Демократия.Ру




Человека выказывает власть. Питтак


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


11.12.2024, среда. Московское время 23:10


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Е.Ю. Коляда. Региональные выборы. Анализ и перспективы

На счету агентства «Реноме-Престиж» более десятка успешно проведенных политических кампаний, как на федеральном, так и на региональном уровне. На основе многолетнего опыта был произведен анализ и сравнение выборов 2000-2001 гг. с выборами середины 1990-х и сделаны некоторые выводы.

Общая политическая и экономическая ситуация, на фоне которой проходили выборы

Эти выборы происходили в совершенно иной, новой общественно-политической и экономической ситуации, чем выборы 1990-х. Не было столь сильной конфронтации, оппозиции существующей власти. Единственная конфронтация, существовавшая на региональных выборах, это - партия власти «Единство» и КПРФ, оказалась не очень сильной. КПРФ, несмотря на одержанные в 12 из 19 регионов победы, значительно сдала свои позиции. Кроме того, в ряде регионов и КПРФ и «Единство» поддерживали одних и тех же кандидатов. Но если говорить о других партиях и политических объединениях, то влияние их в регионах по-прежнему очень слабое, они почти не пользуются авторитетом у населения и региональной элиты.

Чувствовалось влияние установившейся после выборов Президента жесткой структуры власти. Доминировала концепция государственного патриотизма.

Что касается экономической ситуации, то она была более благоприятна.

Основные характеристики региональных выборов

Нынешние выборы в большей степени были «управляемыми». Регионы испытывали большое влияние центра. В результате в большинстве регионов к власти пришли фигуры, либо изначально представляющие интересы Кремля, либо те, кто сумел договориться с федеральным руководством в процессе выборов.

В связи с этим выборы отличались большой предсказуемостью результатов.

Это были более дорогие выборы. Значительные средства были затрачены на проведение PR-кампаний. Часть региональных лидеров к участию в своей избирательной кампании привлекало не только местные средства массовой информации, но и центральные.

Более грамотно проводились PR-кампании, было задействовано большее число ресурсов. К работе привлекались, как правило, профессионалы, имеющие большой опыт ведения кампаний.

Это были достаточно «бескровные» выборы, менее драматичные. Основные конкуренты выясняли отношения еще до начала выборов. В четырех регионах губернаторы, имеющие большие шансы сохранить свой пост, отказались от участия в предвыборной гонке.

Основные участники

Если раньше борьба происходила в основном между мэром города и действующим губернатором, или действующим губернатором и представителем региона в Госдуме, то сейчас на политическую сцену выходят и другие игроки. Это местные промышленные магнаты, заместители полпредов Президента, вторые лица региональной элиты, представители силовых структур. Практически во всех выборах участвовал действующий губернатор или его представитель. Почти полностью отсутствовали случайные, не обеспеченные ресурсами кандидаты, что характерно для всех цивилизованных, демократических стран. Но что наоборот не характерно для демократических стран и вызывает опасения - это значительное присутствие среди кандидатов представителей силовых структур.

Как правило, отсутствовали «варяги», большинство из участвовавших в выборах проживают в тех областях, в которых и избирались на пост губернатора.

Основные группы поддержки

По-прежнему, формально кандидатов выдвигали и поддерживали политические партии и движения, различные ветви бизнеса. Но все больше было примеров, когда у кандидата была консолидированная группа поддержки. Встречались следующие сочетания групп поддержки - политические партии плюс крупная бизнес-структура (например, КПРФ, «Единство» и «Газпром» поддерживали вице-губернатора Калужской области), политическая партия плюс политическая партия (были отмечены такие альянсы у «Единства» и КПРФ на выборах в Ульяновской области), сразу несколько политических партий (КПРФ, «Единство», аграрии объединились, выдвигая и поддерживая кандидатуру Ткачева на выборах в Краснодарском крае). Таким образом, борьба была менее идеологизирована, оппозиция в большей степени шла на компромиссы с партией власти, бизнес усилил свои позиции.

Избиратели

Несмотря на то, что во всех регионах выборы были признаны состоявшимися, наблюдалось общее снижение активности избирателей. Во многом это объясняется тем, что выборы не носили принципиального характера, проводились в более стабильной экономической обстановке. Это определяло зачастую сам выбор. Если с именем кандидата связывалось наведение порядка в регионе - выбор отдавался ему. Либо выигрывал представитель бизнеса, хорошо зарекомендовавшего себя на местном уровне предприятия. Срабатывало распространенное мнение - если он навел порядок у себя на предприятии, то справится и здесь. Если говорить о возрасте избирателей, участвовавших в выборах, то, как и прежде, большинство составляли люди пожилого и среднего возраста. Время, в которое было зарегистрировано большее число избирателей на избирательных участках, почти во всех регионах - послеобеденное и вечернее.

Технологии

Анализируя региональные предвыборные кампании, можно констатировать, что никаких новых «грязных» технологий изобретено не было. Прошли они значительно «чище», чем в другие годы. Было меньше черного PR. Избиратели разных областей продемонстрировали нежелание воспринимать его. Получилось так, что победу на выборах одерживали как раз те кандидаты, на которых больше всего было вылито компромата. Так произошло в Тюменской, Брянской, Пермской областях.

Стали недопустимы такие технологии, перешедшие из психологии, как перевод агрессии на другой объект (раньше, к примеру, источником всех бед был федеральный центр). Исчез страх как побудительный момент - если не выберем этого, - будет только хуже.

Анализ технологий позволяет сделать выводы о том, какие приемы уместно и эффективно применять в будущем:

  • более цивилизованные, а не грубые;

  • подача информации должна быть более творческой, более качественной, не вызывающей;
  • очень важно обращать внимание на этические аспекты ведения предвыборной кампании;
  • всю работу должны выполнять только профессионалы.

Основные примеры предвыборных кампаний

1. Полная предсказуемость результата

Безальтернативность. Триумфальная победа нынешнего лидера. Один из наиболее показательных примеров - выборы губернатора Кемеровской области. Единственной реальной кандидатурой был Аман Тулеев. В области нет ни одного кандидата, способного составить ему достойную конкуренцию. Это была одна из самых дешевых PR-кампаний, поскольку все было заранее отрежиссировано предвыборным штабом. Здесь не играни особой роли ни личные встречи кандидата с избирателями, ни ролики по телевидению, ни наглядная агитация. Действовал авторитет Тулеева среди населения, основная часть которого люди пенсионного, предпенсионного возраста, т.е. основной тулеевский электорат. Предвыборный штаб пользовался полнейшей подконтрольностью СМИ губернатору. Средства массовой информации на период предвыборной гонки были поставлены перед необходимостью максимально сократить негативную информацию.

2. Давление Кремля. Отказ от борьбы

Один из примеров - выборы губернатора Краснодарского края. Бывший губернатор Кондратенко имел очень высокий рейтинг и без проблем мог бы выиграть выборы. Но отказался от участия в борьбе под давлением Москвы, для которой столь неуправляемая фигура, имеющая большой авторитет среди населения, была очень неудобна. В результате достигнутого соглашения был выдвинут преемник, устраивающий и центр, и бывшего губернатора.

3. Приход бизнеса во власть

Типичный пример - выборы на Камчатке, когда к власти пришел Роман Абрамович. Губернатор Чукотского автономного округа отказался от своих властных полномочий в пользу пришлого олигарха Романа Абрамовича после серьезного давления с разных сторон. Абрамович одержал триумфальную победу, набрав 90% голосов избирателей. Мы предполагаем, что это как раз тот случай, когда с приходом бизнеса во власть связывается дальнейшее развитие региона, поступление инвестиций, разработка месторождений, создание дополнительных рабочих мест, поддержка социальных программ.

Результаты выборов

В регионах в период с января 2000 г. по декабрь 2001 г. прошло 35 избирательных кампаний. В двадцати регионах (60%) действующие губернаторы сохранили свои посты. Причем в шести регионах действующие губернаторы одержали триумфальную победу, доказав, что они соблюдают полнейший контроль над всеми происходящими процессами. В двух регионах к власти пришли их преемники.

В ряде регионов победу одержали мэры этих областных городов, другие представители исполнительной региональной власти (12%). Также в четырех регионах пост губернатора заняли депутаты Государственной Думы.

В трех регионах к власти пришли силовики, еше в трех - представители бизнеса.

Представителям местных органов законодательной власти удалось одержать победу только в одном из регионов. В двадцати регионах действующие лидеры сохранили свои позиции.

В тринадцати регионах произошла смена региональных элит.

Но пока мы можем констатировать факт, что региональные элиты сумели отстоять свои позиции.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта