Демократия.Ру




Свобода есть право на неравенство. Николай Александрович Бердяев (1874-1943), русский религиозный и политический философ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


11.12.2024, среда. Московское время 23:19

Вносится депутатами Государственной Думы Похмелкиным В.В., Юшенковым С.Н.

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических объединений, в том числе и политических партий, перед законом независимо от идеологии, организационно-правовых форм, целей и задач, изложенных в их учредительных и программных документах.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Право граждан на объединение в политические партии

Статья 3. Понятие политической партии и ее структура

Статья 4. Законодательство о политических партиях

Статья 5. Территориальная сфера деятельности политической партии

Статья 6. Наименование политической партии

Статья 7. Символика политической партии

Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий

Статья 9. Ограничение на создание и деятельность политических партий

Статья 10. Государство и политические партии

Глава II. Создание политической партии

Статья 11. Способы создания политической партии

Статья 12. Организационный комитет

Статья 13. Деятельность организационного комитета

Статья 14. Проведение учредительного съезда политической партии, съезда общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения для преобразования в политическую партию

Глава III. Государственная регистрация политических партий

Статья 15. Государственная регистрация политических партий и их региональных отделений

Статья 16. Документы, представляемые для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде

Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации политической партии, созданной путем преобразования общероссийской общественной организации, общероссийского общественного объединения

Статья 19. Сведения о зарегистрированных политических партиях

Статья 20. Основания для отказа в государственной регистрации политической партии, ее регионального отделения

Глава IV. Внутреннее устройство политической партии

Статья 21. Устав политической партии

Статья 22. Программа политической партии

Статья 23. Членство в политической партии

Статья 24. Руководящие органы политической партии и ее региональных отделений

Статья 25. Порядок принятия устава и программы политической партии, иных наиболее важных решений

Глава V. Права и обязанности политических партий

Статья 26. Права политических партий

Статья 27. Обязанности политических партий

Статья 28. Имущество политических партий

Статья 29. Денежные средства политических партий

Статья 30. Пожертвования политическим партиям

Статья 31. Хозяйственная деятельность политической партии

Глава VI. Государственная поддержка политических партий

Статья 32. Виды государственной поддержки политических партий

Глава VII. Финансовые отчеты политических партий

Статья 33. Финансовые отчеты политических партий

Статья 34. Публикация финансовых отчетов

Статья 35. Контроль за финансовой деятельностью политических партий

Глава VIII. Участие политических партий в выборах и референдумах

Статья 36. Участие политических партий в выборах, референдумах

Статья 37. Признание политической партии участвующей в выборах

Глава IX. Приостановление деятельности и ликвидация политической партии

Статья 38. Осуществление надзора и контроля за деятельностью политических партий

Статья 39. Приостановление деятельности политической партии

Статья 40. Последствия приостановления деятельности политической партии

Статья 41. Ликвидация политической партии

Статья 42. Ликвидация региональных отделений политической партии

Статья 43. Обжалование решения суда о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения

Статья 44. Реорганизация политической партии

Статья 45. Последствия реорганизации и ликвидации политической партии

Глава X. Заключительные и переходные положения

Статья 46. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Статья 47. О преобразовании общероссийских политических общественных объединений, статусе межрегиональных и региональных политических общественных объединений

Статья 48. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

Статья 49. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Селезневу Г.Н.

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О политических партиях»

Решение Совета Государственной Думы О проекте федерального закона «О политических партиях»

Финансово-экономическое обоснование


Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии, с особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий.

Статья 2. Право граждан на объединение в политические партии

Право граждан на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии при условии признания их уставов и программ либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Статья 3. Понятие политической партии и ее структура

1. Политическая партия - это политическое общественное объединение, созданное гражданами для осуществления политической деятельности. Под политической деятельностью в настоящем Федеральном законе понимается деятельность по формированию и выражению политической воли граждан, участию в выборах и представлению интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления.

2. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

3. Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению уполномоченного руководящего органа политической партии, осуществляющее деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение. Иные структурные подразделения политической партии (местные, первичные отделения и другие) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

4. Цели и задачи политической партии отражаются в ее уставе и программе, которые публикуются для всеобщего сведения.

Статья 4. Законодательство о политических партиях

Деятельность политических партий регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, федеральным законом «Об общественных объединениях» в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 5. Территориальная сфера деятельности политической партии

Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации.

Статья 6. Наименование политической партии

1. Наименование политической партии, как полное, так и сокращенное, должно отличаться от наименований существующих политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона менее чем за пять лет до дня регистрации политической партии.

2. В наименовании политической партии не допускается использование наименования иной политической партии, названий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имени и (или) фамилии гражданина.

3. Региональные отделения политической партии используют наименование политической партии с указанием на их территориальную принадлежность.

4. Политические партии могут использовать в своих наименованиях слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения уполномоченного государственного органа.

5. Наименование политической партии не должно нарушать право на интеллектуальную собственность. Запрещается использовать наименование, оскорбляющее расовые, национальные и религиозные чувства, нарушающее общепризнанные нормы морали.

Статья 7. Символика политической партии

1. Политическая партия может иметь свою эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, символикой субъектов Российской Федерации, муниципальной символикой, а также с символикой иностранных государств или иметь существенные элементы указанной символики.

2. В качестве эмблемы и иных символов политической партии не могут быть использованы эмблемы и иные символы (или их существенные элементы) других политических партий и иных общероссийских общественных объединений, а также организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

3. Символика политической партии не должна нарушать право на интеллектуальную собственность, на товарный знак. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую государственные символы (флаги, гербы, гимны) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственные символы иного государства, религиозные символы, а также оскорбляющую расовые, национальные и религиозные чувства, нарушающую общепризнанные нормы морали.

Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

4. Политические партии должны способствовать обеспечению равных возможностей для женщин и мужчин - членов политической партии - на представительство в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Статья 9. Ограничение на создание и деятельность политических партий

1. Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

2. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной вражды и ненависти.

3. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной принадлежности, а также в зависимости от пола и происхождения.

4. Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, Вооруженных силах Российской Федерации, правоохранительных и иных государственных органах, государственных и негосударственных организациях.

5. Не допускается деятельность политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления), в Вооруженных силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных организациях, а также в образовательных учреждениях.

6. Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и их структурных подразделений не допускается.

7. В случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местах чрезвычайного положения на политические партии могут распространяться временные ограничения их деятельности в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 10. Государство и политические партии

1. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц не допускается.

2. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.

3. Лица, замещающие государственные и муниципальные должности, находящиеся на государственной и муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного (служебного) положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов иных представительных органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления, не могут быть связаны решением политической партии при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей.

Глава II. Создание политической партии

Статья 11. Способы создания политической партии

1. Политическая партия создается свободно, без предварительных разрешений государственных органов и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения при условии, что государственная регистрация преобразуемых общественных объединений осуществлена не позднее чем за один гол до принятия решения о преобразовании в политическую партию.

2. При создании политической партии на учредительном съезде политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, об утверждении устава и принятии программы политической партии, формировании ее руководящих органов. Учредителями политической партии являются делегаты учредительного съезда, которые после создания политической партии становятся членами политической партии.

3. В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения в политическую партию, преобразовании региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, об утверждении устава и принятии программы политической партии, формировании ее руководящих органов.

4. При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц.

Статья 12. Организационный комитет

1. Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет (далее - Организационный комитет) в составе не менее десяти человек.

2. Организационный комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию политических партий (далее - регистрирующий орган), о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Вместе с уведомлением в указанный орган направляются:

а) проекты устава и программы создаваемой политической партии;

б) сведения не менее чем о десяти членах Организационного комитета (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, гражданство);

в) протокол собрания Организационного комитета, в котором указываются цель создания и задачи Организационного комитета, срок его полномочий (но не более 1 года), его местонахождение, порядок использования имущества Организационного комитета в случае прекращения его деятельности. В протоколе также указываются сведения о члене Организационного комитета (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта или заменяющего его документа), уполномоченного открыть расчетный счет для формирования средств Организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности.

3. Регистрирующий орган в течение пяти дней со дня получения уведомления и иных документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, выдает Организационному комитету документ, подтверждающий их представление.

4. Организационный комитет в течение десяти дней со дня выдачи ему документа, указанного в пункте 3 настоящей статьи, публикует информацию о намерении создать политическую партию и о представлении в регистрирующий орган соответствующих документов в общероссийских печатных средствах массовой информации.

Статья 13. Деятельность организационного комитета

1. Организационный комитет проводит учредительный съезд политической партии в течение срока своих полномочий. В этих целях Организационный комитет:

проводит организационные мероприятия, направленные на формирование в субъектах Российской Федерации региональных отделений создаваемой им политической партии, в том числе собрания сторонников создаваемой политической партии для избрания делегатов на учредительный съезд;

открывает через уполномоченного на то члена Организационного комитета расчетный счет в одной из кредитных организаций Российской Федерации и сообщает об этом в регистрирующий орган.

2. Средства Организационного комитета формируются из пожертвований, на которые распространяются правила, установленные статьей 30 настоящего Федерального закона.

3. Организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности.

4. После проведения учредительного съезда политической партии и получения политической партией свидетельства о государственной регистрации Организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом имущество и денежные средства Организационного комитета, а также финансовый отчет об их использовании, в котором указываются источники поступления денежных средств и имущества, передаются созданной политической партии.

5. Если Организационный комитет не проведет в течение срока своих полномочий учредительный съезд политической партии, то по истечении этого срока он прекращает свою деятельность. При этом оставшиеся денежные средства Организационного комитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, а имущество возвращается жертвователям.

Статья 14. Проведение учредительного съезда политической партии, съезда общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения для преобразования в политическую партию

1. Сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии (съезда общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения, созываемого для преобразования в политическую партию), а также основные положения проектов устава и программы политической партии Организационный комитет (общероссийская общественная организация, общероссийское общественное движение) обязан (обязаны) опубликовать в общероссийских средствах массовой информации. Опубликование указанных сведений, а также проектов устава и программы политической партии осуществляется не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда политической партии (съезда общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения, созываемого для преобразования в политическую партию).

2. Учредительный съезд считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, постоянно или преимущественно проживающих более чем в половине субъектов Российской Федерации. Решения учредительного съезда, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, принимаются большинством голосов делегатов съезда.

3. Решение о преобразовании общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения в политическую партию и иные решения, предусмотренные пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, принимаются съездом общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения в соответствии с их уставами. Указанный съезд считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, постоянно или преимущественно проживающих более чем в половине субъектов Российской Федерации. Решением съезда может быть сформирован орган, ответственный за проведение преобразования общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения в политическую партию. При этом создание Организационного комитета не требуется.

Глава III. Государственная регистрация политических партий

Статья 15. Государственная регистрация политических партий и их региональных отделений

1. Политические партии и их региональные отделения подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. С момента государственной регистрации политические партии и их региональные отделения приобретают права юридического лица. Документом, подтверждающим государственную регистрацию политической партии, ее регионального отделения является свидетельство о государственной регистрации.

2. Государственная регистрация политических партий и их региональных отделений производится соответственно регистрирующим органом и его территориальными органами (далее - регистрирующие органы).

3. Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в регистрирующий орган не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии, съезда общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения в политическую партию.

4. Государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации государственная регистрация региональных отделений должна быть осуществлена не позднее чем через три месяца со дня государственной регистрации политической партии.

5. При установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, требованиям закона регистрирующие органы не позднее чем через месяц со дня получения документов выдают политической партии, ее региональному отделению свидетельство государственной регистрации.

6. После государственной регистрации политической партии, ее региональных отделений, права и обязанности юридического лица осуществляет постоянно действующий руководящий орган политической партии, постоянно действующий руководящий орган регионального отделения.

7. Если политическая партия в течение месяца со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, не представит в регистрирующий орган нотариально заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, свидетельство о государственной регистрации политической партии признается утратившим силу, а запись о создании данной политической партии исключается из единого государственного реестра юридических лиц.

8. Если уставом политической партии предусмотрено наделение правом юридического лица иного структурного подразделения политической партии, то его государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации регионального отделения политической партии. В этом случае на структурное подразделение политической партии распространяются требования, установленные настоящим Федеральным законом для региональных отделений, за исключением абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Документы, представляемые для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде

1. Для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде, в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа политической партии с указанием фамилии, имени, отчества и адреса места жительства каждого;

б) устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами, программа политической партии;

в) заверенные уполномоченными лицами копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, об утверждении ее устава и принятии программы, о создании региональных отделений, о формировании ее руководящих органов;

г) протокол учредительного съезда политической партии;

д) документ об уплате регистрационного сбора;

е) документ о предоставлении юридического адреса политической партии;

ж) экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором помешено сообщение о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии, а также об основных положениях проектов ее устава и программы;

з) копии протоколов собраний (конференций) региональных отделений политических партий, проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации, с указанием в них данных о численности членов политической партии в региональном отделении, соответствующей требованиям пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также местонахождения руководящих органов региональных отделений.

2. Регистрирующий орган не вправе требовать представления документов, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, для государственной регистрации политической партии.

Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации политической партии, созданной путем преобразования общероссийской общественной организации, общероссийского общественного объединения

1. Для государственной регистрации политической партии, созданной путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения, в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения, или иного органа, ответственного за преобразование в политическую партию, с указанием фамилии, имени, отчества и адреса места жительства каждого;

б) устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами, программа политической партии;

в) заверенные уполномоченными лицами копии решений съезда общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения о преобразовании в политическую партию, об утверждении ее устава и принятии программы, о преобразовании территориальных отделений в региональные отделения политической партии, о формировании ее руководящих органов;

г) протокол съезда общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения в политическую партию;

д) документ об уплате регистрационного сбора;

е) документ о предоставлении юридического адреса политической партии;

ж) экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором помещено сообщение о месте и дате проведения съезда общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения, созываемого для преобразования общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения в политическую партию, а также об основных положениях проектов ее устава и программы;

з) копии протоколов собраний (конференций) территориальных отделений общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения, проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации, с решениями об их преобразовании в региональные отделения политической партии, указанием данных о численности в них членов политической партии, соответствующей требованиям пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также с указанием местонахождения руководящих органов региональных отделений;

и) передаточный акт общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения и нотариально удостоверенные копии передаточных актов его (ее) структурных подразделений, составленные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Регистрирующий орган не вправе требовать представления документов, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, для государственной регистрации политической партии.

1. Для государственной регистрации регионального отделения политической партии в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) копия решения учредительного съезда политической партии (съезда общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения) о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений;

б) нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации политической партии;

в) нотариально заверенные копии устава и программы политической партии;

г) протокол собрания (конференции) регионального отделения политической партии, содержащего сведения о количестве членов политической партии, состоящих на учете в региональном отделении, о руководящих органах регионального отделения и их местонахождении;

д) документ об уплате регистрационного сбора;

е) документ о предоставлении юридического адреса региональному отделению.

2. Регистрирующий орган не вправе требовать представления документов, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, для государственной регистрации регионального отделения политической партии.

Статья 19. Сведения о зарегистрированных политических партиях

1. Сведения о создании и ликвидации политических партий подлежат опубликованию в общероссийских печатных средствах массовой информации.

2. Регистрирующие органы включают данные о государственной регистрации политических партий и их региональных отделений в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

3. Регистрирующие органы ежегодно по состоянию на первое января публикуют списки политических партий и их региональных отделений в печатных средствах массовой информации с указанием даты регистрации каждой политической партии, каждого регионального отделения политической партии.

4. Регистрирующие органы по запросам избирательных комиссий представляют им в десятидневный срок со дня получения запроса списки политических партий и их региональных отделений, отвечающих требованиям пункта 2 статьи 36 настоящего Федерального закона, по состоянию на день получения соответствующего запроса.

Статья 20. Основания для отказа в государственной регистрации политической партии, ее регионального отделения

1. В государственной регистрации политической партии может быть отказано, если:

а) положения устава и программы политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, иным федеральным законам;

б) устав политической партии не соответствует требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона;

в) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей б и 7 настоящего Федерального закона;

г) не представлен полный перечень документов, необходимых для государственной регистрации политической партии;

д) регистрирующим органом установлено, что содержащаяся в представленных на государственную регистрацию документах информация о соблюдении требований настоящего Федерального закона недостоверна;

е) нарушены установленные настоящим Федеральным законом сроки представления документов для государственной регистрации политической партии.

2. В регистрации регионального отделения политической партии может быть отказано в случае непредставления полного перечня документов, необходимых для его регистрации, а также в случае, если содержащиеся в этих документах сведения о соблюдении настоящего Федерального закона недостоверны.

3. Программные документы политической партии представляются исключительно для сведения регистрирующего органа. Любые ошибки, неточности в программных документах политической партии не могут служить основанием для отказа в регистрации политической партии, за исключением нарушения требований статьи 9 настоящего Федерального закона. Регистрирующему органу запрещается требовать от политической партии внесения каких-либо изменений в содержание или форму ее программных документов.

4. При отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения соответствующее решение регистрирующего органа должно быть мотивировано, изложено в письменной форме и дано не позднее чем через месяц со дня получения необходимых для государственной регистрации документов.

5. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, а также уклонение от государственной регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации политической партии при условии устранения вызвавших отказ оснований. Рассмотрение регистрирующим органом повторного обращения и вынесение по нему решения производится в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии или его регионального отделения.

Глава IV. Внутреннее устройство политической партии

Статья 21. Устав политической партии

1. Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют в соответствии и на основании единого устава политической партии.

2. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие:

а) цели и задачи политической партии;

б) наименование политической партии, в том числе сокращенное наименование, а также описание символики (если она имеется);

в) условия и порядок приобретения и утраты членства;

г) порядок учета членов политической партии;

д) структуру политической партии, порядок создания, учета и ликвидации ее региональных отделений и иных структурных подразделений;

е) порядок формирования руководящих органов политической партии и ее региональных отделений, срок их полномочий, компетенцию, а также местонахождение руководящего органа политической партии;

ж) порядок внесения изменений и дополнений в устав политической партии и ее программу;

з) источники формирования денежных средств и иного имущества политической партии, права политической партии и ее региональных отделений по управлению этим имуществом;

и) порядок реорганизации и ликвидации политической партии;

к) порядок выдвижения от политической партии кандидатов в депутаты, на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

л) основания и порядок отзыва выдвинутых политической партией кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

3. В уставе могут содержаться и другие положения, относящиеся к деятельности политической партии, в частности:

а) права и обязанности членов политической партии;

б) порядок взаимодействия руководящих органов политической партии с руководящими органами ее региональных отделений и иных структурных подразделений;

меры возможного воздействия на региональные отделения и иные структурные подразделения, включая принятие решений о роспуске их руководящих органов и назначении досрочных выборов, а также о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделений;

в) порядок разрешения внутрипартийных споров;

г) порядок созыва очередных и внеочередных заседаний руководящих органов политической партии.

4. Изменения и дополнения, вносимые в устав политической партии, подлежат государственной регистрации в сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии. За указанную регистрацию взимается регистрационный сбор.

Статья 22. Программа политической партии

1. Политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы ее деятельности, цели и задачи, а также методы достижения поставленных перед партией целей и пути решения сформулированных задач.

2. Изменения, вносимые в программу политической партии, представляются в регистрирующий орган, а также публикуются в печатных средствах массовой информации.

Статья 23. Членство в политической партии

1. Членство в политической партии является добровольным, фиксированным, индивидуальным.

2. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

3. Прием в политическую партию осуществляется на основе личных заявлений граждан в порядке, установленном уставом политической партии.

4. Члены политической партий участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом. Несоблюдение устава политической партии является основанием для исключения из политической партии в случаях, предусмотренных уставом.

5. Члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получать информацию о деятельности политической партии и ее руководящих органов, а также обжаловать решения и действия указанных органов в порядке, определенном уставом политической партии.

6. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания, основному месту работы или учебы (в случае очной формы обучения).

7. Запрещается требовать от граждан, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали на свое членство в политической партии или на отсутствие такового.

8. Принадлежность граждан к политической партии, как и невхождение в ее состав, не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, а также условием предоставления им каких-либо преимуществ.

9. Члены политической партии не связаны решениями политической партии в своей служебной (трудовой) деятельности

10. Членство в политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничение права на вступление в политические партии либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 24. Руководящие органы политической партии и ее региональных отделений

1. Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.

2. Высшим руководящим органом регионального отделения политической партии является конференция или общее собрание членов политической партии, состоящих на учете в этом региональном отделении.

3. Периодичность выборов руководящих органов политической партии и ее региональных отделений не может быть реже одного раза в три года.

Статья 25. Порядок принятия устава и программы политической партии, иных наиболее важных решений

1. Принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений, избрание руководящего органа политической партии, выдвижение от политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации политической партии осуществляется на съезде политической партии, в котором принимают участие делегаты - члены политической партии, состоящих на учете в ее региональных отделениях, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации. Решения по указанным вопросам принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов делегатов съезда.

2. В случае выдвижения региональным отделением политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, на иные выборные должности при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления соответствующее решение принимается на конференции (общем собрании) регионального отделения в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов присутствующих на конференции (общем собрании).

3. Решения об избрании руководящих органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, на иные выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления принимаются тайным голосованием.

4. Решения по иным вопросам деятельности политической партии принимаются в соответствии с уставом политической партии.

Глава V. Права и обязанности политических партий

Статья 26. Права политических партий

Политические партии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, вправе:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои цели и задачи;

б) выступать с инициативой по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления по политическим и иным вопросам жизни общества;

в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах;

г) создавать региональные отделения, а также иные структурные подразделения, принимать решения об их реорганизации и ликвидации, о наделении местных и первичных отделений правами юридического лица;

д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации и иные публичные мероприятия;

е) учреждать собственные издательства и средства массовой информации;

ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

з) образовывать коалиции (объединения, союзы) с другими политическими партиями без образования юридического лица;

и) устанавливать и поддерживать международные связи и контакты с зарубежными политическими партиями и объединениями, вступать в международные союзы и ассоциации;

к) представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов;

л) осуществлять в соответствии с уставом хозяйственную, финансовую и иную деятельность, отвечающую целям и задачам политической партии, а также требованиям законодательства Российской Федерации;

м) осуществлять в полном объеме иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 27. Обязанности политических партий

1. Политические партии и их региональные отделения обязаны:

а) соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иное законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также устав и программу политической партии;

б) ежегодно публиковать отчет об использовании финансовых средств и иного имущества с указанием источников их формирования, обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

в) ежегодно предоставлять в регистрирующие органы данные о своей деятельности в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, в том числе о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, а также информацию о продолжении своей деятельности с указанием действительного местонахождения постоянно действующего руководящего органа;

г) предоставлять по запросам регистрирующих органов решения руководящих органов и должностных лиц политической партии, а также годовые и квартальные отчеты в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

д) допускать представителей регистрирующих органов на официальные мероприятия (в том числе съезды, конференции), проводимые политической партией и ее региональными отделениями;

е) извещать заблаговременно соответствующие избирательные комиссии о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты, на иные выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и обеспечивать возможность присутствия их представителей на указанных мероприятиях.

2. Политическая партия представляет в регистрирующий орган сведения о количестве выдвинутых ею (в том числе в составе избирательного блока) зарегистрированных кандидатов в депутаты, на иные выборные должности в органы государственной власти, а также о зарегистрированных избирательными комиссиями списков кандидатов в депутаты. Указанная информация представляется в виде заверенной копии соответствующего протокола о результатах выборов.

Статья 28. Имущество политических партий

1. В собственности политических партий могут находиться здания и сооружения, жилые помещения, оборудование и инвентарь, типографии, средства массовой информации, денежные средства, а также другое имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, которая предусмотрена уставами политических партий.

2. Собственником имущества политической партии, в том числе ее региональных отделений, является политическая партия в целом. Региональные отделения политических партий имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником. Каждый отдельный член политической партии не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего политической партии.

3. Имущество политической партии используется только для реализации целей и задач, предусмотренных уставом и программой политической партии, и не подлежит распределению между ее членами.

4. Региональные отделения политической партии отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении имуществом. При недостаточности указанного имущества субсидиарную ответственность по обязательством регионального отделения несет политическая партия.

Статья 29. Денежные средства политических партий

1. Денежные средства политической партии формируются за счет:

а) вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;

б) пожертвований;

в) поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, доходов от издательской и иной деятельности, соответствующих целям и задачам политической партии, определенным в ее уставе и программе;

д) гражданско-правовых сделок и других, не запрещенных законом поступлений.

2. Денежные средства политической партии размешаются на счетах в кредитных учреждениях, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Статья 30. Пожертвования политическим партиям

1. Политические партии вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены с обязательным указанием их источника.

2. Пожертвование политическим партиям денежных средств осуществляется только в виде безналичного перечисления.

3. Не допускаются пожертвования от:

а) иностранных государств и иностранных юридических лиц;

б) иностранных граждан;

в) лиц без гражданства;

г) граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет;

д) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день внесения пожертвования;

е) международных организаций и международных общественных движений;

ж) органов государственной власти и органов местного самоуправления;

з) государственных и муниципальных учреждений и организаций;

и) юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день внесения пожертвования;

к) воинских частей, военных учреждений и организаций, правоохранительных органов;

л) благотворительных организаций и религиозных объединений, а также учрежденных ими организаций;

м) анонимных жертвователей;

н) юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования.

4. Пожертвования, указанные в пункте 3 настоящей статьи, политическая партия в месячный срок со дня их получения должна вернуть жертвователям, а в случаях невозможности такого возврата либо указания жертвователем недостоверных сведений - передать в доход государства.

5. При перечислении (передаче) пожертвования граждане Российской Федерации должны указывать фамилию, имя, отчество, дату рождения, юридические лица - все необходимые реквизиты, предусмотренные правилами безналичных расчетов для юридических лиц, а также отметку об отсутствии ограничений на пожертвования, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

6. Гражданин Российской Федерации вносит денежное пожертвование в отделение связи, кредитную организацию лично из собственных средств с предъявлением паспорта или заменяющего его документа, указывая в платежном поручении либо в денежном переводе сведения о себе, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.

7. Пожертвование может передаваться (перечисляться) политической партии. Пожертвование может также передаваться (перечисляться) региональному отделению, если это не запрещено уставом политической партии.

8. Если пожертвование вносится не в денежной форме, политическая партия или ее региональное отделение обеспечивает установление финансового эквивалента этого пожертвования и вносит соответствующие данные в финансовый отчет.

9. Сумма пожертвований, полученная политической партией от одного юридического лица в течение календарного года, не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом для исчисления оплаты труда (далее - минимальный размер оплаты труда) на день внесения пожертвования в сто тысяч раз. а от физического лица - в десять тысяч раз.

Статья 31. Хозяйственная деятельность политической партии

1. Политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов, необходимых для обеспечения деятельности партии, в том числе в вопросах оплаты труда, в использовании финансовых и материальных средств. На работников аппарата политической партии, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

2. В целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и задач, определенных уставом и программой политической партии, а также для реализации своих прав, закрепленных настоящим Федеральным законом, политическая партия вправе осуществлять:

а) издательскую деятельность для пропаганды своих программных целей и результатов работы;

б) продажу имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества;

в) продажу сувениров с символикой политической партии.

3. Политическая партия не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, не указанной в пункте 2 настоящей статьи.

4. Доходы от предпринимательской деятельности политической партии не могут перераспределяться между членами политической партии и должны использоваться только для уставных целей. Допускается использование политической партией своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в ее уставе.

5. Хозяйственная деятельность политической партии, в том числе доходы от предпринимательской деятельности, должны быть отражены в сводном финансовом отчете политической партии.

Глава VI. Государственная поддержка политических партий

Статья 32. Виды государственной поддержки политических партий

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают на равных условиях поддержку политическим партиям и их региональным отделениям, имеющим свидетельство о государственной регистрации, посредством:

а) обеспечения доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации;

б) предоставления помещений и средств связи, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности на условиях предоставления помещений государственным и муниципальным учреждениям;

2. В случае ликвидации политической партии ее государственная поддержка прекращается со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации политической партии либо со дня принятия соответствующего решения съездом политической партии. При реорганизации политической партии ее государственная поддержка прекращается со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Глава VII. Финансовые отчеты политических партий

Статья 33. Финансовые отчеты политических партий

1. Политическая партия и ее региональные отделения представляют финансовую и бухгалтерскую отчетность в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации для юридических лиц.

2. Политическая партия обязана ежегодно, не позднее 20 марта года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств политической партии в отчетном году.

3. Сводный финансовый отчет политической партии должен содержать сведения об источниках и размерах денежных средств, поступивших на счета политической партии и ее региональных отделений, о расходовании этих средств, а также об имуществе политической партии с указанием его стоимости и сведений о его регистрации. При этом средства, израсходованные политической партией и ее региональными отделениями на подготовку и проведение выборов, учитываются отдельно. Форма сводного финансового отчета, а также требования к ее заполнению устанавливаются налоговым органом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 34. Публикация финансовых отчетов

Политическая партия не позднее 20 марта года, следующего за отчетным, публикует в печатных средствах массовой информации сведения из сводного финансового отчета по форме, установленной налоговым органом.

Статья 35. Контроль за финансовой деятельностью политических партий

1. Проверка сводных финансовых отчетов политических партий осуществляется уполномоченным на то налоговым органом, а также иными федеральными органами в соответствии с их компетенцией.

2. Результаты проверки сводных финансовых отчетов политических партий публикуются регистрирующим органом не позднее чем через месяц со дня окончания проверки.

Глава VIII. Участие политических партий в выборах и референдумах

Статья 36. Участие политических партий в выборах, референдумах

1. Политические партии наряду с другими организационно-правовыми формами политических общественных объединений, указанных в законе «Об общественных объединениях», обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты, на иные выборные должности в органах государственной власти.

2. Политические партии, а в случаях, предусмотренных уставами политических партий, и их региональные отделения вправе принимать участие в выборах и референдумах, официальное опубликование (публикация) о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в регистрирующий орган документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.

3. Политические партии вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другими политическими партиями, иными общероссийскими общественными политическими организациями, общероссийскими общественными политическими движениями в порядке, установленном федеральными законами о выборах.

4. При выдвижении своих кандидатов (списков кандидатов) на выборах политическая партия обязана опубликовать свою программу.

Статья 37. Признание политической партии участвующей в выборах

1. Политическая партия считается участвующей в выборах в случаях регистрации и проведения голосования на выборах за:

а) выдвинутый ею федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

б) выдвинутых ею кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не менее чем в пяти процентах одномандатных избирательных округов;

в) выдвинутого ею кандидата на должность Президента Российской Федерации;

г) выдвинутых ею кандидатов на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации;

д) выдвинутых ею кандидатов (списков кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации;

е) кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации.

2. Политические партии, не принимавшие в течение пяти лет участия в выборах в соответствии с требованиями пункта 1 настоящей статьи, лишаются прав на все виды государственной поддержки, предусмотренные пунктом 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.

Глава IX. Приостановление деятельности и ликвидация политической партии

Статья 38. Осуществление надзора и контроля за деятельностью политических партий

1. Надзор за соблюдением политическими партиями и их региональными отделениями законодательства Российской Федерации осуществляет прокуратура Российской Федерации

2. Контроль за соответствием деятельности политических партий и их региональных отделений положениям, целям и задачам, определенным уставами и программами политических партий, осуществляют регистрирующие органы. Указанные органы вправе:

а) запрашивать у руководящих органов политической партии и ее региональных отделений распорядительные и иные документы, подтверждающие наличие региональных отделений и необходимое количество членов политической партии;

б) направлять своих представителей для участия в проводимых политической партией открытых мероприятиях (в том числе в съездах и конференциях);

в) выносить политической партии или ее региональному отделению письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам политической партии, определенным ее уставом и программой. Указанное предупреждение может быть обжаловано политической партией или ее региональным отделением в судебном порядке. В случае вынесения предупреждения региональному отделению политической партии регистрирующий орган обязан незамедлительно сообщить об этом руководящему органу политической партии.

3. Контроль за источниками доходов политических партий и их региональных отделений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов осуществляют налоговые органы.

4. Надзор и контроль за выполнением политическими партиями и их региональными отделениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для юридических лиц.

Статья 39. Приостановление деятельности политической партии

1. В случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а также совершения действий, нарушающих права и свободы граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации вносит в руководящий орган политической партии представление об устранении указанных нарушений и устанавливает срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность политической партии приостанавливается на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации.

2. В случае нарушения региональным отделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а также в случае совершения действий, нарушающих права и свободы граждан, прокурор субъекта Российской Федерации вносит в руководящий орган регионального отделения представление об устранении указанных нарушений и устанавливает срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность регионального отделения политической партии приостанавливается на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления прокурора субъекта Российской Федерации.

3. Регистрирующие органы вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности политической партии или ее регионального отделения после письменного предупреждения в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 статьи 38 настоящего Федерального закона, если это предупреждение не было обжаловано в суд в установленном законом порядке или не признано судом не основанными на законе. Заявление о приостановлении деятельности политической партии или ее регионального отделения не может быть подано в период рассмотрения судом жалоб на указанные предупреждения.

Статья 40. Последствия приостановления деятельности политической партии

1. В случае приостановления деятельности политической партии (ее регионального отделения) на срок, определенный решением суда, приостанавливаются ее (его) права как учредителя средств массовой информации; ей (ему) запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать митинги, демонстрации и иные публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением осуществления расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению причиненных их действиями убытков (ущерба), уплате налогов и штрафов.

2. Если в течение установленного судом срока приостановления деятельности политической партии или ее регионального отделения нарушения, послужившие основанием для такого приостановления, будут устранены, то после окончания указанного срока политическая партия или ее региональное отделение возобновляет свою деятельность.

4. В случае неустранения политической партией или ее региональным отделением нарушений, послуживших основанием для приостановления их деятельности, орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии или ее регионального отделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии или ее регионального отделения.

Статья 41. Ликвидация политической партии

1. Политическая партия может быть ликвидирована по решению высшего руководящего органа - съезда политической партии либо по решению Верховного Суда Российской Федерации.

2. Решение съезда политической партии о ликвидации политической партии принимается в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона и в порядке, предусмотренном уставом партии.

3. Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случаях:

а) нарушения требований статьи 9 настоящего Федерального закона;

б) принятия решений, нарушающих права и свободы граждан;

в) неустранения в установленный судебным решением срок нарушений, послуживших основанием приостановления деятельности политической партии;

4. Заявление в Верховный Суд Российской Федерации о ликвидации политической партии вносится Генеральным прокурором Российской Федерации. В случаях, предусмотренных подпунктом «в» пункта 3 настоящей статьи, указанное заявление может быть внесено регистрирующим органом.

Статья 42. Ликвидация региональных отделений политической партии

1. Региональное отделение политической партии может быть ликвидировано по решению органа политической партии, уполномоченного на то ее уставом, по решению верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, а также в случае ликвидации политической партии.

2. Ликвидация регионального отделения политической партии по решению уполномоченного то органа политической партии осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренными уставом политической партии. О принятом решении уполномоченный орган политической партии незамедлительно в письменной форме сообщает регистрирующему органу для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

3. Ликвидация регионального отделения политической партии по решению верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа осуществляется в случаях:

а) принятия решений, нарушающих права и свободы граждан;

б) неустранения в установленный судебным решением срок нарушений, послуживших основанием приостановления деятельности регионального отделения;

4. Заявление в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа о ликвидации регионального отделения политической партии вносится прокурором субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных подпунктами «б» пункта 3 настоящей статьи, указанное заявление может быть внесено регистрирующим органом.

Статья 43. Обжалование решения суда о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения

1. Решение суда о приостановлении деятельности политической партии или ее регионального отделения, а также о ликвидации политической партии или ее регионального отделения может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных федеральным законом.

2. Отмена решения о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии или ее регионального отделения влечет за собой возмещение государством всех убытков, понесенных политической партией в связи с незаконным приостановлением деятельности политической партии, ее регионального отделения либо незаконной ликвидацией политической партии, ее регионального отделения.

Статья 44. Реорганизация политической партии

1. Реорганизация политической партии осуществляется по решению съезда политической партии, принимаемому в порядке, установленном пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона и уставом политической партии.

2. Реорганизация региональных отделений политической партии осуществляется по решению съезда политической партии либо по решению уполномоченного на то органа политической партии. Региональные отделения политической партии не вправе самостоятельно принимать решение о своей реорганизации.

Статья 45. Последствия реорганизации и ликвидации политической партии

1. В случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по обязательствам политической партии передается:

на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация осуществлена по решению съезда политической партии;

в доход государства, если ликвидация политической партии осуществлена по решению суда.

2. В случае реорганизации политической партии передача ее имущества осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации для реорганизации юридических лиц.

3. Прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации или реорганизации влечет за собой аннулирование свидетельства о государственной регистрации политической партии и исключение ее из единого государственного реестра юридических лиц.

Глава X. Заключительные и переходные положения

Статья 46. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 36, пункта «б», абзаца третьего пункта «в», пунктов «г», «е» - «л» статьи 48 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу через два года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

2. Признать не действующим на территории Российской Федерации Закон СССР «Об общественных объединениях» (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, N42, ст. 839).

Статья 47. О преобразовании общероссийских политических общественных объединений, статусе межрегиональных и региональных политических общественных объединений

1. Общероссийские политические общественные объединения, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона вправе преобразоваться в политическую партию в соответствии с настоящим Федеральным закона в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. До истечения срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, политические партии, созданные путем преобразования в политическую партию общероссийской политической общественной организации, общероссийского политического общественного движения, вправе принимать участие в выборах со дня их государственной регистрации.

Статья 48. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона

1. Внести в Федеральный закон «Об общественных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1955, N21, ст. 1930; 1997, N20, ст.2231; 1998, N30, ст.3608) следующие изменения и дополнения:

а) включить статью 12.2, изложив ее в следующей редакции:

«Статья 12.2. Политические партии

Порядок создания и деятельности политических партий регулируется специальным федеральным законом»;

б) в статье 28 часть вторую дополнить предложением следующего содержания:

«В наименовании общественного объединения, кроме политической партии, не могут содержаться слова «политическая партия»;

в) часть первую статьи 29 дополнить словами:

«политические общественные объединения обязаны принимать участие в выборах»;

г) статью 41 дополнить частью четыре следующего содержания:

«Политические общественные объединения, не принимавшие участия в выборах в течение пяти лет, лишаются всех видов государственной поддержки».

Статья 49. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации провести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Селезневу Г.Н.

На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы вносится проект федерального закона «О политических партиях».

Законопроект не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Законопроект внесен по вопросу, являющемуся предметом ведения Российской Федерации (статья 71, пункты «в» и «г» Конституции Российской Федерации).

Приложения:

текст проекта федерального закона «О политических партиях» на 25 листах;

пояснительная записка на 2 листах;

перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта на 1 листе;

финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона «О политических партиях» на 1 листе;

проект решения Совета Государственной Думы на 1 листе.

Депутаты Государственной Думы
В.В. Похмелкин
С.Н. Юшенков

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О политических партиях»

В случае принятия проекта федерального закона «О политических партиях» потребуется внесение изменений в следующие акты федерального законодательства:

1) Федеральный закон «Об общественных объединениях» (Собрание законодательства РФ, 1995, N 21, ст. 1930; 1997, N 20, ст. 2231; 1998, N 30, ст. 3608);

2) Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 1994, N 33, ст. 3406;1996,N 49,ст. 5498);

3) Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 1999, N26, ст. 3178);

4) Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 03.01.2000, N 1 (ч. II), ст. 11).

Решение Совета Государственной Думы О проекте федерального закона «О политических партиях»

Совет Государственной Думы решил:

1. Направить проект федерального закона «О политических партиях» в комитеты, комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.

Отзывы, предложения и замечания представляются в Комитет Государственной Думы по законодательству до 20 февраля 2001 года.

2. Комитету Государственной Думы по законодательству подготовить указанный законопроект к рассмотрению на заседании Государственной Думы.

3. Включить проект федерального закона «О политических партиях» в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на весеннюю сессию 2001 года.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации.

Финансово-экономическое обоснование

проекта федерального закона «О политических партиях»

Вносимый проект федерального закона «О политических партиях» не требует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта