Демократия.Ру




Судя по списку крупнейших подрядчиков государства, Путин в детстве не дружил с девочками. KermlinRussia


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


12.12.2018, среда. Московское время 05:58


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

О.С. Дейнека. Позитивное отношение к государству как латентный фактор электоральной активности

Электоральному выбору предшествуют когнитивные и эмоциональные оценки политических событий и фигур, понимание и отношение к ним. Выбор детерминируется не только теми оценками, которые активизируются выборными кампаниями, но и более пролонгированными, создающими устойчивый фон для принятия электорального решения.

В качестве устойчивой предпосылки электоральной активности можно рассматривать политизированность населения. Как показывают наши исследования, степень политизированности российских граждан остается в новом веке высокой. Постоянный интерес соотечественников к политике естественен на фоне нестабильности в стране и во всем мире.

Усилению активности электората должны способствовать и такие личностные факторы, как усиление самостоятельности и интернальности граждан. Однако эти субъективные факторы не оказывают существенного влияния на электоральную активность в отсутствие доверия государству и уважения к нему.

В настоящее время кризис государственности, отмеченный у респондентов в 1997, 1998, 1999 и 2000 гг., сменился тенденцией укрепления государственности. Если в исследованиях 2000 г. (методом семантического дифференциала) понятие «государство» попадало в отрицательную зону семантического пространства и лишь один дескриптор «родное» давал положительное значение у представителей различных социальных групп, то в исследовании, выполненном зимой 2001 г., положительных значений дескрипторов стало больше и, главное, значение дескриптора «перспективное» приблизилось к единице (М = 0.73, s = 1.77). Это позволяет утверждать, что у электората такое эмоциональное состояние, как разочарование, вытесняется волевым состоянием оптимизма.

Выявленная тенденция обусловлена не только внутриполитической, но и внешнеполитической ситуацией. Успехи внешней политики способствуют консолидации нации, ее возрождению и самоутверждению, поэтому черезвычайно важна интерпретация внешнеполитических событий. Вместо избыточного самобичевания и самоунижения страны и ее граждан все чаще в СМИ предлагается взвешенный анализ событий с сохранением достоинства, а в качестве приоритетов внешней политики выступает национальный интерес.

Структурный анализ данных показал, что образ «перспективного» государства у школьников выпускных классов оказался достаточно гармоничным. И в первую очередь государство должно быть «независимым», но при этом «дружественным». Кроме того, оно должно быть «демократическим», но «контролирующим»; и обязательно «ответственным», «справедливым» и, к тому же, «прибыльным».

Для субъектов или посредников политики в лице представителей администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области «перспективное» государство в первую очередь означает «созидательное», при этом оно должно быть «стимулирующим» (а не «принуждающим»). Баланс прав и обязанностей в образе «перспективного» государства в этой группе испытуемых представлен тесно взаимосвязанными (на 3-м уровне значимости) дескрипторами «разрешающее» и «моральное». Еще государство должно быть «гуманным».

В то же время современное российское государство, согласно эмпирическим данным, пока не заслуживает доверия (М = 0.94, при s = 1.27), не представляется ни «спокойным» (М = -1.12), ни «безопасным» (М = -0.85), а также воспринимается как «неправовое» (М = -0.85), «аморальное» (М = -1.06) и «несправедливое» (М = -0.94) даже среди представителей госаппарата. Что касается молодежи, то ее самые выраженные разочарования связаны с тем, что российское государство не «прибыльное», а «убыточное» (М = -1.16), «опасное» (М = -1.11), «безответственное» (М = -0.97), «аморальное» (М = -1.00), «не заслуживающее доверия» (М = -0.87) и «зависимое» (М = 0.89).

Таким образом, имидж российского государства в глазах граждан страны требует постоянной и ответственной работы, мероприятий политического PR, что, в свою очередь будет способствовать электоральной активности населения.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2018  Карта сайта