Демократия.Ру




Я конечно, презираю Отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837), российский поэт


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.04.2024, пятница. Московское время 23:17


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава V. Гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, реализации инициативы проведения референдума

Статья 27. Право выдвижения кандидатов

Статья 28. Выдвижение кандидатов избирателями и самовыдвижение

Статья 29. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками

Статья 30. Порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума

Статья 31. Сбор подписей в поддержку кандидатов (списков кандидатов), инициативы проведения референдума

Статья 32. Регистрация кандидатов (списков кандидатов), инициативы проведения референдума


Статья 27. Право выдвижения кандидатов

1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с_ настоящим Федеральным законом, федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

2. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирателем (избирателями) соответствующего избирательного округа, избирательным объединением, избирательным блоком. Федеральным законом может быть предусмотрено, что для выдвижения кандидата избирателями, а также путем самовыдвижения необходимо создать инициативную группу с определенным числом участников.

3. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением, избирательным блоком.

4. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, списка кандидатов.

5. Выдвижение кандидата, списка кандидатов возможно при условии представления выдвинутым лицом (каждым из выдвинутых лиц) одновременно с уведомлением, указанным в пункте 4 настоящей статьи, письменного заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, приносящий основной доход), занимаемая должность, адрес места жительства, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

6. Вместе с уведомлением, указанным в пункте 4 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). Если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов. Вместе с уведомлением, указанным в пункте 4 настоящей статьи, в дополнение к Налоговой декларации кандидат вправе представить в избирательную комиссию иные документы, подтверждающие получение им за указанный период доходов, подлежащих налогообложению. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также иные сведения, перечисленные в настоящем пункте, представляются по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена необходимость представления наряду с указанными сведениями таких же сведений о супруге кандидата.

7. Документы, перечисленные в пунктах 4-6 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов) обязан представить лично, за исключением случаев, когда он болен, находится в местах содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть нотариально заверена), иных случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами.

8. Избирательная комиссия обязана обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей статьи.

9. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении.

10. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

11. Установленный соответствующим законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также при выборах в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, должен составлять не менее 45 дней, при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.

12. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо отрешенный от указанной должности Президентом Российской Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

13. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и досрочно прекративший полномочия главы муниципального образования по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия населением в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, либо отрешенный от указанной должности Президентом Российской Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

14. При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе местного самоуправления не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.

15. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.

16. Кандидат не может быть выдвинут одновременно по нескольким избирательным округам и (или) одновременно несколькими инициаторами выдвижения. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением, избирательным блоком одновременно на одних и тех же выборах в одномандатном избирательном округе и в списке кандидатов.

Статья 28. Выдвижение кандидатов избирателями и самовыдвижение

1. Выдвижение кандидатов по инициативе избирателя, группы избирателей или в порядке самовыдвижения производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, последующего сбора подписей в поддержку кандидатов или внесения избирательного залога либо иного последующего способа поддержки инициативы выдвижения, предусмотренного федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

2. Законы субъектов Российской Федерации не могут содержать такое требование к выдвижению кандидата (кандидатов) непосредственно избирателями, как необходимость проведения собрания избирателей с определенным числом его участников.

Статья 29. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками

1. Кандидатов, списки кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, избирательные блоки.

2. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями осуществляется в соответствии с их уставами.

3. Избирательные блоки образуются после официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов. Порядок образования избирательных блоков устанавливается федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии непосредственно после их образования либо одновременно с представлением в избирательную комиссию совместного списка кандидатов. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Избирательный блок при его создании обязан уполномочить орган избирательного блока или одно из входящих в него избирательных объединений выступать от имени избирательного блока в течение периода полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если список кандидатов, выдвинутый этим избирательным блоком, будет допущен к распределению депутатских мандатов в указанном органе.

4. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения в соответствии с требованиями пункта 5 настоящей статьи.

5. Наименование избирательного блока определяется на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в данный блок. В наименовании избирательного блока не может быть использовано наименование общественного объединения, зарегистрированного на данном или более высоком уровне и не вошедшего в данный избирательный блок, а также наименование иного ранее зарегистрированного избирательного блока. Использование имени и фамилии физического лица в наименовании избирательного блока не допускается.

6. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, избирательное объединение, избирательный блок вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему. При этом избирательное объединение вправе представлять только свою эмблему, описание которой содержится в его уставе. Избирательный блок вправе представлять эмблему любого из входящих в него избирательных объединений либо иную эмблему, за исключением эмблем, описание которых содержится в уставах других общественных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов на данных либо предыдущих выборах этого же либо более высокого уровня, эмблем избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов на данных выборах. Символика избирательного объединения, избирательного блока не должна нарушать право на интеллектуальную собственность, оскорблять или порочить государственные символы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, иного государства (флаги, гербы, гимны), религиозные символы и национальные чувства, нарушать общепризнанные нормы морали.

7. Изменение наименований и эмблем избирательных объединений, избирательных блоков после их представления в соответствующую избирательную комиссию не допускается.

8. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, перечисленными в пунктах 5 и б статьи 27 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия в 3-дневный срок заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком.

9. После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов. В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, указанное правило не применяется при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.

10. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.

11. Конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации может предусматриваться, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который необходим для допуска к такому распределению депутатских мандатов. При этом минимальный процент голосов избирателей устанавливается с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Статья 30. Порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума

1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Если инициатором проведения референдума выступает общественное объединение, указанное в пункте 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, руководящий орган этого общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.

2. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.

3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного, заменяющего паспорт документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум.

4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

5. Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

6. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума, обязаны проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.

7. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации принять решение о назначении референдума субъекта Российской Федерации, не позднее чем через пять дней со дня поступления в указанный орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

8. В случае если орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, указанные в пункте 6 настоящей статьи, признают, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, регистрирует инициативную группу по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в 15-дневный срок со дня признания органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления, указанными в пункте 6 настоящей статьи, соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.

9. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации и которое выдается инициативной группе по проведению референдума, действительно в течение срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

10. В случае возникновения спора о компетенции в связи с выдвижением инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе предложить органу, признавшему, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, создать согласительную комиссию. В работе согласительной комиссии вправе принять участие представители инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации. На время работы согласительной комиссии течение срока, указанного в пункте 9 настоящей статьи, приостанавливается.

11. В случае если орган, указанный в пункте 7 настоящей статьи, признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

12. В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей комиссии, в котором указываются основания отказа.

13. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Статья 31. Сбор подписей в поддержку кандидатов (списков кандидатов), инициативы проведения референдума

1. В поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов), инициативы проведения референдума собираются подписи избирателей, участников референдума в порядке и количестве, которые определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Максимальное количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 4 статьи 16 настоящего Федерального закона. Максимальное количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 4 статьи 16 настоящего Федерального закона, а в поддержку инициативы проведения местного референдума - 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 4 статьи 16 настоящего Федерального закона.

2. Установленное федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации максимальное количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов.

3. Федеральными законами может устанавливаться квота на сбор подписей избирателей на территории одного субъекта Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

4. Установление квоты на сбор подписей избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума на части территории субъекта Российской Федерации, части территории муниципального образования не допускается.

5. Установленный законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 дней, а в поддержку инициативы проведения местного референдума - не менее 20 дней.

6. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений в проведении сбора подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания собранных подписей недействительными и (или) для отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены регистрации инициативной группы по проведению референдума, отказа в проведении референдума, отмены решения о назначении референдума.

7. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что сбор подписей избирателей, участников референдума производится только в порядке и в местах, которые определяются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо по ее поручению иной нижестоящей комиссией, где сбор подписей, а также проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума не запрещены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. Места, где может производиться сбор подписей, должны быть расположены с учетом создания максимальных удобств для их посещения гражданами, для реализации гражданами и кандидатами своих избирательных прав, права на участие в референдуме. При этом установленное пунктами 1 и 2 настоящей статьи максимальное количество подписей уменьшается соответственно до 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума, либо до 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, поделенного на число мандатов.

8. Право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, через фонд референдума, созданный инициативной группой по проведению референдума.

9. Граждане Российской Федерации, осуществляющие сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, вправе информировать избирателей о соответствующем кандидате, списке кандидатов. В этих целях кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе выпускать печатные информационные материалы. Указанные материалы не могут содержать иных признаков предвыборной агитации, кроме указанных в подпункте "д" пункта 2 статьи 42 настоящего Федерального закона. Указанные материалы должны соответствовать требованиям, перечисленным в пункте 2 статьи 48 настоящего Федерального закона, и представляться для сведения в избирательную комиссию, организующую выборы, либо в нижестоящую избирательную комиссию. Изготовление, распространение указанных материалов без оплаты из соответствующего избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока не допускаются.

10. Избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет -дополнительно день и месяц рождения) и место рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или иного, заменяющего паспорт документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или ином, заменяющем паспорт документе. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящем свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только от руки.

11. В случае если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе. В подписном листе также отражаются сведения о наличии у кандидата гражданства иностранного государства с указанием наименования соответствующего государства.

12. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена процедура сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов), инициативы проведения референдума с нотариальным или иным заверением сведений о гражданине и его подписи. При этом установленное пунктами 1 и 2 настоящей статьи максимальное количество подписей уменьшается соответственно до 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума, либо до 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, поделенного на число мандатов.

Статья 32. Регистрация кандидатов (списков кандидатов), инициативы проведения референдума

1. Кандидаты (списки кандидатов) при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей, а также составленных в соответствии с пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу и сведений, представленных в соответствии с пунктом 6 статьи 27 настоящего Федерального закона, регистрируются соответствующей избирательной комиссией. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, является основанием для назначения референдума уполномоченным на то органом в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

2. Количество представляемых для регистрации кандидата (списка кандидатов), назначения референдума подписей избирателей, участников референдума, собранных в поддержку кандидата (списка кандидатов), инициативы проведения референдума, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 15 процентов. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлено иное предельное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата (списка кандидатов).

3. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации должна предусматриваться процедура проверки достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и подписей избирателей, участников референдума, собранных в поддержку кандидата (списка кандидатов), инициативы проведения референдума. При этом проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата (списка кандидатов), назначения референдума количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). При обнаружении среди проверяемых подписей недостоверных подписей, чья доля, предельная величина которой устанавливается федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, но не может составлять менее 10 и более 20 процентов от количества проверенных подписей, превышает установленную законом, или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата (списка кандидатов), назначения референдума количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата (списка кандидатов), в назначении референдума. О каждой проверке должны извещаться все представившие установленное для регистрации кандидата (списка кандидатов), назначения референдума количество подписей кандидаты, представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, инициативных групп по проведению референдума. При проведении проверки подписей, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов), инициативной группы по проведению референдума. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата (списка кандидатов), проведения референдума до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено в протоколе об итогах сбора подписей.

4. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что по решению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов) не производится, а регистрация кандидата (списка кандидатов) осуществляется соответствующей избирательной комиссией на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим список кандидатов, избирательного залога. Факт представления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком подписей избирателей в поддержку данного кандидата (списка кандидатов) является основанием для отказа в регистрации на основании избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога является основанием для отказа в регистрации на основании подписей избирателей. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования меньше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем установлено федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, если избирательное объединение, избирательный блок не приняли участия в распределении депутатских мандатов и (или) набрали по результатам голосования меньше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем установлено федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, избирательный залог, внесенный кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, перечисляется в доход соответствующего бюджета. Указанное число голосов избирателей не может быть более 5 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, для кандидатов и более 3 процентов - для избирательных объединений, избирательных блоков. Размер устанавливаемого федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации избирательного залога не может составлять более 15 процентов от устанавливаемого этим законом предельного размера расходования средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Порядок открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога соответствующей избирательной комиссией устанавливается федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

5. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что регистрация кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих соответствующих выборов кандидаты, выдвинутые этими избирательными объединениями, избирательными блоками, были избраны депутатами, должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, а списки кандидатов - допущены к распределению депутатских мандатов. При проведении выборов в органы местного самоуправления сбор подписей в поддержку кандидатов может не производиться, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен иной порядок выдвижения кандидатов.

6. Соответствующая избирательная комиссия в течение установленного срока, который не должен превышать 10 дней при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и пять дней при проведении выборов в органы местного самоуправления, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата (списка кандидатов) требованиям федерального закона, закона субъекта Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) либо об отказе в регистрации.

7. Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого одним и тем же избирательным объединением, избирательным блоком на одних и тех же выборах одновременно в одномандатном (или многомандатном) избирательном округе и в списке кандидатов.

8. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и заверенного постоянно действующим руководящим органом общественного объединения. При одновременной регистрации кандидата в одномандатном (или многомандатном) избирательном округе и в списке кандидатов в решении окружной избирательной комиссии в обязательном порядке отмечается факт регистрации кандидата и в списке кандидатов.

9. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям федерального конституционного закона, федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования комиссия, указанная в пункте 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе по проведению референдума.

10. В случае возникновения спора о компетенции в связи с назначением референдума субъекта Российской Федерации данный спор разрешается в Конституционном Суде Российской Федерации. В этом случае подготовка референдума приостанавливается до вынесения решения Конституционным Судом Российской Федерации.

11. В случае отказа зарегистрировать кандидата (список кандидатов), отказа в проведении референдума соответствующая комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группы избирателей, избирателю, выдвинувшим кандидата, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию решения комиссии с изложением оснований отказа, которыми могут быть:

    а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

    б) отсутствие документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным конституционным законом, законом субъекта Российской Федерации для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума;

    в) нарушение установленного федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации порядка сбора подписей;

    г) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, участников референдума, собранных в поддержку кандидата (списка кандидатов), инициативы проведения референдума, или превышение установленной законом предельной величины доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке;

    д) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 27 настоящего Федерального закона, если указанная недостоверность носит существенный характер, в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, которыми также должен быть установлен перечень признаков, определяющих существенный характер недостоверности указанных сведений. Недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в список кандидатов, может служить основанием только для исключения из списка кандидатов соответствующих кандидатов;

    е) нарушение порядка создания избирательного фонда, фонда инициативной группы по проведению референдума и расходования средств фонда в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации;

    ж) проведение предвыборной агитации, агитации по вопросу референдума в сроки, запрещенные настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

    з) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения.

12. В случае принятия комиссией решения об отказе в проведении референдума по предложенному к вынесению на референдум вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по аналогичному вопросу.

13. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что, в случае если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 27 настоящего Федерального закона, установлена после регистрации кандидата (списка кандидатов) и эта недостоверность носит существенный характер, избирательная комиссия вправе не позднее чем за пять дней до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации (исключении из списка кандидатов) этого кандидата.

14. Кандидат вправе снять свою кандидатуру в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования.

15. Избирательное объединение, избирательный блок вправе в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования, отозвать список кандидатов и отказаться от участия в выборах по решению органа избирательного объединения, избирательного блока, принявшего решение о выдвижении данного списка кандидатов.

18. В случае наступления указанных в пункте 17 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата. Законом субъекта Российской Федерации в случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 17 настоящей статьи, на выборах депутатов органов местного самоуправления может предусматриваться проведение голосования в одномандатном либо в едином избирательном округе по одной кандидатуре, при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.

16. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, представляя список кандидатов, вправе исключить некоторых кандидатов из списка, заверенного соответствующей избирательной комиссией, по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока. Исключение может быть произведено не позднее чем за пять дней до дня голосования. Общее число кандидатов, выбывших из списка, не должно превышать 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке. Не допускается включение в список лиц, ранее в нем не состоявших, равно как и перемещение в списке кандидатов, за исключением случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием, в том числе с исключением, некоторых кандидатов.

17. Если ко дню голосования в избирательном округе останется один зарегистрированный кандидат или не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо если будет зарегистрирован только один список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного списка кандидатов, проведение голосования в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий.


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта