребности. И человек легко может удовлетворять эти потребности, если не находится во враждебном окружении, или если не подозревает, что кто-то может покуситься на его человеческий капитал.

Страх потерять человеческий капитал заставляет человека ощущать себя в опасности и обороняющимся. Он вынуждает его выстраивать специальные редуты, которые позволят ему меньше опасаться за уменьшение своего человеческого капитала: принадлежность, социальный статус, доминирующее положение по отношению к окружающим и т.д.

Если с помощью организации общества или психологической подготовки убрать угрозы человеческому капиталу – практически все уровни пирамиды Маслоу становятся бесполезными и избыточными для нормального существования человека.


Если освободиться от страха потерять себя как ценность, то человек получает возможность без страха самореализовываться, и при этом только иногда заботиться о нижнем уровне пирамиды Маслоу - еде, одежде, ночлеге. Уходит буддистская «дукха» - страдание. Как говорил Иисус: «Будет день – будет и пища».


Связь между услугами и человеческим капиталом

Получая услуги, человек получает удовольствие. Чем больше удовольствие – тем больше он готов заплатить.

Но между полученным удовольствием и прибавкой сил есть прямая связь. Чем больше удовольствия и положительных эмоций человек получает – тем лучше он восстанавливает свои способности к работе – увеличивает свой человеческий капитал.


Ценность услуги для потребителя

Т.е. можно сказать, что в результате получения услуги человек получает или восстановление, или увеличение человеческого капитала.

Происходит увеличение того, что может приносить человеку деньги (человеческого капитала) – улучшается здоровье, появляются знания, умения, навыки, связи.

Так что между получением услуг и денежными доходами существует определенная связь:

- чем больше услуг получил человек – тем больше сил, знаний, навыков, морального духа он восстановил или прибавил.

И эту прибавку человек может оценивать, как сознательно – в деньгах, так и бессознательно – в силах, здоровье, хорошем настроении, прибавке сил.

Например, можно сказать, что здоровья прибавил «на миллион», или что оказанная услуга стоила тех денег, которые за нее уплачены.


В принципе, оценку услуги получатель услуги может проводить в деньгах.


Разберем некоторые виды услуг

Если человек имеет оценку собственного человеческого капитала – он может легко решать – стоит ему соглашаться на ту или иную услугу, или нет.

Перед нами была описана одна ценность услуги – ценность для потребителя.

Эта ценность может быть представлена как в деньгах, так и рабочем времени самого потребителя.

Эта та максимальная цена, которую потребитель мог бы в крайнем случае заплатить за услугу, если бы не рассчитывал получить в результате услуги больше, чем заплатил.

Примечание: конечно, могут существовать отдельные покупатели или отдельные ситуации, когда покупающий услугу платит за нее заведомо больше того, что может получить в виде восстановления сил. Но это – исключения из общего правила.


Медицинские, образовательные, развлекательные услуги, услуги туризма, отдыха, спорта и т. п.

Чтобы понять политэкономию таких услуг надо понимать главную особенность таких услуг – они восстанавливают человеческие силы, повышая работоспособность, улучшая моральное и психологическое состояние. И через это восстанавливают человеческий капитал.

Объем восстановление сил за счет полученной услуги человек зачастую формулирует базируясь на собственных ощущениях:

– отдохнул на год вперед,

- прибавил год жизни,

- восстановился после месяца напряженного труда,

- встал после массажа такой же бодрый, как был утром.

- снял усталость последних дней, и т.д.


Наем уборщицы, сантехника, репетитора, курьера на разовую работу

Есть другой вид услуг, когда человек платит не за восстановление своего капитала, а ради экономии своего времени и сил. Но и тут расчет происходит с учетом человеческого капитала.

Предположим, что представитель среднего класса, имеющий большой человеческий капитал, позволяющий ему претендовать на зарплату в 8 тысячи рублей в день, оказывается вынужденным делать такую работу, которая ему не очень нравится, и которая займет один час его времени.

Он на подсознательном или сознательном уровне оценит свой часовой труд в одну тысячу рублей.

Если ему представится возможность нанять на этот час профессионала, с часовой оплатой менее тысячи рублей в час, то он скорее заплатит за услугу, чем возьмется делать ее самостоятельно.

Если же услуга будет стоить больше 1 тысячи рублей, то он, скорее всего, откажется от предлагаемой услуги и попробует оказать ее себе сам – сам уберется, прочистит раковину, позанимается с ребенком, съездит в качестве курьера, проедет не на такси, а на общественном транспорте и т.д.

Понятно, что человек не будет платить другому за работу дороже, чем стоит сам, если он может сделать работу сам.

В этом случае максимальной ценой, которую работодатель может позволить себе чтобы оплатить работу нанимаемого - будет его собственная зарплата за то же время.

Если кто-то попросит за свою услугу больше, чем она обойдется самому клиенту, то клиент просто не согласится на сделку, заявив: «Я сделаю все сам», или «Я обойдусь без столь дорогой услуги».

Рассмотрим еще несколько примеров оценки услуги через человеческий капитал.


Как оценивает стоимость услуги покупатель зрелищной услуги

Поход на концерт

Предположим, что из собственного опыта человек знает, что его возможности заработать составляют в среднем три тысячи рублей в день. И если при этом он подсознательно оценивает, что просмотренный концерт популярного певца восстановит его силы на один день, то он может на подсознательном уровне чувствовать, что восстановление сил одного дня – это практически 3 тысячи рублей в карман. Выбирая способ отдыха, он будет сравнивать стоимость билета на концерт с этим своим подсознательным ощущением восстановления сил.

Если билет на концерт, восстанавливающий силы одного дня, будет стоить 1,5 тысячи рублей, то человек скорее пойдет на концерт, чем откажется от билета. Если же билет будет стоить 4 тысячи рублей, то человек скорее не пойдет на концерт, чем пойдет.

Это будет оценка им самим трудовой стоимости услуги – 8 часов его рабочего времени.

В результате покупки билета за полторы тысячи рублей человек будет рассчитывать, что затрата его половины заработка за день даст ему сил больше, чем он затрат денег, и он получит выгоду в размере половины рабочего дня.

При этом человек, зарабатывающий в день одну тысячу рублей, не пойдет на концерт, стоимостью в 1,5 тысячи рублей, если этот концерт восстановит его силы, которые тратятся в течение одного рабочего дня.


Стоимость мест в театре или концертном зале

Тот факт, что расстояние от сцены до зрителя оказывает влияние на восприятие концерта или театрального представления зрителем – хорошо знают продавцы билетов.

Цена билета на представление напрямую связана с тем, какое положительное влияние на зрителя оказывает происходящее на сцене.

Чем ближе зритель к сцене или исполнителю – тем дороже билеты.


Ценность услуги для производителя услуги

Человек, производящий услугу, как правило, не получает удовольствия от оказания услуги. Он тратит на оказание услуги свое время, силы, умение. Он расходует энергию, какие-то расходные материалы, использует помещение и инструменты.

Оказание услуги – это его вложение. И он бы хотел получить с этого вложения какую-то прибыль сверх того, что он затратил.

Достаточно много в экономике посвящено расчету себестоимости и на этом не стоит останавливаться подробно.

Себестоимость или издержки производства плюс существующая на рынке норма прибыли – это та минимальная цена, за которую оказывающий услугу хотел бы продать свою услугу.


Принятие решения о покупке услуги покупателем

Если потенциальный потребитель услуги видит, что предлагаемая ему услуга стоит меньше, чем он сам ее ценит (он может ожидать прибыль в виде большего увеличения человеческого капитала, чем цена услуги), и если при этом другие аналогичные предложения являются худшими по прибыли или по качеству, то потенциальный покупатель может решиться и приобрести услугу.

Чем больше ожидаемая прибыль от оказания услуги – тем с большей охотой покупатель приобретет услугу.

В принятии решения многое зависит от настроения покупателя, его понимания свойств и качества услуги, его мотивации на увеличение собственного человеческого капитала.


Принятие решения о продаже услуги продавцом

Если продавец услуги принял твердое решение о продаже услуги, и если он видит, что покупатель готов предложить большую цену, чем себестоимость (издержки) оказания услуги, то он, скорее всего, согласится продать услугу, чтобы в результате получить такую норму прибыли, которая равна или превышает среднюю норму прибыли по отрасли.

Чем больше ожидаемая прибыль от продажи услуги – тем с большей охотой продавец окажет услугу покупателю.

Принятие решения продавцом о продаже услуги проще, чем принятие решения о покупке покупателем.


Формирование цены на рынке услуг

Выше было показано, чем определяется максимальная цена, которую готов заплатить покупатель услуги и минимальная цена, за которую готов продать свою услугу производитель услуги.

В реальности цена на рынке всегда будет где-то между этими значениями.


В определенных случаях цена будет ближе к минимальной цене продавца – это произойдет в тех случаях, когда качество услуги не является лучшим на рынке, и когда количество предлагаемых услуг достаточно велико, чтобы создать избыток предложения на рынке, когда количество производителей услуг на рынке достаточно велико, чтобы минимизировать ценовой/картельный сговор.

Цена услуги на рынке может быть и близкой к максимальной цене покупателя услуги.

Это произойдет в тех случаях, когда качество услуги у одного из производителей услуги будет выше, чем у конкурентов, когда количество предлагаемых услуг достаточно мало, чтобы создать дефицит, когда количество производителей услуг незначительно, и может присутствовать ценовой сговор.


Особенность услуг в том, что цена услуги очень часто связана не с тем, какие затраты при этом несет оказывающий услугу, сколько с тем, какие удовольствие и польза получаются в результате оказания услуги.


Производственные услуги

Есть ряд услуг, которые оказываются в процессе производства товаров, и цель которых - или экономия, или минимизация рисков - услуги по уборке, охране, сортировке, упаковке, бухгалтерские, юридические, административные, информационные и т.д.

Эти услуги оказываются собственнику бизнеса с целью минимизации его расходов и рисков.

Цена на эти услуги формируется аналогично ценам на другие услуги – она располагается где-то между максимальной ценой, которую готов заплатить потребитель услуги, и минимальной ценой – той ценой, которую хотел бы получить оказывающий услугу.

И цена на такую услугу может приближаться к минимуму только в исключительных случаях.


Транспортные услуги

По транспортным услугам есть много информации о том, как считать себестоимость транспортной услуги, но очень мало о том, какие факторы формируют цену на транспортные услуги.

А здесь складывается точно такая же ситуация, как и в других услугах, оказываемых с целью экономии.

Если где-то, скажем, в Магадане, вырастить килограмм помидоров будет стоить 1000 рублей, а себестоимость привоза помидоров складывается из минимальных 10 рублей – вырастить помидоры в Краснодарском крае, и 100 рублей – привезти их в Магадан.

То, в этом случае, максимальная ценность помидоров для потребителя будет 1000 рублей, а минимальная цена, за которую производитель будет готов продать помидоры в Магадане – 110 рублей.

Для транспортных компаний, перевозящих грузы из Краснодара в Магадан появляется возможность заработать от 100 до 990 руб. за килограмм.

Какая в результате рыночных отношений сложится цена на транспорт и на помидоры в Магадане – зависит от уровня конкуренции на транспорте и на конечном рынке.


Информационные услуги

Отдельно надо сказать про информационные услуги.

Все большее развитие в мире приобретают информационные услуги. Для понимания ценообразования в информационных услугах, надо понимать, что это не есть что-то новое, чего человечество не знало. Информационные услуги сопровождали человека всегда. С момента появления человеческой речи, а также с момента возможности накапливать и передавать информацию.
Без информации существование человека невозможно.

Другое дело, что сейчас обработка информации приобрела такие масштабы и скорость, что влияние информации резко возросло.

Индивид стал получать больше информации в более доступном виде.

Организации стали получать обрабатывать и передавать гораздо большие объемы информации, чем раньше.

Но суть ценообразования в этих услугах осталась той же самой. Цена на услуги формируется исходя из максимальной цены – определяемой тем, насколько возрастет человеческий капитал в результате получения информации, или тем, сколько экономит бизнес в результате своевременного получения необходимой информации, и из минимальной цены – сколько будет стоить подготовить, обработать и разместить/передать информацию.

Где между этими крайними значениями окажется фактическая цена информационной услуги - определяется самими участниками сделки и «невидимой рукой рынка».


Карл Маркс об услугах

Как уже говорилось, Маркс максимально избегал обсуждения услуг:

«Под наемным трудом мы подразумеваем только тот свободный труд, который обменивает себя на капитал, превращается в капитал и увеличивает его стоимость. Все так называемые услуги отсюда исключены».
(Маркс К., «Черновик Капитала. Экономическая рукопись 1861-1863 годов. Процесс производства капитала», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 47, с.148)

«Единственная стоимость, которую знает политическая экономия, есть стоимость товаров».
(Ф.Энгельс «Анти-Дюринг», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 20, с.318)


Если мы посмотрим на труды Карла Маркса или его предшественников – Уильям Петти, Адама Смита, Давид Рикардо, то мы увидим, что все они старательно избегают обсуждения услуг.

И это понятно – услуги отчуждаемы только если они оказываются в сфере обработки товаров – транспорт, упаковка, сортировка.

В этих сферах деятельности можно сказать об эксплуатации или о том, что труд оплачивается не так, как мог бы оплачиваться.

«Потребительные стоимости вообще производятся здесь лишь потому и постольку, поскольку они являются материальным субстратом, носителями меновой стоимости».
(К.Маркс «Капитал» Т.1, К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с.46).


В большинстве услуг человек, оказывающий услугу, контактирует непосредственно с тем, кому оказывается услуга. Он может посчитать и самостоятельно оценить – справедливо ему платится зарплата за услугу или нет. В крайнем случае он может выйти на потребителя услуги напрямую, минуя работодателя, что заставляет работодателя беспокоиться о том, чтобы зарплата платилась в соответствии человеческим капиталом.


Карл Маркс не смог правильно объяснить ценообразование в услугах, потому что опирался на неверные постулаты, выдвинутые им в ранних работах и в «Капитале»:

a. Снижение со временем квалификации рабочей силы,
б. Уменьшение со временем доли умственного и квалифицированного труда,

в. Уменьшение со временем доли умственного труда и услуг,

г. Увеличение со временем количества работников неквалифицированного труда (пролетариата),

д. Снижение со временем стоимости рабочей силы до минимального прожиточного уровня.


Теория К. Маркса не может быть применима для понимания ценообразования в услугах, поскольку:

а. Не учитывает человеческий капитал;

б. Не учитывает возрастание стоимости человеческого капитала (стоимости рабочей силы) в результате получения услуг;

в. Не разбирает случаи экономии усилий, времени и труда потребителя в результате получения услуги.

.


Заключение

1. Цена на услуги связана не только с теми затратами, которые несет производитель услуги, но и с тем, какую пользу в денежном и временном выражении получит потребитель.

2. Главная особенность услуги, что у нее две ценности – одна ценность для потребителя, и другая ценность – для производителя услуги.

3. Обе ценности можно выражать в деньгах или во времени.

4. Ценность услуги для потребителя нельзя понять без понимания сути человеческого капитала.

5. Для человека с большим человеческим капиталом ценность услуги выше. Поэтому он готов платить за услугу большую цену или воспользоваться услугой там, где человек с малым человеческим капиталом предпочтет сделать все сам.

6. В процессе оказания услуг цена формируется так, что почти всегда выигрывают обе стороны. Т.е. в услугах сделки по оказанию услуги ситуация Win-Win – норма, а сделки Win-Lose или Lose-Lose («Zero sum game» – игра с нулевой суммой) – исключения.

7. В отличии от рынка товаров, цена на услуги определяется не столько трудовыми затратами производителя, сколько изменяющимися в результате оказания услуги факторами потребителя: прибавлением человеческого капитала и экономией труда потребителя.


Александр Фирсов
04.09.2021

Статья опубликована в Живом Журнале


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Фирсов А., Человеческий капитал

 Демократия.Ру: Фирсов А., Семь подходов Маркса к услугам

 Демократия.Ру: Фирсов А., Шесть подходов Маркса к квалифицированному труду

 Демократия.Ру: Фирсов А., Эксгумация пролетариата

 Демократия.Ру: Фирсов А., Маркс и пыльная мумия пролетария

 Демократия.Ру: Фирсов А., Средний класс как авангард современного общества

 Демократия.Ру: Фирсов А., Марксизм как зеркало экономики первой половины 19 века

 Демократия.Ру: Фирсов А., Труд и марксизм

 Демократия.Ру: Фирсов А.. Индуктивная логика и трудовая теория стоимости




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Автор: В.И.Васильев, А.Е.Постников - ИРИС
Форма выпуска: Книга



Первое издание ИРИС - книга В. И. Васильева и А. Е. Постникова «Путеводитель по избирательной кампании: пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков». Это популярный комментарий законодательства о выборах депутатов Государственной Думы. В книгу включены рисунки популярного карикатуриста А. Бильжо. Издание предназначено для кандидатов в депутаты, организаторов избирательных кампаний, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников выборов.

Подробнее >>>



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта