Демократия.Ру




В нашей жизни не столько важно положение, в котором мы находимся, сколько направление, в каком мы движемся. Оливер Уэнделл Холмз (1809-1894), американский поэт


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


20.08.2019, вторник. Московское время 17:57


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

IV. Регистрация кандидатов и списков кандидатов

Рисунок А. Бильжо1. Что такое регистрация кандидатов (списков кандидатов)?

2. Когда представляются документы для регистрации кандидатов и федеральных списков кандидатов?

3. Какие предъявляются документы для регистрации кандидатов и федеральных списков кандидатов?

4. В какой форме представляются сведения о размере и источниках дохода?

5. В каком порядке представляются сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности?

6. В чем заключаются особенности приема избирательной комиссией подписных листов избирателей?

7. Обязательна ли проверка избирательной комиссией избирательных документов, представляемых ей для регистрации кандидата, федерального списка кандидатов?

8. Как проверяется достоверность данных, содержащихся в подписных листах?

9. Какие подписи считаются недостоверными?

10. Бывают ли ошибки избирательных комиссий при проверке подписных листов?

11. Можно ли защититься от таких действий избирательных комиссий?

12. Каковы условия принятия решения по вопросу о регистрации кандидата, федерального списка кандидатов?

13. Какие могут быть основания отказа в регистрации?

14. Может ли быть отменена регистрация кандидата, федерального списка кандидатов до дня голосования?

15. Можно ли рассматривать отказ в регистрации или ее отмену как наказание главных действующих лиц избирательной кампании?

16. Возможна ли ситуация, когда по тем или иным причинам в соответствующем округе регистрируется один кандидат и один федеральный список кандидатов?


Регистрация - рубеж, который нужно преодолеть кандидатам, чтобы в новом, «формализованномп качестве выйти на поле предвыборной борьбы. До регистрации кандидат еще не обрел всех прав на участие в избирательном сражении, он еще, так сказать, претендент на кандидатское звание. Вот зарегистрированный кандидат, зарегистрированный федеральный список кандидатов - это уже полновесные фигуранты избирательной кампании, вступающие в ее острейший - агитационный - этап.

1. Что такое регистрация кандидатов (списков кандидатов)?

С одной стороны, это одномоментный юридический факт - решение избирательной комиссии, открывающее следующий этап избирательной кампании. С другой стороны, это организационная работа комиссии, связанная с подготовкой решения о регистрации. С этой точки зрения регистрацию кандидатов (списков кандидатов) следует рассматривать как протяженный во времени процесс проверки избирательными комиссиями соответствия фактического порядка выдвижения кандидатов (списков кандидатов) тому, который установлен законом.

Регистрация кандидатов строго документируется, и здесь нет ничего неважного, второстепенного. Это ответственнейший момент работы избирательных комиссий, решения которых приводят подчас к драматическим результатам, меняя судьбу людей по вине самих этих людей, лишая их надежд на получение депутатского мандата, на политическую карьеру. Вот почему к установленным правилам регистрации, к ее нормативному содержанию кандидатам, избирательным объединениям, их уполномоченным представителям нужно относиться с должным уважением, ни в коем случае не рассматривая эти правила как ненужную формалистику, излишнюю канитель.

2. Когда представляются документы для регистрации кандидатов и федеральных списков кандидатов?

Не ранее чем за 85 дней до дня голосования и не позднее чем за 55 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения предъявляет документы в соответствующую избирательную комиссию. Чем раньше это будет сделано, тем лучше. После проверки документов комиссией у кандидата, избирательного объединения, избирательного блока останется время, чтобы исправить ошибки, неточности, добрать недостающее количество подписей избирателей, если часть их будет забракована. Ни в коем случае нельзя тянуть с представлением документов до последнего момента. Может случиться так, что часть их задержится в пути - это нередко бывает с подписными листами, поступающими от местных сборщиков, и тогда возникает угроза опоздания. А как показывает практика, избирательные комиссии прекращают прием документов ровно в то время, которое указано в законе. Немало судебных дел во время прошлой избирательной кампании возникло именно из-за того, что кандидаты или уполномоченные избирательных объединений опоздали со сдачей документов буквально на минуты.

3. Какие предъявляются документы для регистрации кандидатов и федеральных списков кандидатов?

Вот их перечень для кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу (избирателями или избирательными объединениями):

- подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;

- протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

- сведения об изменениях в данных о кандидате, представленных ранее;

- сведения о размере и источниках доходов кандидата;

- сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;

- первый финансовый отчет кандидата (о расходовании средств его избирательного фонда).

Эти сведения представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию кандидатом либо уполномоченным представителем избирательного объединения - если кандидат был выдвинут по одномандатному округу избирательным объединением.

Для регистрации федерального списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения предъявляет уже в Центральную (а не окружную) избирательную комиссию Российской Федерации кроме подписных листов и соответствующего протокола об итогах сбора подписей сведения об изменениях, происшедших в федеральном списке кандидатов после заверения его копии и изменениях в данных о каждом из кандидатов, представленных ранее; об источниках доходов каждого кандидата; об имуществе, принадлежащем каждому кандидату на праве собственности, а также первый финансовый отчет избирательного объединения, избирательного блока.

4. В какой форме представляются сведения о размере и источниках дохода?

Эти сведения представляются в виде копий деклараций о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов. При этом нужна отметка налоговых органов.

В случае, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять ежегодную декларацию о доходах, предъявляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов.

5. В каком порядке представляются сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности?

Они представляются по форме, установленной в приложении к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В этом документе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения кандидата, основное место его работы или службы, занимаемая должность (род занятий), адрес места жительства и сообщаются данные об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, в том числе на праве общей собственности: о недвижимом имуществе (земельных участках, жилых домах, квартирах, дачах, гаражах и иных зданиях, строениях, сооружениях) и о транспортных средствах (автомобилях - легковых и грузовых, других транспортных средствах с указанием их количества и марки). Сведения подписываются и датируются кандидатом.

6. В чем заключаются особенности приема избирательной комиссией подписных листов избирателей?

Комиссия заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью, проверяет соответствие количества представленных подписных листов их количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдает кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием их количества и заявленного количества подписей, даты и времени их приема. Указание даты и времени важно, поскольку законом установлен срок проверки подписных листов.

Избирательная комиссия не имеет права ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока в занимаемое ею помещение или отказывать в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, указанным лицам, если документы доставлены до истечения установленного законом срока.

7. Обязательна ли проверка избирательной комиссией избирательных документов, представляемых ей для регистрации кандидата, федерального списка кандидатов?

В прежнем Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указывалось, что избирательные комиссии лишь в случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей организуют проверку подписных листов, хотя, как показала практика, подписные листы могут быть фальсифицированы так искусно, что никаких сомнений в их достоверности у комиссий не возникает. В ранее действовавшем законе не было установлено, что комиссии обязаны проверять правильность сведений, зафиксированных в подписных листах, не были прописаны и правила такой проверки. Поэтому комиссии действовали на свой страх и риск, подчас безрезультатно, не зная, что делать при обнаружении различного рода подделок.

Теперь закон установил обязанность комиссий - Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и окружных избирательных комиссий - проверять достоверность данных, содержащихся в подписных листах. Комиссии вправе проверять также достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Таким образом, данные, содержащиеся в подписных листах, проверяются обязательно, биографические и другие сведения - по усмотрению комиссий. Из этого ни в коей мере не следует вывод, что биографические сведения можно приукрасить или скрыть. Последствия обмана будут весьма суровы. По закону избирательная комиссия, устанавливая недостоверность сведений, представляемых кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, вправе отказать в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов. Правда, недостоверность должна носить существенный характер. Но закон не определяет, что такое «существенный характер». Это решает сама избирательная комиссия. Так что не стоит испытывать судьбу, надеясь, что приукрашенные данные - это не такой уж серьезный факт, чтобы он мог служить причиной отказа в регистрации.

8. Как проверяется достоверность данных, содержащихся в подписных листах?

У комиссии может не хватить своих сил для проверки _ слишком велик может быть объем проверяемых документов (например, в округе, где много кандидатов, или в случае, если много федеральных списков). Тогда своим решением она вправе создать рабочие группы из числа не только членов избирательной комиссии, но и работников ее аппарата. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах. Для установления достоверности этих данных избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.

Проверке подлежат не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата, федерального списка кандидатов и соответствующих данных об избирателях, поставивших подписи. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата, федерального списка кандидатов соответственно. В случае, если необходимое количество подписей не превышает 600, все они подлежат проверке. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией.

По результатам проверки достоверности данных в подписных листах подпись избирателя может быть признана достоверной или недостоверной.

Проверке и учету не подлежат подписи и соответствующие данные, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию, если это исключение ими специально оговорено (например, в справке, прилагаемой к подписному листу, в пометках на полях подписного листа и т. д.).

В случае, если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного кандидата, федерального списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись.

9. Какие подписи считаются недостоверными?

По закону недостоверными считаются:

- подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем одномандатном избирательном округе, субъекте Российской Федерации, и подписи избирателей, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии;

- подписи избирателей, внесенные в подписной лист до даты уведомления окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о выдвижении кандидата либо до даты заверения копии федерального списка кандидатов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

- подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с законом данных;

- подписи, собранные в подписном листе неустановленной формы;

- подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;

- подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

- подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписей избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если эти исправления специально не оговорены соответственно избирателем, лицом, удостоверяющим подписные листы;

- все подписи в подписном листе в случае, если он не заверен собственноручно подписью собирающего подписи и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока либо если эта подпись недостоверна.

Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии.

В случае, если количество обнаруженных при выборочной проверке недостоверных подписей составит более 15 процентов от количества подписей, отобранных для проверки, проводится дополнительная проверка в указанном выше порядке еще 15 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей. Если же суммарное количество недостоверных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит более 15 процентов от общего количества подписей, дважды отобранных для проверки, дальнейшая проверка подписных листов прекращается, и регистрация кандидата, федерального списка кандидатов не производится.

Регистрация кандидата, федерального списка кандидатов не производится также в случае, если количество представленных подписей избирателей за вычетом признанных недостоверными окажется недостаточным для регистрации.

10. Бывают ли ошибки избирательных комиссий при проверке подписных листов?

От ошибок не застрахован, как известно, никто, тем более тот, кто в очень короткий срок должен проделать большой объем трудоемкой, скрупулезной работы. Поэтому, хотя и не столь часто, но у избирательных комиссий при проверке подписных листов случаются сбои. Они объясняются разными причинами: неправильным толкованием норм закона, поверхностным, формальным подходом к проверке и др.

Например, в октябре 1998 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации приняла постановление по жалобе кандидата в депутаты Государственной Думы Л.Г. Убожко, баллотировавшегося по 39-му избирательному округу (Краснодарский край) взамен выбывшего депутата. Окружная избирательная комиссия отказала ему в регистрации «из-за отсутствия необходимого числа достоверных подписей избирателей в подписных листах в поддержку Л.Г. Убожко». Убожко счел решение окружной избирательной комиссии не отвечающим требованиям федерального законодательства о выборах. Проверкой было установлено, что в окружную избирательную комиссию Убожко действительно представил 5484 подписи избирателей, а общее число избирателей данного округа составляет 545 484 человека. Окружная избирательная комиссия признала недействительными 175 подписей избирателей-военнослужащих как граждан, якобы не являющихся избирателями округа. Однако «спорная» воинская часть находилась на территории одномандатного избирательного округа < 39, и все избиратели-военнослужащие имели право участвовать в предвыборных мероприятиях на территории этого округа. Поэтому, как отметила Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 175 подписей избирателей-военнослужащих следовало признать действительными, что давало Убожко право быть зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы как представившего в свою поддержку более одного процента подписей избирателей от общего числа избирателей округа.

Исходя из этого, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановила: отменить решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации Л.Г. Убожко кандидатом в депутаты Государственной Думы на дополнительных выборах в данном избирательном округе и предложить окружной избирательной комиссии рассмотреть вопрос о регистрации Л.Г. Убожко кандидатом в депутаты Государственной Думы в установленном федеральным законодательством порядке.

И хотя Л.Г. Убожко не был избран на выборах в данном округе, он участвовал в предвыборном соревновании с другими кандидатами как равный с равными.

Еще один пример недостаточно квалифицированного подхода избирательной комиссии к подсчету голосов. Эта же окружная избирательная комиссия при выборочной проверке не нашла крупных нарушений в подписных листах, где стояли подписи избирателей, поддерживавших кандидата в депутаты Государственной Думы П.Л. Федулева. Было отбраковано всего 200 подписей. Однако по жалобе других кандидатов, знавших Федулева как человека, которого разыскивает милиция в качестве подозреваемого в мошенничестве, проверку подписей избирателей тщательно провела местная прокуратура и обнаружила, что из 12 тысяч подписей 8 тысяч - грубая подделка. Прокуратура обратилась в суд, который на основании того, что количество действительных подписей не достигает установленной нормы, аннулировал регистрацию П.Л. Федулева кандидатом.

Трудно обвинять окружную избирательную комиссию в пристрастии к одному кандидату и предвзято негативном отношении к другому, хотя и начисто отрицать такую возможность нельзя. Это огорчительно, хотя самое неприятное случается тогда, когда к деятельности избирательной комиссии при решении вопроса, быть или не быть данному лицу зарегистрированным кандидатом, примешиваются элементы политической вкусовщины.

11. Можно ли защититься от таких действий избирательных комиссий?

Безусловно. И прежде всего профилактическими мерами.

При проведении жеребьевки и проверке подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему избирательному округу, или уполномоченные ими представители, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувшие кандидатов по одномандатному избирательному округу; в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - уполномоченные представители избирательных объединений и избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов. О времени проведения каждой жеребьевки и проверки подписных листов соответствующая избирательная комиссия обязана сообщить указанным лицам заблаговременно. По закону избирательная комиссия не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением и избирательным блоком.

Что значит «присутствовать», каковы права присутствующих, в законе не расшифровано. Но, надо полагать, «присутствие» - это не сидение с закрытым ртом в помещении, где проверяются подписные листы. Не нужно мешать работе комиссии, но отвечать на вопросы проверяющих, помогать им разобрать почерк в подписном листе, самим задавать уточняющие вопросы, если речь идет о выбраковке подписей или тем более целых подписных листов, - присутствующие вправе. Это поможет избежать многих ошибок и недоразумений. Тогда не станут неожиданностью и неправильные действия сборщиков подписей. А такое бывает, к этому надо быть готовым, поскольку гарантий добросовестности всех сборщиков дать, конечно, нельзя - они ведь рекрутируются по договорам за плату среди всех желающих при двух только ограничениях: им должно исполниться 18 лет и они должны быть дееспособными гражданами.

К сожалению, далеко не все кандидаты и избирательные объединения пользуются этой возможностью. И зря! Наблюдение за проверкой подписей будет только способствовать объективности, беспристрастности членов избирательной комиссии, какие бы симпатии или антипатии к кандидату или избирательному объединению, представившему список кандидатов, они ни испытывали. Сам факт присутствия заинтересованных лиц дисциплинирует членов комиссии, а если еще проявлять интерес к тому, как идет проверка, вести себя активно (разумеется, не ввязываясь в споры по поводу тех или иных эпизодов), можно и уберечь комиссию от неверного решения, и вовремя получить информацию о квалификации ею собранных подписей. Это тоже очень важно, если кандидат или уполномоченный избирательного объединения не согласен с оценками правильности подписей и намерен обжаловать решение комиссии.

Обжалование решения комиссии об отказе в регистрации в связи с неправильной оценкой достоверности подписей избирателей _ еще одно средство защиты от неправильных акций избирательной комиссии. Жалоба подается после официального принятия решения комиссией, поскольку отказ в регистрации возможен и по другим причинам. Всвязи с проверкой подписей избирателей кандидат, уполномоченный избирательного объединения и избирательного блока вправе получить копию протокола проверки подписей не менее чем за 12 часов до заседания комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, федерального списка кандидатов. Причем в случае обнаружения недостаточного количества достоверных подписей или более 15 процентов недостоверных среди подписей, подлежавших проверке, кандидат, избирательное объединение и избирательный блок вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой указываются основания признания подписей избирателей недостоверными с указанием номера папки, подписного листа и номера строки в подписном листе.

Эта информация используется при составлении жалобы и аргументации в пользу ее положительного разрешения.

12. Каковы условия принятия решения по вопросу о регистрации кандидата, федерального списка кандидатов?

Избирательная комиссия должна принять решение о регистрации кандидата, федерального списка кандидатов не позднее чем через 10 дней после приема подписных листов и других необходимых для регистрации документов.

Новое в законодательстве о регистрации кандидатов - возможность использования кандидатом псевдонима. Это может быть творческий псевдоним, постоянно используемый гражданином в своей творческой деятельности, или временный псевдоним. Второй случай является ответом законодателей на так называемые грязные избирательные технологии, имеющие целью дезориентировать избирателя, когда в округах часто без цели избрания выдвигаются и регистрируются однофамильцы или даже полные тезки кандидата. Такую практику можно было наблюдать при выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга в конце 1998 года, хотя, надо сказать, что «технология двойников» не смогла ввести в заблуждение избирателей и не помешала им сделать правильный выбор во всех округах, где были выдвинуты кандидаты-однофамильцы.

Если избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, она обязана в течение суток с момента принятия решения выдать кандидату, избирателям, выдвинувшим кандидата, либо уполномоченным избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших список кандидатов, копию решения с изложением оснований отказа.

13. Какие могут быть основания отказа в регистрации?

По закону это, во-первых, существенное нарушение установленного Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» порядка сбора подписей. Что такое «существенное нарушение» порядка сбора подписей _ призвана определить избирательная комиссия. Отказывая в регистрации кандидата или федерального списка кандидатов, комиссия должна быть убеждена, что в данном случае цель сбора подписей не достигнута и допущенные нарушения закона ставят под сомнение факт поддержки кандидата или списков кандидатов на этапе выдвижения.

Во-вторых, отсутствие или ненадлежащее оформление документов, необходимых для регистрации, о которых шла речь выше. Если их действительно не хватает или они оформлены с ошибками, кандидат, избирательное объединение должны предъявлять претензии только к себе.

В-третьих, недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, федерального списка кандидатов или выявление более 15 процентов недостоверных подписей избирателей среди подписей, подвергшихся проверке (в случае если для регистрации не был внесен залог). Бывает, что признание части подписей избирателей недостоверными так уменьшает число достоверных, что оно оказывается меньше, чем это необходимо по закону. Вот характерный пример. Омским областным судом 13 декабря 1995 года была рассмотрена жалоба Н.Г. Чоповского на незаконный и основанный на формальных основаниях отказ окружной избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственной Думы. В судебном заседании было установлено, что Чоповский сдал в окружную избирательную комиссию подписные листы, содержавшие 5563 подписи, а через три дня ему было выдано решение комиссии об отказе в регистрации на том основании, что подписи избирателей в количестве 1239 оказались недействительными. Были признаны действительными всего 4324 подписи, а требовалось 5169, что составляет требуемый законом один процент от числа избирателей в данном избирательном округе. Основанием для признания подписей недействительными явилось то, что часть граждан, поставивших свои подписи, проживала за пределами избирательного округа, часть подписей сопровождалась сокращенным написанием фамилий, имен и отчеств, отсутствовали паспортные данные, встречались одинаковые подписи. Н.Г. Чоповский не согласился с этим. Он, в частности, возражал против исключения из числа признанных действительными подписей, содержавшихся на подписных листах, не подписанных кандидатом в депутаты. Однако суд поддержал решение избирательной комиссии.

В-четвертых, недостоверность сведений, представляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, если она носит существенный характер (об этом упоминалось выше).

В-пятых, существенное нарушение порядка создания избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока и порядка расходования средств соответствующего избирательного фонда (подробнее о правилах создания фонда и расходования его средств речь пойдет ниже).

Могут быть и иные основания отказа в регистрации, предусмотренные Федеральным законом, в том числе использование должностного или служебного положения в интересах выдвижения кандидата, списка кандидатов. Но практика показывает, что могут быть и не предусмотренные законом основания - и это понятно, закон не в состоянии зафиксировать все возможные случаи отказа в регистрации. Например, отказ возможен в результате неправильного оформления избирательной комиссией документов, связанных с регистрацией кандидата. Об этом, например, свидетельствует дело К.Х. Садыкова, который на прошлых выборах должен был пройти через два сложных судебных процесса, чтобы доказать неправомерность, ошибочность отказа зарегистрировать его как кандидата из-за простой опечатки в списке кандидатов. И хотя справедливость была восстановлена, на это ушло много сил и времени, Садыков был поставлен в худшие условия, чем другие кандидаты.

Суть дела Садыкова состояла в том, что окружная избирательная комиссия одномандатного Большереченского избирательного округа Омской области отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы по данному округу на том основании, что в представленной в избирательную комиссию копии списка кандидатов в депутаты Государственной Думы для баллотирования на выборах по одномандатным избирательным округам, выдвинутого избирательным объединением «Общероссийское мусульманское общественное движение «НУР» и заверенного в установленном порядке Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 26 сентября 1995 года, Садыков был назван кандидатом, выдвинутым для баллотирования на выборах по одномандатному Центральному избирательному округу, а не по Большереченскому, т. е. по округу, в котором намечалось его выдвижение общественным движением «НУР».

Садыков обратился в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда с жалобой на решение избирательной комиссии одномандатного Большереченского избирательного округа и просил о его отмене, полагая, что имела место техническая ошибка в списке Центризбиркома, поскольку он фактически был выдвинут именно по Большереченскому избирательному округу. Необходимые для регистрации документы он представил в окружную избирательную комиссию. Председатель большереченской избирательной комиссии жалобу не признал, поскольку в списке кандидатур, полученном из Центризбиркома, было указано, что по данному округу от объединения «НУР» выдвинут другой кандидат, а Садыков является кандидатом в депутаты по Центральному избирательному округу. Эти сведения по заявлению председателя избирательной комиссии были подтверждены Центризбиркомом.

Суд жалобу Садыкова признал необоснованной, указав, что не вправе выйти за пределы своих полномочий, не может давать оценку действиям Центризбиркома и отменять его постановление.

Тогда Х.К. Садыков обратился в Верховный Суд Российской Федерации. Тот рассмотрел его жалобу на постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в котором было ошибочно указано, что он выдвинут в кандидаты по Центральному избирательному округу, а по Большереченскому округу _ А.Х. Жунусова. Верховный Суд Российской Федерации обязал Центральную избирательную комиссию исправить ошибку в списке кандидатов, а также в копии этого списка, направленной в окружную избирательную комиссию.

Вот так для исправления явно технической ошибки (опечатки) потребовалось несколько недель горячего предвыборного времени, столь необходимого каждому кандидату. Тем не менее кандидату, избирательному объединению на стадии регистрации надо быть готовыми к встрече с любой самой неожиданной несправедливостью. При этом следует помнить (об этом напоминает и дело Х.К. Садыкова), что решение окружной избирательной комиссии следует обжаловать в суд субъекта Российской Федерации, а решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - в Верховный Суд Российской Федерации.

14. Может ли быть отменена регистрация кандидата, федерального списка кандидатов до дня голосования?

Да, может. Оснований для отмены регистрации, установленных законом, много. Причем они дифференцируются по срокам и по порядку отмены в зависимости от их содержания. В частности, регистрация кандидата может быть отменена избирательной комиссией за 16 дней до дня голосования, а вот за более короткий срок вплоть до дня, предшествующего голосованию, _ судом, куда обращается комиссия с представлением об отмене регистрации кандидата (исключении его из федерального списка кандидатов), если после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов обнаружена недостоверность сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, о судимости кандидата, его двойном гражданстве, имущественном положении, причем недостоверность этих сведений носит существенный характер.

Как и в ряде других случаев, что такое «существенный характер» закон не определяет, и это дает основание кандидату обратиться в суд, и только он может поставить точку в споре о том, существенны или несущественны обнаруженные недостоверные сведения, т. е. могут ли они радикально изменить представление избирателей о кандидате или нет.

Кроме указанного основания закон установил возможность отмены регистрации избирательной комиссией или судом в любой день до дня голосования в случаях, если после регистрации:

- установлен факт проведения предвыборной агитации кандидатом до его регистрации окружной избирательной комиссией; избирательным объединением, избирательным блоком - до регистрации выдвинутого ими федерального списка кандидатов ЦИК РФ;

- установлен факт подкупа избирателей кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их уполномоченными представителями;

- грубо или неоднократно нарушался запрет на участие органов управления организаций всех форм собственности в сборе подписей, на принуждение избирателей в процессе сбора подписей и на вознаграждение избирателей в любой форме за внесение подписи, на сбор подписей в процессе и в местах выдачи зарплаты;

- кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовал иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента от установленной законом предельной суммы расходов избирательного фонда;

- избирательное объединение, избирательный блок при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовали иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента от установленной законом предельной суммы расходов избирательного объединения, избирательного блока;

- кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, превысил расходы избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата;

- избирательное объединение, избирательный блок превысили расходы избирательного фонда более чем на 0,5 процента от установленной законом предельной суммы расходов избирательного фонда, избирательного объединения или избирательного блока;

- кандидат, избирательное объединение, в том числе входящее в состав избирательного блока, избирательный блок, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, организация, учредителем, собственником, владельцем и (или) членом руководящего органа которой являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), в ходе избирательной кампании занимались благотворительной деятельностью на территории Российской Федерации, обращались к иным физическим или юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи либо услуг избирателям, давали согласие физическим или юридическим лицам на осуществление такой помощи либо оказание услуг от их имени;

- кандидат, избирательное объединение или избирательный блок не представили первый финансовый отчет;

- кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения или избирательного блока использовали преимущества должностного или служебного положения.

Это все нарушения закона, связанные с деятельностью кандидата, избирательного объединения или избирательного блока до их регистрации. Но закон добавляет к этому перечню еще ряд нарушений, которые могут быть совершены уже зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями и избирательными блоками, и также ведут к отмене регистрации. В их числе случаи, когда:

- зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, доверенное лицо зарегистрированного кандидата, доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока проводили агитацию в расположении воинской части, военной организации либо в военном учреждении;

- зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их доверенными лицами были выпущены и (или) распространены предвыборные печатные, аудиовизуальные агитационные материалы с нарушением правил, установленных законом (отсутствие в распространяемых агитационных материалах необходимых реквизитов, непредставление в избирательную комиссию экземпляров предвыборных печатных материалов и др.);

- зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок не представили в установленный срок финансовый отчет (очередной) об использовании средств избирательного фонда;

- зарегистрированный кандидат, находящийся на государственной или муниципальной службе, не прекратил исполнения служебных обязанностей на время участия в выборах;

- установлен факт подкупа избирателей зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов, его уполномоченным представителем, доверенным лицом зарегистрированного кандидата, избирательного объединения и избирательного блока, а также по их просьбе или поручению - иным лицом;

- число кандидатов, зарегистрированных кандидатов, исключенных из федерального списка кандидатов по заявлениям кандидатов, по решению избирательного объединения, избирательного блока, превышает 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном федеральном списке кандидатов либо в случае выбытия одного или более кандидатов, занимавших первые три места в общефедеральной части заверенного федерального списка кандидатов (это правило введено в качестве контрмеры против практики, когда первоначальный и окончательный вид общефедерального списка кандидатов резко отличаются в результате манипуляций избирательных объединений, что существенно дезориентирует избирателей);

- нарушены правила использования средств избирательного фонда (те же, что и для кандидата перед его регистрацией).

Избирательная комиссия, кроме того, вправе отказать в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов или обратиться в суд об отмене регистрации кандидата, федерального списка кандидатов в случае злоупотребления кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком свободой в сфере массовой информации. Суд, установив факт такого злоупотребления, отменяет регистрацию кандидата, федерального списка кандидатов.

15. Можно ли рассматривать отказ в регистрации или ее отмену как наказание главных действующих лиц избирательной кампании?

Что касается отказа в регистрации, то он не всегда означает санкцию по отношению к кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку. Это реакция на их неподготовленность к акту регистрации (несвоевременное представление документов, нехватка нужных документов, небрежность в их оформлении и т. п.). Кроме того, отказ в регистрации может свидетельствовать о неспособности данного кандидата, избирательного объединения участвовать в выборах (недобор подписей избирателей, нехватка средств для избирательного залога). Избирательная комиссия, отказывая в регистрации по этим фактам, не наказывает кандидата, избирательное объединение или избирательный блок, а просто констатирует отсутствие возможности у данных субъектов избирательного процесса продолжать в нем участвовать, отнюдь не квалифицируя причину этого неучастия как проступок.

Отказ в регистрации, а тем более отмена ее может быть и наказанием за нарушение избирательного законодательства. Причем это особая санкция, не подпадающая под категорию уголовно-правовых, административно-правовых или гражданско-правовых санкций. Она применяется только во время выборов к кандидатам, зарегистрированным кандидатам, федеральным спискам кандидатов и зарегистрированным федеральным спискам кандидатов. Для них отказ в регистрации или ее отмена - санкция суровая, причем перечень случаев ее применения в новом избирательном законодательстве существенно расширен. Это направлено на очищение избирательной кампании от всяких злоупотреблений, нарушений установленных правил, в том числе со стороны ее главных действующих лиц. И естественно, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения и избирательные блоки должны иметь данное обстоятельство в виду, хорошо знать все законодательные ограничения своей деятельности, чтобы, как говорится, не быть выбитыми из седла на полном скаку.

Разумеется, отказ в регистрации или ее отмена - не единственная санкция, которая может быть применена к кандидату, другим участникам избирательной кампании. Закон предусматривает активные действия избирательной комиссии, а именно: в случае обнаружения признаков правонарушения, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, избирательная комиссия направляет в правоохранительные органы соответствующие документы и материалы для решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». При этом учитывается статус кандидата, обладающего по закону неприкосновенностью в ограниченном объеме.

16. Возможна ли ситуация, когда по тем или иным причинам в соответствующем округе регистрируется один кандидат и один федеральный список кандидатов?

Теоретически и практически такая ситуация возможна. Закон предусмотрел и определил, что в случае, если за 45 дней до дня голосования по одномандатному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один кандидат либо будет зарегистрирован только один кандидат, а равно если по федеральному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один федеральный список кандидатов либо будет зарегистрирован только один такой список, выборы по решению соответственно окружной избирательной комиссии, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладываются на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и последующих избирательных действий.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2019  Карта сайта