Демократия.Ру




Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующее поколение. Уинстон Черчилль


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


28.03.2024, четверг. Московское время 17:17


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Приложение 2

              к Методическим рекомендациям по выбору вида пропорциональной избирательной системы при подготовке проекта закона субъекта Российской Федерации о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

В настоящем приложении предлагается примерное нормативное регулирование отдельных положений закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего систему закрытых списков с регионализацией единого избирательного округа и установленным заградительным пунктом. Статьи текста закона приводятся без указания номеров и, как правило, не в полном объеме - приводится только пример нормативного регулирования отдельных вопросов, рассмотренных в Рекомендациях.

Статья. Единый избирательный округ

Единый избирательный округ включает в себя всю территорию субъекта Российской Федерации.

Статья. Выдвижение кандидатов

Состав списка кандидатов, порядок размещения кандидатов в списке кандидатов определяются избирательным объединением, избирательным блоком. Избирательное объединение, избирательный блок полностью или частично разбивают список кандидатов на региональные части, соответствующие территориям одного или нескольких одномандатных избирательных округов (далее - региональные части списка кандидатов), при этом должно быть указано, какой территории единого избирательного округа соответствует каждая из региональных частей списка кандидатов. Число региональных частей списка кандидатов не может составлять менее одной трети от числа одномандатных избирательных округов. Каждая из региональных частей списка должна включать не менее двух кандидатов. Общесубъектовая часть списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональных частей списка кандидатов, может включать не более трех кандидатов. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов только один раз.

В список кандидатов могут входить кандидаты, выдвигаемые тем же избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам.

Общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением, избирательным блоком по единому избирательному округу, не может быть меньше числа депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, и не может превышать это число более чем в 2 раза.

Статья. Избирательный бюллетень по единому избирательному округу

При проведении голосования за списки кандидатов в бюллетене в порядке, определяемом жеребьевкой, размещаются краткие наименования избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших списки кандидатов, а также эмблемы этих избирательных объединений, избирательных блоков (если они были представлены в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом) в одноцветном исполнении. Справа от наименования избирательного объединения, избирательного блока помещается пустой квадрат. Под наименованием избирательного объединения, избирательного блока помещаются фамилия, имя и отчество каждого из кандидатов из общесубъектовой части списка кандидатов, а также фамилия, имя и отчество первых трех кандидатов из соответствующей региональной части списка кандидатов. В конце списка наименований избирательных объединений, избирательных блоков помещается строка «Против всех списков кандидатов» с расположенным справа от нее пустым квадратом.

Статья. Порядок голосования

При голосовании избиратель вносит в избирательный бюллетень любой знак в квадрат, относящийся к списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор, либо в квадрат, относящийся к позиции «Против всех списков кандидатов».

Статья. Протокол участковой избирательной комиссии

В строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования по единому избирательному округу вносятся:

    краткие наименования избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших списки кандидатов, в порядке их размещения в избирательном бюллетене и число голосов избирателей, поданных за каждый список кандидатов;

    число голосов избирателей, поданных против всех списков кандидатов.

Статья. Подсчет голосов по единому избирательному округу

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждый список кандидатов, против всех списков кандидатов, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени.

При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.

Число голосов избирателей, поданных за каждый список кандидатов, оглашается и заносится в соответствующую строку протокола об итогах голосования.

Статья. Определение результатов выборов по единому избирательному округу

1. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных непосредственно из территориальных (окружных) избирательных комиссий, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты выборов по единому избирательному округу. Содержащиеся в протоколах территориальных (окружных) избирательных комиссий данные суммируют непосредственно члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.

2. Число избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы по единому избирательному округу, обнаруженных в ящиках для голосования.

3. Если не менее чем за два списка кандидатов, каждый из которых получил 43 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, эти списки кандидатов допускаются к распределению депутатских мандатов. В этом случае списки кандидатов, которые получили менее 4 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, к участию в распределении депутатских мандатов по единому избирательному округу не допускаются.

4. Если за списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов по единому избирательному округу, было подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки кандидатов, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей - иные списки кандидатов, пока общее число голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

5. Если за один список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, а остальные списки кандидатов не были допущены к распределению депутатских мандатов, к участию в указанном распределении допускается также список кандидатов, который получил наибольшее среди остальных списков кандидатов число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу.

6. Списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии со статьями «Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов», «Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов» и «Дополнительное распределение депутатских мандатов» настоящего Закона. При этом до осуществления указанных действий из каждого списка кандидатов исключаются кандидаты, избранные депутатами по одномандатным избирательным округам.

7. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации признает выборы по единому избирательному округу несостоявшимися, если:

    а) в них приняло участие менее 20 процентов4 от числа избирателей, внесенных в списки избирателей;

    б) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили право принять участие в распределении депутатских мандатов;

    в) за списки кандидатов, получившие в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов.

Статья. Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов

1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по единому избирательному округу за списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов в соответствии с настоящим Законом. Эта сумма голосов избирателей делится на число депутатских мандатов, распределяемых по единому избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения мандатов между списками кандидатов.

2. Затем число голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий список кандидатов в результате первичного распределения мандатов.

3. Если после указанных действий одному или нескольким спискам кандидатов, допущенным к участию в распределении депутатских мандатов в соответствии с настоящим Законом, не досталось депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты передаются этим спискам кандидатов. Если после указанных действий остались списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов, но не получившие депутатских мандатов, то число депутатских мандатов, полученных первым и последующими по числу голосов избирателей списками кандидатов, получившими более одного депутатского мандата, уменьшается на один, а освободившиеся мандаты передаются спискам кандидатов, допущенным к участию в распределении депутатских мандатов, но не получившим депутатских мандатов. Если при этом два или более списка кандидатов получили равное число депутатских мандатов, то в первую очередь уменьшается число депутатских мандатов, полученных списком кандидатов, за который было подано меньшее число голосов избирателей.

4. Если после действий, произведенных в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи, остаются нераспределенные депутатские мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем спискам кандидатов, которые не получили депутатские мандаты в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и у которых оказалась наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.

Статья. Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов

1. Депутатские мандаты, полученные списком кандидатов, переходят в первую очередь кандидатам, включенным в общесубъектовую часть списка кандидатов.

2. Оставшиеся после предоставления депутатских мандатов кандидатам из общесубъектовой части списка кандидатов депутатские мандаты, причитающиеся данному списку кандидатов, распределяются внутри списка кандидатов между региональными частями списка кандидатов, в которых остались кандидаты, следующим образом:

    а) определяется число голосов, полученных списком кандидатов в каждой из территорий, которым соответствуют региональные части списка кандидатов (далее - голоса избирателей, поданные за региональные части списка кандидатов);

    б) вычисляется доля (в процентах) числа голосов, указанного в подпункте «а» настоящего пункта, в общем числе избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу на соответствующей территории. При равенстве указанных долей преимущество отдается той региональной части списка кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей;

    в) региональные части соответствующего списка кандидатов располагаются в порядке убывания доли, указанной в подпункте «б» настоящего пункта, и получают поочередно по одному мандату.

3. Оставшиеся после совершения указанных в пункте 2 настоящей статьи действий нераспределенными депутатские мандаты передаются региональным частям списка кандидатов, в которых остались кандидаты, не получившие депутатские мандаты в порядке, установленном подпунктом «в» пункта 2 настоящей статьи.

4. Если в списке кандидатов не осталось кандидатов, депутатский мандат остается вакантным до следующих основных выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья. Дополнительное распределение депутатских мандатов

Если после распределения депутатских мандатов между списками кандидатов возникает необходимость дополнительно распределить один и более депутатских мандатов среди всех списков кандидатов или среди некоторых из них, депутатские мандаты передаются спискам кандидатов, не получившим депутатские мандаты при их распределении в соответствии со значениями дробных частей согласно статье «Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов» настоящего Закона, а если и после этого остаются нераспределенные депутатские мандаты, то они распределяются между списками кандидатов в порядке убывания дробных частей, определенном в соответствии с указанной статьей настоящего Закона.

В дополнительном распределении могут участвовать только списки кандидатов, включающие кандидатов, не получивших депутатских мандатов.

Статья. Замещение вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу

В случае досрочного выбытия депутата, избранного по единому избирательному округу в составе общесубъектовой части списка кандидатов, депутатский мандат передается первому из следующих за избранными кандидату из числа кандидатов, принадлежащих к общесубъектовой части списка кандидатов, а если таких нет, то региональной части того же списка кандидатов в соответствии с очередностью региональных частей, установленной согласно статье «Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов».

В случае досрочного выбытия депутата, избранного по единому избирательному округу в составе региональной части списка кандидатов, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации передает его депутатский мандат следующему за избранными кандидату из числа кандидатов, принадлежащих к той же региональной части этого списка кандидатов в соответствии с порядком размещения кандидатов в списке.

Если в соответствующей региональной части кандидатов не осталось, депутатский мандат передается другой региональной части того же списка кандидатов в соответствии с очередностью региональных частей списка, установленной согласно статье «Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов».

Если в списке кандидатов не осталось кандидатов, депутатский мандат остается вакантным до следующих основных выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.


3 Приведенная в статье величина заградительного пункта условна.

4 Приведенный процент может быть выше.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта