Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Политика: управление общественными делами ради выгоды частного лица. Амброз Бирс


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


02.04.2020, четверг. Московское время 14:37


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

С

Санкция в избирательном праве

предусмотренная избирательными законами мера ответственности участников избирательного процесса за нарушения избирательных прав граждан, прав граждан на участие в референдуме, установленного порядка проведения выборов и референдума, избирательных процедур.
Законодательством о выборах и референдуме предусматривается ответственность как индивидуальная (для должностных лиц, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, граждан), так и коллегиальная - ответственность органов (избирательных комиссий, комиссий референдума как коллегиальных органов).
Нарушения со стороны кандидатов, допущенные ими при сборе подписей, в поддержку их выдвижения, нарушения порядка формирования избирательных фондов, порядка проведения предвыборной агитации могут повлечь отмену решения о их регистрации.
В случае нарушения избирательными комиссиями, комиссиями референдума избирательных прав граждан, прав на участие в референдуме, повлекших признание итогов голосования, в целом результатов выборов, референдума недействительными, федеральным законом предусматривается особый вид ответственности этих органов. Допустившие указанные нарушения комиссии субъектов Российской Федерации, окружные, территориальные, участковые комиссии могут быть расформированы судом в установленном федеральным законом порядке.

Системный администратор информационного центра избирательной комиссии

должностное лицо, обслуживающее программно-технический комплекс государственной автоматизированной системы «Выборы» в соответствии с нормативными актами, утвержденными Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Специализированное средство массовой информации

средство массовой информации, уставной целью которого является публикация материалов на определенную узкую специальную тематику, как правило, для определенного контингента зрителей, слушателей или читателей.
Специализированное средство массовой информации по своему назначению не ориентировано на публикацию материалов универсального общественно-политического характера. Например, к специализированным средствам массовой информации относятся культурно-просветительские, детские, технические, научные, коммерческо-рекламные, литературно-критические и другие средства массовой информации.
В соответствии с избирательным законодательством для специализированных средств массовой информации допускается отказ от публикации каких бы то ни было предвыборных агитационных материалов при условии их неучастия в освещении избирательной кампании в какой бы то ни было форме.
См. Средство массовой информации.

Список избирателей, участников референдума

перечень граждан, обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
Списки избирателей, участников референдума составляются в целях реализации прав граждан на участие в голосовании; ознакомления граждан с данными о себе, содержащимися в списках, уточнения этих сведений; проведения голосования и определения результатов выборов, референдума.
Списки избирателей, участников референдума составляются избирательными комиссиями, комиссиями референдума отдельно по каждому участку на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых уточненных сведений уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления, а в отношении избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других гражданах в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, - командиром воинской части. См. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума. Указанные сведения направляются уполномоченным органом или должностным лицом в территориальные комиссии, в случае отсутствия территориальных избирательных комиссий - в окружные комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.
В списки избирателей, участников референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список является факт его постоянного или преимущественного, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также временного проживания на территории этого участка. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой комиссией в список избирателей, участников референдума при его явке в день голосования в помещение участковой комиссии для голосования. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума на указанных выборах, референдуме.
Гражданин включается в список избирателей, участников референдума только на одном участке.
Список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения о гражданах, включаемые в список избирателей, участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя, участника референдума. Список избирателей, участников референдума подписывается председателем и секретарем территориальной (в случае ее отсутствия - окружной) комиссии, а после передачи списка в участковую комиссию - также председателем и секретарем этой комиссии. На участках, образованных на территории воинской части, список избирателей, участников референдума подписывается председателем и секретарем участковой комиссии. Список избирателей, участников референдума заверяется также печатями комиссий.
Территориальная (окружная) комиссия передает по акту участковым комиссиям списки избирателей, участников референдума не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Участковая комиссия производит уточнение списка избирателей, участников референдума.
Список избирателей, участников референдума представляется участковой комиссией для ознакомления избирателей, участников референдума и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список, о любой ошибке или неточности в списке. В течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления.
Исключение гражданина из списка после его подписания председателем и секретарем территориальной (окружной) комиссии производится только на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей, участников референдума. При этом в списке указываются дата исключения гражданина из списка и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой комиссии.
Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд по месту нахождения участковой комиссии. Указанные органы обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно.
Вносить какие-либо изменения в списки избирателей, участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов запрещается.
Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей, участников референдума следующие суммарные данные по этой странице: а) число избирателей, участников референдума, внесенных в список; б) число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума на участке в день голосования (уста-навливается по числу подписей избирателей, участников референдума в списке); в) число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке); г) число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума; д) число открепительных удостоверений для голосования на выборах, референдуме, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на участке; е) число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям для голосования на выборах, референдуме на участке.
После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей, участников референдума подписывается членом комиссии, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей, участников референдума председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии вносит итоговые данные, заверяет их подписью и печатью участковой комиссии.

Список кандидатов

См. Кандидатов список.

Споры избирательные

См. Избирательные споры.

Средство массовой информации

периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
О понятии периодического печатного издания см. Периодическое печатное издание.
Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Статус средств массовой информации определяется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации».
Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.
Избирательно-правовая правосубъектность средств массовой информации зависит от вида учредителя, а также от наличия (или отсутствия) финансирования из государственного или местного бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия проведения предвыборной агитации.
Частные средства массовой информации (без государственного и муниципального участия) вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам. Оплата зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком эфирного времени и печатной площади, а равно предоставление эфирного времени, должны осуществляться на равных условиях. При этом оплата должна осуществляться в полном объеме до предоставления эфирного времени и печатной площади исключительно через соответствующие избирательные фонды.
См. Агитация предвыборная, Массовая информация, Продукция средства массовой информации, Редакция средства массовой информации, Субъекты избирательного права
.

Статус зарегистрированных кандидатов

См. Зарегистрированный кандидат.

Статус кандидатов

См. Кандидат.

Статус членов избирательных комиссий

установленная законом совокупность прав, обязанностей и гарантий членов избирательных комиссий.
Статус членов избирательных комиссий определен в ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в соответствующих предписаниях федеральных и региональных избирательных законов. (См., например: ст. 7, 8 Закона Иркутской области от 15 марта 1999 г. N17-оз «Об Избирательной комиссии Иркутской области»// Вестник Избирательной комиссии Иркутской области. 1999. N1-2).
Законом различается статус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права выдачи избирательных бюллетеней, участия в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, составления протокола об итогах голосования, результатах выборов, права участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и права подписывать решения избирательной комиссии.
Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий.
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается досрочно от обязанностей члена комиссии по решению органа, его назначившего, в случае:
1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
2) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации;
3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;
4) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
5) смерти члена комиссии;
6) признания члена комиссии на основании заявления соответствующей избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности;
7) появления оснований, исключающих членство в избирательной комиссии (п. 1 ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
8) расформирования избирательной комиссии судом в соответствии с законом. См. Расформирование избирательной комиссии (комиссии референдума).
Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу.
Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
1) заблаговременно извещается о заседании соответствующей избирательной комиссии;
2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий, и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих копий;
5) вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса на период проведения выборов не может быть привлечен без согласия прокурора субъекта Российской Федерации, а член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации -Генерального прокурора Российской Федерации к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения соответствующих выборов не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. См. Гарантии члена избирательной комиссии.

Субъективное избирательное право

См. Избирательное право субъективное.

Субъекты избирательного права

потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.
Субъект избирательного права обладает избирательной правосубъектностью и может благодаря этому участвовать в конкретном избирательном правовом отношении. Понятие «избирательная правосубъектность» включает в себя понятия «избирательная правоспособность», «избирательная дееспособность» и «избирательная деликтоспособность». Избирательная правоспособность - это способность иметь избирательные права и обязанности, предусмотренные в избирательных законах. Избирательная дееспособность - это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей (уполномоченных лиц) приобретать, осуществлять, изменять и прекращать избирательные права и обязанности. Избирательная деликтоспособность - это способность лица самостоятельно отвечать за неисполнение обязанностей и неправомерную реализацию прав, предусмотренных избирательными законами.
Круг субъектов избирательного права многообразен. Они подразделяются на две больших группы: индивидуальные и коллективные субъекты избирательного права.
К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся:
1) граждане Российской Федерации;
2) иностранные граждане (когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации и федеральными законами);
3) избиратели;
4) кандидаты;
5) зарегистрированные кандидаты;
6) представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, избирателей;
7) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;
8) наблюдатели;
9) международные (иностранные) наблюдатели;
10) члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;
11) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;
12) лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие.
Под коллективными субъектами избирательного права понимаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные избирательными законами правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое. К ним относятся:
1) избирательные объединения;
2) избирательные блоки;
3) политические общественные объединения;
4) избирательные комиссии;
5) государственные органы;
6) органы местного самоуправления;
7) средства массовой информации;
8) фракции в представительных (законодательных) органах.
См. Доверенное лицо кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, Избиратель, Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Избирательное объединение, Иностранный гражданин, Кандидат, Кандидат зарегистрированный, Муниципальный служащий, Наблюдатель, Наблюдатель иностранный (международный наблюдатель), Общественное объединение, Окружная избирательная комиссия, Организации, осуществляющие теле- (или) радиовещание, Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Органы государственной власти федеральные, Органы местного самоуправления, Редакция средства массовой информации, Средство массовой информации, Территориальная избирательная комиссия, Участковая избирательная комиссия, Фракция в органе законодательной власти, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Электронные средства массовой информации.

Субъекты Российской Федерации

входящие в состав единого суверенного федеративного государства (Российская Федерация) его автономные части (государства и государственные образования), находящиеся с федеративным государством в отношениях государственно-правового членства.
Виды субъектов Российской Федерации определены в ст. 5 Конституции Российской Федерации. Согласно этой норме Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В Конституции Российской Федерации закреплен принцип равноправия субъектов Федерации. Российская Федерация является конституционной федерацией исторически объединившихся равноправных субъектов. В своем современном виде Федерация была учреждена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года.
В настоящее время в составе Российской Федерации находится 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область (Еврейская автономная область) и 10 автономных округов.

Судимость

правовое последствие осуждения лица судом к определенной мере наказания за совершенное преступление.
В соответствии с ч. 1 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, освобожденное от уголовного наказания, считается несудимым.
Судимость лица погашается:
а) в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;
б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия наказания;
в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;
г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания;
д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.
Уголовно-правовое значение судимости выражается в том, что она учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания.
Судимость имеет правовое значение и в рамках избирательного права. Наличие неснятой или непогашенной судимости у кандидата в депутаты или на выборную должность порождает определенные публично-правовые обязанности у данного лица и других участников избирательного процесса. Так, одним из условий выдвижения кандидата является представление им в избирательную комиссию сведений о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае непредоставления данных о наличии неснятой или непогашенной судимости, а также в случае существенной недостоверности сообщенных кандидатом данных о его судимости, регистрация соответствующего кандидата может быть отменена (аннулирована).
Сведения о неснятых или непогашенных судимостях кандидата в обязательном порядке указываются в избирательном бюллетене.
Распространение в рамках избирательной кампании соответствующих действительности сведений о судимости кандидата (в том числе о снятой или погашенной) не противоречит действующему законодательству.

Схема избирательных округов

нормативный правовой акт, в котором обозначены границы избирательных округов, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. В случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы (муниципального образования, населенного пункта).
Схема избирательных округов определяется не позднее чем за 70 дней до дня голосования избирательной комиссией, являющейся вышестоящей при проведении данных выборов. Как правило, вместе со схемой избирательных округов разрабатывается ее графическое изображение (карта с упрощенно-обобщенным изображением основных элементов содержания схемы избирательных округов).
Соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Если на территории, на которой проводятся выборы, представительные органы государственной власти, органы местного самоуправления отсутствуют или не принимают решение об образовании избирательных округов в указанный срок, то выборы проводятся по избирательным округам, схема которых была утверждена при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва.
Особенности содержания схемы избирательных округов и порядка их утверждения определяются соответствующими законами о выборах. К примеру, особенности разработки, содержания и утверждения схемы одномандатных избирательных округов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установлены в ст. 12 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В данном случае схема одномандатных избирательных округов разрабатывается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на основании имеющихся данных об избирателях, полученных в соответствии с положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума. Схема утверждается федеральным законом, который должен быть опубликован (обнародован) не позднее чем за 100 дней до дня голосования.
См. Округ избирательный.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта