Демократия.Ру




Основа нашей политической системы — право людей создавать и изменять устройство управления государством. Джордж Вашингтон (1732-1799), американский государственный деятель, первый всенародно избранный президент США


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.04.2024, среда. Московское время 10:11


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава VI. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы

Статья 37. Выдвижение кандидатов избирателями и самовыдвижение

Статья 38. Выдвижение кандидатов политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам

Статья 39. Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией, избирательным блоком

Статья 40. Представление списков кандидатов и иных избирательных документов политических партий, избирательных блоков в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации

Статья 41. Обеспечение равного статуса кандидатов

Статья 42. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями или в порядке самовыдвижения

Статья 43. Сбор подписей в поддержку кандидатов, федерального списка кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком

Статья 44. Порядок сбора подписей избирателей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов и оформления подписных листов

Статья 45. Представление избирательных документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов

Статья 46. Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками

Статья 47. Регистрация федерального списка кандидатов, кандидата


Статья 37. Выдвижение кандидатов избирателями и самовыдвижение

1. Право выдвинуть кандидата по одномандатному избирательному округу принадлежит гражданину (группе гражданам) Российской Федерации, обладающему (обладающим) активным избирательным правом на территории данного избирательного округа.

2. Право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему активным избирательным правом и достигшему на день голосования 21 года.

3. Выдвижение кандидатов избирателями и в порядке самовыдвижения по одномандатным избирательным округам может производиться после официального опубликования (публикации) утвержденной федеральным законом схемы одномандатных избирательных округов, но не ранее дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем через 20 дней после официального опубликования решения о назначении выборов.

4. В случае роспуска Государственной Думы выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам может производиться после официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона, но не позднее чем за пять дней до дня представления в соответствующую окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидата.

5. В случае неутверждения схемы одномандатных избирательных округов в срок, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам может начинаться за 90 дней до дня голосования.

6. Выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам на повторных и дополнительных выборах может производиться после официального опубликования решения о назначении этих выборов.

7. Гражданин, группа граждан, являющиеся инициаторами (инициаторы) выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу, направляют в соответствующую окружную избирательную комиссию уведомление о своей инициативе. Уведомление составляется в письменной форме. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома и квартиры), основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), наименование занимаемой выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии) кандидата, а также фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, являющегося инициатором каждого инициатора выдвижения кандидата, или каждого из граждан, входящих в группу, являющуюся инициатором выдвижения кандидата.

71. Уведомление, указанное в пункте 7 настоящей статьи, и иные документы, предусмотренные настоящей статьей, кандидат, выдвинутый избирателями или в порядке самовыдвижения обязан представить в сроки, установленные пунктами 3-6 настоящей статьи, в окружную избирательную комиссию лично, за исключением случаев, когда он болен, находится в местах содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть нотариально заверена). Не представлять указанные документы в окружную избирательную комиссию лично вправе также кандидат, занимающий на момент выдвижения выборную должность в органе государственной власти или в органе местного самоуправления. Если кандидат не представляет документы в окружную избирательную комиссию лично, это делают инициатор (инициаторы) его выдвижения, а если кандидат сам выдвигает свою кандидатуру - его доверенное лицо.

8. Одновременно с уведомлением, указанным в пункте 7 настоящей статьи, в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть представлены:

    а) заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному. избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность, занимаемая выборная должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления). В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в заявлении также должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осуждБн кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования закона (далее - сведения о судимостях кандидата). В заявлении должно указываться гражданство кандидата, а в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - также гражданство иностранного государства с указанием наименования иностранного государства, даты и оснований приобретения гражданства (далее - сведения об иностранном гражданстве кандидата);

    б) сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов, с отметкой налоговых органов. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов. Вместе с уведомлением, указанным в пункте 7 настоящей статьи, в дополнение к налоговой декларации кандидат вправе представить в избирательную комиссию иные документы, подтверждающие получение им за указанный период доходов, подлежащих налогообложению. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности на момент представления заявления о согласии баллотироваться, а также иные сведения, перечисленные в настоящем пункте, представляются по форме, установленной в приложении 4 к настоящему Федеральному закону. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, и (или) вкладов в банках, ценных бумаг, обязательств имущественного характера, сведения о которых должны представляться согласно настоящему пункту, сведения об этом указываются в заявлении кандидата о согласии баллотироваться.

9. Кандидат может быть выдвинут избирателями или в порядке самовыдвижения может дать согласие баллотироваться только в одном одномандатном избирательном округе. Кандидат не может быть выдвинут несколькими инициаторами выдвижения.

10. Кандидат, выдвинутый избирателями или в порядке самовыдвижения, вправе указать в заявлении, указанном в пункте 8 настоящей статьи, свою принадлежность не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в данном общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующего общественного объединения. При этом кандидат согласует с окружной избирательной комиссией краткое, состоящее не более чем из семи слов, наименование данного общественного объединения.

11. Если к моменту выдвижения кандидата окружная избирательная комиссия не сформирована, уведомление, указанное в пункте 7 настоящей статьи, заявление кандидата о согласии баллотироваться и другие документы, указанные в пункте 8 настоящей статьи, представляются в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации передает указанные документы в окружную избирательную комиссию после ее формирования и избрания ее председателя.

12. Соответствующая избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения уведомления, указанного в пункте 7 настоящей статьи, заявления кандидата о согласии баллотироваться и других документов, указанных в пункте 8 настоящей статьи, лицам, представившим эти документы. Указанное письменное подтверждение выдается незамедлительно после представления этих документов.

Статья 38. Выдвижение кандидатов политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам

1. Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам политической партией принимается тайным голосованием на съезде (конференции) политической партии в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и уставом политической партии.

2. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать по одному одномандатному избирательному округу не более одного кандидата.

3. Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам на повторных и дополнительных выборах после официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов может быть принято постоянно действующим руководящим органом политической партии, если это не запрещено уставом соответствующего политического общественного объединения.4

4. При выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным блоком кандидатуры, намеченные к выдвижению кандидатами от политической партии, иного общероссийского общественного объединения в составе списка кандидатов избирательного блока, должны быть поддержаны выдвигаются тайным голосованием на съезде (конференции) соответствующей каждой из политической партии, иного общероссийского общественного объединения, входящих в избирательный блок. Съезд (конференция) политической партии, иного общероссийского общественного объединения утверждает также представителей, уполномоченных принять решение о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам на съезде (конференции) представителей политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в этот избирательный блок. Решение о выдвижении списка кандидатов от избирательного блока принимается на указанном съезде (конференции) представителей политических партий, иных общероссийских общественных объединений.

5. Выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам политической партией, избирательным блоком может производиться после официального опубликования (публикации) утвержденной федеральным законом схемы одномандатных избирательных округов, но не ранее дня официального опубликования решения о назначении выборов.

6. В случае роспуска Государственной Думы выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам политической партией, избирательным блоком может производиться с момента официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона, но не позднее чем за 10 дней до дня представления в соответствующую окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидата.

7. Если схема одномандатных избирательных округов не утверждена в срок, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением, избирательным блоком может производиться не ранее чем за 90 дней до дня голосования.

8. Решение съезда (конференции) политической партии, избирательного блока о выдвижении кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:

    а) число зарегистрированных участников съезда (конференции);

    б) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии, соглашением о создании избирательного блока;

    в) решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам);

    г) решение о назначении уполномоченных представителей политической партии, избирательного блока;

    д) дата принятия решения.

9. Список выдвинутых по одномандатным избирательным округам кандидатов должен содержать наименование и номер избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Список кандидатов, выдвинутый политической партией, заверяется подписью руководителя политической партии и печатью политической партии. При выдвижении списка кандидатов от избирательного блока решение политической партии, иного общероссийского общественного объединения, вошедшего в избирательный блок, о выдвижении кандидатур, намеченных к выдвижению кандидатами, заверяется подписью руководителя этой политической партии, иного общероссийского общественного объединения и печатью политической партии, иного общероссийского общественного объединения, а список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, - подписями уполномоченных представителей избирательного блока и печатями политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок.

10. Политическая партия, избирательный блок по решению уполномоченных на то органов политической партии, избирательного блока не позднее чем за 55 6§-дней до дня голосования вправе с согласия кандидата, зарегистрированного кандидата изменить одномандатный округ, по которому этот кандидат, зарегистрированный кандидат первоначально был выдвинут, подав письменное уведомление об этом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и соответствующие окружные избирательные комиссии, а в случае, если они еще не сформированы, - в избирательную комиссию (избирательные комиссии) субъекта (субъектов) Российской Федерации. Политическая партия, избирательный блок также вправе по решению уполномоченных на то органов политической партии, избирательного блока не позднее чем за 65 дней до дня голосования с согласия кандидата, зарегистрированного кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, выдвинуть его в любом одномандатном избирательном округе, подав письменное уведомление об этом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и соответствующую окружную избирательную комиссию, а в случае, если она еще не сформирована, - в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения по этим вопросам принимаются уполномоченным на то органом избирательного объединения, избирательного блока.

11. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами данной политической партии, политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок.

Статья 39. Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией, избирательным блоком

1. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов политической партией принимается тайным голосованием на съезде (конференции) политической партии.

2. При выдвижении федерального списка кандидатов избирательным блоком кандидатуры, намеченные к выдвижению кандидатами от политической партии, иного общероссийского общественного объединения в составе федерального списка кандидатов избирательного блока, должны быть поддержаны выдвигаются тайным голосованием на съезде (конференции) соответствующей политической партии, иного общероссийского общественного объединения, входящих в избирательный блок. Съезд (конференция) политической партии, иного общероссийского общественного объединения утверждает также представителей, уполномоченных принять решение о выдвижении федерального списка кандидатов от избирательного блока на съезде (конференции) представителей политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в этот избирательный блок. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается на указанном съезде (конференции) представителей политических партий, иных общероссийских общественных объединений.

3. Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией, избирательным блоком может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов.

4. В случае роспуска Государственной Думы выдвижение федерального списка кандидатов политической партией, избирательным блоком может производиться с момента официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона, но не позднее чем за 10 дней до дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов для регистрации федерального списка кандидатов.

5. Решение съезда (конференции) политической партии, избирательного блока о выдвижении федерального списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:

    а) число зарегистрированных участников съезда (конференции);

    б) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии, соглашением о создании избирательного блока;

    в) решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решениюприложением федерального списка кандидатов);

    г) решение о назначении уполномоченных представителей политической партии, избирательного блока;

    д) дата принятия решения.

6. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать в составе федерального списка кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии, политических партий, иных общероссийских общественных объединений, входящих в избирательный блок.

7. Федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, заверяется подписью руководителя политической партии и печатью политической партии. При выдвижении федерального списка кандидатов от избирательного блока решение политической партии иного общероссийского общественного объединения, вошедшего в избирательный блок, о выдвижении кандидатур, намеченных к выдвижению кандидатами в составе федерального списка. кандидатов, заверяется подписью руководителя этой политической партии, иного общероссийского общественного объединения и печатью политической партии, иного общероссийского общественного объединения, а федеральный список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, - подписями уполномоченных представителей избирательного блока и печатями политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок.

8. Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются политической партией, избирательным блоком. Политическая партия, избирательный блок, определяя порядок размещения кандидатов в федеральном списке кандидатов, разбивают его полностью или частично не менее чем на 7 и не более чем на 89 региональных групп кандидатов, соответствующих субъектам Российской Федерации или группам субъектов Российской Федерации (далее - региональные группы кандидатов), при этом в региональной части федерального списка кандидатов должно быть указано, какому субъекту Российской Федерации или группе субъектов Российской Федерации (с указанием перечня субъектов Российской Федерации) соответствует каждая из региональных групп кандидатов, и название каждой из региональных групп кандидатов, состоящее не более чем из пяти слов. Общефедеральная часть федерального списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы кандидатов, может включать не более 9 кандидатов. Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз.

9. В федеральный список кандидатов могут входить кандидаты в депутаты, выдвигаемые той же политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам.

10. Общее число кандидатов, выдвигаемых политической партией, избирательным блоком по федеральному избирательному округу, не может превышать 270 человек.

Статья 40. Представление списков кандидатов и иных избирательных документов политических партий, избирательных блоков в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации

1. Федеральный список кандидатов и список кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, представляются уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через 20 дней после официального опубликования решения о назначении выборов. В этих списках указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт), основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), наименование занимаемой выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии) каждого кандидата, сведения о судимости и об иностранном гражданстве кандидатов, а также по желанию кандидата его принадлежность не более чем к одному зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования общественному объединению и статус в нем при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующего общественного объединения. Списки кандидатов представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в печатном и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

2. Одновременно со списками кандидатов уполномоченный представитель политической партии представляет следующие документы:

    а) нотариально удостоверенную копию свидетельства о регистрации Министерством юстиции Российской Федерации политической партии;

    б) нотариально удостоверенную копию действующего устава политической партии;

    в) протокол с решение (решения) съезда политической партии (конференции) избирательного объединения, на котором были о выдвижении списка (списков) кандидатов;

    г) список уполномоченных представителей политической партии с указанием сведений о них, перечисленных в пункте 3 статьи 35 настоящего Федерального закона;

    д) оформленные в установленном настоящим Федеральным законом порядке доверенности уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам избирательного объединения.

3. Уполномоченный представитель избирательного блока представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации следующие документы:

    а) протоколы съездов (конференций) политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок, с решениями о выдвижении кандидатур, намеченных к выдвижению кандидатами от избирательного блока;

    б) протокол решение (решения) съезда (конференции) представителей политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок, с решением о выдвижении списка (списков) кандидатов избирательным блоком;

    в) список уполномоченных представителей избирательного блока с указанием сведений о них, перечисленных в пункте 3 статьи 35 настоящего Федерального закона;

    г) оформленные в установленном настоящим Федеральным законом порядке доверенности уполномоченных представителей избирательного блока по финансовым вопросам.

4. Уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока одновременно с указанными в пунктах 1-3 настоящей статьи документами представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в отношении каждого из кандидатов:

    а) заявление кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. В этом заявлении указываются сведения биографического характера: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, адрес места жительства, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), наименование занимаемой выборной должности в органе государственной власти или органе местного самоуправления (при ее наличии), а также по желанию кандидата его принадлежность к не более чем одному зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования общественному объединению и статус в нБм. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования соответствующего закона. В заявлении должно указываться гражданство кандидата, а в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства - также сведения об иностранном гражданстве кандидата; гражданство иностранного государства (с указанием наименования иностранного государства, даты и оснований приобретения гражданства). Сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости и о гражданстве иностранного государства должны быть также внесены в список кандидатов, представленный для заверения в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

    б) сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов, с отметкой налоговых органов. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов. В дополнение к налоговой декларации уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока вправе представить в избирательную комиссию иные документы, подтверждающие получение кандидатом за указанный период доходов, подлежащих налогообложению. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности на момент представления заявления о согласии баллотироваться, а также иные сведения, перечисленные в настоящем пункте, представляются по форме, установленной в приложении 4 к настоящему Федеральному закону. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, и (или) вкладов в банках, ценных бумаг, обязательств имущественного характера, сведения о которых должны представляться согласно настоящему пункту, сведения об этом указываются в заявлении кандидата о согласии баллотироваться.

5. Кандидат, выдвинутый политической партией, избирательным блоком, может быть включен в состав только одного федерального списка кандидатов и может быть выдвинут только по одному одномандатному избирательному округу.

6. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в трехдневный срок рассматривает представленные документы и выдает уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока заверенную копию федерального списка кандидатов и (или) заверенную копию списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, либо мотивированное решение об отказе в выдаче таковых. В случае, если избирательный блок одновременно представил в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документы для регистрации избирательного блока в порядке, предусмотренном статьей 33 настоящего Федерального закона, и списки кандидатов. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рассматривает все представленные документы не позднее чем в пятидневный срок.

7. Основанием для отказа политической партии, избирательному блоку в выдаче заверенных копий списков кандидатов могут служить отсутствие, неполный набор либо ненадлежащее оформление документов, указанных в пунктах 1-4 настоящей статьи, иные нарушения порядка выдвижения кандидатов, установленного настоящим Федеральным законом.

8. Отказ в приеме документов и выдаче копий списков кандидатов может быть обжалован политической партией, избирательным блоком в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок.

9. После представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации федерального списка кандидатов, списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, в состав списков и в порядок размещения в них кандидатов не могут быть внесены изменения, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидатов либо по их личным заявлениям, либо в связи с отзывом кандидатов политической партией, избирательным блоком, либо в связи со смертью кандидата, либо в связи с обстоятельствами, указанными в пункте 10 статьи 38 настоящего Федерального закона, либо в связи с исключением кандидата из списка кандидатов решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

10. Политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов по одномандатным избирательным округам, обязаны представить в соответствующую окружную избирательную комиссию копию протокола съезда (конференции) с решением о выдвижении кандидатов, заверенную Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копию списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, а также документы, заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы, и иными сведениями о себе, указанные в пункте 4 настоящей статьи, относящиеся к кандидату, выдвинутому по одномандатному избирательному округу. Если окружная избирательная комиссия еще не сформирована, указанные документы представляются в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обеспечивает оперативную доступность заверенных федеральных списков кандидатов и информации об изменениях в них (в режиме "Только чтение") абонентам информационно-коммуникационных сетей общего пользования. Окружные избирательные комиссии или избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обеспечивают доступ к информации, содержащей сведения о кандидатах, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, а также к информации об изменении сведений о кандидатах.

Статья 41. Обеспечение равного статуса кандидатов5

Статья 42. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями или в порядке самовыдвижения

1. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями или в порядке самовыдвижения, начинается со дня, следующего за днем уведомления инициатором его выдвижения соответствующей окружной избирательной комиссии (избирательной комиссии субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.

2. В поддержку кандидата, за исключением случая внесения избирательного залога, должны быть собраны подписи не менее 1 процента избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. В случае проведения досрочных выборов в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 0,5 процента подписей избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

3. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), наименование занимаемой выборной должности в органе государственной власти или органе местного самоуправления (при ее наличии), место жительства (район, город, иной населенный пункт) кандидата и наименование избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и "союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования соответствующего закона. В случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе должны быть указаны сведения об иностранном гражданстве кандидата о с указанием наименования соответствующего иностранного государства.

4. В подписном листе указывается также принадлежность кандидата к общественному объединению, о членстве в котором он указал в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 10 статьи 37 либо пунктом 1 статьи 40 настоящего Федерального закона, и о его статусе в этом общественном объединении.

5. Подписи могут собираться только среди избирателей того избирательного округа, в котором выдвинут кандидат дает согласие на выдвижение.

Статья 43. Сбор подписей в поддержку кандидатов, федерального списка кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком

1. Политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов по одномандатным избирательным округам, за исключением случая внесения избирательного залога, а также случая, предусмотренного пунктом 51 статьи 45 настоящего Федерального закона, осуществляют в поддержку кандидата сбор подписей избирателей того избирательного округа, в котором выдвинут кандидат дает согласие баллотироваться, причем в поддержку каждого кандидата должны быть собраны подписи не менее 1 процента избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. В случае проведения досрочных выборов в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 0,5 процента подписей избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

2. Политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, за исключением случая внесения избирательного залога, а также случая, предусмотренного пунктом 52 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязаны собрать в его поддержку не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тысяч из необходимого для регистрации количества подписей. В случае проведения досрочных выборов указанные количества подписей сокращаются вдвое наполовину.

3. Политическая партия, избирательный блок вправе начать сбор подписей избирателей в поддержку федерального списка кандидатов со дня, следующего за днем заверения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копии этого списка кандидатов. До заверения копии федерального списка кандидатов сбор подписей не допускается. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого политической партией, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу, начинается со дня представления в окружную избирательную комиссию либо в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации документов и сведений, указанных в пункте 10 статьи 40 настоящего Федерального закона.

4. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 2 и 3 к настоящему Федеральному закону.

5. При сборе подписей в поддержку федерального списка кандидатов в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) и место жительства (район, город, иной населенный пункт) первых трех кандидатов, возглавляющих общефедеральную часть федерального списка кандидатов, а также трех кандидатов, возглавляющих соответствующую региональную группу кандидатов, относящуюся к субъекту Российской Федерации (группе субъектов Российской Федерации), в котором (в которых) осуществляется сбор подписей. В случае наличия у какого-либо из указанных кандидатов неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования соответствующего закона. В случае наличия у какого-либо из кандидатов помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе это должно быть указано с указанием наименования соответствующего иностранного государства. По желанию кандидата, сведения о котором содержатся в подписном листе, в подписном листе также могут указываться наименование занимаемая им выборная должность в органе государственной власти или органе местного самоуправления, а также сведения о его принадлежности к общественному объединению, указанному в его заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 4 статьи 40 настоящего Федерального закона, и о его статусе в этом общественном объединении. В каждом подписном листе также должно быть указано наименование субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется сбор подписей. По требованию избирателя лицо, собирающее подписи в поддержку федерального списка кандидатов, обязано предъявить копию заверенного Центральной избирательной комиссией Российской Федерации федерального списка кандидатов.

6. Если сбор подписей осуществляется в поддержку кандидата, выдвинутого политической партией, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу, в подписном листе указываются перечисленные в пункте 5 настоящей статьи сведения о кандидате, а также сведения о том, какая политическая партия, какой избирательный блок выдвинули этого кандидата; о его принадлежности к общественному объединению, указанному в его заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 4 статьи 40 настоящего Федерального закона, и о его статусе в этом общественном объединении.

Статья 44. Порядок сбора подписей избирателей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов и оформления подписных листов

1. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений в сборе подписей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания собранных подписей недействительными и (или) для отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации зарегистрированного кандидата, отказа в регистрации либо отмены регистрации федерального списка кандидатов.

2. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат, политическая партия, избирательный блок могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата, политической партии, избирательного блока.

3. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов, федеральных списков кандидатов может осуществляться по месту работы, службы, учебы, жительства, а также в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены федеральным законом.

31. Граждане Российской Федерации, осуществляющие сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов, вправе информировать избирателей о соответствующем кандидате, списке кандидатов. В этих целях кандидаты, политические партии, избирательные блоки вправе выпускать печатные информационные материалы. Указанные материалы не могут содержать иных признаков предвыборной агитации, кроме указанных в подпункте "д" пункта 1 статьи 52 настоящего Федерального закона. Указанные материалы должны соответствовать требованиям, перечисленным в пункте 3 статьи 59 настоящего Федерального закона, и представляться для сведения в соответственно в Центральную избирательную комиссию, избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, либо в нижестоящую избирательную комиссию. Изготовление, распространение указанных материалов без оплаты из соответствующего избирательного фонда кандидата, политической партии, избирательного блока не допускаются.

4. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку различных кандидатов (федеральных списков кандидатов), но только один раз в поддержку одного и того же кандидата (федерального списка кандидатов). Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения) и место рождения, серию, номер и дату его выдачи паспорта или иного, заменяющего паспорт документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или ином, заменяющем паспорт документе. Данные об избирателе, ставящем в подписной лист свою подпись в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов. Указанные данные вносятся только от руки.

5. При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов допускается заполнение подписного листа на лицевой и на оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа.

6. При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату его выдачи паспорта или иного, заменяющего паспорт документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или ином, заменяющем паспорт документе, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.

7. При сборе подписей в поддержку федерального списка кандидатов подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию, номер и дату ере выдачи паспорта или иного, заменяющего паспорт документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или ином, заменяющем паспорт документе, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

8. Каждое избирательное объединение, избирательный блок, избиратель, избиратели, выдвинувшие одного и того же кандидата и письменно уведомившие о его выдвижении соответствующую избирательную комиссию, осуществляют сбор необходимого количества подписей избирателей в поддержку кандидатов. Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата.

9. После окончания сбора подписей избирателей в поддержку федерального списка кандидатов уполномоченные представители политической партии, избирательного блока подсчитывают количество собранных подписей по каждому субъекту Российской Федерации, где осуществлялся их сбор, а также общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается уполномоченными представителями политической партии, избирательного блока.

10. Инициаторы выдвижения кандидата, кандидат или уполномоченные представители политической партии, избирательного блока подсчитывают количество подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляют и подписывают протокол об итогах сбора подписей избирателей.

11. Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, может превышать установленное настоящим Федеральным законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 15 процентов.

12. Подписные листы, представляемые в соответствующие избирательные комиссии, должны быть сброшюрованы и пронумерованы. При этом подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов должны быть сброшюрованы в виде папок по субъектам Российской Федерации, где осуществлялся сбор подписей избирателей.

Статья 45. Представление избирательных документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов

1. Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока не ранее чем за 80 дней до дня голосования и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:

    а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

    б) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

    в) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 37, пунктами 1 и 4 статьи 40 настоящего Федерального закона;

    г) сведения о размере и об источниках доходов кандидата;

    д) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;

    е) первый финансовый отчет кандидата.

2. Для регистрации федерального списка кандидатов уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока не ранее чем за 80 дней до дня голосования и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации следующие избирательные документы:

    а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку федерального списка кандидатов (если в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов производился сбор подписей);

    б) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (если в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов производился сбор подписей);

    в) сведения об изменениях, происшедших в федеральном списке кандидатов после заверения его копии, и изменениях в данных о каждом кандидате из федерального списка кандидатов, ранее представленных в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 40 настоящего Федерального закона;

    г) сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата;

    д) сведения об имуществе, принадлежащем каждому кандидату на праве собственности;

    е) первый финансовый отчет политической партии, избирательного блока.

3. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копни декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, представляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной в приложении N4 к настоящему Федеральному закону.

4. При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдают кандидату или уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя политической партии, избирательного блока в занимаемое ею помещение или отказывать в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, указанным лицам в случае, если документы доставлены до истечения указанного в пунктах 1 и 2 настоящей статьи времени.

5. По усмотрению Кандидат, политическая партия, избирательный блок вправе не собирать подписи в поддержку своего выдвижения, выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов и не представлять в избирательную комиссию подписи, собранные в поддержку указанного выдвижения. В этом случае регистрация кандидата, федерального списка кандидатов может производиться соответствующей избирательной комиссией либо на основании представленных подписей избирателей, либо на основании избирательного залога - денежных средств, внесенных: кандидатом - на специальный счет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а политической партией, избирательным блоком - на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Указанные счета открываются в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. Внесение избирательного залога кандидатом, политической партией, избирательным блоком должно сопровождаться представлением им в соответствующую избирательную комиссию копии платежного документа поручения о перечислении средств избирательного залога с отметкой Сберегательного банка Российской Федерации о принятии к исполнению и других документов, необходимых для регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, перечисленных соответственно в пункте 1 или пункте 2 настоящей статьи и не связанных со сбором подписей. Размер избирательного залога и порядок его внесения устанавливаются статьей 64 настоящего Федерального закона.

51. Представление в окружные избирательные комиссии подписей избирателей, внесение избирательного залога для регистрации кандидатов,

выдвинутых политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, не требуется, если федеральный список кандидатов, выдвинутый этой политической партией, избирательным блоком был допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих основных выборах депутатов Государственной Думы (Вариант: или если не менее 12 кандидатов, выдвинутых этой политической партией, этим избирательным блоком по одномандатным избирательным округам на ближайших предыдущих основных выборах депутатов Государственной Думы кандидатов, были избраны депутатами).

52. Представление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации подписей избирателей, внесение избирательного залога для регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, избирательным блоком, не требуется, если на ближайших предыдущих основных выборах депутатов Государственной Думы, федеральный список кандидатов этой политической партии, этого избирательного блока был допущен к распределению депутатских мандатов.6

Статья 46. Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение порядка выдвижения федерального списка кандидатов, предусмотренного настоящим Федеральным законом, каждой политической партией, каждым избирательным блоком, представившими установленные настоящим Федеральным законом документы. Если политической партией, избирательным блоком представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет достоверность данных, содержащихся в этих подписных листах. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, избирательным блоком в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Федерального закона. Если кандидатом, политической партией, избирательным блоком представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет достоверность данных, содержащихся в этих подписных листах. Окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, избирательным блоком, избирателем, избирателями в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Избирательная комиссия вправе обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствующие органы, которые обязаны в течение десяти дней, а за десять и менее дней до дня голосования - в срок, установленный избирательной комиссией, сообщить избирательной комиссии о результатах проверки.

4. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.

5. Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата, федерального списка кандидатов и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата, федерального списка кандидатов соответственно. В случае, если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 600 подписей, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему избирательному округу, или их доверенные лица, уполномоченные представители политических партий, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов по одномандатному избирательному округу; в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - уполномоченные представители политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов. О времени проведения каждой жеребьевки и проверки подписных листов соответствующая избирательная комиссия обязана сообщить указанным лицам заблаговременно. Избирательная комиссия не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом, политической партией, избирательным блоком. Проверке подлежат все подписи в подписных листах, отобранных для проверки.

6. По результатам проверки достоверности данных в подписных листах подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

7. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию, если это исключение ими специально оговорено.

8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, федерального списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.

9. Недостоверными подписями также считаются:

    а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем одномандатном избирательном округе, субъекте Российской Федерации, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей избирательной комиссии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;

    б) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений либо без указания даты внесения подписи самим избирателем, поставившим подпись;

    в) подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;

    г) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

    д) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если это исправление специально не оговорено соответственно избирателем, лицом, удостоверяющим подписные листы, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены не собственноручно избирателями;

    е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, удостоверяющими подписные листы;

    ж) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, проводившего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя политической партии, избирательного блока, кандидатом, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, проводившем сбор подписей, в дате внесения подписи лицом, проводившим сбор подписей, уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, собиравшим подписи, уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока, кандидатом.

10. Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности избирательной комиссия в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

101. Недействительными считаются;

    а) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о выдвижении кандидата, либо до дня, следующего за днем заверения копии федерального списка кандидатов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

    б) подписи, признанные недействительными на основании пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона;

    в) подписи избирателей, если сведения об избирателях внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими соответствующие подписи, и не лицом, проводившим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;

    г) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных в приложениях 1, 2 и 3 к настоящему Федеральному закону.

11. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Федерального закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках). Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 8, подпунктом "з" пункта 9 настоящей статьи7 - подпунктом "ж" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 101 настоящей статьи.

12. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной при проверке достоверности подписей или при подсчете количества подписей, если не установлена ее недостоверность в соответствии с пунктами 8, 9 и 101 настоящей статьи.

13. Если количество обнаруженных при выборочной проверке недостоверных и недействительных подписей составит более 15 процентов от количества подписей, отобранных для проверки, проводится дополнительная проверка в указанном выше порядке еще 15 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей.

14. Если суммарное количество недостоверных и недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит более 15 процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктами 5 и.13 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата, федерального списка кандидатов не производится.

15. Регистрация кандидата, федерального списка кандидатов не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными, недостаточно для регистрации.

16. По окончании проверки подписных листов об итогах проверки по каждому кандидату, федеральному списку кандидатов составляется протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. В протоколе указываются количество заявленных подписей избирателей, количество представленных подписей избирателей, количество проверенных подписей, количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания этих подписей недостоверными или недействительными. Протокол прилагается к соответствующему решению избирательной комиссии. Внесение изменений в протокол после принятия решения избирательной комиссией не допускается. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям политической партии, избирательного блока не менее чем за 12 часов до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, федерального списка кандидатов. В случае обнаружения недостаточного количества достоверных подписей избирателей или обнаружения более 15 процентов недостоверных подписей избирателей среди подписей, подлежащих проверке, кандидат, политическая партия, избирательный блок вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой указываются основания признания подписей избирателей недостоверными с указанием номера папки, подписного листа и номера строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится.

Статья 47. Регистрация федерального списка кандидатов, кандидата

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через десять дней после приема иных необходимых для регистрации федерального списка кандидатов документов приема подписных листов в отношении политической партии, избирательного блока, внесших для регистрации федерального списка кандидатов избирательный залог - после поступления избирательного залога на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации) обязана принять решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного списка.

11.Окружная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после приема подписных листов приема необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу документов (а в отношении кандидатов, внесших для регистрации избирательный залог - после поступления избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации) обязана принять решение о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата.

12.При регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, избирательным блоком, в решении окружной избирательной комиссии о регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующей политической партией,

избирательным блоком. В решении о регистрации указываются ее дата и время.

2. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат используют в своей творческой деятельности псевдоним либо если среди кандидатов, зарегистрированных кандидатов имеются однофамильцы, указанный кандидат, зарегистрированный кандидат вправе в течение пяти дней со дня истечения срока представления в соответствующую избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов зарегистрировать в соответствующей избирательной комиссии свой творческий псевдоним, а при наличии однофамильца любой псевдоним, который он вправе одновременно с указанием фамилии, имени, отчества использовать при проведения предвыборной агитации и который одновременно с указанием фамилии, имени, отчества должен указываться во всех официальных (в том числе информационных) документах и в иных материалах, выпускаемых избирательными комиссиями. В качестве указанного псевдонима не может быть использована фамилия или ранее зарегистрированный псевдоним иного кандидата, выдвинутого или зарегистрированного в том же избирательном округе либо в избирательном округе, имеющем общие границы с этим округом.

3. Не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном федеральном списке кандидатов, а также более чем по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый избирателем, избирателями либо в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат от политической партии, избирательного блока. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый политической партией, избирательным блоком, не может одновременно состоять в зарегистрированном списке кандидатов другой политической партии, другого избирательного блока.

4. Одно и то же лицо может быть одновременно зарегистрировано кандидатом по федеральному избирательному округу и по одному из одномандатных избирательных округов, если кандидат и федеральный список кандидатов были выдвинуты одной и той же политической партией, одним и тем же избирательным блоком.

5. В случае нарушения правил регистрации кандидата, установленных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, действительной считается регистрация кандидата, решение о которой принято раньше, а решение о регистрации, принятое позже, отменяется соответствующей избирательной комиссией, если в течение суток после принятия более позднего решения о регистрации зарегистрированный кандидат не подаст заявление об отказе от регистрации, состоявшейся раньше.

6. Приняв решение об отказе зарегистрировать кандидата, федеральный список кандидатов, соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату или избирателю, избирателям, выдвинувшим кандидата, либо уполномоченным представителям политической партии, избирательного блока, выдвинувших список кандидатов, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:

    а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права (отсутствие пассивного избирательного права у отдельных кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов политической партии, избирательного блока, может служить основанием только для их исключения из заверенного федерального списка кандидатов);

    б) отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, указанных в статьях 37,40 и 45 настоящего Федерального закона;

    в) существенное нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка сбора подписей;

    г) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов или обнаружение более 15 процентов недостоверных подписей избирателей среди подписей, подвергшихся проверке (если в избирательную комиссию были представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов) для регистрации не был внесен избирательный залог;

    г-1) недостоверность сведений, представляемых кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками в соответствии с настоящим Федеральным законом, если недостоверность этих сведений носит существенный характер, то есть в том числе неуказание сведений о доходах кандидата, превышающих минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом для исчисления оплаты труда на день официального опубликования решения о назначении выборов (далее- минимальный размер оплаты труда) более чем в 200 раз, если такие доходы составляют более 10 процентов от доходов, сведения о которых представлены в соответствии с настоящим Федеральным законом; неуказание находящихся в собственности кандидата квартиры, дома, земельного участка, воздушного, морского, речного судна, предприятия (его части); неуказание сведений о вкладе (вкладах, части вклада) кандидата на расчетных счетах в размере, превышающем минимальный размер оплаты труда более чем в 200 раз, если он более чем на 10 процентов превышает указанный в соответствии с настоящим Федеральным законом размер вклада (вкладов) на расчетных счетах (недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в федеральный список кандидатов политической партии, избирательного блока, может служить основанием только для их исключения из заверенного федерального списка кандидатов);

    д) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда кандидата, политической партии, избирательного блока и расходования средств соответствующего избирательного фонда;

    д-1) использование в составе денежных средств для внесения избирательного залога добровольных пожертвований, поступивших в избирательный фонд кандидата, политической партии, избирательного блока с нарушением настоящего Федерального закона;

    е) нарушение кандидатом, политической партией, избирательным блоком, уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока пункта 4 статьи 41 настоящего Федерального закона;

    ж) проведение кандидатом, политической партией, избирательным блоком предвыборной агитации в сроки, запрещенные настоящим Федеральным законом;

    з) использование кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, избирательного блока преимуществ должностного или служебного положения;

    и) основания, предусмотренные пунктами 6 и 11 статьи 51 настоящего Федерального закона.

    ж) иные основания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

7. Факт представления кандидатом, политической партией, избирательным блоком подписей избирателей в поддержку данного кандидата, федерального списка кандидатов, является основанием для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов на основании избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога является основанием для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов на основании подписей избирателей. Факт сбора, представления подписей избирателен для регистрации в избирательную комиссию кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в поддержку данного кандидата, соответствующего федерального списка кандидатов не может являться основанием для отказа в регистрации в случае внесения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного залога.

8. В случае обнаружения признаков правонарушения, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, избирательная комиссия направляет в правоохранительные органы соответствующие документы и материалы для установления факта правонарушения и решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона.

9. Если недостоверность сведений, представленных кандидатом, политической партией, избирательным блоком в соответствии со статьями 37, 40 и 45 настоящего Федерального закона, установлена после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов и недостоверность этих сведений носит существенный характер, избирательная комиссия,. зарегистрировавшая кандидата, федеральный список кандидатов, не позднее чем за 5 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации кандидата (об исключении кандидата из федерального списка кандидатов), а за 15-1 день до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата, исключении его из федерального списка кандидатов.

10. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, а решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, автономного округа. Жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок.

11. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации.

111.Соответствующие избирательные комиссии передают средствам массовой информации зарегистрированные федеральные списки кандидатов со сведениями о зарегистрированных кандидатах из указанных списков и сведения о кандидатах, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам, в течение 48 часов после регистрации. Перечень сведений о доходах и об имуществе зарегистрированных кандидатов, подлежащих опубликованию, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

111. Окружные и территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах и федеральных списках кандидатов с указанием сведений, перечисленных в пунктах 7 и 8 статьи 37, пунктах 1 и 4 статьи 40 настоящего Федерального закона. В том же порядке сообщается информация об отмене регистрации зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, об изменениях в составах избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, о выбытии зарегистрированных кандидатов из федеральных списков кандидатов. Сведения о зарегистрированных кандидатах и политических партиях, избирательных блоках размещаются в той же последовательности, что и в избирательных бюллетенях.

12. Если за 35 дней до дня голосования по одномандатному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один кандидат либо будет зарегистрирован только один кандидат, а равно если по федеральному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один федеральный список кандидатов либо будет зарегистрирован только один такой список, выборы по решению соответственно окружной избирательной комиссии. Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.


4 Обсудить. Противоречит п.1 ст.32 Федерального закона "О политических партиях"

5 Перенесена в главу "Статус кандидатов"

6 Поправка вводится через созыв

7 Отсылка в действующем законе непонятна

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта