Демократия.Ру




Власть, не основанная на законе, — признак самого ужасного бессилия. И. Гердер


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


11.12.2019, среда. Московское время 03:20

Определение Конституционного Суда РФ от 8 января 1998 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственного Совета Республики Коми о проверке конституционности статей 37 и 39 Закона СССР «О статусе народных депутатов в СССР»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Э.М.Аметистова, Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Ю.М.Данилова, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В.Витрука, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение запроса Государственного Совета Республики Коми,

установил:

1. В Конституционный Суд Российской Федерации обратился Государственный Совет Республики Коми с запросом о проверке конституционности статей 37 и 39 Закона СССР от 21 декабря 1989 года «О статусе народных депутатов в СССР». Заявитель полагает, что оспариваемые им нормы, определяющие неприкосновенность народных депутатов автономных республик и особый порядок привлечения их к уголовной и административной ответственности, подлежат применению в отношении депутатов законодательных органов власти республик в составе Российской Федерации вопреки решению Верховного Суда Республики Коми от 5 сентября 1997 года о том, что эти нормы являются неконституционными и не подлежат применению.

По мнению Государственного Совета Республики Коми, понятия «народный депутат автономной республики» и «депутат законодательного органа власти республики в составе Российской Федерации» идентичны, и поскольку законодательные органы власти республик в составе Российской Федерации являются правопреемниками Верховных Советов автономных республик, положения Закона СССР «О статусе народных депутатов в СССР» об особом порядке привлечения депутатов к уголовной и административной ответственности действуют и подлежат применению в соответствии с пунктом 2 раздела второго Конституции Российской Федерации, согласно которому законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 года, применяются в части, ей не противоречащей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих постановлений сформулировал правовую позицию по вопросу о депутатской неприкосновенности (см. постановления от 30 ноября 1995 года, от 20 февраля 1996 года, от 10 декабря 1997 года). Так, в постановлении по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области отмечается, что согласно Конституции Российской Федерации вопросы неприкосновенности депутатов, затрагивающие аспекты уголовного и уголовно-процессуального законодательства, находятся в ведении Российской Федерации и по ним принимаются федеральные законы (статья 71, пункт «о»; статья 76, часть 1); административное и административно-процессуальное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «к» части 1); по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2). В силу этого законодательство субъекта Российской Федерации не может исключать возможность привлечения депутата к уголовной либо административной ответственности, установленной федеральным законодательством, и тем самым вводить какой-либо иной порядок осуществления правосудия и судопроизводства, чем тот, который предусмотрен Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

В настоящее время федеральный закон, который бы устанавливал неприкосновенность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, особые условия привлечения их к уголовной и административной ответственности, отсутствует. Восполнение этого пробела в федеральном законодательстве - компетенция Федерального Собрания, а не Конституционного Суда Российской Федерации.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут использовать предоставленное им статьей 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы и внести в Государственную Думу проект федерального закона по вопросам неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Государственного Совета Республики Коми о соответствии Конституции Российской Федерации статей 37 и 39 Закона СССР «О статусе народных депутатов в СССР» ввиду неподведомственности поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации.

2. Определение по данному запросу является окончательным и обжалованию не подлежит.

3. Данное определение подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
М.В.Баглай

Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации
Ю.Д.Рудкин




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2019  Карта сайта