Демократия.Ру




Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади. Джордж Герберт (1593-1633), английский поэт


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


25.04.2024, четверг. Московское время 13:05


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

А.Н. Рождественский. Установившийся баланс власти между исполнительными и законодательными структурами в регионах может быть снова нарушен

На электоральном поле появились новые игроки - Полномочные представители Президента РФ. В регионах у них власть пока еще не велика, но за ними, как известно, стоит очень мощная структура - Администрация Президента. Вспомним ситуацию, сложившуюся до назначения полпредов, но сначала ответим на вопрос: что позволяет организовать нормальное демократическое управление? Прежде всего это баланс двух властей - исполнительной и законодательной. Каков был этот баланс и в какую сторону он был смешен до появления полпредов? В большинстве регионов - в сторону исполнительной власти. Здесь деньги. Например, петербургские депутаты, имеющие депутатские фонды, получают их у городского правительства. И эти фонды не так уж просто получить, на самом деле нужно еще обосновать, куда эти деньги пойдут. И их могут им не дать.

Появились полпреды. Было много шума. Прошло время, и ситуация успокоилась. Выделили им в каждом городе особняки неплохие. Но какие у них были ресурсы, с точки зрения оказания влияния на ситуацию в регионе? Ресурсы у них были невелики. У них не было опоры ни на исполнительную власть, ни на законодательную. Более того, в ряде регионов шла откровенная конфронтация с исполнительной властью. Не было опоры и на промышленно-финансовый капитал. Откуда ее возьмешь? Так просто эта опора не появляется.

Что они вынуждены были делать? Они вынуждены были лавировать между исполнительной и законодательной властью, искать поддержку у региональных финансово-промышленных групп. И если, например, посмотреть на ситуацию, сложившуюся к настоящему времени в Северо-Западном регионе, то становится очевидно, что, благодаря этому лавированию, образовался баланс исполнительной и законодательной власти, который характерен для демократической ситуации.

Посмотрите, что происходит, например, в Петербурге. Какие проблемы возникают сегодня у нашей исполнительной власти? Заведены дела уже на троих вице-губернаторов, и еще несколько человек на очереди. То есть идет прессинг. Ни у кого нет сомнений, что он идет по линии полпреда Президента РФ, сверху, из Москвы, хотя у самого полпреда мощных рычагов власти на сегодня пока нет. В такой ситуации законодательная власть чувствует себя несколько уверенней.

Что произошло на областных выборах? В Ленинградской области в определенной степени сложился баланс между исполнительной и законодательной властью. Здесь полпред поддержал, правда, не очень явно, губернатора В.П. Сердюкова. Когда приезжал В.В. Путин, состоялась его встреча с полпредом и с губернатором.

Когда формируется более или менее демократическая ситуация, одним из ее показателей является интерес к общественному мнению. Если демократической ситуации нет, общественное мнение, как правило, никого не интересует. Так вот, например, во время областной избирательной кампании только представители Северо-Западного центра политических технологий провели 124 социологических опроса. Был организован мониторинг общественного мнения по всем округам, благодаря тому, что в области сложилась нормальная ситуация.

Но какая ситуация может сложиться дальше? Самый яркий пример - в Ингушетии. Там, идет явное давление из Москвы, отзывают руководителей ГТРК. Все это происходит, я думаю, не без помощи полпреда.

Однако, пока полпреды балансируют между исполнительной и законодательной властью, есть надежда на то, что ситуация в регионах будет более или менее нормальной.

На сегодняшний день имеются законы, регламентирующие деятельность исполнительной и законодательной власти. Но есть ли законы, которые определяют деятельность полпредов? Нет таких законов.

На память приходит эксперимент, проведенный в 1960-е гг. в США. Участвовали в нем студенты, которым предложили «поиграть в тюрьму». Создали «тюрьму» в подвале университета. По жребию одни стали «тюремщиками», другие «заключенными». «Заключенные» сначала радовались - ничего делать не нужно! Но не были четко прописаны правила игры, и буквально через несколько дней «тюремщики» быстренько переписали правила в свою пользу и начали издеваться над «заключенными». Эксперимент пришлось прервать...

Представляется, что если в ближайшее время не будут приняты законы, регламентирующие деятельность полпредов, а что еще более важно, такой мощной организации, как Администрация Президента РФ, то, конечно, демократические преобразования, которые все же в нашей стране имеют место, могут оказаться под серьезной угрозой.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта