Демократия.Ру




Законы и установления должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души. Томас Джефферсон (1743-1826), идный деятель Войны за независимость США, один из авторов Декларации независимости, 3-й президент США


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


28.03.2024, четверг. Московское время 09:19


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

2. Категории СМИ в избирательном процессе и их обязанности

Определения

Говоря о СМИ, мы будем иметь в виду только периодические печатные издания и организации телерадиовещания. Статья 56 ФЗД разделяет все СМИ на 3 категории: 1) Государственные; 2) Муниципальные; 3) Негосударственые. Каждое СМИ может быть отнесено к одной из этих трех категорий.

По определению для того, чтобы СМИ считалось государственным, оно должно удовлетворять хотя бы одному из 3-х условий:

  • учредителем (соучредителем) данного СМИ является государственный орган;

  • данному СМИ за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (то есть за 2002-й год), оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации;

  • в уставном (складочном) капитале СМИ на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (то есть на 3 сентября 2003 г.) имеется государственная доля.

Чтобы СМИ считалось муниципальным, оно должно удовлетворять одному из 3-х аналогичных условий, только слово «государственный» надо заменить на слово «муниципальный».

Государственные и муниципальные СМИ, учрежденные исключительно с целью опубликования официальных документов (например, «Собрание законодательства Российской Федерации» и т.п.) не могут публиковать агитационные материалы. Поэтому, строго говоря, когда в законе речь идет государственных и муниципальных СМИ, имеются в виду только те СМИ, которым не запрещено участие в агитации. Также следует учитывать, что «специализированные» государственные СМИ (детские, научные и т.д.), а также те, которые выходят реже одного раза в неделю могут отказаться от участия в агитации.

СМИ, которые не являются государственными или муниципальными являются по определению негосударственными. Все эти определения даны в ст. 56 ФЗД.

Государственные СМИ разделены еще и по другому признаку — по территории распространения. Общероссийские СМИ — это СМИ, которые имеют лицензию на вещание (для организаций телерадиовещания) или зарегистрированы для распространения (для периодических печатных изданий) более чем в 44-х субъектах РФ. Остальные называются региональными.

Эти определения очень важны, поскольку от категории СМИ зависят его обязанности во время избирательной кампании.

Обязанности разных категорий СМИ

Общероссийские государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время (для организаций телерадиовещания) и печатные площади (для периодических печатных изданий) избирательным объединениям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов.

Региональные государственные СМИ обязаны предоставить как бесплатное, так и платное эфирное время и печатные площади кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам, и региональным группам кандидатов.

Муниципальные организации СМИ обязаны обеспечить равные условия для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов. На выборах в Государственную Думу муниципальные СМИ могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату.

Негосударственные СМИ, учрежденные не позже чем за год до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (т.е. не позднее 3 сентября 2002 г.) или учрежденные политическими партиями, могут предоставлять эфирное время и печатную площадь для агитации только за плату. Негосударственные СМИ, учрежденные после 3-го сентября 2002 года, если только они не учреждены политическими партиями, вообще не могут предоставлять эфирное время, печатные площади кандидатам, избирательным объединениям и блокам.

Все СМИ, предоставляющие эфирное время или печатную площадь за плату, должны опубликовать свои расценки не позднее чем через 30 дней со дня официальной публикации решения о назначении выборов (т.е. не позднее 3 октября) и сообщить эти расценки в ЦИК (для общероссийских СМИ) или в комиссию субъекта Федерации (для региональных и муниципальных СМИ). За нарушение этого правила предусмотрена административная ответственность (штраф, который, впрочем, может оказаться меньше гонорара, полученного за это нарушение).

Перечень государственных и муниципальных СМИ

Закон требует, чтобы перечень государственных и муниципальных СМИ, участвующих в избирательной кампании, был опубликован не позднее чем через 10 дней после публикации о назначении выборов (то есть до 13 сентября). При этом ЦИК РФ должен опубликовать перечень общероссийских СМИ1, а комиссия субъекта Федерации — перечень региональных и муниципальных СМИ. Эти перечни публикуются с целью предоставить равные возможности для всех кандидатов, блоков, партий «сориентироваться», в какие СМИ они могут обращаться за предоставлением бесплатных и платных эфиров и печатных площадей. Выше мы уже говорили, что на деле «кандидаты от власти» начинают пользоваться этими СМИ намного раньше. Тем не менее, момент публикации надо не пропустить, а опубликованный перечень следует максимально использовать.

Содержащиеся в перечнях государственные СМИ обязаны предоставлять бесплатное и платное эфирное время и печатную площадь кандидатам, партиям, блокам (см. ниже). Следует, правда, учесть, что СМИ, которые содержатся в перечнях, но являются специализированными или выходят реже одного раза в неделю (это должно быть отмечено в перечне) могут отказаться от участия в агитации. Таким отказом считается неопубликование до 3 октября расценок на размещение агитационных материалов в данном СМИ.

Публикуемые комиссиями перечни основаны на данных, предоставляемых исполнительной властью. Комиссии не проверяют их! Поэтому, в опубликованном перечне могут не оказаться СМИ, которые в действительности должны там быть, то есть являются муниципальными или государственными в смысле данного выше определения2. Например, иногда территориальные подразделения ВГТРК не считают себя государственными, забывая, что их финансирование осуществляется через ВГТРК, то есть фактически из федерального бюджета. Если вы обнаружите, что в перечне пропущены организации телерадиовещания или крупное печатное издание, то можно обратиться по этому поводу в суд и заставить «пропущенные» СМИ выделить эфирное время или площадь.


1 Опубликован в «Российской газете» 13 сентября 2003 г.

2 Дело в том, что избирательная комиссия не проверяет, финансируется ли данное СМИ из бюджета. Она вообще не вдается в подробности. Между тем, СМИ идут на всякие ухищрения: меняют незадолго до выборов учредителей, отказываются предоставлять постатейную финансовую отчетность и т.д.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта