Демократия.Ру




Демократия и государственный суверенитет должны быть вместе. Но одно не должно подавлять другое. Дмитрий Медведев


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


28.03.2024, четверг. Московское время 11:45


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

О

Общероссийские организации телерадиовещания

организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых находится в пределах половины или более чем половины субъектов Российской Федерации.
Законодателем различаются государственные и негосударственные общероссийские организации телерадиовещания.
К государственным относятся организации телерадиовещания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К негосударственным относятся организации телерадиовещания, среди учредителей (соучредителей) которых нет государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений и (или) которые не финансировались на 15 и более процентов за счет средств, выделенных органами государственной власти.
Общероссийские государственные организации телерадиовещания обязаны на федеральных выборах обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации и представления избирателям предвыборных программ зарегистрированных кандидатов.
Общероссийские негосударственные организации телерадиовещания вправе предоставить зарегистрированным кандидатам эфирное время за плату. В случае предоставления эфирного времени размер и условия их оплаты должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов, которым предоставлено эфирное время.
См. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, Электронные средства массовой информации.

Общественное объединение

добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Принцип добровольности основывается на конституционном праве граждан на объединение. Граждане вправе для защиты общих интересов и достижения общих целей создавать новые общественные объединения, вступать в уже существующие общественные объединения.
Содержание права на объединение также включает право граждан воздерживаться от вступления в общественные объединения, право беспрепятственно выходить из их состава.
Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что они создаются без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Право на объединение может подвергаться определенным ограничениям - они могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Так, например, законодательно устанавливаются ограничения деятельности общественных объединений в условиях чрезвычайного положения.
Свобода деятельности общественных объединений заключается также в том, что им гарантируется свобода внутриорганизационной деятельности - право на самоуправление. Это выражается в праве объединений самостоятельно принимать свои уставы - основные документы общественных объединений, закрепляющие цели их создания и деятельности, формы и методов организации их работы (См. Уставы общественных объединений). Самоуправление общественных объединений также заключается в их праве свободно формировать руководящие органы, самостоятельно управлять собственностью объединения, определять программы деятельности и осуществлять эту деятельность. Общественные объединения обладают правом на реорганизацию (слияние нескольких объединений, присоединение к другим объединениям, разделение на несколько объединений, выделение одного объединения из другого, преобразование объединения), на самороспуск или приостановление своей деятельности, право на образование ассоциаций, союзов.
Некоммерческая основа общественных объединений исключает возможность их создания и деятельности с целью извлечения прибыли и ее распределения между членами или участниками общественного объединения. Общественные объединения вправе использовать средства, полученные ими в результате их деятельности, исключительно на уставные цели этих объединений. При ликвидации общественных объединений их имущество не может распределяться между их членами: подлежит направлению на цели, предусмотренные уставами общественных объединений.
Конституцией Российской Федерации закрепляется принцип равенства общественных объединений перед законом, устанавливается политическое многообразие и многопартийность, запрещается монополия какой бы то ни было партии или организации.
Законодательное регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами права на объединение, а также созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях».
Создаваемые общественные объединения могут регистрироваться в установленном законодательством порядке и после регистрации приобретать права юридического лица. Федеральным законом также предусматривается возможность функционирования создаваемых гражданами общественных объединений без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Общественные объединения образуются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Для создания отдельных видов общественных объединений - политических партий, профессиональных союзов - количество учредителей устанавливается специальным законодательством. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.
Общественное объединение считается созданным с момента принятия учредителями решения о его создании, утверждении устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов общественного объединения. С этого момента общественное объединение вправе осуществлять свою уставную деятельность, приобретает права и принимает на себя обязанности. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает только с момента его государственной регистрации.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм.
Общественная организация - общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Общественным движением признается состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
Под общественным учреждением подразумевается не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Федеральным законодательством определяются условия образования общественных объединений и предъявляемые к ним требования. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и деятельность которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Запрещается создание политических структур партий и общественных движений по производственному принципу, в государственных органах.
Законодательством предусматривается ответственность за злоупотребление правом на объединение. Деятельность общественных объединений в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации и законов может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением суда по представлению прокурора или органа юстиции, зарегистрировавшего общественное объединение.
Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случаях совершения им действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя и целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, виновного нарушения прав и свобод граждан, неоднократных или грубых нарушений закона, а также при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Особенности участия общественных объединений в подготовке и проведении выборов и референдумов определены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии со ст. 2 данного закона только политическое общественное объединение - политическая партия, иная политическая организация, политическое движение - признается избирательным объединением. При этом политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев. См. Избирательное объединение. Иные общественные объединения по законодательству о выборах не могут обладать статусом избирательных.
Статьей 23 упомянутого закона предусмотрено участие общественных объединений в формировании избирательных комиссий. Они вправе вносить в органы, осуществляющие формирование избирательных комиссий, предложения по кандидатурам для назначения членами этих комиссий.
Общественные объединения вправе выступать с инициативой проведения референдумов. В соответствии с положениями ст. 15 закона общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает участие в выборах, может образовать инициативную группу по проведению референдума.
Статья 26 предоставляет право общественным объединениям при проведении выборов и референдума направлять своих наблюдателей, которые уполномочиваются вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии, комиссии референдума в период проведения голосования и установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая действия избирательной комиссии, комиссии референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.
Согласно ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов и референдума свободное проведение агитации.
Статья 63 указанного закона наделяет общественные объединения правом обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме.

Объединение избирательное

См. Избирательное объединение.

Объединения религиозные

См. Религиозные объединения.

Одномандатный избирательный округ

Cм. Избирательный округ одномандатный.

Округ избирательный

См. Избирательный округ.

Окружная избирательная комиссия

вид избирательных комиссий.
Окружная избирательная комиссия образуется при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в каждом одномандатном (многомандатном) избирательном округе.
Формирование окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава.
Формирование окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава представительным органом (представительными органами) местного самоуправления.
Каждый из этих органов обязан назначить не менее одной трети назначаемого им количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.
Срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти равен сроку полномочий органа, подготовку и проведение выборов в который осуществляют указанные избирательные комиссии. Срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления определяется региональными законами.
Порядок формирования окружной избирательной комиссии при проведении выборов в нижнюю палату парламента определен ст. 20 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с этими положениями окружная избирательная комиссия формируется в каждом одномандатном избирательном округе не ранее чем через пять дней со дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов и не позднее чем за 90 дней до дня голосования в количестве 8 - 14 членов с правом решающего голоса. Формирование комиссии осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при соблюдении требований об учете поступивших предложений от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе и в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Если в субъекте Российской Федерации образован только один одномандатный избирательный округ, окружная избирательная комиссия по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может не формироваться. При этом Центральная избирательная комиссия Российской Федерации возлагает полномочия окружной избирательной комиссии на избирательную комиссию данного субъекта Российской Федерации.
Каждый зарегистрированный кандидат вправе назначить в зарегистрировавшую его избирательную комиссию одного члена комиссии с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие списки кандидатов, в случае проведения выборов по смешанной избирательной системе, вправе назначить в каждую окружную избирательную комиссию по одному члену с правом совещательного голоса.
В соответствии с законодательством о выборах окружная избирательная комиссия:
а) контролирует исполнение избирательного законодательства на территории соответствующего избирательного округа, информирует население об адресах и номерах телефонов участковых избирательных комиссий;
б) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принимает решения по жалобам и заявлениям;
в) регистрирует кандидатов по соответствующему округу и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
г) обеспечивает соблюдение равных условий предвыборной деятельности для всех кандидатов;
д) распоряжается денежными и иными материальными средствами, выделенными на подготовку и проведение соответствующих выборов по данному избирательному округу;
е) устанавливает результаты выборов по избирательному округу, обеспечивает передачу документации, связанной с выборами, в архив;
ж) утверждает текст бюллетеней для голосования по избирательному округу, обеспечивает изготовление и доставку бюллетеней участковым избирательным комиссиям;
з) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
и) организует досрочное голосование, составляет списки досрочно проголосовавших;
к) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Положения ст. 25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривают возможность расформирования по судебному решению окружной избирательной комиссии в случае нарушения ею избирательных прав граждан, повлекшего признание недействительными результатов выборов.

Опрос общественного мнения

социологический метод изучения общественного мнения, в том числе избирателей. Смысл этого метода состоит в сборе первичной социологической информации об определенных фактах и их оценках со слов интервьюируемого.
В соответствии с избирательным законодательством при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности.
Согласно п. 5 ст. 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдума, иных исследований, связанных с выборами и референдумом, не допускается.

Организация благотворительная

См. Благотворительная организация.

Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание

организации (юридические лица), осуществляющие теле- и (или) радиовещание на определенной территории на основании полученной в установленном законодательством порядке лицензии на вещание.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» лицензии на вещание выдаются Федеральной комиссией по телерадиовещанию и территориальным комиссиям. Лицензия на вещание дает ее держателю право, используя технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, в том числе находящиеся в его собственности, осуществлять с соблюдением лицензионных условий распространение продукции средств массовой информации.
См. Агитация предвыборная, Средства массовой информации, Электронные средства массовой информации.

Орган выборный

См. Выборный орган.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

законодательные (представительные) органы государственной власти и главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти федеральные

Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Органы местного самоуправления

представительные и другие органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане осуществляют свое право на местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. См. Демократия прямая и представительная.
Согласно конституционным положениям органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а их структура определяется населением самостоятельно. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие положения о порядке формирования, организации и деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Структура и статус органов местного самоуправления закрепляется в уставах и других нормативных правовых актах муниципальных образований, издаваемых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон выделяет два вида органов местного самоуправления. К первому относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Их наличие в муниципальном образовании является обязательным. Ко второму виду отнесены другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Наименования органов местного самоуправления, численный состав устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставами муниципальных образований.
К выборным органам относится представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие и обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления: а) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования; б) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; в) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; г) установление местных налогов и сборов; д) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; е) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 названного закона в муниципальном образовании кроме представительного могут формироваться иные органы местного самоуправления. Их наименование, порядок формирования, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. При этом устанавливается запрет на образование органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.
Органы местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Их наименование и виды, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены только органами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов местного самоуправления влечет установленную законодательством ответственность.
Органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Обращения органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
Ответственность органов местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.
Ответственность перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства

органы внутренних дел (в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел) или местная администрация (в остальных населенных пунктах). См. Место жительства, Регистрация (учет) избирателей, участников референдума.

Освобождение от ответственности редакции (главного редактора, журналиста) средства массовой информации

установленные в законодательстве случаи неприменения правовых санкций за объективно противоправные и невиновные нарушения редакцией, главным редактором, журналистом законодательства о средствах массовой информации, прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющие собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
2) если они получены от информационных агентств;
3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений депутатов на сессиях представительных органов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с законом;
6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Основание для регистрации (учета) избирателей, участников референдума

факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. См. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума.

Основания отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов)

предусмотренные избирательным законодательством обстоятельства, при установлении которых избирательная комиссия вправе отказать в регистрации соответствующего кандидата (списка кандидатов).
В соответствии с п. 9 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа могут быть:
1) существенное нарушение установленного законами о выборах порядка сбора подписей для регистрации;
2) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов) или превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, если кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком не внесен избирательный залог;
3) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с избирательными законами (о доходах, имуществе кандидата, его неснятой или непогашенной судимости и др.), если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
4) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств.
Законами о выборах могут быть предусмотрены и иные основания отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов). Например, Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (п. 2 ст. 91) предусмотрены такие основания отказа в регистрации кандидата (федерального списка кандидатов) как: установление факта предвыборной агитации до регистрации кандидата (списка кандидатов); установлен факт подкупа избирателей кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их уполномоченными представителями; грубо или неоднократно нарушался запрет на участие органов управления организаций всех форм собственности в сборе подписей, запрет на принуждение избирателей в процессе сбора подписей и на вознаграждение избирателей в любой форме за внесение подписи, запрет на сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы; кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не представили первый финансовый отчет; кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока использовали преимущества должностного или служебного положения и др.
См. Выдвижение кандидата, Залог избирательный, Подкуп избирателей.

Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме

административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 40-7 КоАП РСФСР.
Состав административного правонарушения образует деяние, которое выражается в отказе администрации (работодателя) предоставить предусмотренный законом отпуск для проведения агитационной и иной предусмотренной законодательством о выборах и референдумах деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), а равно в отказе администрации (работодателя) освободить в установленном законом от работы члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума.
Правонарушение может быть совершено только специальным субъектом - администрацией (работодателем), то есть теми руководителями организаций и учреждений любых форм собственности, которые обладают правами найма (назначения на должность) и увольнения работников, а также предоставления им соответствующих отпусков.
Для данного правонарушения характерны как умышленная, так и неосторожная формы вины.
Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме влечет наложение районным судом на виновных лиц штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Отмена регистрации кандидата (аннулирование списка кандидатов)

мера публично-правовой ответственности по избирательному праву кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков за нарушения законодательства о выборах.
Применение санкции избирательного права в виде отмены регистрации кандидата (аннулирования списка кандидатов) допустимо в порядке и на основаниях, определенных законом, а также не позднее чем в день, предшествующий дню голосования.
Перечень правонарушений, за совершение которых возможна отмена регистрации кандидата, установлен в п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Такими правонарушениями законодатель признает противоправные (нарушающие нормы законодательства о выборах) виновные деяния кандидатов, доверенных лиц кандидатов, избирательных блоков, избирательных объединений и их руководителей, иных организаций, действующих в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов).
К числу оснований отмены (аннулирования) регистрации кандидата (списка кандидатов) отнесены:
а) нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов);
б) нарушения правил регистрации кандидатов (списков кандидатов);
в) нарушения правил ведения предвыборной агитации;
г) нарушения правил финансирования избирательной кампании;
д) использование кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков должностного или служебного положения в целях избрания;
е) установление фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов).
Нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов) состоят в совершении соответствующими участниками избирательного процесса виновных деяний (действий и (или) бездействия), нарушающих требования норм избирательного законодательства о порядке выдвижения кандидатов (списков кандидатов). Данные нормы содержатся в главе Y Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в других федеральных законах, а также в законах субъектов Российской Федерации.
Нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов) как основания отмены регистрации (аннулирования списков) могут выражаться:
а) в выдвижении кандидатов (списков кандидатов) неполномочным общественным объединением (например, политическое общественное объединение зарегистрировано позднее года до дня голосования на федеральных выборах);
б) нарушение установленной процедуры выдвижения кандидатов (списков кандидатов) (например, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от общероссийского избирательного объединения осуществлялось открытым, а не тайным голосованием как это требует закон (п. 2 ст. 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);
в) нарушение правил сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов (списков кандидатов) и др.
Согласно п. 6 ст. 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соответствующей избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата (списка кандидатов).
Перечисленные выше нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов) могут быть основаниями отмены регистрации кандидатов, если они были выявлены или установлены после регистрации соответствующих кандидатов (списков кандидатов) избирательной комиссией.
Самостоятельным основанием отмены регистрации кандидата (аннулирования списка кандидатов) являются нарушения правил регистрации кандидатов. Здесь субъектом нарушений выступает не кандидат, а избирательная комиссия, которая неправомерно зарегистрировала кандидата (список кандидатов). Например, один и тот же кандидат зарегистрирован по двум одномандатным избирательным округам в нарушение п. 5 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Отмена регистрации в данном случае - это, по своей юридической природе, правовосстановительная санкция избирательного законодательства.
Другим основанием отмены регистрации кандидата (аннулирования списка кандидатов) являются нарушения установленных законами правил ведения предвыборной агитации.
Основные правила ведения предвыборной агитации закреплены в главе YII Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При решении вопроса об отмене регистрации кандидата (аннулировании списка кандидатов) необходимо установление вины соответствующих участников избирательного процесса, допустивших нарушение правил ведения предвыборной агитации.
Законодателем установлен дифференцированный подход к правовому реагированию на те или иные факты нарушений правил ведения предвыборной агитации как оснований отмены регистрации кандидата (списка кандидатов).
При установлении фактов злоупотребления свободой массовой информации при проведении агитации (агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами) зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательная комиссия обязана обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). Иные лица и организации, к которым относятся избиратели, кандидаты, доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, вправе обратиться в суд с таким представлением.
В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком иных правил проведения предвыборной агитации (за исключением злоупотребления свободой массовой информации) избирательная комиссия своим решением выносит предупреждение соответствующему участнику избирательного процесса, либо обращается в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. При этом избирательная комиссия вправе также отменить решение о регистрации кандидата (списка кандидатов).
Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена (аннулирована) и при установлении фактов нарушения правил финансирования избирательной кампании, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. К числу таких нарушений относятся, в частности:
а) несоздание кандидатом собственного избирательного фонда после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей в поддержку своего выдвижения;
б) создание кандидатом, баллотирующемся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, собственного избирательного фонда;
в) нарушение установленных законом правил формирования избирательных фондов (п. 4 ст. 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);
г) нецелевое использование средств избирательных фондов в нарушение правил, изложенных в п.п. 9, 10 ст. 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
д) использование для финансирования избирательной кампании иных средств, за исключением поступивших в избирательные фонды.
Использование кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков должностного или служебного положения является достаточным основанием для отмены регистрации кандидата (аннулирования списка кандидатов). При решении вопроса об отмене регистрации по данному основанию, необходимо учитывать, что согласно п. 5 ст. 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;
г) бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
д) проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
е) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, указанным в п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.
Другое основание отмены регистрации кандидата (аннулирования списка кандидатов) - установление фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов). Под подкупом избирателей понимается предоставление или обещание предоставления имущественных выгод избирателям с целью реализации ими своих избирательных прав в интересах определенного кандидата (списка кандидата). Например, вручение избирателям денежных средств с условием, что они будут голосовать за (или против) определенного кандидата. Подкуп может осуществляться и с целью отказа гражданина в реализации им его избирательных прав.
Необходимо учитывать также, что воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав, соединенное с подкупом, влечет уголовную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 141 УК РФ. См. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме.
Пунктом 3 ст. 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается участникам избирательного процесса (кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации) осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, осуществляющих указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также представлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.
Участники избирательного процесса не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе - по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе, чем на основе законов и иных нормативных правовых актов.
Лицам и организациям, участвующим в избирательном процессе, запрещается в ходе избирательной кампании заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа.
Любым лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и их доверенных лиц.
Другим основанием отмены (аннулирования) регистрации кандидата является установление факта существенной недостоверности сообщенных кандидатом данных, предусмотренных п. 2 ст. 28 и п. 1 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также непредоставление кандидатом в избирательную комиссию данных о наличии у него неснятой или непогашенной судимости, а также гражданства иностранного государства.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидата (списка кандидатов) возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) в избирательную комиссию сведений биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность), сведений о неснятых или непогашенных судимостях (с указанием конкретных статей конкретных уголовных законов), сведений о гражданстве (в том числе о гражданстве иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения). Согласно требованию, изложенному в п. 1 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», для регистрации кандидатов (списков кандидатов) необходимо предоставление в избирательную комиссию наряду с иными документами сведений о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности. Существенная недостоверность указанных данных, допущенная кандидатом, и является достаточным основанием для отмены регистрации кандидата. «Существенная недостоверность данных» - это оценочное понятие, конкретизация которого зависит от фактических обстоятельств конкретной ситуации. Например, кандидат не указал в сведениях об его имуществе дом (коттедж), принадлежащий ему на праве собственности, либо существенно занизил полученный им доход. Соответствующая избирательная комиссия или суд обязаны мотивировать в своем решении характер существенной недостоверности сообщенных кандидатом данных. Факты искажений или неполноты сведений, которыми объясняется существенная недостоверность сообщенных кандидатом данных, должны быть подтверждены документально.
Перечень оснований отмены (аннулирования) регистрации кандидата (списка кандидатов), установленный п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не является исчерпывающим. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены и иные основания отмены (аннулирования) регистрации кандидата (списка кандидатов).

Отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов

санкция избирательного права, применяемая на основаниях и в порядке, предусмотренном законодательством о выборах.
Основания отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов сформулированы в п. 2 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Не каждое нарушение законодательства о выборах, допущенное в ходе проведения избирательной кампании, является достаточным основанием отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. Судом необходимо установление не только самого факта нарушения, перечисленного в п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но и такого характера этого нарушения, который не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей в ситуации конкретных выборов. Здесь предмет доказывания включает не только нарушение избирательного законодательства, но и наличие прямой причинной связи между допущенным нарушением и невозможностью установления истинного волеизъявления избирателей.
К нарушениям законодательства о выборах, совершение которых может явиться основанием судебной отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов относятся нарушения, указанные в п.п. 1 и 3 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». К ним относятся, в частности: а) нарушения правил составления списков избирателей; б) нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением); в) нарушения правил определения результатов выборов и др.
Отмена судом решения избирательной комиссии за нарушения законодательства о выборах возможна только в том случае, если эти неправомерные действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. К примеру, на одном из избирательных участков при проведении муниципальных выборов за кандидата А. проголосовало 315 избирателей, а за кандидата Б. 320 избирателей. При этом судом было установлено, что 7 избирателям была в нарушение закона предоставлена возможность проголосовать не только за себя, но и за своих родственников. Допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, поэтому суд в данной ситуации вправе отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке.
Как показывает анализ судебной практики, суды отменяли решения избирательных комиссий и в тех случаях, когда выяснялось, что данные в копиях протоколов, выданных наблюдателям, не соответствовали оригиналам итоговых протоколов, сданных в территориальную избирательную комиссию. Причем, такие разночтения документов не позволяли с достоверностью установить истинное волеизъявление избирателей.
Законом предусмотрен как судебный, так и административный порядок отмены решений избирательных комиссий. Вышестоящая избирательная комиссия (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации) вправе отменить решение участковой, территориальной, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования, о результатах выборов в случаях, прямо установленных федеральными законами, а также уставами муниципальных образований, регламентирующими проведение соответствующих выборов.
Отмена решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования более чем на одной четверти избирательных участков свидетельствует о многочисленных нарушениях законодательства о выборах, ставящих под сомнение итоги голосования в целом в избирательном округе. Поэтому такая отмена влечет за собой признание недействительными соответствующих выборов.
При наличии факта отмены решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования более чем на одной четверти избирательных участков соответствующая избирательная комиссия либо суд обязаны признать выборы недействительными. Данная обязанность вытекает из императивного характера предписания, изложенного в п. 6 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Общий срок рассмотрения судом жалобы на решение избирательной комиссии и принятия по ней решения не должен превышать двух месяцев со дня подачи жалобы. Днем подачи жалобы считается день ее принятия (регистрации) в суде при личной подаче. При подаче жалобы через почту день ее подачи устанавливается по почтовому штемпелю на почтовом отправлении, по почтовой квитанции или выписке из реестра почтовых отправлений.
Суду предоставлено право принятия решения по жалобе при отсутствии (неявке по двум приглашениям) представителей одной из заинтересованных сторон. Судебные извещения и вызовы представителей сторон осуществляются по правилам, установленным в главе 10 ГПК РСФСР. Рассмотрение и разрешение судом жалобы на решение избирательной комиссии подчинено общим правилам гражданского судопроизводства (искового производства) с соблюдением специальных норм законодательства о выборах об особых сроках разрешения этой категории дел и некоторых правил подсудности.
Избрание гражданина депутатом представительного органа либо на выборную должность является юридическим результатом конкретных выборов. Избранный кандидат не может нести ответственность за нарушения законодательства о выборах, способствовавших избранию не избранных кандидатов. В этой связи не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов нарушения законодательства о выборах, способствующие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, зарегистрированных кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов избирательные объединения, избирательные блоки.

Официальное опубликование итогов выборов, референдума

обнародование, опубликование в средствах массовой информации избирательными комиссиями, комиссиями референдума результатов голосования.
Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), комиссии референдума, определяющие результаты референдума, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу, результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов голосования.
В соответствии с положениями ст. 60 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» официальное опубликование результатов выборов, референдума осуществляется в сроки, установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, но не позднее одного месяца со дня голосования.
Опубликование (обнародование) итогов голосования на референдуме Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном ст. 38 Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации». В соответствии с указанными положениями принятое на референдуме Российской Федерации решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума Российской Федерации не позднее трех дней после определения результатов референдума. Центральная комиссия референдума Российской Федерации в тот же срок опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому субъекту Российской Федерации. Комиссии субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации публикуют в местной печати данные протоколов всех территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации не позднее чем через месяц со дня проведения референдума Российской Федерации.
Избирательные комиссии, комиссии референдума всех уровней (за исключением участковых) публикуют информацию об итогах голосования в пределах данных, содержащихся в их протоколах и в протоколах непосредственно нижестоящих комиссий. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации официальное опубликование перечисленных данных, содержащихся в протоколах избирательных комиссий, действовавших на территории избирательного округа, может быть возложено на соответствующую окружную избирательную комиссию либо на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.

Официальное периодическое печатное издание

периодическое печатное издание, учрежденное органами государственной власти (государственными органами) и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов. К таким изданиям относятся различные бюллетени, вестники, собрания, в которых публикуются официальные материалы.
В соответствии с избирательным законодательством официальные периодические печатные издания не вправе публиковать предвыборные агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие избирательные кампании.
См. Периодическое печатное издание.

Очередные выборы

выборы в органы государственной власти и в органы местного самоуправления на очередной срок их полномочий. Назначаются по истечении установленного срока их полномочий. См. Назначение выборов.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта