Демократия.Ру




Кто трудится умом, тот управляет людьми; кто трудится силой, тот подлежит управлению; те, кем управляют, кормят; те, кто управляют людьми, кормятся от людей. Мэн-цзы


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


14.11.2024, четверг. Московское время 04:40


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Происхождение коллегии выборщиков

Конституционный съезд Соединенных Штатов рассмотрел несколько возможных вариантов избрания президента.

Один вариант состоял в том, чтобы президент избирался Конгрессом. Однако эта идея была отвергнута, поскольку некоторые посчитали, что она вызвала бы массу разногласий в Конгрессе. Были и такие, которые думали, что такой подход породит невиданную политическую борьбу, коррупцию и, возможно, вмешательство извне. Другие придерживались того мнения, что такой вариант избрания президента лишь нарушит баланс сил между законодательной и исполнительной ветвями федеральной власти.

Второй вариант заключался в том, чтобы президент страны избирался законодательными органами штатов. Эта идея также была отвергнута из опасения, что президент окажется слишком подвластным законодательным органам штатов, что не может, в конечном счете, не ослабить федеральную власти и не погубить саму идею федерации.

Третья идея состояла в том, чтобы президент избирался непосредственно самими избирателями. Идея прямых выборов была отклонена не потому, что составители Конституции Соединенных Штатов сомневались в разумности общества, а скорее, потому что они опасались того обстоятельства, что без достаточной информации о кандидатах, поступающей извне, избиратель, естественно, проголосует за «любимого сына» своего штата или региона. В худшем случае, как они полагали, ни один кандидат не набрал бы достаточного большинства, чтобы управлять всей страной. В лучшем случае, вопрос о выборе президента страны всегда бы решали самые крупные и наиболее населенные штаты Америки.

В конце концов, так называемый «комитет одиннадцати», сформированный конституционным съездом, предложил идею непрямых выборов президента на основе использования коллегии выборщиков.

Функции коллегии выборщиков при избрании президента страны можно сравнить с той ролью, которую играет коллегия кардиналов Римской католической церкви при избрании папы. Первоначально предусматривалось, что в состав коллегии выборщиков будут входить наиболее подготовленные и информированные представители штатов, которые будут выбирать президента на основе анализа его достоинств без учета его происхождения и партийной принадлежности.

Коллегия выборщиков по своей структуре напоминает систему центуриатной комиции времен Римской республики. Согласно этой системе, взрослое мужское население города Рима по имущественному признаку было разделено на сотни (называвшиеся центуриями). Каждая центурия имела право использовать лишь один голос «за» или «против» предложений, инициированных римским сенатом. Применительно к коллегии выборщиков роль центуриатных групп играют штаты (хотя они, разумеется, и не сгруппированы по имущественному признаку). Количество голосов, которым располагает данный штат определяется размером представительства штата в Конгрессе Соединенных Штатов. Следует признать, что обе эти системы (и древнеримская, и современная американская) имеют много общих преимуществ и недостатков.

Сравнение коллегии выборщиков с институтами стран древнего мира нельзя назвать случайным. Многие отцы-основатели хорошо знали историю древнего мира и ее уроки.

Первый вариант

Структура первого варианта коллегии выборщиков описана в Статье II, раздел 1, Конституции Соединенных Штатов:

    Каждому штату назначались выборщики в количестве, равном общему числу сенаторов (всегда два) и представителей (число которых меняется каждые десять лет в зависимости от численности населения, определяемой по итогам последней переписи). Такой подход, базирующийся на более раннем компромиссе, достигнутом при решении вопроса о структуре Конгресса Соединенных Штатов, удовлетворял требованиям как больших, так и малых штатов Америки.

    Порядок избрания выборщиков был оставлен на усмотрение законодательных органов штатов, что позволило снизить уровень недоверия к центральной власти со стороны регионов.

    В интересах обеспечения баланса между законодательной и исполнительной ветвями федеральной власти члены Конгресса и служащие федеральных органов власти не могли избираться на должности выборщиков.

    Выборщики должны были проводить собрания только в рамках своего штата. Такой порядок, как полагали, позволял исключить коррупцию, подкуп, продажу служебной информации и внешнее влияние.

    Чтобы исключить ситуацию, при которой выборщики голосуют лишь за «любимого сына» своего штата, каждый выборщик был обязан отдать два голоса за кандидата в президенты страны. Причем один голос должен быть обязательно подан за кандидата от другого штата. Предполагалось, что победителем в этом случае скорее всего будет устраивающий почти всех второй кандидат.

    Официально оформленные голоса выборщиков опечатывались и направлялись из штатов в адрес председателя Сената Соединенных Штатов, который вскрывал конверты с итогами голосования в присутствии членов обеих палат Конгресса Соединенных Штатов и объявлял результаты.

    Кандидат, набравший абсолютное большинство голосов выборщиков (не менее половины плюс один голос), становился президентом Соединенных Штатов. Кандидат, занявший второе место, становился вице-президентом. В материалах конституционного съезда не содержится какого-либо упоминания о должности выборщика. Она была учреждена в более поздние годы.

    В том случае, когда ни один из кандидатов не набирал абсолютного большинства голосов выборщиков, или когда два кандидата набирали равное количество голосов выборщиков, Палата представителей (как палата Конгресса, наиболее тесно связанная с избирателями) выбирала президента из числа первой пятерки претендентов. Каждый штат (чтобы не ущемить интересы малых штатов) голосовал за президента, имея лишь один голос. Победителем объявлялся кандидат, набравший абсолютное большинство голосов. В этом случае вице-президентом объявлялся кандидат, набравший наибольшее количество голосов выборщиков. Если и в этом случае не было ясности (т.е. когда кандидаты набирали равное количество голосов выборщиков), члены Сената Соединенных Штатов делали окончательный выбор.

В целом, эта схема оказалась довольно сложной. Однако необходимо признать, что она была вполне разумной, поскольку вся работа выполнялась без участия политических партий и проведения каких-либо общенациональных предвыборных кампаний. Более того, обеспечивалось поддержание баланса сил и необходимого уровня доверия к центральным властям. И то, что многие считают этот институт анахронизмом, не отвечающим новым задачам, в значительной степени объясняется тем, что коллегия выборщиков была создана в условиях совершенно иной среды.

Второй вариант

Первый вариант положений о коллегии выборщиков действовал в течение лишь четырех президентских циклов. Это был период, когда в стране стали появляться политические партии. Люди, открыто осуждавшие политические партии, в частном порядке способствовали их формированию. Следует подчеркнуть, что идея создания политических партий приобрела поддержку в обществе благодаря убедительным трудам таких философов, как Эдмунд Бурке и Джеймс Медисон.

Одним из неожиданных результатов усилий по созданию политических партий явился эпизод, когда в ходе президентской кампании 1800 г. выборщики от Демократическо-Республиканской партии отдали кандидатам Томасу Джефферсону и Аарону Берру (оба от одной и той же политической партии) равное количество голосов. Эта ничья была разрешена Палатой представителей в пользу Джефферсона. Но для этого потребовалось 36 голосований и серьезные переговоры, которые в то время считались неприличными. Поскольку коллегия выборщиков была учреждена прежде всего для того, чтобы исключить такого рода политическую торговлю, Конгресс Соединенных Штатов и законодательные органы штатов в спешном порядке утвердили Поправку XII к Конституции Соединенных Штатов в сентябре 1804 г.

Для предотвращения ничейных результатов при голосовании выборщиков, что стало возможным (хотя и отнюдь не неизбежным) при возникновении политических партий (а также для того, чтобы облегчить избрание президента и вице-президента от одной и той же политической партии) Поправка XII лребует, чтобы каждый выборщик указывал в своем бюллетене лицо, за которое он голосует как за президента, и в отдельном бюллетене лицо, за которое он голосует как за вице-президента. Отныне выборщик более не мог отдавать два голоса за президента, полагая, что кандидат, занявший второе место, будет избран на должность вице-президента. Поправка XII к Конституции Соединенных Штатов также гласит, что если ни одно лицо не получит такого большинства голосов, тогда из лиц (не более трех из числа тех, за которых голосовали как за президента), имеющих наибольшее число голосов, Палата представителей незамедлительно выбирает президента и голосует бюллетенями. Точно также, если ни одно лицо не получит большинства голосов, необходимого для избрания на должность вице-президента, тогда из двух лиц, которые получили наибольшее число голосов среди всех кандидатов, находившихся в списке, Сенат выбирает вице-президента. Все остальные особенности коллегии выборщиков были оставлены без изменений, включая норму, согласно которой кандидат в президенты и кандидат в вице-президенты не должны представлять штат данного выборщика. Это требование также исключало возможность выборщиков голосовать за «любимых сыновей» своих штатов.

Короче говоря, к 1800 г. политическая принадлежность выборщиков уже стала вступать в противоречие с их географическим происхождением, что порождало новые проблемы в процессе избрания президента. Внеся, казалось бы, незначительные изменения в Конституцию Соединенных Штатов, Поправка XII на самом деле фундаментально изменила роль коллегии выборщиков и одним махом признала политические партии в качестве силы, участвующей в процессе избрания президента Соединенных Штатов.

При этом следует подчеркнуть, что идея прямого избрания президента не особенно выдвигалась в качестве альтернативы реформированию института коллегии выборщиков. Это, возможно, объясняется тем обстоятельством, что за какие-то полтора десятка лет страна не особенно сильно изменилась в географическом и демографическом отношении. Возможно, причина состоит и в том, что издержки Французской буржуазной революции (и ее быстрое вырождение в диктатуру) привели к тому, что популисты взяли паузу для того, чтобы обдумать разумность излишне прямой демократии.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта