Демократия.Ру




Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных. Лао-Цзы


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


16.11.2018, пятница. Московское время 11:10

Инструкция наблюдателю на выборах губернатора Свердловской области

Российский общественный институт избирательного права

1. Определение «наблюдателя»

2. Наблюдатель вправе (ст. 27 п. 7 Закона):

3. Наблюдатель не вправе (ст. 27 п.8 Закона):

4. Наблюдатель обязан:

5. Контроль досрочного голосования

6. Действия наблюдателя до начала голосования на участке

7. Действия наблюдателя в процессе голосования

8. Действия наблюдателя при подсчете голосов

9. Действия наблюдателя при подсчете голосов и занесение результатов подсчетов в итоговый протокол

10. Действие наблюдателя при оформлении итогов голосования

11. Завершение работы наблюдателя

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6


1. Определение «наблюдателя»

Согласно ст.1 п.19 Закона1 «Наблюдатель - лицо, назначенное кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением для наблюдения за ходом голосования, подсчетом голосов и иной деятельности участковой избирательной комиссии в период проведения голосования и установления его итогов, включая действия по проверке правильности подведения итогов голосования и определения результатов выборов». В соответствии с Федеральным Законом2 ст.27 п.5 Закона расширяет полномочия наблюдателя и допускает его присутствие в территориальных и окружных избирательных комиссиях. Более того, ст.73 п.6 Закона допускает присутствие наблюдателя при досрочном голосовании в территориальных и участковых избирательных комиссиях.

Согласно ст. 27 п. 6 Закона, полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме назначившим его кандидатом, общественным или избирательным объединением, избирательным блоком. В удостоверении наблюдателя указывается его фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства, а также номер избирательного участка или наименование соответствующей избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

2. Наблюдатель вправе (ст. 27 п. 7 Закона):

1. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период c момента начала работы участковых избирательных комиссий и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке;

2. присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования;

3. знакомиться со списками избирателей;

4. наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным и незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период , указанный в пункте 1 настоящей статьи;

5. обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

6. знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии или составленные указанными комиссиями в период, указанный в п. 1 настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствующих на голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии;

7. обжаловать в порядке, установленном ст.29 Закона, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, в вышестоящую избирательную комиссию; (кроме того, ст.29 Закона предусматривает возможность обращения наблюдателя с жалобами в суд на решения и действия (бездействия) избирательной комиссии и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан);

8. присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

3. Наблюдатель не вправе (ст. 27 п.8 Закона):

1. выдавать избирателям бюллетени для голосования;

2. расписываться за избирателя по его просьбе в получении бюллетеня для голосования;

3. заполнять за избирателя по его просьбе бюллетени для голосования;

4. предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5. принимать непосредственное участие в подсчете бюллетеней для голосования;

6. совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7. вести агитацию среди избирателей;

8. участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

4. Наблюдатель обязан:

1. так выбрать свое рабочее место, чтобы был обеспечен визуальный контроль за выдачей бюллетеней, кабинами для голосования, стационарным и переносными избирательными ящиками;

2. вести наблюдение за ходом голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов;

3. присутствовать в помещении для голосования в день голосования с 6 часов 00 мин и до получения заверенной копии протокола участковой комиссии об итогах голосования и подтверждения из территориальной комиссии о приеме 1-го экземпляра протокола об итогах голосования, а при досрочном голосовании - с 9 до 17 часов по рабочим дням и с 10 до 16 по выходным дням;

4. при обнаружении нарушения избирательного законодательства:

    · составить акт о нарушении избирательного законодательства,

    · вручить председателю комиссии под роспись письменное заявление о факте нарушения,

    · сообщить в свой штаб (тел: ____________) и в вышестоящую избирательную комиссию (тел: ___________) о нарушениях избирательных прав граждан;

5. составлять акт о нарушении избирательного законодательства (Приложение 2) в письменном виде в двух экземплярах при всех нарушениях избирательного законодательства;

6. оформлять в двух экземплярах письменные заявления в избирательную комиссию (см. Приложение 1) и при передаче его председателю или секретарю комиссии требовать на втором экземпляре отметки о получении с подписью и расшифровкой фамилии получателя, с указанием даты и времени получения;

7. при отказе председателя или секретаря избирательной комиссии принять заявление наблюдателя наблюдатель должен составить Акт о данном нарушении (см. Приложение 2) с привлечением двух свидетелей, которые должны собственноручно подписаться под актом и указать адрес своего местожительства;

8. при не принятии председателем участковой избирательной комиссии мер по пресечению нарушений избирательного законодательства направить в вышестоящую избирательную комиссию жалобу на неправомерные действия или бездействия участковой избирательной комиссии (см. Приложение 3).

5. Контроль досрочного голосования

Избиратель, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет принять участие в голосовании на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, имеет право проголосовать досрочно: в помещении территориальной (за 15-4 дня до дня голосования) и в помещении участковой (за 3-1 день до дня голосования) избирательной комиссии путем заполнения бюллетеня с соблюдением условий тайного голосования.

При досрочном голосовании наблюдатель обязан контролировать:

1. выполнение требований ст.52 п.12 Федерального Закона о запрещении зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании;

2. выполнение требований ст.57 п.4 Закона о запрещении размещения агитационных печатных материалов на зданиях и в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования;

3. порядок досрочного голосования, определенный ст.73 п.3 Закона, а именно:
наличие на избирательном бюллетени печати и подписей двух членов избирательной комиссии,
соблюдение тайны волеизъявления избирателей,
ведение списка досрочно проголосовавших избирателей;
порядок дополнительного включения граждан в список избирателей.

6. Действия наблюдателя до начала голосования на участке

До начала голосования наблюдатель контролирует:

1. Число избирателей и бюллетеней для голосования, для чего до 7.00 получает у председателя или секретаря участковой комиссии и фиксирует:

    · количество избирателей, включенных в список на данном участке - __________,

    · количество полученных комиссией бюллетеней - __________.

2. Пломбирование избирательных ящиков, которые в 7.00 предъявляются членам комиссии и наблюдателям и которые должны быть пустыми и пронумерованными. Стационарные избирательные ящики опечатываются (пломбируются) печатью участковой комиссии.

3. Конверты досрочного голосования, которые до начала голосования председатель предъявляет для обозрения присутствующих в виде запечатанных конвертов с бюллетенями и списками досрочно проголосовавших избирателей в территориальной и участковой избирательных комиссиях.

Примечание: При этом проверяется:

    · соответствие количества конвертов с бюллетенями досрочного голосования числу досрочно проголосовавших избирателей по списку территориальной и участковой комиссий,

    · целостность каждого конверта и наличие на нем подписей двух членов комиссии и печати избирательной комиссии и подписи досрочно голосовавшего избирателя.

В случае, если количество конвертов с печатью избирательной комиссии больше числа досрочно проголосовавших избирателей по списку, то все избирательные бюллетени из этих конвертов решением участковой комиссии признаются недействительными.

При поврежденном конверте или при отсутствии на нем либо печати либо одной из трех подписей (досрочно проголосовавшего избирателя и двух членов избирательной комиссии) избирательный бюллетень из этого конверта решением участковой комиссии признается недействительным.

Конверты вскрываются председателем комиссии. В каждом конверте должен быть только один бюллетень. В случае, если из конверта извлечено более одного бюллетеня, то все извлеченные бюллетени признаются недействительными.

Бюллетени, извлеченные из соответствующих указанным требованиям конвертов, опускаются председателем участковой избирательной комиссии в стационарный избирательный ящик с соблюдением тайны волеизъявления избирателя.

По каждому случаю несоответствия конвертов и бюллетеней досрочного голосования требованиям закона, участковая комиссия должна принимать специальное решение о признания бюллетеня из конверта досрочного голосования недействительным и указывать на обороте такого бюллетеня причины его недействительности за подписью не менее трех членов участковой комиссии.

4. Число досрочно проголосовавших избирателей.

Председатель комиссии до начала голосования должен уточнить по спискам избирателей число избирателей, которые проголосовали досрочно (отдельно в территориальной и участковой избирательной комиссии), огласить и внести эти сведения соответственно в строки 3 и 4 Протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму (демонстрационную), которая должна быть вывешена в помещении для голосования, и сделать в участковом списке избирателей против фамилий досрочно проголосовавших избирателей отметки «проголосовал досрочно».

В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях территориальной (окружной) и участковой избирательной комиссии избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, проставляется печать участковой избирательной комиссии.

Примечание:

До завершения указанных действий совершение каких-либо иных действий, связанных с началом процедуры общего голосования, не допускается.

7. Действия наблюдателя в процессе голосования

В процессе голосования наблюдатель контролирует:

1. Получение бюллетеней избирателями

при этом бюллетени могут выдавать только члены комиссии с правом решающего голоса. Бюллетени выдаются избирателям, внесенным в основной список избирателей данного участка, по предъявлению паспорта или заменяющего его документа (перечень документов удостоверяющих личность гражданина РФ и факт его проживания на территории участка подготавливается паспортно-визовой службой области). Член избирательной комиссии обязан лично удостовериться в соответствии паспорта его предъявителю и в наличии отметки о прописке или регистрации на территории данного участка.

Каждый избиратель должен лично расписаться в списке и может лично получить только один избирательный бюллетень и только на себя. Получение бюллетеней и голосование за других избирателей не допускается.

Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, доверенным лицом, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.

Если избиратель по каким-либо причинам не внесен в список избирателей участка, то по его заявлению участковая комиссия после обязательной проверки ею заявления и представленных документов должна в течение 2-х часов внести его дополнительно в список избирателей при условии подтверждения его прописки или регистрации на территории данного участка.

При обнаружении нарушений порядка выдачи бюллетеней наблюдатель должен словесно указать члену комиссии на факт нарушения, составить Акт и вручить письменное Заявление Председателю.

2. Расположение стационарного избирательного ящика и момент опускания бюллетеней.

Стационарный избирательный ящик должен быть расположен таким образом, чтобы наблюдатель мог одновременно контролировать опускание бюллетеня в ящик и выдачу бюллетеней членами комиссии. В противном случае потребовать у Председателя комиссии переустановить ящик.

Каждый голосующий вправе опускать в ящик только один бюллетень. При обнаружении намерения или попытки опустить в ящик два или несколько бюллетеней словесно обратить на это внимание присутствующих в помещении для голосования. В случае, если голосующий все же опустил в ящик два или несколько бюллетеней, немедленно потребовать у членов комиссии установить его фамилию, письменно заявить об этом Председателю комиссии, сообщить в районный штаб и в территориальную комиссию.

3. Голосование вне помещения для голосования. (Порядок голосования см. Приложение 4)

Наблюдатель выезжает на голосование вне помещения для голосования совместно с членами избирательной комиссии. Участковая комиссия обеспечивает выезд к месту голосования не менее чем двух наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса.

Контролю при каждом голосовании вне помещения для голосования подлежит:

    · число поступивших заявлений и наличие записей в реестре заявлений на голосование вне помещений для голосования (Приложение 8),

    · фамилии обоих членов комиссии с правом решающего голоса на голосование вне помещений для голосования,

    · наличие у них заверенной выписки из реестра (Приложение 9),

    · число полученных на голосование вне помещений для голосования бюллетеней, соответствующие числу заявлений и их учет в журнале выдачи,

    · собственноручность и полнота написания избирателем письменного заявления (см. Приложение 5)

    · свобода волеизъявления избирателя, голосующего вне помещения для голосования,

    · время выезда и возвращения членов комиссии с переносным ящиком,

    · число возвращенных бюллетеней и письменных заявлений от голосовавших вне помещения для голосования,

    · наличие акта о голосовании вне помещения для голосования и полноту приведенных в нем данных ( Приложение 6).

Эти сведения запрашиваются у Председателя или секретаря участковой комиссии и заносятся в таблицу (Приложение 7) контроля переносного избирательного ящика по каждому выезду.

Наблюдатель немедленно сообщает в штаб кандидата, в территориальную комиссию и подает в участковую комиссию письменное заявление в случае:

    · отказа в возможности наблюдения за голосованием вне помещения для голосования,

    · отказа в предоставлении вышеперечисленных сведений,

    · несовпадения числа проголосовавших вне помещения для голосования (определяется как разница между числом полученных и числом возвращенных бюллетеней) и привезенных письменных заявлений.

8. Действия наблюдателя при подсчете голосов

При подсчете голосов наблюдатель должен расположится так, чтобы можно было визуально контролировать сортировку бюллетеней и видеть их содержание. При этом следует иметь ввиду, что подсчет голосов избирателей должен производится только членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до установления итогов голосования. В ходе подсчета голосов все текущие данные наблюдатель заносит в свой протокол (черновик) с целью последующего контроля итогового протокола.

Наблюдатель при подсчете голосов контролирует:

1. Погашение неиспользованных и испорченных бюллетеней.

Погашение неиспользованных и испорченных бюллетеней производится после окончания времени голосования, но до вскрытия избирательных ящиков.

Неиспользованными избирательными бюллетенями считаются те, которые остались в распоряжении участковой комиссии по окончанию времени голосования.

Испорченными бюллетенями считаются возвращенные избирателями бюллетени с отметкой комиссии в списке избирателей и на бюллетене о возврате бюллетеня.

После окончания голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени (при этом не допускается повреждение подписей и печати в правом верхнем углу), затем оглашают и записывают число погашенных бюллетеней (сумма количества неиспользованных и испорченных) в строку 5 Протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

Наблюдатель заносит число погашенных бюллетеней в свой протокол (черновик).

2. Закрытие списка избирателей.

Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, участников референдума члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:

    · число избирателей, внесенных в список;

    · число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей, участников референдума в списке избирателей);

    · число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);

    · число досрочно проголосовавших избирателей.

После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается членом избирательной комиссии, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма вышеуказанных данных, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, допущенные ст.27 п.4 Законом к наблюдению за подсчетом голосов и установлением итогов голосования.

Затем председатель или его заместитель или секретарь участковой комиссии уточняют, оглашают и записывают в Протокол и в его увеличенную форму:

    · число избирателей, внесенных в список, - строка 1 (проконтролировать совпадение с заверяющей записью в списке избирателей)

    · число бюллетеней, полученных участковой комиссией (количество бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочного голосования в территориальной комиссии, в это число не входит) - строка 2

    · число бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей в списке избирателей) - строка 6

    · число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей) - строка 7

После этого дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до завершения проверки контрольных соотношений. Вносить изменения в список избирателей после начала подсчета голосов запрещается. Статья 75 п.6 Закона ответственность за сохранность списка и исключения доступа к нему лиц, участвующих в подсчете голосов, возлагает на председателя или секретаря участковой комиссии.

3. Контроль организации подсчета голосов избирателей.

Сортировка бюллетеней и подсчет голосов избирателей проводится на специально оборудованных местах без выноса избирательных ящиков и бюллетеней. Как правило, обычно в центр помещения для голосования сдвигаются столы, на которых раскладываются все бюллетени, а зона вокруг столов ограничивается рядом стульев. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии всеми присутствующими при подсчете.

Сортировка бюллетеней и подсчет голосов осуществляются только членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Членам избирательной комиссии, за исключением председателя и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов иметь письменные принадлежности и пользоваться ими.

4. Контроль вскрытия избирательных ящиков.

Вначале вскрываются переносные ящики поочередно по номерам и пересчитываются находящиеся в них бюллетени. Затем вскрываются стационарные ящики.

Перед вскрытием каждого избирательного ящика наблюдатель должен убедится в сохранности печати (пломбы). В случае отсутствия или повреждения пломбы (печати) на ящике наблюдатель представляет Председателю комиссии свое заявление по данному факту. При отсутствии пломб или при поврежденных пломбах все бюллетени в таком ящике решением комиссии признаются недействительными.

5. Контроль подсчета бюллетеней из переносных ящиков.

Подсчет бюллетеней в переносных ящиках производится отдельно по каждому ящику в последовательности их номеров. При подсчете члены комиссии отделяют избирательные бюллетени не установленной формы.

Бюллетенями неустановленной формы признаются бюллетени, изготовленные неофициально (ксерокопия, подделка) или бюллетени, у которых в правом верхнем углу отсутствуют или печать или подписи двух членов комиссии.

Бюллетени неустановленной формы при подсчете числа избирательных бюллетеней в переносном избирательном ящике не учитываются.

Число извлеченных бюллетеней установленной формы подсчитывается, оглашается и заносится в строку 8 Протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

Если в переносном ящике обнаружено бюллетеней установленной формы больше, чем имеется письменных заявлений избирателей о голосовании вне помещения для голосования, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней при голосовании с данным номером переносного ящика (номер ящика обязательно должен был указан в каждом таком заявлении), все бюллетени из этого ящика решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем участковая комиссия должна составить акт с указанием фамилий членов избирательной комиссии, обеспечивавших голосование вне помещения для голосования с этим ящиком. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней из переносных ящиков вносится в строку 12 Протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

6. Контроль сортировки избирательных бюллетеней.

Члены участковой комиссии с правом решающего голоса сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, раскладывая их в стопки по голосам за каждого кандидата, против всех кандидатов, отделяя в отдельные стопки бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. Бюллетени неустановленной формы при подсчете результатов голосования не учитываются.

При этом члены участковой избирательной комиссии должны оглашать содержащиеся в каждом избирательном бюллетене отметки избирателя и показывать бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.

Недействительными признаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. В частности такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, а также заполненные карандашом, имеющие исправления и следы подчисток.

При сомнении в действительности бюллетеня участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием. В случае признания спорного бюллетеня недействительным на его оборотной стороне указываются причины недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов комиссии и заверяется печатью комиссии.

Недействительные бюллетени откладываются и подсчитываются в отдельной стопке. Количество недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 Протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.

9. Действия наблюдателя при подсчете голосов и занесение результатов подсчетов в итоговый протокол

После сортировки бюллетеней производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату.

Полученные данные заносятся в строку 14 и последующие строки Протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.

Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в строку 10 Протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней.

Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в строку 9 Протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму количество бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.

После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса.

Наблюдатель ОБЯЗАН визуально просмотреть и пересчитать ВСЕ бюллетени в каждой стопке на предмет соответствия их рассортировки по каждому кандидату, против всех кандидатов, на недействительные бюллетени, на бюллетени не установленной формы.

После этого Председатель комиссии производит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в Протокол об итогах голосования.

В случае, если контрольные соотношения данных не совпали, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам Протокола об итогах голосования. В этом случае наблюдатель должен предупредить председателя комиссии о недопустимости подгонки контрольных соотношений без пересчета бюллетеней и настоять на повторном пересчете бюллетеней.

10. Действие наблюдателя при оформлении итогов голосования

Протокол итогов голосования должен быть составлен и подписан всеми членами участковой избирательной комиссии в трех экземплярах. Запрещается заполнение Протокола карандашом.

Наблюдатель должен лично ознакомиться с третьим экземпляром Протокола, внести из него все данные в свою копию протокола (по возможности получить у комиссии ксерокопию оригинала официального протокола) и обязательно заверить свою копию (или ксерокопию) Протокола у председателя или секретаря участковой комиссии. В заверенной копии протокола не должно быть исправлений.

Председатель или его заместитель или секретарь участковой комиссии обязаны расписаться с указанием своей должности и фамилии и поставить печать участковой комиссии на каждой странице копии Протокола в качестве его заверения.

11. Завершение работы наблюдателя

После получения заверенной копии Протокола наблюдатель должен незамедлительно передать представителю штаба кандидата эту копию, а также все экземпляры своих заявлений, актов, жалоб и полученных на них ответов.

Наблюдатель должен находиться в помещении избирательного участка до получения подтверждения из территориальной комиссии о приеме Протокола об итогах голосования, а также присутствовать при повторном пересчете бюллетеней и определении итогов голосования.

Примечание:

Члены избирательных комиссий несут административную, уголовную либо иную ответственность в соответствии с Федеральным законодательством.

Нарушение членом избирательной комиссии права граждан на ознакомление со списком избирателей, либо не рассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списках избирателей, либо отказ выдать гражданину ответ в письменной форме с изложением мотивов на его заявление о внесении исправлений в список избирателей влечет за собой административную ответственность согласно статьи 40-5 Кодекса об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере до десяти размеров минимальных размеров оплаты труда.

Статья 40-6 КоАП предусматривает административную ответственность члена избирательной комиссии за выдачу гражданам избирательных бюллетеней в целях предоставления им возможности голосования за других лиц, в виде штрафа в размере от пяти до десяти минимальных зарплат.

Председатели избирательных комиссий за непредоставление для ознакомления наблюдателю сведений об итогах голосования несут в соответствии со статьей 40-13 КоАП административную ответственность в виде штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных зарплат.

Воспрепятствование осуществлению избирательных прав (ст. 141 УК РФ) наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, а те же деяния, соединенные с обманом, подкупом ... или совершенные лицом с использованием служебного положения, а также совершенные группой лиц по предварительному сговору наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда ... либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Фальсификация избирательных документов ... или неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, нарушение тайны голосования ... (ст. 142 УК РФ) наказываются штрафом в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда ... либо лишением свободы на срок до 4 лет.

Данная Инструкция разработана Российским общественным институтом избирательного права.

Москва, 4-й Рощинский проезд, 19/21, 404. Тел.(095) 952-01-84, 952-95-14, 952-15-04. E-mail: [email protected]

Приложение 1

Образец

В участковую избирательную комиссию
избирательного участка N____ по выборам
Губернатора Свердловской области
От наблюдателя ________________________
(фамилия,

_______________________________________
имя, отчество)

кандидата на пост Губернатора Свердловской

области ________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Довожу до Вашего сведения, что в ходе голосования (в ходе подсчета голосов) на избирательном участке N________ мною были обнаружены следующие нарушения правопорядка, избирательного законодательства и избирательных прав граждан:

_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________

Прошу принять срочные меры по пресечению нарушений и устранению их последствий, а также принять меры для привлечения виновных к ответственности.

«__» _______ 1999 года, ___ часов ___ мин.

Наблюдатель
_______________________________
подпись, фамилия

"ПОЛУЧЕНО"

«__» _______ 1999 года в ___ часов ___ мин.

___________________________________
должность члена участковой комиссии

___________________________________
подпись фамилия

Приложение 2

Образец

АКТ
о нарушении избирательного законодательства
в ходе выборов Губернатора Свердловской области
на избирательном участке N______

Мы, нижеподписавшиеся,

1. Наблюдатель от _______________________________________________________

_______________________________________________________
фамилия, имя, отчество, кем назначен

(паспорт _______ N ____________, адрес _______________________________________________________)

2. Избиратель _______________________________________________________
фамилия, имя, отчество

(паспорт _______ N ____________, адрес _______________________________________________________)

3. Избиратель _______________________________________________________
фамилия, имя, отчество

(паспорт _______ N ____________, адрес _______________________________________________________)

свидетельствуем, что «__» _______ 1999 года в ___ часов ___ минут на избирательном участке N____ допущены следующие нарушения:

_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________

Настоящий Акт составлен в нашем присутствии и подписан нами в двух экземплярах, один из которых вручен председателю участковой избирательной комиссии избирательного участка N ________
«__» _______ 1999 года в ______ часов _____ минут.

Наблюдатель
_______________________________
подпись, фамилия

Избиратель
_______________________________
подпись, фамилия

Избиратель
_______________________________
подпись, фамилия

"ПОЛУЧЕН"

«__» _______ 1999 года в ___ часов ___ мин.

_______________________________
должность члена участковой комиссии

_______________________________
подпись фамилия

Приложение 3

Образец

В _______________________________________
Территориальную избирательную комиссию
по выборам Губернатора Свердловской области
От ______________________________________
фамилия, инициалы

________________________________________
должность представителя кандидата

кандидата на пост Губернатора Свердловской
области _________________________________

ЖАЛОБА

В ходе голосования (в ходе подсчета голосов) на избирательном участке N________ были установлены факты нарушений правопорядка, избирательного законодательства и избирательных прав граждан, а именно:

_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________

Указанные факты нарушений Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и Избирательного Кодекса Свердловской области были письменно сообщены в участковую избирательную комиссию избирательного участка N____.

Однако должностные лица указанной избирательной комиссии должных мер по пресечению перечисленных нарушений не приняли.

Прошу принять срочные меры по пресечению нарушений и устранению их последствий, по обеспечению безусловного и неукоснительного исполнения требований и положений федерального и областного избирательного законодательства, а также привлечь виновных к ответственности.

К жалобе прилагаю:

1.Копию заявления в участковую избирательную комиссию о фактах нарушений

2.Копию Акта о нарушениях на избирательном участке N_____

«__» _______ 1999 года, ___ часов ___ мин.

_______________________________
подпись, фамилия

"ПОЛУЧЕНО"

«__» _______ 1999 года в ___ часов ___ мин.

___________________________________
должность члена участковой комиссии

___________________________________
подпись фамилия

Приложение 4

ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в списки избирателей и не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и пр.) прибыть в помещение для голосования.

2. Голосование вне помещения для голосования производится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.

3. Заявление (обращение) о голосовании вне помещения для голосования может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой комиссии, но не позже, чем за 4 часа до окончания времени голосования, т.е. не позднее 18-00.

4. Участковая избирательная комиссия обязана проверять наличие данного избирателя в списке избирателей своего избирательного участка и регистрировать все поданные обращения (заявления) в специальном реестре (см. образец), где указывается :

    · дата и время поступления заявления (обращения),

    · фамилия, имя, отчество и место жительства избирателя,

    · подпись и фамилия члена комиссии, принявшего заявление (обращение).

5. Устное обращение должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии (см. Типовую форму Приложение 5).

6. Заявление пишется самим избирателем и в нем должны быть:

    · причина, по которой избиратель не смог явиться в помещение для голосования;

    · данные об избирателе, которые содержаться в списке избирателей (адрес местожительства, серия и номер паспорта или заменяющего документа )

    · личная подпись избирателя.

На заявлении избиратель удостоверяет своей подписью получение, а члены комиссии удостоверяют своими подписями выдачу избирательного бюллетеня.

7. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной с правом решающего голоса, которые должны иметь:

    · предварительно опечатанный в участковой избирательной комиссии переносной избирательный ящик для голосования с номером;

    · необходимое количество избирательных бюллетеней, соответствующее числу заявлений;

    · заверенную выписку из реестра (см. образец), содержащую необходимые данные об избирателях;

письменное заявление избирателя о желании голосовать вне помещения для голосования.

8. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре.

9. Серия и номер паспорта или заменяющего его документа избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами избирательной участковой комиссии с правом решающего голоса и одновременно в соответствующей графе списка делается отметка "Голосовал вне помещения для голосования".

10. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели. Участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса или двум наблюдателям.

11. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав и искажения волеизъявления избирателя

12. Если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии, то соответствующий член избирательной комиссии не вправе выдать ему бюллетень для голосования до возвращения членов комиссии для подтверждения того, что голосование не производилось вне помещения для голосования.

13. По итогам выезда на голосование вне помещения для голосования выезжавшими членами участковой комиссии составляется отдельный акт (см. Примерную форму Приложение 6), в котором указываются:

· номер переносного ящика, с которым осуществлялось голосование вне помещения для голосования;

· число письменных заявлений избирателей по данному выезду;

· число выданных, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней,

· фамилия, имя, отчество членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые проводили это голосование,

· фамилия, имя, отчество членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей, которые присутствовали при данном голосовании.

Приложение 5

Типовая форма

В участковую избирательную комиссию
избирательного участка N____ по выборам
Губернатора Свердловской области
от ___________________________________
фамилия,

_____________________________________
имя,

_____________________________________
отчество

_________ года рождения, проживающего(й)
по адресу: ____________________________
_____________________________________
паспорт ________ N____________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

В связи с тем, что я не могу прибыть в помещение для голосования по причине _______________________________________________________

прошу предоставить мне возможность проголосовать вне помещения для голосования.

«__» _______ 1999 .

_______________________________
подпись, фамилия

Избирательный бюллетень по выборам Губернатора Свердловской выдан.

Переносной избирательный ящик N ______.

Члены участковой избирательной комиссии:

_______________________________
подпись, фамилия

_______________________________
подпись, фамилия

Избирательный бюллетень получил.

«__» _______ 1999 .

_______________________________
подпись, фамилия

Второй избирательный бюллетень в замен испорченного выдан.

Члены участковой избирательной комиссии:

_______________________________
подпись, фамилия

_______________________________
подпись, фамилия

Избирательный бюллетень в замен испорченного получил.

«__» _______ 1999 .

_______________________________
подпись, фамилия

Приложение 6

Примерная форма

АКТ N_____
о проведении голосования вне помещения для голосования
участковой избирательной комиссии избирательного участка N_____
по выборам Губернатора Свердловской области

«29» августа 1999 года, ____ час ____ мин.

Мы, члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса:

_______________________________________________________
фамилия, имя отчество

_______________________________________________________
фамилия, имя отчество

составили настоящий Акт о том, что для проведения голосования вне помещения для голосования получили _____ избирательных бюллетеней.

Выдано избирателям _____ избирательных бюллетеней.

Возвращено ______ неиспользованных избирательных бюллетеней и _______ испорченных избирателями избирательных бюллетеней.

Поступило ______ письменных заявлений от избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования.

Голосование проводилось с переносным избирательным ящиком N____ в присутствии:

членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса

_______________________________________________________
фамилия, имя отчество

_______________________________________________________
фамилия, имя отчество

и наблюдателей

_______________________________________________________
фамилия, имя отчество

_______________________________________________________
фамилия, имя отчество

Члены участковой избирательной комиссии:

_______________________________
подпись, фамилия

_______________________________
подпись, фамилия


1 Для целей настоящей Инструкции термин «Закон» означает Закон Свердловской области «Избирательный Кодекс Свердловской области» (с изменениями и дополнениями от 23.03.99г.).

2 Для целей настоящей Инструкции термин «Федеральный Закон» означает Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2018  Карта сайта