Демократия.Ру




Истинная политика не может сделать шага, не присягнув заранее морали, и хотя политика сама по себе — трудное искусство, однако соединение её с моралью вовсе не искусство, так как мораль разрубает узел, который политика не могла развязать, пока они были в. Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


28.03.2024, четверг. Московское время 09:54

Постановление Конституционного Суда РФ от 26 февраля 1993 г. N4-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики досрочного прекращения полномочий народного депутата Российской Федерации»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, заместителя Председателя Н.В.Витрука, судей Э.М.Аметистова, Н.Т.Ведерникова, Г.А.Гаджиева, А.Л.Кононова, В.И.Олейника, Н.В.Селезнева, О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева,

с участием представителя Верховного Совета Российской Федерации М.А.Митюкова - председателя Комитета по законодательству Верховного Совета Российской Федерации,

(гражданин Российской Федерации А.Ф. Дунаев, подавший индивидуальную жалобу, не явился),

руководствуясь частью первой статьи 165 и статьей 165.1 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 части второй статьи 1 и статьей 66 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности правоприменительной практики досрочного прекращения полномочий народного депутата Российской Федерации на основании части третьей статьи 92 Конституции Российской Федерации в редакциях от 27 октября 1989 года и от 24 мая 1991 года.

Поводом к рассмотрению дела, согласно части первой статьи 67 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, явилась индивидуальная жалоба А.Ф.Дунаева. В жалобе содержится требование признать правоприменительную практику досрочного прекращения полномочий народных депутатов при назначении их Президентом Российской Федерации на должности в составе Совета Министров Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации.

Руководствуясь частью четвертой статьи 1, частями первой и второй статьи 32 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1. Заявитель А.Ф.Дунаев обжалует в Конституционный Суд Российской Федерации досрочное прекращение его депутатских полномочий постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 октября 1991 года, считая, что нарушено его конституционное право на исполнение депутатских полномочий.

Основанием досрочного прекращения депутатских полномочий А.Ф.Дунаева явилось назначение его Указом Президента Российской Федерации от 13 сентября 1991 года на должность министра внутренних дел Российской Федерации.

Принимая названное постановление, Верховный Совет действовал на основании пункта 24 части первой статьи 109 Конституции Российской Федерации, согласно которому он решает вопросы досрочного прекращения депутатских полномочий в соответствии с Законом РСФСР «О статусе народного депутата РСФСР».

А.Ф. Дунаев обратился к Съезду народных депутатов Российской Федерации, который, рассмотрев его заявление 21 апреля 1992 года, оставил постановление Верховного Совета без изменения. Тем самым А.Ф.Дунаев исчерпал обычные возможности обжалования оспариваемого им постановления.

2. К моменту принятия Верховным Советом указанного постановления Законом РСФСР от 24 мая 1991 года в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения и дополнения, связанные с учреждением института президентства. Так, пунктом 5 статьи 121.5, устанавливающей полномочия Президента Российской Федерации, Президенту было предоставлено право назначать министров, руководителей комитетов и ведомств Российской Федерации.

Одновременно из статьи 109 было исключено соответствующее полномочие Верховного Совета. Вместе с тем часть третья статьи 92, согласно которой, в частности, лица, входящие в состав Совета Министров Российской Федерации (за исключением его Председателя), «не могут быть депутатами в Совете, которым они назначаются или избираются», необходимым изменениям не подверглась.

Вопрос о порядке назначения министров является подчиненным по отношению к принципу разделения властей, заложенному в данной редакции статьи 92 Конституции, а также в нормах законов РСФСР от 27 октября 1989 года «О выборах народных депутатов РСФСР», от 15 ноября 1990 года «О статусе народного депутата РСФСР», в статье 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года и получившему специальное закрепление в статье 3 Конституции в редакции от 21 апреля 1992 года.

Именно этот принцип обусловливает несовместимость поста министра со статусом народного депутата Российской Федерации, что нашло отражение во всех вышеприведенных законодательных актах. Так, в статье 12 Закона РСФСР «О выборах народных депутатов РСФСР» указывается, что лица, входящие в состав Совета Министров Российской Федерации, руководители ведомств Российской Федерации не могут быть одновременно народными депутатами Российской Федерации. Пункт «б» статьи 10 Закона РСФСР «О статусе народного депутата РСФСР» устанавливает, что полномочия народного депутата Российской Федерации прекращаются досрочно в случае его избрания или назначения на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий народного депутата Российской Федерации. Причем в обоих законодательных актах не говорится о каком-либо значении того факта, кем избрано или назначено то или иное должностное лицо.

Законом Российской Федерации от 3 ноября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О выборах народных депутатов РСФСР» статья 12 дополнена частью третьей: «Полномочия народных депутатов Российской Федерации, назначенных или избранных на указанные должности, прекращаются с момента их назначения или избрания на указанные должности».

Это требование было окончательно закреплено в редакциях статьи 92 Конституции Российской Федерации от 21 апреля 1992 года (лица, входящие в состав Совета Министров Российской Федерации, не могут быть депутатами Российской Федерации) и от 9 декабря 1992 года (члены Правительства Российской Федерации, а также их заместители не могут быть одновременно народными депутатами Российской Федерации, причем их полномочия прекращаются с момента назначения или избрания на эти должности). По сравнению с первоначальной редакцией статьи 92 последующие редакции лишь более четко и определенно выразили нормативно закрепленный ранее принцип разделения властей.

Решая проблему досрочного прекращения депутатских полномочий, следует исходить из того, что лица, входящие в состав Правительства Российской Федерации, не могут быть народными депутатами Российской Федерации согласно принципу разделения властей независимо от порядка их назначения. При этом народные депутаты не лишаются депутатских полномочий - их полномочия досрочно прекращаются.

Таким образом, оспариваемая А.Ф.Дунаевым правоприменительная практика досрочного прекращения депутатских полномочий народных депутатов Российской Федерации при назначении их Президентом Российской Федерации на должности в составе Совета Министров Российской Федерации соответствует требованиям статьи 92 Конституции Российской Федерации в редакциях от 27 октября 1989 года и от 24 мая 1991 года, а также требованиям статьи 12 Закона Российской Федерации «О выборах народных депутатов Российской Федерации» и статьи 10 Закона РСФСР «О статусе народного депутата РСФСР».

3. Согласно пункту 24 части первой статьи 109 Конституции Российской Федерации и пункту «б» статьи 10 Закона РСФСР «О статусе народного депутата РСФСР» решение о прекращении полномочий народного депутата Российской Федерации принимается Верховным Советом Российской Федерации. В законе нет прямого указания на то, что при решении вопроса о прекращении полномочий депутат приглашается на сессию Верховного Совета. Поэтому неуведомление А.Ф.Дунаева о рассмотрении Верховным Советом Российской Федерации вопроса о досрочном прекращении его полномочий в качестве народного депутата не может рассматриваться как нарушение закона.

В связи с тем, что полномочия народного депутата Российской Федерации прекращаются, а не приостанавливаются, депутатский мандат этому лицу не восстанавливается и в случае, если он покинет пост министра.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 165.1 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 части второй и частью четвертой статьи 1, пунктом 1 части первой статьи 71 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации

постановил:

1. Признать правоприменительную практику досрочного прекращения полномочий народного депутата Российской Федерации в связи с назначением на должность в составе Совета Министров Российской Федерации соответствующей Конституции Российской Федерации.

2. Согласно статьям 49 и 50 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.

3. Согласно части первой статьи 84 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее Постановление подлежит опубликованию в «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» не позднее чем в семидневный срок после его изложения. Постановление должно быть также опубликовано в «Российской газете».




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта