Демократия.Ру




Просто замечательно, что Владимир Путин сказал о книгах - это, действительно, наше духовное богатство. Михаил Прусак, 26 апреля 2007г., комментарии пресс-центру администрации Новгородской области


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.08.2019, понедельник. Московское время 19:43


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Организации СМИ и кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки

45. Можно ли кандидату агитировать за другого кандидата?

Практика выдвижения кандидатов, заведомо не ставящих целью свое избрание, для осуществления деятельности в пользу другого кандидата нарушала принцип равенства кандидатов, в связи с чем в обновленном законодательстве о выборах предусмотрен ряд уточнений. В частности, кандидат не вправе использовать свой избирательный фонд, предоставленное ему бесплатное и платное эфирное время, печатную площадь для поддержки другого кандидата. Исключение составляет проведение предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, выдвинутыми избирательным объединением, избирательным блоком, а также избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшими этих кандидатов, в отношении зарегистрированных кандидатов, выдвинутых этим же избирательным объединением, избирательным блоком.

46. Как в законодательстве регулируются вопросы проведения совместных агитационных мероприятий?

В действующем избирательном законодательстве увеличен объем времени, выделяемого зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам для совместного проведения дискуссий. Таким образом, предлагается установить дополнительную гарантию формирования избирателями собственного мнения о кандидатах. Такое увеличение весьма позитивно, поскольку проведение дебатов является одним из наиболее действенных способов узнать позиции кандидатов по вопросам, представляющим общественный интерес, их качества как публичных политиков, привлечь избирателей к обсуждаемым вопросам и побудить их к участию в избирательном процессе: как правило, за дебатами наблюдает значительное число избирателей. Однако если на каждого зарегистрированного кандидата из общего объема бесплатного эфирного времени придется менее 5 минут эфира, данное мероприятие проводиться не будет.

Федеральным законом об основных гарантиях предусмотрена обязанность личного участия зарегистрированных кандидатов (в том числе из списка кандидатов) в совместных мероприятиях. Исключения из этого правила возможны только на основании специального закона. Таким исключением на выборах Президента Российской Федерации является то, что в совместных агитационных мероприятиях, проводимых на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания, вместо зарегистрированного кандидата может участвовать его доверенное лицо (п. 9 ст. 52 Федерального закона о выборах Президента).

47. Предусмотрен ли возврат государственным и муниципальным СМИ стоимости предоставленных бесплатно эфирного времени и печатной площади?

Федеральным законом о выборах депутатов для политической партии, избирательного блока, получивших менее 2 процентов голосов избирателей на выборах, предусмотрена обязанность возместить государственным организациям СМИ стоимость бесплатно предоставленных эфирного времени и печатной площади.

Кроме того, те политические партии, которые являются должниками по итогам избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы в 1999 году, бесплатного эфирного времени не получат. Это правило будет распространяться и на их правопреемников, и на блоки, которые возьмут в свою схему блокирования то или иное политическое объединение, являющееся должником по итогам выборов 1999 года (п. 14 ст. 71, п. 4 ст. 98 Федерального закона о выборах депутатов).

48. Кто должен оплачивать бесплатное эфирное время и печатную площадь, предоставляемую кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам?

В соответствии с п. 10 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях расходы государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций. Это означает, что данные организации должны планировать указанные выше расходы. Кроме того, эти расходы могут и должны учитываться в числе прочих при определении объемов денежных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, на поддержку СМИ (ч. 11 п. 1 ст. 85, ч. 8 п. 1 ст. 86, ч. 3 п. 1 ст. 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

49. Какой общий объем бесплатных эфирного времени и печатной площади должен быть выделен государственными (муниципальными) СМИ в случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний?

В случае совпадения в ходе избирательных кампаний периодов проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях общий объем бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади не увеличивается без согласия на то организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания (п. 3 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях). Для бесплатного эфирного времени обязательный объем в таких случаях не должен превышать объема, установленного п. 3 ст. 51 Федерального закона об основных гарантиях. Для бесплатной печатной площади общий объем должен исчисляться исходя из максимального объема среди объемов, установленных законами, по которым проводятся выборы. В рассматриваемых случаях все зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, указанные в п. 1 ст. 51 Федерального закона об основных гарантиях, должны получать равные объемы бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади. Вместе с тем по договоренности между соответствующей комиссией и организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания указанные объемы могут быть увеличены.

В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний и совпадения в ходе указанных кампаний периодов проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях зарегистрированный кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, вправе получить бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь в государственных и муниципальных организациях телерадиовещания и периодических печатных изданиях в объеме, не превышающем объем, который должен быть предоставлен ему на выборах более высокого уровня (п. 12 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях).

50. Когда оплачивается эфирное время при заключении договора: до или после предоставления эфира? Какой документ и кому при этом представляется?

Федеральным законом об основных гарантиях установлено, что предоставление бесплатного и платного эфирного времени производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания и кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком до предоставления эфирного времени (п. 11 ст. 50).

Требование обязательной и полной предоплаты вместе с указанием на то, какой документ, подтверждающий оплату, и кому при этом представляется, содержится в п. 13, 19 ст. 60 Федерального закона о выборах депутатов. Согласно указанной норме платежный документ филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени должен быть представлен зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации должна быть представлена указанными субъектами в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанных условий предоставление эфирного времени не допускается, что означает строгую обязательность полной и документально подтвержденной предоплаты эфирного времени из избирательного фонда. Аналогичное положение содержится в п. 21 ст. 52, п. 13 ст. 53 Федерального закона о выборах Президента.

51. Не противоречит ли закону установление определенного срока оплаты эфирного времени?

В соответствии с п. 18 ст. 60 Федерального закона о выборах депутатов в договоре о предоставлении платного эфирного времени должны быть определены такие обязательные условия, как размер и порядок оплаты платного эфирного времени, в том числе и срок оплаты, который устанавливается по соглашению сторон. При этом следует учитывать, что организации телерадиовещания обязаны обеспечивать единые условия оплаты для всех кандидатов, политических партий, избирательных блоков (п. 8 ст. 59 Федерального закона о выборах депутатов). Сроки оплаты эфирного времени, печатной площади, определяемые в договоре, не могут быть установлены в нарушение требований п. 19 ст. 60, п. 13 ст. 61 Федерального закона о выборах депутатов, согласно которым копия платежного документа филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени, печатной площади должна быть представлена зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком в организацию СМИ до предоставления эфирного времени, печатной площади. В случае нарушения указанных условий предоставление эфирного времени, печатной площади не допускается.

52. Какие требования предусмотрены к договору о предоставлении платного эфирного времени зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку? Каков порядок его исполнения?

Договор должен быть составлен в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом обязательных требований, содержащихся в законе, регулирующем проведение конкретной избирательной кампании.

Так, в Федеральном законе о выборах депутатов (п. 18 ст. 60) предусмотрено, что в договорах о предоставлении платного эфирного времени в обязательном порядке должны быть указаны: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле-, радиопередаче. Кроме указанных условий в договоре могут быть предусмотрены и иные условия, обеспечивающие выполнение требований к агитационным материалам, размещаемым кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками в СМИ.

После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени выхода ее в эфир. Федеральными законами о выборах депутатов (п. 21 ст. 60), Президента Российской Федерации (п. 3 ст. 52) также установлено, что в случае, если в ходе использования платного эфирного времени зарегистрированный кандидат, политическая партия, избирательный блок нарушат условия, установленные соответствующим Федеральным законом, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора на предоставление эфирного времени.

53. Согласие зарегистрированного кандидата, политической партии, избирательного блока на выполнение платных работ и оказание платных услуг может быть выражено в любой письменной форме, в том числе путем подписания гражданско-правового договора на выполнение платных работ и оказание платных услуг. Является ли факт заключения кандидатом договора выражением его согласия?

Гражданско-правовой договор не является выражением согласия кандидата в смысле требований избирательного законодательства (п. 5 ст. 59 Федерального закона об основных гарантиях). В связи с этим предоставление договора, заключенного между кандидатом, политической партией, избирательным блоком и организацией телерадиовещания не может рассматриваться как выполнение требования п. 13 ст. 59 Федерального закона о выборах депутатов, согласно которому организации телерадиовещания, предоставившие эфирное время зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, обязаны по запросам соответственно избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации представлять им документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата, политической партии, избирательного блока на выполнение платных работ и оказание платных услуг.

Форма документов, подтверждающих согласие зарегистрированного кандидата, политической партии, избирательного блока на выполнение платных работ и оказание платных услуг, будет утверждена ЦИК России в рамках Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

54. Является ли нарушением такая ситуация: в предвыборном ролике кандидата появляется федеральный министр и говорит, как много кандидат делает для блага соответствующего региона. Он не в отпуске, но не знает, что этот ролик будет использован именно в агитационной кампании. Можно ли вменить этот ролик в вину кандидату или закон нарушил федеральный министр?

Федеральным законом об основных гарантиях запрещено ссылаться в агитационных материалах на положительные высказывания о кандидате лиц, которым законом запрещено проведение предвыборной агитации (в том числе федеральных министров - лиц, замещающих государственные должности категории «А»), если такие высказывания были обнародованы после официального опубликования решения о назначении выборов (п. 9 ст. 48). Если они были обнародованы через то или иное СМИ до официального опубликования решения о назначении выборов, кандидат вправе их использовать, указав дату их обнародования и СМИ, в котором они были обнародованы. В этом случае ответственность не наступает ни для кандидата, ни для министров. Если же используется материал, обнародованный после официального опубликования решения о назначении выборов, или материал, который вообще не был обнародован, и лица, фигурирующие в нем (федеральные министры и другие лица, замещающие государственные должности категории «А»), не знают о его использовании, то они не могут нести ответственности. Правонарушение в данном случае совершает кандидат.

55. Согласно п. 9 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях использование изображения физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке в агитационных материалах кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков возможно только с письменного согласия данного физического лица. Обязаны ли организации телерадиовещания требовать представления доказательств этого согласия или контроль за выполнением этого требования осуществляют избирательные комиссии?

Ответственность за выполнение данного требования несет кандидат, политическая партия, избирательный блок. Организация СМИ не имеет права требовать подтверждение согласия на использование изображения физического лица либо его позитивных высказываний, поскольку согласно п. 9 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях этим правом наделены избирательные комиссии. Вместе с тем во избежание возможных недоразумений рекомендуется при заключении договоров на предоставление эфирного времени, печатной площади оговаривать обязанность соблюдения кандидатом, политической партией, избирательным блоком данного требования закона.

56. Возможно ли при проведении предвыборной агитации в СМИ во время агитационного периода использование в агитационных материалах изображения кандидата в кругу его семьи вместе с супругом, родителями, детьми, в том числе несовершеннолетними?

Положение Федерального закона об основных гарантиях, согласно которому запрещено привлекать к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут 18 лет на день голосования (п. 6 ст. 48), не подлежит расширительному толкованию. В связи с этим данное положение должно применяться лишь в тех случаях, когда само изображение физического лица используется для достижения агитационного эффекта. Исходя из этого лишь в ряде случаев в агитационных материалах в силу запрета, предусмотренного п. 6 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях, не может использоваться изображение несовершеннолетних детей, а именно в том случае, когда наличествует факт привлечения лиц, не достигших на день голосования 18 лет, к проведению предвыборной агитации.

Таким образом, в случае использования в агитационном материале изображения кандидата в кругу семьи согласие членов семьи на это не требуется. Исключение составляют те случаи, когда образ члена семьи используется для достижения агитационного эффекта (например, если это лицо - известный политик, деятель искусства и т.п. ).

57. Где должны быть опубликованы сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени (п. 6 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях)?

Сведения о размере и условиях оплаты эфирного времени должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования о назначении выборов. При этом равные условия оплаты эфирного времени и печатной площади, установленные и опубликованные расценки не могут меняться в течение 30-дневного периода агитации в СМИ. Согласно ч. 1 ст. 140 ГК, валютой Российской Федерации, в которой должны быть опубликованы расценки, является рубль. Если расценки опубликовываются в иной валюте, установленные требования Федеральным законом об основных гарантиях не могут считаться выполненными.

Сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени рекомендуется опубликовывать в периодических печатных изданиях соответствующего уровня, поскольку иные способы публикации менее удобны для участников избирательного процесса и могут являться поводом для возникновения жалоб и споров в ходе избирательной кампании.

58. Не будет ли установление единой для всех зарегистрированных кандидатов, политических партий и избирательных блоков системы скидок в зависимости от объема размещаемой в период предвыборной агитации политической рекламы являться нарушением требования п. 8 ст. 59 Федерального закона о выборах депутатов?

Если организация телерадиовещания сможет обеспечить единые условия оплаты эфирного времени (за равный объем эфирного времени взимать, с учетом скидок, одинаковую плату со всех кандидатов, политических партий, избирательных блоков), то такие действия не будут нарушением п. 8 ст. 59 Федерального закона о выборах депутатов.

59. Согласно п. 5 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях на кандидатов (избирательные объединения), являющихся учредителями редакций негосударственных периодических печатных изданий, не распространяются равные условия оплаты печатной площади. Какими в таком случае должны быть для них условия оплаты и есть ли у таких кандидатов (избирательных объединений) иные преимущества в части размещения платных агитационных материалов? Должен ли кандидат (избирательное объединение) быть единоличным учредителем редакции СМИ или он может являться одним из соучредителей?

Содержащаяся в п. 5 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях оговорка относительно редакций периодических печатных изданий, учрежденных избирательными объединениями, кандидатами, не должна расцениваться как возможность установления необоснованно заниженных расценок для одних («партийных») кандидатов и необоснованно завышенных для других, поскольку это было бы нарушением запрета, установленного п. 5 ст. 59 Федерального закона об основных гарантиях. В целом диапазон расценок должен колебаться в пределах возможной прибыли от предоставления печатной площади.

Из содержания п. 5 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях следует, что его положения не распространяются на случаи соучредительства.

60. Есть ли какие-либо требования к срокам подачи письменных заявок на участие в жеребьевке, проводимой редакцией периодического издания?

Срок подачи письменных заявок на участие в жеребьевке, проводимой редакцией периодического издания, не может начинаться ранее срока окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов и заканчиваться позднее начала агитационного периода.

61. Допускается ли подача заявки на участие в жеребьевке в день ее проведения?

Да, допускается.

62. Если кандидат, принявший участие в жеребьевке, по каким-то причинам откажется от использования платной печатной площади, то может ли он передать ее другому кандидату?

Кандидат не вправе передавать выделенную ему печатную площадь другому кандидату.

63. Если на жеребьевке не присутствует ни кандидат, ни его доверенное лицо, предоставляется ли ему в этом случае бесплатное эфирное время?

Исходя из положений п. 1 ст. 51 Федерального закона об основных гарантиях, п. 9 ст. 60 Федерального закона о выборах депутатов отсутствие кандидата или его представителя на жеребьевке не лишает его права на предоставление ему бесплатного эфирного времени.

64. Согласно п. 8 ст. 51 Федерального закона об основных гарантиях негосударственные организации телерадиовещания не обязаны проводить жеребьевку по распределению платного эфирного времени. Каков может быть иной порядок определения даты выхода в эфир платных агитационных материалов (при соблюдении прочих равных условий: времени выхода, продолжительности и условий оплаты)?

Жеребьевка представляется наиболее предпочтительным способом обеспечения равных условий предоставления эфирного времени на каналах негосударственных организаций телерадиовещания.

65. Негосударственная организация СМИ не обязана проводить жеребьевку, но она ее провела, распределила эфирное время, а потом обратились еще кандидаты. Можно ли в таком случае провести еще одну жеребьевку?

Проведение жеребьевки по распределению эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, обратившимися после проведения общей жеребьевки, возможно с учетом соблюдения равенства условий предоставления эфирного времени (п. 8 ст. 51 Федерального закона об основных гарантиях).

66. Если в силу объективных причин кандидат не смог вовремя оплатить эфирное время, имеет ли право телерадиокомпания взять с него деньги в залог, оформив это соответствующими документами?

Оплата эфирного времени производится исключительно из избирательного фонда кандидата. Средства избирательного фонда не могут быть взяты в залог.

67. Если кандидаты отказываются от платного эфирного времени, может ли организация СМИ продать все платное эфирное время одному кандидату?

Может, если организация телерадиовещания негосударственная (при условии, что эта организация обеспечила равные условия доступа к эфиру для всех кандидатов), и не может, если она государственная или муниципальная.

68. Федеральным законом об основных гарантиях предусмотрено, что во время избирательной кампании агитационные ролики размещаются так же, как коммерческая реклама, которая не прекращается в этот период (п. 4 ст. 56). Реклама организаций, учредителями которых могут являться заявленные кандидаты, должна оплачиваться за счет фондов, образованных для ведения предвыборной кампании. Каким образом СМИ может получить подтверждение оплаты такой рекламы именно из фонда?

Реклама, в которой используется образ или имя кандидата, создается устойчивая связь в сознании избирателя между рекламируемой организацией (товаром, услугой и т.п. ) и кандидатом в период избирательной кампании, должна оплачиваться из избирательных фондов этих кандидатов (п. 4 ст. 56 Федерального закона об основных гарантиях, п. 4 ст. 64 Федерального закона о выборах депутатов). Оплата рекламы именно из избирательного фонда подтверждается установленными платежными документами филиалу Сбербанка России, где открыт специальный избирательный счет избирательного фонда. Условие об оплате такой рекламы из избирательного фонда рекомендуется предусматривать в договорах на размещение рекламы.

69. В каком случае редакция имеет право отказать в публикации материалов (и платных, и бесплатных) кандидату в депутаты или его группе поддержки, доверенному лицу?

Редакция имеет право отказать кандидату в публикации агитационных материалов, размещенных в рамках распределенного в соответствии с законом платного или бесплатного эфирного времени, печатной площади, в следующих случаях:

    1. Если агитационный материал содержит признаки злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4 Закона о СМИ).

    2. Если агитационный материал содержит заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию (ст. 129 УК).

    3. Если при публикации будет нарушен п. 6 ст. 56 Федерального закона об основных гарантиях.

В случае наложения главным редактором СМИ запрета на выпуск агитационного материала кандидат имеет право воспользоваться предоставленными ему эфирным временем, печатной площадью, заменив агитационный материал.

В иных случаях редактор не может запретить выпуск в свет агитационного материала, представленного кандидатом.

Группе поддержки кандидата и доверенному лицу кандидата следует отказать в размещении агитационного материала, если они не предоставят согласие кандидата на распространение этого материала (если материал размещается вне рамок бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади - также и документа об оплате публикации из избирательного фонда).

70. Как поступать с материалом, рассказывающем о кандидате в депутаты, если в нем есть явные выпады в адрес другого кандидата (в случае, когда материал публикуется на платной основе)?

Предлагается урегулировать подобную ситуацию еще на стадии заключения договора на предоставление эфирного времени, печатной площади, исходя из следующего.

Согласно п. 6 ст. 56 Федерального закона об основных гарантиях организация СМИ обязана отказаться от обнародования (опубликования) агитационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, если эта организация не может предоставить кандидату возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или дать иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания агитационного периода. В этом случае, если кандидат представит для размещения организации СМИ такой агитационный материал в срок, который не позволяет выполнить указанное требование, материал не может быть опубликован.

Клевета, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, содержащаяся в СМИ, является уголовно наказуемым деянием (ст. 129 УК). Следовательно, если редактор СМИ заведомо знает о содержащейся в агитационном материале клевете, он не вправе разрешить выпуск в свет агитационного материала.

В иных случаях, когда в агитационном материале «есть явные выпады в адрес другого кандидата», редактор не может запретить выпуск в свет агитационного материала.

В договоре на предоставление эфирного времени, печатной площади также можно оговорить вопросы ответственности за размещение агитационных материалов, которые могут вызвать претензии со стороны соперников кандидата.

71. Один из кандидатов, используя предоставленное ему платное или бесплатное эфирное время, в прямом эфире во время своего выступления или во время теледебатов допускает высказывания, порочащие честь и достоинство другого кандидата. Какие последствия это может иметь для телерадиокомпании? Несет ли в данном случае телерадиокомпания ответственность за эти высказывания? Будет ли телекомпания обязана предоставить эфирное время «оскорбленному» кандидату для опровержения?

Федеральный закон об основных гарантиях предоставляет кандидату право на ответ вне зависимости от того, была ли распространена информация, порочащая его честь и достоинство, в прямом эфире или в записи (п. 6 ст. 56).

Последствия ситуации, когда организация СМИ несет от выполнения указанного требования Федерального закона об основных гарантиях ущерб по вине иных кандидатов, могут быть предусмотрены в договоре на предоставление эфирного времени, печатной площади.

Что касается гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 62 Закона о СМИ, то п. 5 ст. 57 Закона о СМИ освобождает от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, редакцию, главного редактора, если указанные сведения содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи.

72. Имеет ли право редактор сокращать, править агитационные материалы?

Редактор не имеет права править агитационные материалы без согласия кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока.

73. В Федеральном законе об основных гарантиях сказано, что рекламные материалы о коммерческой деятельности кандидата должны оплачиваться из его избирательного фонда. Должна ли публикация сопровождаться информацией об оплате из соответствующего избирательного фонда кандидата? Входит ли объем этой рекламы в лимит площади, отведенной кандидату в соответствии с законом?

Требования об обязательном указании при публикации коммерческой рекламы на оплату из избирательного фонда в Федеральном законе об основных гарантиях, иных федеральных законах о выборах отсутствуют, вместе с тем во избежание жалоб и споров по данному вопросу рекомендуется сопровождать публикацию отметкой об оплате из избирательного фонда.

Объем печатной площади, отведенной под такую рекламу, не входит в объем печатной площади, предоставленной кандидату для предвыборной агитации.

74. В п. 4 ст. 54 Федерального закона об основных гарантиях декларируется, что агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Означает ли это, что телерадиокомпания может отказать кандидату в размещении агитационного материала, в котором, например, рассказывается, какой этот кандидат хороший руководитель, как он наладил производство на таком-то заводе, какую продукцию этот завод выпускает, благодаря, конечно, кандидату, как этого кандидата хвалят работники завода и т.д., т.е. содержание этого материала имеет признаки коммерческой рекламы?

Нет, поскольку положения п. 4 ст. 54 Федерального закона об основных гарантиях не распространяются на агитационные материалы, распространяемые с использованием услуг организаций СМИ, в связи с чем отказать в размещении такого материала нельзя.

75. В случае распространения агитационных материалов путем их размещения на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании должны ли выполняться правила, установленные п. 5-8 ст. 63 Федерального закона о выборах депутатов?

Нет, требования п. 5-8 ст. 63 Федерального закона о выборах депутатов не распространяются на материалы, размещаемые на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях.

76. Должна ли реклама публиковаться только на условиях письменного договора? Можно ли без оплаты из избирательного фонда рекламировать продукцию, которую производит кандидат как коммерсант (например, если г-н Черкизов решил баллотироваться в депутаты, должна ли оплачиваться из фонда реклама: а) фирмы «Черкизовская»; б) колбасы «Черкизовская»)?

Публикация рекламы на условиях письменного договора должна осуществляться в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 161 ГК.

Согласно п. 4 ст. 64 Федерального закона о выборах депутатов оплате из избирательного фонда подлежит реклама коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности, если в ней используется фамилия или изображение кандидата. Данное положение может распространяться на рекламу товаров, чье название производно от фамилии кандидата в случае, если налицо использование указанной фамилии для усиления рекламного эффекта либо такая реклама очевидно создается для осуществления агитации в отношении этого кандидата.

77. Может ли СМИ размещать в эфире информацию о деятельности либо отчет о проделанной работе выборных должностных лиц (депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, губернатора Нижегородской области, мэра г. Нижнего Новгорода, депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области, депутатов Думы г. Нижнего Новгорода, глав местного самоуправления и т.д.), заявивших о согласии на выдвижение кандидатами на должность губернатора Нижегородской области и находящихся при выполнении ими служебных обязанностей, без оплаты или с оплатой от физического лица?

Федеральные законы о выборах не препятствуют распространению информации о текущей профессиональной деятельности кандидатов в рамках информирования граждан. Такая информация не признается ни информированием избирателей о кандидатах, ни предвыборной агитацией.

Что касается опубликования в СМИ отчетов указанных выше должностных лиц о проделанной работе, то подп. «ж» п. 5 ст. 40 Федерального закона об основных гарантиях содержит требование об их оплате из соответствующего избирательного фонда.

78. В соответствии со ст. 18 Закона о СМИ учредитель вправе обязать редакцию бесплатно поместить сообщение или материал от его имени. Может ли данная норма закона применяться при проведении предвыборной агитации?

Нет, не может, если при этом нарушаются установленные Федеральным законом об основных гарантиях правила размещения агитационных материалов.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2019  Карта сайта