Демократия.Ру




Стремитесь всегда исполнить свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу. Томас Джефферсон (1743-1826), идный деятель Войны за независимость США, один из авторов Декларации независимости, 3-й президент США


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


24.04.2024, среда. Московское время 13:23


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

С.Ю. Никонов. Проведение выборов в регионах - опыт территориальной избирательной комиссии г. Пскова

Территориальная избирательная комиссия г. Пскова была сформирована в 1998 г. в количестве 15 человек. А с октября 1998 г. комиссия во главе с председателем стала работать на постоянной основе. Это было вызвано тем, что при проведении выборов выявлялись недостатки, для устранения которых был необходим постоянный контроль. Например, больная тема - это учет избирателей. Данный процесс идет постоянно, а ежемесячно вносятся уточненные сведения в систему ГАС «Выборы». Во время выборов поступало много жалоб и нареканий от из-за неточных данных, содержащихся в списках избирателей, контроль за их исправлением лег на территориальную избирательную комиссию (ТИК). Невозможно, работая от выборов к выборам, полноценно заниматься этим, сейчас же все наладилось, и к каждым выборам списки выверяются.

Работа комиссии, осуществляемая на постоянной основе, имеет свою специфику. Процесс подготовки к выборам в такой комиссии не прекращается ни на один день. Это очень важно, поскольку при временной работе не всегда удается учесть различные нюансы, возникающие в период подготовки к кампании. Главная задача комиссии - своевременная подготовка к выборам и реализация прав граждан на участие в них. Заблаговременно составляется план мероприятий выборов. Председатель может осуществлять анализ ситуации в городе и, благодаря этому, избегать ошибок при дальнейшей работе.

Работа комиссии - это подчас рутинная механическая деятельность, но от того, как она налажена, зависит многое. Порой некие силы пытаются втянуть комиссии в политическую игру, в этой ситуации задача комиссии быть беспристрастной.

Вопрос о независимости комиссии от различных сил очень важен, поскольку это касается демократических ценностей и устоев, которые мы сейчас создаем. По новому закону «Об основных гарантиях избирательных прав...» будет создаваться жесткая вертикаль избирательных комиссий от центральной до участковой. Возможно, это предотвратит влияние на избиркомы и со стороны местных администраций и политических сил.

Важным аспектом самостоятельности избиркома является его финансовая независимость от местных источников. Хотелось бы только, чтобы наряду с вертикалью комиссий была выстроена и финансовая вертикаль.

Если коснуться хода подготовки к выборам, то ТИК согласно закону создает свои рабочие органы для этого. Например, группы по контролю за ведением предвыборной агитации, финансовому контролю избирательных фондов, по рассмотрению жалоб. Эти группы работают на протяжении всего хода выборов и докладывают о выявленных нарушениях комиссии. Сейчас в силу изменения избирательного законодательства о выборах, комиссия становится посредником между лицом, подающим жалобу, и судом. К сожалению, не всегда суды готовы рассматривать такие жалобы, порой не хватает кадров и опыта ведения такого рода дел.

Я бы предложил Центральной избирательной комиссии РФ разработать серию обучающих семинаров для представителей низового уровня (территориальных комиссий), чтобы члены избиркомов смогли обменяться практическим опытом, накопленным за годы работы.

В Псковской области 31 марта 2002 г. должны состояться совмещенные выборы в Областное собрание депутатов и представительные органы местного самоуправления, а также выборы по партийным спискам. Совмещенные выборы сложны по проведению, а когда и законы, по которым они проводятся, имеют различия, - это двойная сложность.

В нынешнюю избирательную кампанию в результате законодательной путаницы ТИК г. Пскова была ответчиком на трех судебных заседаниях. Кандидатам, подавшим в суд, было отказано в регистрации на основании того, что у них, либо у сборщиков подписей не была проставлена дата внесения подписи в заверении подписного листа. Закон четко говорит, как должен быть заверен подписной лист, с указанием даты внесения подписи, но в статье «Проверка подписей избирателей» нет пункта, признающего подписи недостоверными на основании отсутствия даты заверения (см. таблицу). В результате этого суды отменили решения ТИК и обязали зарегистрировать кандидатов.

Таблица. Различия в положениях статей двух законов Псковской области

Закон Псковской области о выборах депутатов Псковского областного собрания депутатов Закон Псковской области о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления в Псковской области
Удостоверение сборщиком подписного листа
производится без указания даты рождения (ст. 50, п. 6) производится с указанием даты рождения (ст. 40, п. 11)
Избирательные фонды кандидатов
кандидат обязан открыть спецсчет, но не позднее дня начала сбора подписей в поддержку кандидата (ст. 69, п. 1) кандидат обязан открыть спецсчет, но не позднее чем за пять дней до дня представления документов для регистрации (ст. 62, п. 1)
Сбор подписей в поддержку кандидата
указывается основное место работы кандидата (ст. 48, п. 3) место работы (ст. 40, п. 9)
то же (ст. 50, п. 6) подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием ФИО, адреса, серии и номера паспорта или заменяющего документа с указанием даты подписи (п. 11)
Проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах и сведений, представленных кандидатами, инициаторами выдвижения кандидатов
ст. 52, п. 9ж считаются недостоверными все подписи избирателей в подписном листе в случае, если лист не заверен собственноручной подписью лица, проводившего сбор подписей, и (или) кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, проводившем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи лицом, проводившим сбор подписей, имеются исправления (т. 43, п. 8ж)

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта