Демократия.Ру




«Паспорт — особый документ для удостоверения личности и права его предъявителя на отлучку из места постоянного жительства. Паспортная система была важнейшим орудием полицейского воздействия и податной политики в т.н. «полицейском государстве». Паспортная Статья о паспорте в Малой советской энциклопедии, вышедшей в 1930 году


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.04.2024, среда. Московское время 06:47


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Приложение 2. В Конституционный Суд Российской Федерации ЗАПРОС о соответствии Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» Закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» и Закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан»

Наименование, адрес и другие данные о заявителе:

Инициативная группа из 95 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, Охотный ряд, 1, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,

Необходимые данные о представителе заявителя и его полномочиях:

Представителем группы депутатов является Михайлов Валентин Вахтангович, председатель подкомитета по конституционному федерализму Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, (служ. тел. 292-16-97, до 15. 01. 96, дом. тел. 567-16-48 и (8432) 76-34-15), которому, мы нижеподписавшиеся, доверяем настоящим выступление в Конституционном Суде Российской Федерации.

Нормы Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации:

Пункт 2б) статьи 125 Конституции Российской Федерации и пункт 1б) статьи 3, статьи 36, 84 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Точное название, номер, дата принятия, источник опубликования, подлежащих проверке актов:

Закон Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» от 29 ноября 1994 года N2244-ХII, введенный в действие со дня его опубликования в газете «Известия Татарстана» 7 декабря 1994 года и Закон Республики Татарстан «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан» от 30 ноября 1994 года, введенный в действие со дня его опубликования в газете «Известия Татарстана» 7 декабря 1994 года.

Конкретные, указанные в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», основания к рассмотре нию обращения Конституционным Судом Российской Федерации:

В соответствии с пунктом 1б) статьи 3 данного закона Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации «. . . законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование:

I. В соответствии с п. в) статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации.

Часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации говорит о том, что «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. «

Базовые нормы для этих важнейших конституционных прав граждан Российской Федерации устанавливаются в федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В том числе и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

В случае противоречия законов субъектов Российской Федерации о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» действуют, как это предусмотрено статьей 76 Конституции Российской Федерации, нормы Федерального закона.

При проведении выборов народных депутатов Республики Татарстан и выборов народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан 5 марта и 18 марта (второй тур голосования) 1995 года власти Татарстана строго руководствовались законами Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» и « О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан» даже в тех случаях, когда депутатами и наблюдателя ми было официально заявлено о несоответствии этих законов Федеральному закону.

Ниже приводятся положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», которым не соответствуют, иногда противоречат, положения двух законов Республики Татарстан о выборах народных депутатов. Этим положениям не соответствовала и практика подготовки и проведения этих выборов 5 и 18 марта 1995 года.

1. Часть вторая статьи 9 Федерального закона говорит, что при проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении требования о примерном равенстве избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов.

Государственный Совет Татарстана состоит из 130 народных депутатов, избираемых по административно-территориальным и территориальным избирательным округам (статья 90 Конституции Республики Татарстан) Они избираются в 130 одномандатных округах: в 61 административно-территориальном и 69 - территориальном. Статья 4 закона «О выборах народных депутатов РТ» накладывает ограничение, равное 15%, на допустимое отклонение числа избирателей от единой нормы представительства при образовании территориальных округов, но не ставит никаких ограничений на число избирателей в административно-территориальном округе, который образуется в районе, городе республиканского подчинения или районе в городе.

Эти нормы закона РТ не соответствуют вышеприведенной норме федерального закона, равной 10%. Во-первых, в Татарстане, как мы полагаем, нет труднодоступных или отдаленных районов. Во-вторых, количество избирателей в административно-территориальных округах, определенных таким образом, будет неизбежно отличаться во многие десятки раз.

Фактическое же образование округов по выборам народных депутатов произошло по постановлению Центральной избирательной комиссии РТ от 7. 12. 1994 (копия постановления и таблица чисел избирателей во всех округах прилагаются). Из них следует. что для территориальных округов отклонение от средней нормы числа избирателей, равной 37865, составляло - 26,6% для Теньковского округа N120 (число избирателей 27800) и 22,8% для Северо-Восточного округа N124 (число избирателей 46500), что более чем в два раза превышает предел, установленный федеральным законом.

Что касается отклонения от средней нормы представительства числа избирателей в административно-территориальных округах, то оно составляла -79,6% в Елабужском районном округе N36

(7700 избирателей) и 1966% (одна тысяча девятьсот шестьдесят шесть процентов) в Казанском городском округе N1 (782600 избирателей). Такое отклонение непосредственно вытекает из положения закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» о формировании административно-территориальных избирательных округов (п. 2 статьи 4 закона).

При этом следует принять во внимание, что Конституция Республики Татарстан не определяет Государственный Совет Татарстана как двухпалатный парламент республики. В статьях 84 и 91 Конституции говорится, что часть депутатов может работать в парламенте на постоянной основе, а часть - не порывая с производственной или служебной деятельностью. Это разделение в Конституции РТ не связывается со способом избрания депутатов (по административно-территориальному или по территориальному округу). В соответствии с изменениями Конституции РТ от 30. 03. 1995 определение численного состава и избрание депутатов, работающих в парламенте на постоянной основе, относится к ведению Государственного Совета РТ, но также не обуславливается способом избрания депутата.

Таким образом, депутаты однопалатного парламента, избираются по процедуре, которая нарушает принцип равного избирательного права (ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»). Один депутат представляет по этому закону 7700 избирателей, другой - 762800 избирателей. (Принцип равного избирательного права для граждан РТ содержится и в статье 69 Конституции Республики Татарстан).

Существует еще одна сторона закона о выборах депутатов Республики Татарстан, которая нарушает принцип равного избирательного права. Если каждый гражданин Татарстана, проживающий за пределами г. Казани, избирает двух депутатов: одного по территориальному и другого по административно-территориальному округам, то гражданин РТ, проживающий в г. Казани, избирает трех депутатов: одного по районному административно-территориальному округу, второго по городскому административно-территориальному округу, включающему в себя районный административно -территориальный округ, и третьего по территориальному округу.

При этом неравными оказываются и депутаты Государственного Совета. В г. Казани депутатом по городскому административно-территориальному округу стал глава администрации г. Казани, а депутатами по семи районным административно-территориальным округам - главы администраций соответствующих районов, которые по административной линии подчинены главе администрации города.

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» предоставляет наблюдателю право потребовать после подсчета голосов избирателей в участковой избирательной комиссии заверенную копию протокола об итогах голосования, а избирательную комиссию обязывает предоставлять такую копию наблюдателю (статья 31 закона).

Однако при проведении первого тура выборов в Татарстане 5 марта 1995 г. участковые избирательные комиссии отказывались предоставлять наблюдателям не только заверенные копии протоколов, но и, во многих, зафиксированных актами наблюдателей, случаях любую информацию об итогах голосования на участках, ссылаясь на закон Татарстана.

Депутатом Государственной Думы ФС РФ В. В. Михайловым был сделан запрос Председателю Центральной избирательной комиссии РТ М. А. Сираеву в котором, в частности, спрашивалось: «Должны ли участковые избирательные комиссии выдавать наблюдателю заверенные копии об итогах голосования?»

В ответе за подписью Председателя Центризбиркома РТ М. Сираева и секретаря Л. Гусевой говорится, что п. 3 ст. 8 закона РТ «О выборах народных депутатов РТ» предусматривает лишь присутствие наблюдателей на заседаниях избирательных комиссий, при этом не допускается вмешательство наблюдателей в работу избирательных комиссий.

Практика проведения второго тура голосования не отличалась от первого тура. Снова председатели абсолютного большинства избирательных комиссий, ссылаясь на ст. 18 и ст. 32 закона РТ, отказывали наблюдателям в предоставлении заверенных копий протоколов с результата ми голосования.

На запросы депутата Государственной Думы В. В. Михайлова в ряд окружных избирательных комиссий после первого тура голосования и в Центризбирком после второго тура следовал один и тот же ответ: «Выдача копий протоколов по избирательным участкам не предусмотрена законом о выборах народных депутатов РТ « (копии ответа Л. А. Гусевой и ответа председателя окружной избирательной комиссии по Айдаровскому избирательному округу N68 Г. Х. Кочетовой прилагаются). Этот же ответ был получен на многочисленные запросы кандидатов в депутаты и наблюдателей в различные избирательные комиссии. Часто при этом делалась ссылка на «Информационное письмо окружным и участковым избирательным комиссиям» N46, разосланное ЦИК РТ 20. 02. 1995 и на Постановление ЦИК РТ N13-1 от 5. 03. 1995 (прилагаются), в которых фактически подтверждается запрет на выдачу копий протоколов, т. к. эти документы излагают положения закона о выборах РТ и не делают никаких ссылок на Федеральный закон.

Последовательное проведение в жизнь нормы закона РТ, противоречащей норме статьи 31 Федерального закона «Об основных гарантиях. . . «, всеми избирательными комиссиями привело к тому, что даже сейчас, спустя более полугода после выборов, результаты выборов по избирательным участкам остаются неизвестными для бывших кандидатов в депутаты и для общественности.

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» устанавливает в части 5 статьи 30, что «при проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели»

В то же время «пункт 9 статьи 31 Закона РТ «О выборах народных депутатов РТ» не предусматривает присутствие наблюдателей при голосовании вне помещения для голосования в месте пребывания избирателей, которые по определенным причинам не могут прибыть на избирательный участок «. см ответ депутату Госдумы В. В. Михайлову от Председателя Центризбиркома РТ М. Сираева и секретаря ЦИК РТ Л. Гусевой. Подобная норма содержится и в ст. 28 закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан»

Во время проведения выборов 5 и 18 марта 1995 г. в Татарстане нормы этих республиканских законов неукоснительно соблюдались, что полностью лишило наблюдателей возможности проконтролировать условия, в которых происходило голосование вне избирательных участков.

От наблюдателей и кандидатов получено значительное количество свидетельств о несоблюдении этой нормы федерального закона.

4. Федеральный закон предписывает избирательной комиссии откладывать проведение выборов, если число кандидатов в депутаты в избирательном округе равно или меньше числа мандатов (часть 2 статьи 20). В нарушение этой нормы п. 9 статьи 22 закона РТ «О выборах народных депутатов РТ» и п. 9 статьи 19 закона РТ «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РТ» позволяют проведение выборов и в том случае, когда в одномандатном округе зарегистрирован лишь один кандидат. Выборы в подобных условиях были проведены в 25 округах (из общего числа 130 округов) на выборах народных депутатов Республики Татарстан 5 марта 1995 г. При этом в 17 округах единственными кандидатами стали главы администраций районов, границы которых совпадали с границами соответствующих округов. В других случаях безальтернативно избирались крупные хозяйственники, Премьер-министр РТ и бывший Премьер-министр РТ.

5. В федеральном законе установлено, что о времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до выборов. Оба закона Республики Татарстан о выборах неоправданно снижают это требование до десяти дней (см. п. 1 ст. 31 закона РТ «О выборах народных депутатов РТ» и ч. 1 статьи 27 закона РТ «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РТ «)

6. Порядок заполнения избирательного бюллетеня при голосовании на выборах достаточно подробно определен в Федеральном законе, в статье 30 которого говорится, что голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов». Любое отступление от этого порядка «может привести к нарушениям избирательных прав граждан» (»Комментарий к Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», издательство «Бек», Москва,1995, стр. 162)

Однако в законах РТ процедура заполнения избирательного бюллетеня определяется как вычеркивание избирателем фамилий тех кандидатов в депутаты, против которых он голосует (см. п. 7 ст 31 закона РТ «О выборах народных депутатов РТ» и ч. 3 статьи 29 закона РТ «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РТ «). В случае если в бюллетене зафиксирован единственный кандидат в депутаты, в ч. 4 ст 29 закона РТ «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов» предписывается еще одна процедура голосования путем опускания в избирательный ящик бюллетеня «без каких-либо отметок». Эта процедура также не соответствует положению федерального закона.

7. «Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов. . . « (ч. 4 статьи 32 Федерального закона)

В Татарстане присутствие наблюдателей не предусматривается законами о выборах народных депутатов.

8. В положениях законов РТ в списке данных, заносимых в протокол окружной избирательной комиссией, отсутствуют данные:

- о числе избирателей, дополнительно внесенных в список;
- о числе избирателей, проголосовавших досрочно;
- о числе избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому, которые предусмотрены статьей 31 Федерального закона.

Таким образом, приведенные выше значительные отклонения норм закона Республики Татарстан « О выборах народных депутатов Республики Татарстан» и закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РТ « от положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» препятствуют гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Татарстан, воспользоваться всеми правами и свободами, предоставленными ему Конституцией Российской Федерации

II. Закон «О выборах народных депутатов РТ» благоприятствует избранию в качестве депутатов должностных лиц исполнительной власти высокого уровня. По результатам выборов 1995 года 60 из 61 главы администраций районов и городов Татарстана стали депутатами в соответствующих административно-территориальном округах.

Этим нарушен принцип, провозглашенный в статье 10 Конституции Российской Федерации «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. «

Требование, обращенное в связи с ходатайством, к Конституционному Суду Российской Федерации:

Признать законы Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» и «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов» не соответствующими Конституции Российской Федерации и не подлежащими действию с момента вступления в силу Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Приложение:

1. Закон Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан».

2. Закон Республики Татарстан «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов».

3. Выдержки из Конституции Республики Татарстан.

4. Постановление ЦИК Республики Татарстан от 7. 12. 1994 года

5 Запрос депутата Государственной Думы ФС РФ Михайлова В. В. Председателю ЦИК РТ Сираеву М. А. от 18. 03. 1995

6. Ответ Председателя ЦИК РТ Сираева М. А. депутату Госдумы ФС РФ Михайлову В. В. N117-к от 18. 03. 1995

7. Ответ Секретаря ЦИК РТ Гусевой Л. А. на запрос депутата Государственной Думы ФС РФ Михайлова В. В. N125-к от 21. 03. 1995

8. Заявление депутата Государственной Думы ФС РФ Михайлова В. В. председателю окружной комиссии по Айдаровскому округу N68 Кочетовой Г. Х. от 15. 03. 1995 г.

9. Ответ председателя окружной комиссии по округу N68 Кочетовой Г. Х. от 15. 03. 1995 г.

10. Информационное письмо ЦИК РТ окружным и участковым избирательным комиссиям N46 от 20. 02. 1995 г.

Подписи депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

N

Фамилия, И. О.

N округа

1

Михайлов В В

27

2

Тишковская Е Л

189

3

Виноградов В В

62

4

Задонский Г И

193

5

Зеленкин В В

74

6

Сергеенков А Н

155

7

Тетельмин В В

ВР

8

Грицань В В

ВР

9

Миронов В П

195

10

Пащенко Э А

176

11

Якунин Г П

ВР

12

Яковлев Ю Н

ДПР

13

Бунич П Г

ВР

14

Титенко Б М

ВР

15

Аринин А Н

4

16

Гербер А Е

199

17

Барышев В И

57

18

Путилов М А

138

19

Жаданова Л А

181

20

Хулхачиев Б В

14

21

Замай Б И

64

22

Устинов В И

ЛДПР

23

Нестеренко В И

50

24

Жамсуев Б Б

215

25

Леднев В П

1

26

Сеславинский М В

119

27

Жуков А Д

198

28

Чухин И И

16

29

Зацепина Н А

42

30

Михеев С В

162

31

Генералов А И

ВР

32

Давыдкин В А

76

33

Власова А П

216

67

Подмаско В Б

58

68

Пашенных Ф С

ДПР

69

Орланов Г Б

ВР

70

Данилов М А

ВР

71

Бондарев Г С

113

72

Воронцов Н Н

ВР

73

Нуйкин А А

ВР

74

Ющенко А А

ВР

75

Минжуренко А В

ВР

76

Емельянов А М

ВР

77

Мананников В Н

115

78

Айпин Е Д

222

79

Томчин Г А

ВР

80

Аничкин И С

125

81

Бабурин С Н

130

82

Глотов С А

41

83

Грешневиков А Н

190

84

Агафонов Е А

94

85

Кравцов В И

137

86

Памфилова Э А

87

87

Гоман В В

225

88

Нестеренко Т Г

223

89

Веер А П

163

90

Ярыгина Т В

Яблоко

91

Осовцов А А

197

92

Суренков В С

187

93

Черторицкая Т В

121

94

Решульский С Н

КПРФ

95

Попов С А

212

Подписи совершены 10-15 ноября 1995 г.


31 Запрос передан в Конституционный Суд Российской Федерации 4 января 1996 г

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта