Демократия.Ру




Нельзя безнаказанно управлять государством без народа и против воли народа. Морис Торэз (1900-1964), деятель французского коммунистического движения


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


26.04.2024, пятница. Московское время 05:55


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Раздел 3. Использование денежного залога как метода регулирования числа кандидатов.

Вне всякого сомнения, демократические государства должны поощрять граждан на выдвижение своих кандидатур на выборах на государственные должности. В то же время бывает необходимо вводить ограничительные меры, позволяющие бороться со всеми, кто намерен нарушить положения законов о выборах. Это может быть показано на нескольких примерах из жизни.

Во-первых, некоторые граждане могут выдвинуть свои кандидатуры «ради шутки». В Великобритании кандидаты постоянно выдвигаются «Партией лунатиков, бредящих кошмарами». Одним из наиболее постоянных бесперспективных кандидатов был бывший поп-музыкант, именуемый «Кричащий лорд Сатч». Поскольку все кандидаты на выборах в британский парламент имеют право выступать перед телевизионными камерами, когда объявляются результаты выборов, и поскольку имя каждого кандидата должно быть (в соответствии с законом) упомянуто, когда передаются сообщения по радио или телевидению об избирательных кампаниях в округе, такие кандидаты «ради шутки» обеспечивают себе узнаваемость и популярность. В Польше была создана Партия любителей пива, которая сумела получить достаточно большое количество голосов.

Во-вторых, группы с экстремистскими политическими взглядами могут выдвигать кандидатов без всякой надежды на победу на выборах, однако своим выдвижением они обеспечат право своей партии на бесплатную политическую рекламу, которая дается в Великобритании любой партии, выдвигающей не менее пятидесяти кандидатов. Поскольку выборный залоговый депозит составляет 500 фунтов стерлингов на кандидата, стоимость пятидесяти таких депозитов (25 000 фунтов стерлингов) дает «партии» право на распространение своих взглядов - отличная возможность для групп, которые, например, хотят выступить с пропагандой расизма за весьма умеренную плату.

В-третьих, то, что гражданам Великобритании разрешено по закону менять свои имена, способствует появлению другой формы кандидатов «ради шутки». Некоторые могут изменить свое имя, сделав его практически таким же (или почти таким же), как имя известного политика. Кандидаты «ради шутки» могут затем баллотироваться на выборах в том же самом избирательном округе, что и известный политик. Избирателям будет трудно сделать различие между подлинным Михаилом Горбачевым и одним (или несколькими) «псевдо-Горбачевыми». Такое случалось в Великобритании, Соединенных Штатах, возможно, и в других странах.

В-четвертых, несколько лет назад в Великобритании военнослужащие, желающие уволиться из Вооруженных Сил, могли воспользоваться такой возможностью, поскольку считается нежелательным позволять военнослужащим Вооруженных Сил выступать в качестве кандидата в Палату общин, но в то же время нельзя лишать солдат всех гражданских прав. Специальные положения разрешают солдатам, которые намерены баллотироваться в парламент, уйти со службы, если даже до окончания их контракта остается несколько лет. Неожиданно десятки солдат использовали это положение как законный способ прервать свой контракт.

Все эти примеры говорят о необходимости введения жестких ограничений в отношении «бесперспективных кандидатов». Это можно обеспечить несколькими способами. К таким способам относится требование о том, чтобы кандидаты (за исключением кандидатов, представляющих хорошо известные политические партии) должны собрать подписи значительного количества избирателей в поддержку своего выдвижения. Преимущество системы сбора подписей заключается в том, что она позволяет отсеять бесперспективных кандидатов без «дискриминации» кандидатов, которые могут быть представителями бедных слоев населения, для кого, возможно, трудно будет собрать средства на внесение залога. Недостатком системы сбора подписей является сложность ее регулирования и управления, а также то, что она открыта для различного рода злоупотреблений. Членам избирательных комиссий, возможно, не хватит времени проверить подлинность всех подписей в сроки, отведенные на выдвижение кандидатов.

Способом, альтернативным сбору подписей, является система внесения денежных залоговых депозитов. В Великобритании кандидат должен внести депозит на сумму 500 фунтов стерлингов (около 800 долларов США). Этот депозит будет возвращен, если кандидат получит не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Насколько эффективна система внесения залогового депозита на практике, зависит от размера депозита и от процентного количества голосов, которые должен набрать кандидат для возвращения депозита.

Американский политолог, Ричард Катц, недавно опубликовал исследование, посвященное вопросам последствий изменения законодательства в Великобритании в 1985 г. Согласно новым положениям, сумма залогового депозита увеличилась со 150 до 500 фунтов стерлингов, при этом количество голосов, необходимое для возврата залоговой суммы, снизилось с 12,5 процентов избирателей, принявших участие в голосовании в избирательном округе, до 5 процентов. В результате такого изменения мы наблюдали следующую картину: (1) при новой системе основные партии Великобритании (Консервативная, Лейбористская, альянс Либеральных демократов и Социал-демократов, а также Шотландские националисты) практически не потеряли ни одного залогового депозита. Некоторые из небольших партий (таких, как, например: Уэльские националисты и Зеленые) потеряли много залоговых депозитов, но это не остановило их от выдвижения кандидатов. Увеличение суммы залогового депозита со 150 до 500 фунтов стерлингов было расценено такими партиями как увеличение расходов на предвыборную кампанию. Увеличение суммы залогового депозита привело к сокращению числа независимых кандидатов, а также кандидатов, представляющих малоперспективные партии или партии, созданные ради шутки. (Ричард С. Катц, Демократия и выборы. Нью-Йорк: пресс-служба Оксфордского университета [Richard S. Katz, Democracy and Elections. New York: Oxford University Press]. 1997. стр. 255-61).

Уровни сумм залоговых депозитов в ряде стран приведены в процитированной книге Катца (табл. 14.2). Выдвигается предположение, что всего лишь в незначительном количестве стран сумма залогового депозита достаточно высокая, чтобы иметь значительный эффект. Как показано в нижеприведенной таблице, залоговый депозит представляет собой механизм, который применяется, в основном, в странах, находящихся под влиянием избирательной системы британской модели.

Страна

Сумма залогового депозита

Условия для возвращения депозита

Австралия

Нижняя палата

250 австралийских долларов

4 процента голосов первого предпочтения избирателей

Верхняя палата

500 австралийских долларов

Членство в группе, получившей 4 процента голосов

Великобритания

500 фунтов стерлингов

5 процентов

Канада

200 канадских долларов

15 процентов

Индия

500 рупий

1/6 голосов

Ирландия

100 ирландских фунтов стерлингов

1/3 квоты по избирательному округу

Япония

2 млн.иен

Палата представителей: 1/5 от действительных голосов, разделенных на количество избираемых членов

Малайзия

5 тыс. ринггит

12,5 процентов от общего количества голосов избирателей, принявших участие в выборах

Новая Зеландия

100 новозеландских долларов

1/4 от количества голосов, поданных за выбранного кандидата

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта