Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

История свободы — это история сопротивления. Т. Вильсон


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


20.10.2020, вторник. Московское время 00:45


ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Нелегкое решение

Выборы в России должны проходить по закону и в соответствии с установленными в нем нормами. Основополагающие правила, которыми должны руководствоваться организаторы выборов, установлены в статье 3 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». И вся суть выборов заключается в том, что выборы должны быть всеобщими и равными. Все остальные принципы уже вытекают из этих двух. А что такое «всеобщие выборы»? Это означает, что всем гражданам Российской Федерации, обладающим избирательными правами, должна быть предоставлена возможность для реализации их права. Воспользоваться или нет этим правом - дело избирателей.

В сентябре 1999 года было издано постановление Центральной избирательной комиссии N 17/169-3, в приложении к которому приводилось заявление ЦИК о невозможности подготовки и проведения выборов депутатов Госдумы на территории Чеченской Республики. Такое решение обосновывалось тем, что «отсутствуют какие-либо контакты в организации выборов, нет надлежащей системы избирательных комиссий». ЦИК можно понять: какие выборы на территории, где идет война?! И их позиция представляется вполне оправданной, хотя и не учитывается, что права местного населения избирать и быть избранными не будут реализованы и 31 округ в Госдуме останется без представительства. Однако нельзя забывать, что на территории Чечни помимо местного населения находится около ста тысяч российских военных, которых никто не лишал права избирать депутатов в Госдуму. На территории дислокации российских войск должны были быть образованы избирательные комиссии, где бы военнослужащие имели возможность реализовать свои права. Этого сделано не было, хотя существует соответствующее требование закона и возможность его реализации. Однако кроме ЦИК этой проблемой никакие органы государственной власти не интересовались, хотя должны, опять же в соответствие с законом, оказывать всесторонне содействие ЦИК при проведении выборов. Мы не говорим об органах власти Чеченской Республики, мы говорим о командовании российскими войсками.

И еще, если точно следовать букве закона, заявление ЦИК не соответствует Конституции РФ. В соответствии со ст. 56 основные права граждан могут быть ограничены только в случае введения на территории РФ или ее отдельного субъекта чрезвычайного положения. Как известно, оно никогда на территории Чечни не вводилось и основания для ограничения избирательных прав граждан 31 избирательного округа, закрепленных в ст. 32 Конституции, не было. Но эту оплошность ЦИК простили, ибо А. Вешняков после принятия решения не проводить выборы в Чечне убеждал общественность, что выборы не отменяются, а откладываются и будут проводиться вместе с президентскими. Хорошо, довыборы по 31 одномандатному округу пройдут позже, это объяснимо и оправдано ситуаций в Чечне. Но выборы по федеральному округу (то есть по федеральному списку) нельзя перенести на поздний срок. Получается, что около четверти миллиона местного населения плюс неизвестное число (но не менее 100 тысяч) российских военнослужащих, не участвовали в парламентских выборах вообще, хотя такая возможность им реально могла быть предоставлена. Как бы то ни было, ЦИК не является органом, полномочным принимать решения об ограничении конституционных прав граждан. Чрезвычайное или военное положение вводится указом Президента с согласия Совета Федерации.

Дальше. 21 января 2000 года ЦИК торжественно принимает Постановление «О назначении состава избирательной комиссии Чеченской Республики». Итак, выборы Президента РФ будут проводиться на территории 10 районов Чечни. При этом А. Вешняков заявляет, что выборы Госдумы по 31 округу проводиться не будут. Ситуация, подобная имеющей место в Чечне, не урегулирована законом; им же не допускается и вероятность того, что выборы не состоятся из-за ведения на территории военных действий. Это дает возможность ЦИК самому решать, когда проводить выборы и проводить ли их вообще. Понятно, что 10 районов - это недостаточное для выборов депутата Госдумы представительство. Но достаточное ли это представительство для выборов президента РФ?

Каким образом будут проводиться выборы? Созданы ли условия для работы комиссии? И действительно ли эти условия лучше тех, что были перед парламентскими выборами? Здесь возникает слишком много вопросов. А Чечня - настолько болезненная тема, что по ней органы госвласти предпочитают не распространяться. Очевидно, что сотрудничества со стороны государственных органов Чечни как не было, так и не будет. Выборы здесь станут большой головной болью только для Центральной избирательной комиссии. Нужны ли ЦИК лишние заботы? Учитывая то, что в последнее время у них дел, скажем так, немало. Но почему-то они не пошли, как на прошлых выборах, легким путем, не подписали заявления о невозможности проведения выборов. Что это: героический поступок ЦИК и торжество демократии или распоряжение вышестоящих сил? Здесь еще нужно учитывать, что электорат среди военнослужащих имеет вполне определенные предпочтения в отношении кандидатов в президенты. И их не трудно предугадать...

ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта