Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Правитель: Я вам приказываю, чтобы вы мне платили, а вы мне платите, чтобы я вам приказывал. Карел Чапек


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


23.09.2020, среда. Московское время 14:32

Материал для доклада Председателя ЦИК России на совещании председателей и секретарей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по вопросам подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации

г. Москва,
27 января 2000 года

Уважаемые коллеги!

Разрешите начать свое выступление со слов сердечной благодарности Вам от имени Центральной избирательной комиссии за успешную работу в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания третьего созыва!

Несмотря на то, что прошедшая избирательная кампания была для организаторов выборов очень сложной, особенно в части применения новых норм закона, все же не это доставляло и вам, и нам известную долю хлопот.

Основные трудности возникли не в правовой или правоприменительной сфере, а были привнесены в избирательный процесс политическими силами, участвующими в избирательной кампании. Причем накал политической борьбы, противостояние соперников как в федеральном, так и в одномандатных округах порой превышал и все допустимые пределы.

Вспомним, как решительно общество требовало честных и чистых выборов, в то время как часто избирательный процесс подвергался на прочность неуемным стремлением попасть во власть любой ценой, в том числе и лиц, связанных с криминалом, а также экстремистских сил.

Несмотря на столь неординарную ситуацию, избирательным комиссиям во взаимодействии с органами власти, конструктивными политическими силами, в целом удалось провести кампанию в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, удержать избирательный процесс в правовом поле.

Успешно решена главная задача, которой мы, организаторы выборов, посвятили второе полугодие минувшего года. Избран состав Государственной Думы, которая 18 января 2000 года начала свою работу.

Пользуясь предоставленной возможностью, должен передать вам, и делаю это с большим удовольствием, слова благодарности за выполненную работу, о чем меня просил первый Президент Российской Федерации на личной встрече 21 декабря 1999 года.

Разумеется, благодарность главы государства касается всей системы избирательных комиссий, обеспечивших нормальный ход избирательного процесса. Напомню, это почти миллионный состав 88 комиссий субъектов Российской Федерации, 224 окружных, 2700 территориальных и 94 тысяч участковых избирательных комиссий.

Итоги этой работы таковы. Из 5800 кандидатов в депутаты, которые вели бескомпромиссную борьбу за места в Государственной Думе третьего созыва, успеха добились 225 в федеральном округе и 216 - в одномандатных избирательных округах, или каждый 13-ый претендент.

На этот раз представительный характер Государственной Думы вполне очевиден: в выборах участвовали 67 млн. избирателей, что составило почти 62 процента. А шесть преодолевших пятипроцентный барьер избирательных объединений и блоков набрали 81,37 процента голосов. 4 года назад этот показатель составлял 50,5 процента голосов.

О результатах выборов по федеральному округу. Из 139 зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации общероссийских политических общественных объединений в избирательный марафон включились 89.

Половина участвовала в выборах самостоятельно, а остальные объединились в 11 блоков. В установленные законом сроки представили подписные листы и другие документы 32 избирательных объединения и блока.

После проверки 150 тысяч подписных листов с 1,5 миллионами подписей и 20 тысяч иных документов были зарегистрированы федеральные списки 26 избирательных объединений и блоков, включенных впоследствии в избирательные бюллетени (по залогу - 16, на основе подписей - 10).

Четырем избирательным объединениям было отказано в регистрации федеральных списков. Это «Либерально-демократическая партия России», «Движение «НУР», «Фронт национального спасения» и «Российская Консервативная Партия Предпринимателей».

Кроме того, по иным причинам были сняты с предвыборной дистанции объединения «Спас» и «Экологическая партия России «Кедр».

По результатам голосования пятипроцентный барьер среди избирательных объединений и блоков преодолели только 6 объединений и блоков. (В 1995 году - это сделали 4 из 43 объединений и блоков).

Нам представляется, что результаты волеизъявления россиян отразятся и на политическом, и на электоральном поле даже через несколько лет. Ведь избирательные объединения и блоки, которые принято называть аутсайдерами, понесут кроме моральных, также и существенные материальные потери.

Например, 15 незадачливых претендентов на мандаты в федеральном округе, которые шли на выборы по денежному залогу, и набрали менее 3 процентов голосов, расстанутся с суммой, превышающей 31 млн. рублей.

18 объединений и блоков, за которые проголосовали менее 2 процентов избирателей, вернут 4 млн. рублей. Эти средства были им перечислены ЦИК России. А также возвратят компенсацию на транспортные расходы.

Наконец, в среднем около 10 млн. рублей должен вернуть каждый из них за бесплатное предоставление телерадиоэфира и печатной площади в периодических средствах массовой информации с государственным участием.

Кто этого не сделает, в следующей избирательной кампании на государственную финансовую поддержку может не рассчитывать.

Выборы проводились в 224 одномандатных избирательных округах, кроме округа N31, Чеченская Республика. Было зарегистрировано 2226 кандидатов, из них 759 - на основании избирательного залога.

Распределено 216 мандатов. В восьми округах выборы не состоялись по причине «протестного» голосования избирателей, там 26 марта будут проводиться повторные выборы.

Кому же достались мандаты?

111 - кандидатам выдвинутым избирательными объединениями и блоками 101 - кандидатам, выдвинутым избирателями, а 4 - кандидатам-самовыдвиженцам.

Наибольшее число депутатских мест по одномандатным округам завоевали: «КПРФ» - 46, «ОТЕЧЕСТВО - ВСЯ РОССИЯ» - 31, «МЕДВЕДЬ» -9, «НДР» - 7, «Союз Правых сил» - 5, «ЯБЛОКО» - 4.

По сравнению с 1995 годом, когда среди избранных в одномандатных округах депутатов были представители 23 объединений и блоков, на прошедших выборах эта цифра сократилась почти вдвое (13).

Обращает на себя внимание и то, что как и в федеральном округе, в одномандатных округах насчитывается очень много претендентов на мандаты, чьи претензии на место в Государственной Думе были необоснованны.

53,5 процента кандидатов получили менее пяти процентов голосов.

Лишь 26 кандидатов набрали более половины голосов избирателей.

Большое число избирателей (7,7 млн. человек, или 11,6 процента) проголосовали «против всех кандидатов».

О составе Государственной Думы третьего созыва.

В ней по сравнению с прежней Думой почти на четверть меньше стало женщин. За исключением четырех человек все имеют высшее или незаконченное высшее образование.

67 депутатов входили в состав Думы двух предыдущих созывов, 166 -второго созыва. Почти 20 парламентариев являются депутатами с 1990 года. Свыше 97 процентов депутатов - служащие.

Уважаемые коллеги!

Очевидно, уже все ознакомились с порядком нашей работы сегодня и завтра, обратили внимание, что практически по всем основным направлениям работы ЦИК России в соответствии с их распределением выступят члены Комиссии.

Это освобождает меня от детальной характеристики каждого участка нашей совместной работы. Остановлюсь на некоторых особенностях хода подготовки и проведения декабрьских выборов.

У нас с вами была обновленная и вполне приемлемая правовая база выборов.

Кроме Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы действовал базовый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Были внесены соответствующие изменения и дополнения в законы «Об общественных объединениях» и «О милиции». В период избирательной кампании вступил в силу Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц за нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».

В целях единообразного применения избирательного законодательства ЦИК России приняла и направила в комиссии почти 40 инструкций и разъяснений, касающихся практически веек этапов избирательной кампании.

Мы полагали, и сейчас не отказываемся от выбранной позиции, что в целом нам сообща удалось добиться слаженной работы, единых подходов к реализации возложенных функций.

Не могу в этой связи не упомянуть опубликованный позавчера в «Независимой газете» пассаж известного по телеэкрану адвоката Анатолия Кучерены. Он, например, характеризовал наши разъяснения, взяв слово разъяснения в кавычки, как чудовищные, как шедевр правового бескультурья.

Что тут скажешь? Очевидно, этому раскрученному адвокату до сих пор неизвестно, что Верховный Суд на этот счет высказался совсем наоборот и признал все наскоки на разъяснения Комиссии так называемых экспертов необоснованными.

Никого не может оставить равнодушным ситуация в сфере предвыборной агитации, особенно в части, касающейся средств массовой информации.

И если на ранней стадии избирательной кампании ЦИК России удавалось пресекать допускаемые здесь противоправные действия, то непосредственно в период предвыборной агитации на каналах «ОРТ», «РТР» и «ТВ-Центр» была развернута настоящая информационная война.

Остановить ее без должной поддержки Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций было практически невозможно. Только за пять дней до дня голосования были вынесены предупреждения «ОРТ» и «ТВЦ». Но это были уже запоздалые меры. Впрочем, во многих регионах страны положение дел не сильно отличалось от федерального уровня. В некоторых и вовсе не отличалось.

Еще два момента хотелось бы отметить. Во-первых, - это укрепление позиций ГАС «Выборы» в избирательном процессе. Нет ни одного факта, ставящего под сомнение передаваемые с помощью автоматизированной системы сведения.

Во-вторых, при проведении декабрьских выборов в отличие от кампаний 1995 и 1996 годов, когда система использовалась главным образом в дни голосования и подведения итогов выборов, ГАС «Выборы» применялись на всех этапах избирательной кампании.

Совершенно новым в практике системы было решение задачи контроля за поступлением и расходованием средств избирательных фондов.

Однако не все было гладко и в автоматизированных технологиях. На этапе выдвижения и регистрации кандидатов сведения о них передавались с существенным опозданием, иногда - не полностью. Избирательные комиссии Ивановской области и г.Москвы, например, передали средствами ФКЗ «Кандидат/Депутат» такие сведения только в ноябре.

Напомню, что в день голосования в Останкино действовал Федеральный информационный центр «Выборы-99». Обеспечение его работы также стало одной из задач автоматизированной системы.

О результативности наших усилий можно сказать следующее. В 21.00 19 декабря на КСА ЦИК России были сформированы первые данные о предварительных итогах голосования как по федеральному округу, так и по одномандатным округам. Данные были получены от 781 территориальной комиссии 32 субъектов Российской Федерации.

В целом без сбоев действовала автоматизированная система на приеме и обработке информации. Отмечу лишь отставание в передаче предварительных итогов голосования из Башкортостана, Дагестана, Татарстана и Московской области. К примеру, на 12 часов 20 декабря оперативная информация не поступила от 10 территориальных комиссий Башкортостана, 19 комиссий Дагестана, 21 комиссии Татарстана.

В этой связи не могу не разделить озабоченность ряда руководителей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, в частности, Кировской и Оренбургской областей, приславших нам свои предложения о дальнейшем совершенствовании ГАС «Выборы».

Полагаю, нам сообща придется подумать, как добиться назначения на должность системных администраторов квалифицированных специалистов, повысить интенсивность их обучения; какие меры дополнительного стимулирования можно применять к лучшим из них; как, наконец, решить проблему своевременного внедрения новых версий задач ГАС «Выборы», а не накануне выборной кампании.

Не могу, хотя бы в нескольких словах, не сказать еще об одной, впервые решаемой комиссиями в ходе подготовки к выборам задаче. Речь идет о противостоянии криминализации представительной власти.

На прошедших выборах сообща удалось создать серьезную преграду для прохождения в Государственную Думу лиц, связанных с криминалом.

Только один факт: ни один из тех, кого в средствах массовой информации чаще всего называли подобными лицами, не стал депутатом Государственной Думы третьего созыва.

Парламентские выборы проводились в обстановке реальной открытости и гласности. Ход избирательной кампании отражали более 3 тысяч телерадиокомпаний и периодических печатных изданий.

Общественный контроль за выборами осуществляла почти миллионная армия российских и около 1200 иностранных (международных) наблюдателей из 58 стран и 105 международных организаций.

Коллеги!

Большинство из вас непосредственно наблюдали, как действуют иностранные наблюдатели. Позволю себе доложить вам, как они оценили избирательную кампанию.

На состоявшейся 20 декабря пресс-конференции руководители международных организаций Х.Дайн (Дания, Председатель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ), Э.Мюллеман (Швейцария, глава делегации Парламентской ассамблеи Совета Европы) К.Крель (ФРГ, глав? делегации Европейского парламента) и Э.Бруннер (Швейцария, глава миссии наблюдателей ОБСЕ) единодушно высказали весьма позитивную оценку работе избирательных комиссий России.

По официальным оценкам и выводам иностранных наблюдателей, выборы обозначили новый важный этап в развитии демократии и многопартийности в России. Отмечается, что они прошли в полном соответствии с законом, который, в свою очередь, соответствует самым высоким международным стандартам, обеспечивает состязательность и плюрализм, прозрачность на всех стадиях избирательного процесса.

Особенности прошедшей избирательной кампании, с ее чрезвычайно напряженным характером, новеллами законодательства, отсутствием практики их применения, ротацией состава избирательных комиссий всех уровней не могли не повлечь определенных сбоев в избирательном процессе и ошибок, в том числе допускаемых самими организаторами выборов.

Будем самокритичными: касалось это и ЦИК России. Например, Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел 50 жалоб на решения и действия ЦИК России. 6 из них были удовлетворены. Все они связаны с проверкой контролирующими органами сведений об имуществе и доходах кандидатов, включенных в федеральные списки избирательных объединений и блоков.

Вместе с тем Верховный Суд подтвердил правомочность принятых ЦИК России решений по всем принципиальным проблемам правоприменительной практики на прошедших выборах.

По-другому выглядит ситуация в отношении окружных комиссий. Их организующая деятельность не всегда была безупречна в правовом плане. Мы с вами - профессиональные организаторы выборов, работаем на постоянной, штатной основе. Поэтому проходить мимо собственных просчетов не имеем права.

Помните, еще в начале избирательной кампании, предвидя возможные просчеты именно на стадии выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, мы очень убедительно просили вас быть предельно внимательными при принятии решений об отказе в регистрации или об отмене регистрации.

Даже договоренность была достигнута в том, чтобы в этих случаях позиция и оценка ситуации обязательно согласовывалась с ЦИК России. Но на деле этого не произошло.

Многие решения окружных комиссий об отказе в регистрации кандидатов были малоубедительными, а порой и просто сомнительными. В силу этого последовали иски в региональные судебные инстанции, а затем отмена судами юридически ущербных решений. Факты подобного рода имели место более чем в 20 субъектах Российской Федерации.

Хватало работы, учитывая жесткий лимит времени, и Рабочей группе ЦИК России по предварительному рассмотрению жалоб на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц.

Около 130 обращений участников избирательного процесса рассмотрела Рабочая группа в ходе минувшей избирательной кампании. По ее предложениям Центральная избирательная комиссия приняла 96 постановлений.

Абсолютное большинство обращений кандидатов в депутаты (83) касалось решений окружных избирательных комиссий об отказе в регистрации. В связи с отменой регистрации кандидатов рассмотрено 14 жалоб. Дважды обжаловался отказ окружных комиссий в приеме представляемых документов. Только 4 жалобы поданы в связи с вынесением избирательными комиссиями предупреждений кандидатам в депутаты за нарушение ими избирательного законодательства.

Наибольшее количество жалоб поступили из Московской области (12), Республики Башкортостан (11), Краснодарского края (9), города Москвы (8).

Анализ жалоб показывает, что можно выделить три основные группы нарушений законодательства, по которым окружные комиссии отказывали кандидату в депутаты в регистрации или ее отменяли. Это несоблюдение процедуры сбора подписей (46 обращений), существенный характер недостоверности сведений, (33 обращения), и, наконец, проблемы создания и внесения избирательных фондов, расходования средств избирательных фондов и финансовой отчетности (28 обращений).

Среди общих недостатков, устранение которых могло бы снизить количество отказов в регистрации кандидатам в депутаты и обращений в связи с этим в ЦИК России, следует отметить недостаточное взаимодействие отдельных избирательных комиссий с кандидатами в депутаты.

ЦИК России удовлетворила 47 жалоб, или половину от рассмотренных на заседаниях Комиссии. Отказано в удовлетворении требований заявителей в 48 случаях. По одной жалобе на бездействие окружной комиссии ЦИК России обязала ее принять решение по существу.

Однако настораживают не только названные цифры, хотя и в этом содержатся определенные признаки неблагополучия.

Огорчает, что основаниями для пересмотра решений окружных комиссий послужили как неполное исследование ситуации в каждом конкретном случае, так и небрежность в подготовке принципиальных решений, принимаемых даже без всякой мотивации.

По нашим данным, даже сейчас, спустя месяц после выборов, в судах субъектов Российской Федерации находятся жалобы о правонарушениях допущенных в 23 избирательных округах. Что касается характера жалоб, то они в основном связаны с регистрацией кандидатов, предвыборной агитацией и итогами голосования. По мере их рассмотрения будут, если потребуется, вноситься коррективы в данные протоколов о результатах выборов. ЦИК России также отреагирует на судебные решения.

Нельзя не обратить внимания на то, что практически каждая третья жалоба связана с процессом голосования и подведения итогов голосования, ставит под сомнение результаты выборов. Это из ряда вон выходящая практика работы комиссий.

Можно еще понять комиссии, где не только от их усилий зависит чистота избирательного процесса, пример тому - предвыборная агитация, проверки предоставляемых сведений и некоторые другие участки работы.

Но в данном случае речь можно вести только о собственных просчетах. Пресловутые «авось» и «небось» дорого и в прямом, и переносном смысле обходятся обществу, наносят серьезный ущерб всей системе избирательных комиссий.

Уж сколько сил было потрачено на обеспечение голосования в местах временного пребывания избирателей! Но как только дошло до дела, оказалось, что то здесь, то там проявились проблемы. Причем проблемы заведомо решаемые и в правовом, и в организационном плане. Показательным в этом плане выглядит такой пример.

В Республике Башкортостан на избирательном участке N 850 Ленинского района города Уфы, где расположен следственный изолятор, в котором на день проведения выборов содержалось более 2000 человек, имеющих право на участие в выборах, из-за несвоевременного предоставления комиссией необходимого количества ящиков для голосования не проголосовали 179 человек.

Примеры можно было бы приводить еще долго. Только и не столько в их количестве дело. Проблема состоит в том, что кое-где начинает утрачиваться чувство ответственности, зато отчетливо о себе заявляет желание прожить за счет старого багажа.

Еще более неприглядными выглядят случаи, когда к самим организаторам выборов применяют меры уголовной ответственности. Органы прокуратуры расследуют сейчас б уголовных дел, связанных с правонарушениями, выявленными в ходе прошедших выборов.

В двух случаях к уголовной ответственности реально могут быть привлечены члены участковых комиссий Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики и города Первоуральска Свердловской области, которые, судя по материалам, нарушили требования законодательства о порядке подведения результатов голосования.

В Прикубанском районе Карачаево-Черкесской Республики произошло следующее. В день голосования на подоконнике в помещении для голосования и в сумках у нескольких членов участковой комиссии избирательного участка N 164, образованного в поселке Кавказский, были обнаружены ксерокопированные избирательные бюллетени для голосования по одномандатному избирательному округу.

В связи с этим территориальная комиссия признала выборы на избирательном участке N 164 по Карачаево-Черкесскому одномандатному округу N 15 недействительными. Окружная комиссия согласилась с таким решением. Сейчас в рамках уголовного дела ведется расследование.

Полный букет из безобразных действий скомпоновали на избирательных участках 864, 865, 874 города Первоуральска. Здесь и наличие бланков незаполненных протоколов об итогах голосования, подписанных членами комиссий и заверенных печатями, и несоответствие копий протоколов, выданных наблюдателям, протоколам, переданным в территориальную комиссию.

Не хотелось бы комментировать эту ситуацию. Скажу лишь, создается впечатление, что руководители этих комиссий, выслушав наши убедительные просьбы и небезосновательные предостережения на селекторном совещании накануне выборов, сделали все с точностью до наоборот.

Позволю себе в этой связи вновь заявить о позиции ЦИК России по данному вопросу: мы никого не будем выгораживать. Ни о какой консолидированной чести мундира и речи быть не может. Нарушил закон - отвечай!

Вернусь к теме международного наблюдения.

Наряду с высокой оценкой, о которой заявили международные наблюдатели, был высказан ряд претензий непосредственно в отношении некоторых избирательных комиссий. На ряде участков этим наблюдателям не то чтобы содействовать - даже стали препятствовать в осуществлении их миссии. Предъявляемые наблюдателями и выданные ЦИК России аккредитационные удостоверения не помогли. Потребовались какие-то дополнительные подтверждения их полномочий.

У некоторых наблюдателей возникли вопросы в связи с различиями выданных им копий протоколов с результатами голосования с окончательными итогами выборов. Возможно, иностранцам действительно в отдельных случаях была передана не до конца выверенная документация. Но кто заставлял делать это таким образом? В итоге - подозрения и сомнения в легитимности волеизъявления избирателей.

Есть все основания предполагать, что к выборам Президента Российской Федерации будет проявлен повышенный интерес международной общественности.

Члены избирательных комиссий должны проявить максимум внимания к иностранным (международным) наблюдателям. Не требовать от них каких-либо дополнительных документов в подтверждение полномочий. Не создавать не предусмотренных в законодательстве ограничений для их деятельности. Не отказывать в просьбах иностранным (международным) наблюдателям в представлении для ознакомления с подготовленными избирательными комиссиями документами, если об этом нет запрета в Законе.

Полагаю, все здесь присутствующие согласятся, что столь же внимательного отношения к себе заслуживают и наши наблюдатели-соотечественники. По существу это наши коллеги в деле обеспечения чистоты избирательного процесса. «Мешают» они только тем, кто готов отступить от требований закона.

Уважаемые коллеги!

Остановлюсь на задачах, которые предстоит нам вместе решать в ходе подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации.

Мы хотим, чтобы эти выборы были максимально объективными, прошли открыто и гласно, в условиях честного соперничества, без серьезных нарушений требований закона.

Результаты выборов должны в полной мере отразить волю российских избирателей. Ни у кого не должно возникнуть сомнений в их достоверности.

Для этого имеются все предпосылки. Наряду с законом об основных гарантиях избирательных прав действует обновленный закон о выборах Президента Российской Федерации.

Причем, многие его новеллы не только устранили белые пятна в сфере правового регулирования и некоторые недостатки старой версии закона, но и впитали в себя положительную практику федеральных и региональных избирательных кампаний последних лет.

Установлены более жесткие ограничения для использования преимуществ должностного или служебного положения.

Более четко определены правила ведения предвыборной агитации.

Теперь проверка сведений об имуществе и доходах, представленных кандидатами, и источников финансирования избирательной кампании будет проводиться более детально. Контрольно-ревизионная служба при ЦИК РФ начала работу по приему и проверке документов, содержащих сведения о размере и об источниках доходов, об имуществе и обязательствах имущественного характера каждого кандидата, его супруга и детей.

К проверкам привлекаются структуры МВД России, МНС России, ФСБ России, ФСНП России. По мере поступления сведений из вышеуказанных министерств и ведомств будет осуществляться тщательный анализ информации и только после этого будут готовиться справки по каждому кандидату с оценкой значимости выявленных нарушений. На основе обработанных сведений ЦИК России будет принимать решения.

Говоря о взаимодействии с органами власти, отмечу роль в этом постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2000 года N 32 «О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации», в котором детально прописано участие органов исполнительной власти Российской Федерации в избирательной кампании.

Считаем, что подобные акты целесообразно принять в каждом субъекте Российской Федерации и, прежде всего там, где федеральные выборы будут совмещены с региональными и местными выборами.

Напомню, что одновременно с выборами Президента Российской Федерации пройдут повторные выборы в 8 округах (6 субъектов Федерации) депутатов Государственной Думы, выборы 7 глав исполнительной власти и 4 законодательных органов власти 9 субъектов Российской Федерации.

Если к этому добавить проведение дополнительных и повторных региональных и местных выборов в десятках субъектов Российской Федерации, станет ясной актуальность тесного взаимодействия комиссий и органов власти.

У нас появился дополнительный инструментарий для усиления мер воздействия на недобросовестных участников избирательного процесса, в том числе допустивших и административные правонарушения.

Особенно в этом плане интересны нормы об административной ответственности юридических лиц.

Впервые установлена ответственность юридических лиц за 10 составов административных правонарушений: неисполнение решений избирательных комиссий, нарушение условий предвыборной агитации, правил рекламирования коммерческой деятельности участников избирательной компании, изготовление и распространение анонимных агитационных материалов, за одаривание избирателей и т.д. Установленные этим законом штрафы составляют от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Весьма кстати внесены изменения и дополнения в статью 10 закона «О милиции». В соответствии с этими изменениями органы милиции обязаны оказывать содействие членам избирательных комиссий в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность.

Органы милиции должны принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании противоречащей закону предвыборной агитации, попыток подкупа избирателей и информировать комиссии о выявленных нарушениях и принятых в связи с этим мерах.

Уважаемые коллеги!

Президентская избирательная кампания уверенно набирает обороты. На сегодня ЦИК России зарегистрировала 15 инициативных групп избирателей, выдвинувших кандидатов на должность Президента Российской Федерации, которые получили право сбора подписей в пользу своих кандидатов. На старте президентской кампании 1996 года 91 инициативная группа выдвигала 77 кандидатов, но зарегистрированы были только 12.

Кроме того, три избирательных объединения выдвинули своих кандидатов: Консервативная партия России, Либерально-демократическая партия России и Всероссийская политическая партия народа.

Каковы же основные задачи комиссий в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации?

Тезисно они могут быть обозначены следующим образом:

- нужно не откладывая организовать повседневную разъяснительную работу среди избирателей, членов избирательных комиссий, других участников избирательного процесса по вопросам выборного законодательства, начиная с порядка сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов и заканчивая процедурой голосования, в том числе с использованием открепительных удостоверений;
- в установленные сроки предстоит совместно с органами местного самоуправления сформировать территориальные и участковые избирательные комиссии, обеспечить их необходимыми помещениями, связью, транспортом, канцелярскими принадлежностями, бланочной продукцией;
- в обязательном порядке следует организовать обучение членов избирательных комиссий всех уровней навыкам практической работы, обратив внимание на их ответственность за качество списков избирателей, обеспечение сохранности избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений, печатей, другой документации;
- с учетом опыта и уроков парламентских выборов нужно особое значение придать вопросам организации и проведения голосования, в том числе в местах временного пребывания избирателей (СИЗО, больницах, профилакториях и т.д.), а также процедуре подведения итогов голосования;
- в соответствии с требованиями закона мы должны сообща сделать максимум возможного для обеспечения равных условий ведения предвыборной агитации;
- в числе важных направлений работы обеспечение соблюдения требований финансовой дисциплины в части расходования средств, выделенных на проведение выборов. Здесь и вопросы своевременного утверждения смет комиссий, оформления финансовых документов, предоставления финансовых отчетов;
- как и прежде, нельзя упускать из виду вопросы своевременного рассмотрения поступающих жалоб и заявлений участников избирательного процесса.

На сегодняшний день действуют избирательные комиссии, что называется, высшего уровня. Предстоит сформировать территориальные и участковые избирательные комиссии, которые непосредственно обеспечивают взаимодействие системы комиссий с главным субъектом избирательного процесса - избирателями.

Естественно, крайне важен процесс их формирования. В составе этих комиссий будет работать около 1 миллиона человек.

Для решения этой задачи вам, уважаемые коллеги, необходимо заблаговременно (предельные сроки формирования: территориальных комиссий - 9 февраля, участковых комиссий - 6 марта) провести соответствующую работу с руководителями представительных органов местного самоуправления, в чью компетенцию входит назначение членов этих комиссий с правом решающего голоса.

В ходе организационных мероприятий целесообразно не только доложить об особенностях применения норм закона, но и призвать руководителей представительных органов максимально использовать при назначении членов комиссий кадры, прошедшие учебу в рамках реализации региональных программ повышения правовой культуры организаторов выборов.

Естественно, при этом необходимо учитывать и требования Федерального закона о преимущественном назначении в состав этих комиссий представителей избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе и в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

Особенности формирования этих комиссий определены ЦИК России в Разъяснениях о порядке формирования территориальных и участковых избирательных комиссий для подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, в которых обстоятельно изложены необходимые требования, даны практические рекомендации.

Для этой категории организаторов выборов надо заблаговременно подготовить необходимые методические материалы. ЦИК России со своей стороны обеспечит каждую участковую комиссию текстом Федерального закона, комплектом нормативных актов Комиссии, рабочим блокнотов члена комиссии, соответствующими плакатами, другими наглядными пособиями.

Кроме того, планируется на завершающем этапе избирательной кампании провести всероссийское селекторное совещание, в котором должны принять участие руководители территориальных и участковых избирательных комиссий. Посвящено это совещание будет в основном организации голосования и подсчета голосов избирателей.

Выдвижение кандидатов в Президенты России сопровождается сбором подписей избирателей в их поддержку (500 тысяч). Порядок сбора подписей весьма подробно регулируется законом и не требует дополнительных пояснений.

В то же время надо иметь в виду, что существенные нарушения порядка сбора подписей могут служить основанием для отказа в регистрации выдвинутых кандидатов. А грубое или неоднократное нарушение запретов, установленных законом (участие органов управления в сборе подписей, принуждение или подкуп избирателей ставить свою подпись и т.д.), может послужить основанием для отмены регистрации уже зарегистрированного кандидата.

13 февраля заканчивается представление в ЦИК России документов для регистрации кандидатов на должность Президента Российской Федерации. Проверку достоверности представленных сведений, в том числе в подписных листах, предстоит осуществить в весьма сжатые сроки.

В связи с этим у нас в Комиссии создана Рабочая группа по приему и проверке избирательных документов. Но без вашей помощи нам не обойтись. Поскольку и времени очень мало, и объем проверяемых сведений велик. К тому же многие сведения можно проверить только на местах.

Нам представляется, что вам также целесообразно образовать рабочие группы по проверке избирательных документов с включением в их составы необходимых специалистов.

Правовая основа для этого заложена как в законе «О выборах Президента Российской Федерации», так и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13 января 2000 года N 32.

Хотелось бы еще раз обратить внимание на «чистоту» списков избирателей. Проблема до сих пор здесь существует. Я призываю вас взять под ежедневный контроль работу территориальных комиссий со списками избирателей. Хотя время по Календарному плану еще не поджимает, но, учитывая объем и скрупулезность работы, откладывать эту работу на потом недопустимо.

Механическое дублирование списков избирателей, подготовленных для парламентских выборов, также ни к чему хорошему не приведет. Поэтому органы местного самоуправления должны представить новые, выверенные сведения об избирателях. А территориальные комиссии обязаны их еще раз проверить. Серьезных жалоб и претензий от избирателей в отношении этой избирательной процедуры быть не должно.

Анализ правоприменительной практики комиссий в ходе прошедшей парламентской избирательной кампании не является для нас самоцелью. Чрезвычайно важно извлечь из этой практики уроки, используя которые можно эффективнее организовать выборы Президента Российской Федерации.

Разве можно признать нормальной ситуацию, когда на решение конкретной задачи затрачиваются творческие, интеллектуальные усилия большого количества людей, расходуются финансовые средства, и все это сводится на нет из-за цепочки организационных неурядиц?

А ведь именно так можно расценить факты несвоевременной доставки избирательным комиссиям в ряде субъектов Российской Федерации необходимых информационных и методических материалов.

К примеру, в Эвенкийский автономный округ такого рода материалы не попали даже ко дню голосования. В Иркутской области многие участковые комиссии из-за несвоевременных поставок лишились плакатов, иной печатной продукции.

Должен признать, что определенная доля вины за это лежит и на наших аппаратных структурах, ответственных за отправку таких материалов и контролирующих их получение.

Другой урок связан с самой «уязвимой» сферой избирательной кампании - предвыборной агитацией. Особенно это касается ее проведения на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях.

Здесь целый спектр проблем и жалоб, связанных с нарушениями избирательного законодательства, о которых Вам хорошо известно. Это и факты несвоевременного обнародования соответствующими СМИ сведений о размере оплаты эфирного времени либо печатной площади, нарушения графика предоставления эфира, составленного по результатам жеребьевки, иные нарушения, не говоря о вопиющих фактах развязывания информационных войн.

Возникает закономерный вопрос: какие усилия должны предпринять комиссии, чтобы не допускать столь откровенных нарушений?

Во-первых, мы должны быть едины в своей принципиальной позиции. Закон един для всех. Каждый факт его нарушения должен стать предметом гласности, получив адекватную оценку организаторов выборов.

Во-вторых, необходимо уделять особое внимание контактам с руководителями региональных печатных изданий и организаций телерадиовещаний, использовать эти контакты для усиления взаимопонимания.

Знаю по своему опыту, что это подчас непросто, но работать в таком направлении необходимо. Кстати, это наглядно подтвердили проведенные в Комиссии на этой неделе встречи с руководителями телерадиокомпаний, информационных агентств, газет и журналов, посвященных вопросам предвыборной агитации в ходе президентской избирательной кампании.

Разговор на встречах был конструктивным и значительно сблизил наше понимание существующих проблем. Никаких существенных разногласий мы не зафиксировали. Считаю, что это хорошая база для подобных встреч в субъектах Федерации.

В-третьих, в целях предотвращения использования правонарушающих избирательных технологий в сфере предвыборной агитации, избирательным комиссиям необходимо усилить координацию своей деятельности с местными органами внутренних дел. Федеральной службы безопасности, органами прокуратуры.

И еще об одном уроке прошедшей избирательной кампании.

К сожалению, не всем избирательным комиссиям удалось выдержать экзамен на независимость. Не буду называть конкретные примеры, но косвенные признаки «прогибания» перед административным давлением проявились у некоторых наших коллег. И здесь не все так «шито-крыто», как иногда кажется. Сами за себя говорят некоторые решения комиссий, связанные с отказом в регистрации, которые затем отменяются, иные факты.

В связи с этим назрел вопрос об усилении вертикали взаимодействия избирательных комиссий, особенно в части формирования нижестоящих комиссий. Надо выходить из-под административного давления местных и региональных властей. При этом возможны и законодательные изменения в части формирования избирательных комиссий в условиях проведения федеральных выборов.

О совмещении выборов

В Ленинградской, Свердловской и Ярославской областях, например, на некоторых избирательных участках избиратели вынуждены будут заполнять 4 избирательных бюллетеня, а в городе Мончегорске Мурманской области добавится еще и бюллетень для голосования на местном референдуме.

Опыт избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы говорит о том, что совмещать одновременно более трех уровней выборов нецелесообразно.

На территориальные и участковые комиссии ложатся значительные нагрузки, которые зачастую негативно отражаются на качестве работы. Особенно уязвимы в этом отношении члены участковых комиссий. Ведь они без перерыва обязаны подсчитать голоса избирателей и составить протоколы об итогах голосования.

На декабрьских выборах в той же Московской области и городе Москве, где кроме парламентских одновременно проводили выборы глав исполнительной власти и органов местного самоуправления, отмечались факты некачественного оформления протоколов об итогах голосования, происходили сбои в доставке избирательной документации.

Совмещение выборов выявило недостаточность технологического оснащения помещений для голосования. Например, на ряде столичных избирательных участков стационарные ящики для голосования не вмещали опускаемые в них избирательные бюллетени.

В Санкт-Петербурге из-за недостаточного количества кабин для тайного голосования скапливалось значительное количество избирателей, которые нередко заполняли бюллетени, что называется на коленях, невольно ставя под сомнение принцип тайного голосования.

Из некоторых субъектов Российской Федерации мы получили жалобы избирателей, в которых приводились факты того, что избирательные комиссии не обеспечили возможность проголосовать тем избирателям, которые по уважительным причинам не могли самостоятельно прибыть на избирательные участки, хотя своевременно оповестили об этом соответствующие комиссии.

От наблюдателей поступили сигналы и о том, что при подсчете голосов избирателей по региональным и местным выборам в помещениях для голосования отсутствовали увеличенные формы протоколов об итогах голосования подобно тем, что имелись на федеральных выборах. Следовательно, кто идет на совмещение выборов, должны самым тщательным образом подготовиться к этому ответственному действию.

Коротко о финансировании. Для финансирования избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы на счета избирательных комиссий субъектов Российской Федерации было направлено около 1,0 млрд. рублей.

В настоящее время осуществляются сбор и проверка финансовых отчетов от нижестоящих комиссий и готовятся сводные отчеты. В этой связи хотелось бы призвать вас быть принципиальными при оценке произведенных расходов как по их видам, так и по объему затрат.

В федеральном бюджете на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации предусмотрено 2 485,9 млн. рублей. Возможность проведения второго тура голосования учтена.

Из этих средств не менее 85 процентов предполагаем направить в субъекты Российской Федерации для обеспечения деятельности избирательных комиссий всех уровней.

На сегодняшний день Центральная избирательная комиссия Российской Федерации получила практически все запланированные средства. На счета избирательных комиссий субъектов Российской Федерации уже направлено 167,0 млн. рублей.

При распределении средств, как и на предыдущих выборах, целевой строкой будет определен фонд оплаты труда для участковых комиссий. Кроме того, прорабатывается вопрос об увеличении финансирования участковых и территориальных комиссий примерно на 20-25 процентов. При этом нужно иметь в виду и то обстоятельство, что при определении объема финансирования будут учтены и допущенные нецелевые расходы при проведении президентских выборов в 1996 году.

Очевидно, не лишним будет упоминание об обязанности принять исчерпывающие меры по целевому расходованию выделенных средств, а также организации контроля за их использованием.

Непосредственно на обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете на 2000 год предусмотрено около 60 млн. рублей. На I квартал средства Вам направлены в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «О финансировании деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации». Дальнейшее финансирование будет осуществляться с учетом анализа поступивших предложений.

Уважаемые коллеги!

В заключение хотелось бы пожелать вам уверенности в своих силах, мудрости в решении стоящих перед нами, организаторами выборов, задач. Убежден, что мы с вами достойно завершим президентские выборы и не дадим малейшего повода для сомнения в их законности и честном характере.

Спасибо за внимание, надеюсь на заинтересованное, конструктивное обсуждение темы нашего сегодняшнего совещания.




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта