Демократия.Ру




Царь, который пополняет свою казну имуществом подданных, подобен тому, кто мажет крышу своего дома глиной, взятой из-под его фундамента. Ас-Самарканди


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


06.12.2019, пятница. Московское время 11:38


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

I. Общие вопросы проведения избирательной кампании

Рисунок А. Бильжо1. По каким законам проводятся выборы в Государственную Думу?

2. Кто участвует в избирательной кампании, кто ее основные участники?

3. В какие сроки осуществляются важнейшие действия при проведении кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательной кампании?


1. По каким законам проводятся выборы в Государственную Думу?

Для того чтобы кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки четко представляли объем своих прав и обязанностей и порядок их реализации, способы защиты своих интересов, им следует знать, в каких законодательных актах можно найти ответы на практические вопросы, возникающие в ходе проведения избирательной кампании. Основными законами, устанавливающими порядок проведения выборов депутатов Государственной Думы, являются:

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 года;

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года с изменениями и дополнениями, внесенными в него Федеральным законом от 30 марта 1999 года.

Первый Федеральный закон подробно регулирует все детали подготовки и проведения выборов в Государственную Думу. Он был принят на основе Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Второй Закон является более общим, он содержит принципы и нормы избирательного права, относящиеся ко всем выборам, проводимым в Российской Федерации, в этом Законе определены важнейшие термины, используемые в российском избирательном законодательстве. Его значение заключается в том, что, определяя основные гарантии реализации избирательных прав граждан, он является цементирующим началом всего избирательного законодательства в Российской Федерации. В этой связи важно иметь в виду, что в ряде случаев при уяснении содержания избирательных процедур, применяемых при проведении выборов в Государственную Думу, приходится обращаться к принципам и нормам, установленным в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Если в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» отсутствует решение какого-либо вопроса, действует норма Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Более того, в самом Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункт 7 статьи 1) установлено, что федеральные законы о выборах не должны противоречить данному Федеральному закону. А если обнаруживается такое противоречие, то применяются нормы данного Федерального закона.

Следует отметить, что выборы депутатов Государственной Думы в 1995 году также проводились в соответствии со специальным Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и действовавшим тогда Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». При решении наиболее сложных правовых вопросов, затрагивавших принципы избирательного права, суды не только руководствовались нормами специального закона, но и неизменно обращались к содержанию Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Помимо законов, непосредственно регулирующих подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, подлежит применению значительный объем и иных федеральных законов. Указанными федеральными законами регулируются некоторые институты избирательного права, упорядочиваются отдельные стороны избирательного процесса (статус общественных объединений, участвующих в выборах, деятельность средств массовой информации в связи с предвыборной агитацией, ответственность за нарушение избирательных прав граждан и ряд других).

В этих федеральных законах также определяются некоторые понятия, используемые в избирательном законодательстве. Так, ответственность за нарушение порядка проведения выборов и нарушения избирательных прав граждан установлена Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Порядок рассмотрения судами жалоб в связи с нарушением избирательных прав граждан наряду с Федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регулируется Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, а также Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Статус избирательных объединений определяется в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях». Проживание гражданина на территории избирательного участка, являющееся основанием для включения его в список избирателей, устанавливается в соответствии с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Федеральными законами определяются такие понятия, как: «государственный служащий», «благотворительная организация», «органы местного самоуправления», «средства массовой информации» и многие другие.

Таким образом, кандидатам в депутаты, руководителям избирательных кампаний избирательных объединений, избирательных блоков для того, чтобы правильно оценить правовую ситуацию, складывающуюся на выборах, необходимо обладать широким юридическим кругозором. Поэтому одной из главных задач настоящей книги является оказание помощи участникам избирательной кампании в обретении целостного видения правовой стороны проведения выборов депутатов Государственной Думы.

2. Кто участвует в избирательной кампании, кто ее основные участники?

Проще ответить на вопрос _ кто не участвует в выборах. Так или иначе в избирательную кампанию вовлечено все общество, все его структуры. И государство в лице его органов не стоит в стороне _ в определенных законом формах эти органы играют свою роль в важнейшем политическом событии, как и муниципальные органы и их должностные лица. И все-таки, если иметь в виду цель выборов, можно поделить их участников на две важнейшие группы: тех, кто выбирает, и тех, кого выбирают.

Те, кто выбирает, - это избиратели, т. е. граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. Активное избирательное право в Российской Федерации предоставлено гражданам, достигшим 18 лет, если они не признаны судом недееспособными и не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда.

Избиратели находятся в центре всей избирательной кампании. Именно от их решения зависит, кто будет осуществлять государственную законодательную власть. Без них выборы невозможны. Их голоса, их волеизъявление являются вожделенной целью другой группы участников избирательного процесса. Но и само появление этой группы - тоже результат определенных действий избирателей, участвующих в выборах, либо непосредственно, либо через коллективные структуры.

Вторая группа - те, кого избирают, - это кандидаты в депутаты, к которым примыкает немалое число помощников - доверенные лица, уполномоченные представители, наблюдатели. Кандидаты в свою очередь в условиях действия смешанной избирательной системы являются лицами, представляющими избирателей либо непосредственно, либо опосредованно - через различные общественные формирования. И те, и другие - граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом. Они должны достигнуть 21 года и иметь право участвовать в выборах (статья 97 Конституции Российской Федерации). Но если первые действуют как кандидаты самостоятельно, то вторые, будучи членами группы, подчиняются ее внутренней дисциплине и правилам, установленным уставам соответствующих организаций и закону. Для вторых нормы поведения в избирательной кампании значительно сложнее, чем для первых, поскольку зависят от правил участия в выборах представляемых ими общественных объединений.

В выборах депутатов Государственной Думы вправе принимать участие далеко не все общественные объединения, а лишь те, которые обладают статусом избирательного объединения. Понятие избирательного объединения в Законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1995 года существенно отличается от этого понятия в новом Законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1999 года. В прежнем Законе под избирательным объединением понималось общероссийское общественное объединение, созданное в порядке, установленном федеральными законами, устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и которое зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации не позднеечем за шесть месяцев до дня выборов.

Таким образом, требования для получения общественным объединением статуса избирательного объединения были в немалой степени формальными. На практике это привело к чрезмерной многочисленности претендентов на власть, раздробленности голосов избирателей, затруднениям в формировании и выражении политической воли общества. Из 258 общественных объединений и 15 профессиональных союзов, обладавших правом участия в выборах, воспользовались им 111 общественных объединений, причем 40 из них участвовали в выборах как самостоятельные избирательные объединения, а 71 - в составе 29 избирательных блоков.

Притязания значительного большинства этих избирательных объединений на депутатские мандаты оказались явно завышенными - они не сумели преодолеть пятипроцентный барьер голосов избирателей. Да и могли ли выступать в качестве полновесных избирательных объединений такие организации, как, например, Партия любителей пива, Российская партия автомобилистов, Союз работников жилищно-коммунального хозяйства России, Всероссийское общественно-политическое движение транспортников и т. д.? Выборы 1995 года показали, что «вхождение во власть» реально для объединений, имеющих общественно значимые цели, крепкую организационную основу и поддержку избирателей.

С учетом практики выборов новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 30 марта 1999 года ограничил круг коллективных субъектов избирательного процесса. Он определяет избирательное объединение иначе - как политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического общественного объединения, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования. Увеличение срока регистрации способствует стабильности избирательных объединений, ставит барьер на пути к участию в выборах общественных объединений, не создавших себе достаточно прочного положения в политической системе общества. Эта мера направлена против объединений-о»однодневок» и в большей степени гарантирует серьезность намерений общественных формирований участвовать в выборах.

Список политических общественных объединений, обладающих указанными признаками, составляется Министерством юстиции Российской Федерации по запросу Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и направляется в эту комиссию в десятидневный срок со дня получения запроса. Таких объединений, которые за год до выборов, т. е. до 19 декабря 1998 года зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации, насчитывается 1391. Каждое из них вправе претендовать на роль самостоятельного избирательного объединения или участника избирательного блока.

Важнейшая характерная черта избирательных объединений, принимающих участие в данных выборах, состоит в том, что все они являются политическими структурами. Но что такое политическая структура _ законодательство о выборах не раскрывает. Содержание этого понятия следует искать в Федеральном законе «Об общественных объединениях», в который в июле 1998 года были внесены изменения и дополнения, касающиеся именно объединений политического характера.

Существенный признак такого объединения, согласно указанному Федеральному закону, состоит в его участии в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан; в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации; в организации и деятельности избранных органов. При этом участие в политической жизни должно быть закреплено в уставе соответствующей общественной организации.

По закону не могут быть признаны политическим объединением не только общественный фонд, общественное учреждение и органы общественной самодеятельности, но и общественное объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии. При этом в законе не оговорено, могут ли указанные объединения входить в состав политической организации или политического движения в качестве коллективного члена. По общему смыслу Федерального закона «Об общественных объединениях» они, как справедливо считают некоторые юристы, не могут входить в состав политических объединений.

Надо полагать, главным участникам избирательного процесса ко дню объявления выборов уже известен их правовой статус. Однако в ходе предвыборной борьбы могут возникнуть спорные вопросы по поводу участия того или иного избирательного объединения в избирательной кампании. Поэтому мы назвали здесь федеральные законы, регламентирующие статус избирательных объединений, и рассказали о содержании их важнейших положений, чтобы помочь основным субъектам избирательного процесса правильно сориентироваться в возможной сложной ситуации.

3. В какие сроки осуществляются важнейшие действия при проведении кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательной кампании?

Каково значение этих сроков?

Знание и соблюдение сроков проведения избирательной кампании чрезвычайно важно для кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Все планирование избирательной кампании должно строиться с учетом временных границ осуществления тех или иных действий участниками избирательного процесса, установленных законодательством.

Несоблюдение сроков избирательных действий способно создать непреодолимые препятствия для того, чтобы соответствующий кандидат был избран, а федеральный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, участвовал в распределении депутатских мандатов. Кроме того, практика проведения выборов свидетельствует, что независимо от того, виновны или не виновны кандидат, избирательное объединение, избирательный блок в пропуске установленных сроков осуществления избирательных действий, отрицательные последствия таких опозданий в проведении предвыборных мероприятий часто являются необратимыми.

Зачастую восстановить нарушенные права кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков является чрезвычайно сложной задачей в условиях стремительно разворачивающейся избирательной кампании. Поэтому нельзя откладывать на последний день проведение таких ответственных мероприятий, как формирование избирательного фонда, завершение сбора подписей избирателей и их представление в избирательную комиссию, обжалование нарушений прав кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и многих других. Все избирательные действия надо осуществлять своевременно, с тем чтобы различные непредвиденные обстоятельства не смогли стать непреодолимым барьером на пути к завоеванию мест в парламенте.

По сложившейся практике Центральная избирательная комиссия Российской Федерации издает календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы. В этом плане с учетом конкретной даты опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении выборов и даты проведения выборов фиксируются конкретные сроки осуществления важнейших избирательных действий, исчисленные в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Как известно, Указ Президента Российской Федерации о назначении выборов в Государственную Думу на 19 декабря 1999 года был опубликован 10 августа 1999 года.

Из важнейших сроков осуществления избирательных действий кандидатами, избирательными объединениями, избирательным блоками назовем следующие:

- представление в окружные избирательные комиссии документов для регистрации кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам - не ранее чем за 85 дней до дня голосования (не ранее 25 сентября 1999 г.) и не позднее чем за 55 дней до дня голосования (не позднее 24 октября 1999 г.) до 18 часов по местному времени. В те же сроки должны быть представлены в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документы для регистрации федеральных списков кандидатов в депутаты. В данные сроки кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком может вноситься избирательный залог;

- открытие кандидатом, выдвинутым по одномандатному избирательному округу, избирательным объединением, избирательным блоком специального счета для формирования избирательного фонда - не позднее чем за пять дней до дня представления документов для регистрации;

- проведение предвыборной агитации - со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов до ноля часов по местному времени за сутки до дня голосования (до ноля часов 18 декабря 1999 г.);

- определение результатов выборов по одномандатному избирательному округу - не позднее чем через четыре дня со дня голосования (не позднее 23 декабря 1999 г.);

- определение общих результатов выборов _ не позднее чем через две недели после дня голосования (не позднее 3 января 2000 г.)

С учетом важности быстрого рассмотрения избирательных споров избирательными комиссиями и судами законом установлены достаточно короткие сроки принятия решений по жалобам, связанным с нарушением избирательного законодательства. В соответствии с пунктом 12 статьи 90 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, _ немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2019  Карта сайта