Демократия.Ру




Мир - добродетель цивилизации, война - ее преступление. Виктор Гюго (1802-1885), французский писатель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.04.2024, среда. Московское время 17:45


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава 11. Обжалование нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушения избирательных прав граждан

Статья 91. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан

1. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. При этом в случае, если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в Верховный Суд Республики Адыгея, который обязан рассмотреть жалобу по существу.

2. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Адыгея, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

3. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

4. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Республики Адыгея, решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий, территориальных избирательных комиссий и должностных лиц этих избирательных комиссий - в городские, районные суды.

5. В случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим Законом, суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, иное решение избирательной комиссии.

6. В случае, если решение избирательной комиссии отменено судом, новое решение по существу вопроса обязана принять избирательная комиссия, чье решение было отменено, либо вышестоящая избирательная комиссия на основании решения суда. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями.

7. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение проверки по фактам в связи с нарушением избирательного законодательства не является нарушением неприкосновенности признанного избранным главой администрации города, района зарегистрированного кандидата. Признанный избранным зарегистрированный кандидат не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по административному, гражданскому или уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан при его избрании.

8. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию.

9. Центральная избирательная комиссия Республики Адыгея, территориальная избирательная комиссия вправе принять решение по существу жалобы на действия (бездействие) соответствующей нижестоящей избирательной комиссии, а также отменить решение нижестоящей избирательной комиссии либо обязать ее повторно рассмотреть вопрос.

10. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в избирательную комиссию данная избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления в законную силу решения суда. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе и вступлении в законную силу решения суда по результатам ее рассмотрения.

11. При рассмотрении дел об отказе в регистрации кандидата, отмене регистрации зарегистрированного кандидата, о рассмотрении вопроса об обращении в Верховный Суд Республики Адыгея либо городской, районный суд с представлением о признании избрания зарегистрированного кандидата недействительным территориальная избирательная комиссия вправе истребовать и получать необходимые документы и иные материалы, заслушивать сообщения должностных лиц и граждан.

12. Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

13. Суды и органы прокуратуры в период проведения избирательной кампании по выборам главы администрации города, района обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб в соответствии со сроками, установленными настоящим Законом.

Статья 92. Основания для отмены регистрации зарегистрированного кандидата

1. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом положений настоящего Закона территориальная избирательная комиссия вправе принять решение о вынесении ему предупреждения, которое доводится непосредственно до сведения зарегистрированного кандидата и до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.

2. Регистрация зарегистрированного кандидата может быть отменена территориальной избирательной комиссией или судом не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в случае, если:

1) нарушение правил выдвижения и регистрации кандидата обнаружено после регистрации кандидата;
2) зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, группы избирателей, выдвинувших зарегистрированного кандидата, проводили агитацию в местах расположения воинских частей, в военной организации либо в военном учреждении;
3) зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом были выпущены и (или) распространены предвыборные печатные, аудиовизуальные агитационные материалы с нарушением требований частей 3 - 7 статьи 64 настоящего Закона;
4) зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо, избирательное объединение, избирательный блок (в том числе вошедшее в его состав избирательное объединение), группа избирателей, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, и их уполномоченные представители, организация, учредителем, собственником, владельцем и (или) членом органа управления или органа контроля которой являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), в ходе избирательной кампании занимались благотворительной деятельностью на территории Республики Адыгея, обращались к иным физическим или юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи либо услуг избирателям, давали согласие физическим или юридическим лицам на осуществление такой помощи либо оказание услуг от их имени;
5) зарегистрированный кандидат использовал преимущества должностного или служебного положения;
6) зарегистрированный кандидат не представил финансовый отчет в установленный срок;
7) зарегистрированный кандидат, находящийся на государственной или муниципальной службе либо работающий в средствах массовой информации по трудовому или по гражданско - правовому договору, не прекратил исполнение служебных обязанностей на время участия в выборах;
8) установлен факт подкупа избирателей, то есть факт совершения деяния, запрещенного частью 3 статьи 67 настоящего Закона, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом, а также по их просьбе или поручению иным лицом;
9) зарегистрированный кандидат при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовал иные денежные средства, составляющие более одного процента от установленной настоящим Законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата;
10) зарегистрированный кандидат превысил расходы избирательного фонда более чем на один процент от установленной настоящим Законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата;
11) зарегистрированный кандидат использовал незаконные пожертвования, поступившие в его избирательный фонд в размерах, превышающих один процент от установленной настоящим Законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата.

Статья 93. Основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов главы администрации города, района

1. Если совершенные зарегистрированным кандидатом нарушения, указанные в статье 92 настоящего Закона, будут обнаружены после официального опубликования результатов выборов главы администрации города, района, территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением о признании избрания кандидата недействительным.

2. В случае, если после установления соответствующей избирательной комиссией итогов голосования или определения результатов выборов главы администрации города, района суд установит, что нарушения, перечисленные в статье 92 настоящего Закона, имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.

3. Суд соответствующего уровня может отменить решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке, решение территориальной избирательной комиссии о результатах выборов главы администрации города, района также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

4. Суд соответствующего уровня, Центральная избирательная комиссия Республики Адыгея, территориальная избирательная комиссия могут отменить решение соответственно территориальной, участковой избирательной комиссии об итогах голосования на соответствующем участке, о результатах выборов главы администрации города, района в случаях, предусмотренных федеральным законом и настоящим Законом.

5. Признание недействительными итогов голосования более чем на одной четверти избирательных участков влечет за собой признание недействительными выборов главы администрации города, района.

6. Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов главы администрации города, района нарушения настоящего Закона, способствующие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за зарегистрированных кандидатов, не избранных по результатам голосования или не набравших достаточного числа голосов избирателей для участия в повторном голосовании.

7. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее двух месяцев со дня ее подачи, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, в иные сроки. Суд вправе принять решение при отсутствии (неявке по двум приглашениям) представителей одной из заинтересованных сторон.

Статья 94. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Уголовную, административную либо иную ответственность, установленную федеральными законами, несут лица:

1) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданами Российской Федерации и Республики Адыгея права избирать и быть избранными;
2) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания;
3) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, а также участвующие в подделке данных подписей;
4) осуществляющие подкуп избирателей, то есть деяние, запрещенное частью 3 статьи 67 настоящего Закона;
5) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей);
6) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах, зарегистрированных кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, зарегистрированных кандидатов;
7) нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, уполномоченных представителей кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, групп избирателей, представителей средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и заверенных копий избирательных документов;
8) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования;
9) осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Закона;
10) не создающие условия для проведения массовых мероприятий в случае, если такая обязанность возложена на них федеральным законом и настоящим Законом;
11) нарушающие установленные настоящим Законом правила финансирования избирательной кампании;
12) скрывшие остатки избирательных бюллетеней или изготовившие дополнительные, не учтенные избирательной комиссией тиражи избирательных бюллетеней;
13) противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо в деятельность членов избирательных комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей, или препятствующие осуществлению такой работы либо деятельности;
14) препятствующие голосованию на избирательных участках;
15) нарушающие тайну голосования;
16) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору;
17) осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов избирателей или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям;
18) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей;
19) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени;
20) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты кандидатов, зарегистрированных кандидатов;
21) работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного настоящим Законом отпуска для участия в выборах главы администрации города, района либо в освобождении от работы для выполнения государственных обязанностей;
22) должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях федерального закона, настоящего Закона и не принявшие меры по пресечению таких нарушений.

Президент Республики Адыгея
А.Джаримов

Майкоп
3 августа 1995 года
N25

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта