Демократия.Ру




Половина всех избирателей не голосует, и, как правило, не та половина. Неизвестный


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


25.04.2024, четверг. Московское время 09:32


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава 10. Голосование и определение результатов выборов

Статья 41. Помещение для голосования

1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующей администрации.

2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Статья 42. Избирательные бюллетени

1. Для выборов депутатов городского, районного Собрания представителей каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма избирательного бюллетеня устанавливается территориальной (городской, районной) избирательной комиссией.

2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты в депутаты городского, районного Собрания представителей с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий), места жительства каждого кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей и принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям.

3. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению территориальной (городской, районной) избирательной комиссии на русском языке не позднее десяти дней до дня выборов и передаются участковым избирательным комиссиям не позднее трех дней до дня выборов с превышением не более чем на два процента (но не менее чем на три избирательных бюллетеня) от числа зарегистрированных по избирательному участку избирателей. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии.

4. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке его заполнения.

Статья 43. Порядок голосования

1. Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени.

2. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за двадцать дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.

3. Избиратель, который в течение пятнадцати дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении территориальной (за пятнадцать - четыре дня до дня выборов) или участковой (за три - один день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. На обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей территориальной (городской, районной) или участковой избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной (городской, районной) или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно территориальной (городской, районной) или участковой избирательной комиссии. Территориальные (городские, районные) избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию.

4. В случае досрочного голосования избирателя в территориальной (городской, районной) избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой постоянно проживает данный избиратель, после поступления в комиссию запечатанного конверта с бюллетенем из территориальной (городской, районной) избирательной комиссии делает в соответствующей строке списка избирателей запись «Досрочно» и расписывается.

5. В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются целостность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено более двух избирательных бюллетеней, то все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.

6. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.

7. Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе «Подпись избирателя о получении бюллетеня».

8. Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии, наблюдателя или доверенных лиц кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей.

9. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки «Против всех кандидатов».

10. Заполненные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

11. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии, выезжающих по заявлениям, которые получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. При этом в основном списке делается запись о перенесении данных фамилий в дополнительный список. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования.

12. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии -секретарь или иной член комиссии, уполномоченный комиссией.

13. При голосовании на избирательных участках, подсчете голосов и составлении протоколов о результатах голосования участковыми избирательными комиссиями вправе присутствовать наблюдатели, направленные избирательными объединениями, избирательными блоками и кандидатами в депутаты городского, районного Собрания представителей, а также иностранные (международные) наблюдатели.

Статья 44. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке

1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.

2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей, избирательные объединения, избирательные блоки, и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования. После этого председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных.

3. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных избирательных ящиках.

4. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбой о проведении голосования вне избирательного участка.

5. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находящиеся в переносных избирательных ящиках, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными.

6. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.

7. При подсчете голосов прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, не снабженные печатью территориальной (городской, районной) или участковой избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя.

8. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на оборотной стороне бюллетеня причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.

9. Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса.

10. Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели. По требованию наблюдателей им выдается справка об итогах голосования за подписью не менее трех членов избирательной комиссии.

11. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.

12. В протокол вносятся следующие данные:

1) число избирателей, внесенных в список избирателей, включая число избирателей, внесенных в список дополнительно;
2) число бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
3) число бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
4) число погашенных бюллетеней;
5) число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
6) число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими вне помещений для голосования;
7) число бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
8) число действительных бюллетеней;
9) число бюллетеней, признанных недействительными;
10) фамилии и инициалы внесенных в бюллетень кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей;
11) число голосов, поданных за каждого кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей;
12) число голосов, поданных против всех кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей.

13. Протокол составляется в присутствии наблюдателей (в случае, если они есть) в трех экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прикладываются жалобы (заявления), поступившие в избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии.

14. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.

15. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную (городскую, районную) избирательную комиссию.

16. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от избирательных объединений и кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих на заседании участковой избирательной комиссии, а также иностранных (международных) наблюдателей, хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы.

17. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.

18. Запрещается предоставление сведений о ходе выборов и результатов голосования органам государственной власти, должностным и иным лицам.

19. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие территориальные (городские, районные) избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов.

Статья 45. Определение результатов выборов депутатов городского, районного Собрания представителей

1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных территориальная (городская, районная) избирательная комиссия не позднее чем через пять дней со дня выборов определяет результаты выборов депутатов городского, районного Собрания представителей по избирательным округам. Суммирование содержащихся в протоколах избирательных комиссий данных осуществляют непосредственно члены территориальной (городской, районной) избирательной комиссии с правом решающего голоса.

2. Избранным считается кандидат в депутаты городского, районного Собрания представителей, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках.

3. Территориальная (городская, районная) избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее тридцати процентов избирателей, внесенных в список избирателей. Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней.

4. Территориальная (городская, районная) избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

5. О результатах выборов депутатов городского, районного Собрания представителей территориальная (городская, районная) избирательная комиссия составляет протокол, в который вносятся следующие данные:

1) число участковых избирательных комиссий;
2) число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол;
3) число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
4) число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;
5) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;
6) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
7) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования;
8) число погашенных избирательных бюллетеней;
9) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
10) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
11) общее число избирательных бюллетеней;
12) общее число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни на одной из позиций);
13) фамилии, имена, отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах в депутаты городского, районного Собрания представителей;
14) число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей;
15) число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей;
16) фамилия, имя, отчество избранного кандидата в депутаты городского, районного Собрания представителей.

6. К протоколу о результатах выборов депутатов городского, районного Собрания представителей в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых избирательных комиссий.

7. Официальное объявление о результатах выборов депутатов городского, районного Собрания представителей в средствах массовой информации публикуется территориальной (городской, районной) избирательной комиссией не позднее чем через три дня со дня подписания протокола.

Статья 46. Регистрация избранных депутатов городского, районного Собрания представителей

Территориальная (городская, районная) избирательная комиссия после установления общих итогов выборов извещает кандидата о его избрании депутатом городского, районного Собрания представителей, производит регистрацию избранного депутата городского, районного Собрания представителей и выдает ему удостоверение об избрании.

Статья 47. Замещение вакантных мандатов

В случае досрочного прекращения полномочий депутата городского, районного Собрания представителей территориальная (городская, районная) избирательная комиссия назначает в течение трех последующих дней в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы, которые проводятся в соответствии с настоящим Законом. Если до окончания срока полномочий городского, районного Собрания представителей остается менее шести месяцев, дополнительные выборы не проводятся.

Статья 48. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов избирателей или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином Республики Адыгея своих избирательных прав, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах в депутаты городского, районного Собрания представителей или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей, а равно лица, препятствующие законной деятельности доверенных лиц кандидатов в депутаты городского, районного Собрания представителей, наблюдателей или условиям проведения предвыборной агитации, несут административную или уголовную ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта