Демократия.Ру




Если система хочет побороть коррупцию внутри себя, она должна освободить общество от сотен и тысяч запретительных актов, придуманных для того, чтобы можно было обойти эти барьеры неправовым путем. Марк Розовский


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
Закон об уполномоченном по правам человека
Закон о СМИ
Закон о ГАС «Выборы»
Закон о выборах Президента
Закон об основных гарантиях
Закон о выборах в Думу
Закон о партиях
Закон о выборах Президента 1999 года
Процессы
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


22.01.2020, среда. Московское время 16:10


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Глава VII. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах

Статья 38. Информационное обеспечение выборов и референдумов

Статья 39. Информирование избирателей и участников референдума

Статья 40. Опросы общественного мнения

Статья 41. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов и референдумов

Статья 42. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

Статья 43. Агитационный период

Статья 44. Общие условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях

Статья 45. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио

Статья 46. Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях

Статья 47. Условия проведения агитации посредством массовых мероприятий

Статья 48. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

Статья 49. Гарантии права участников референдума на своевременное ознакомление с текстом проекта закона, иного нормативного правового акта, выносимого на референдум

Статья 50. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума


Статья 38. Информационное обеспечение выборов и референдумов

Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя деятельность по информированию избирателей и участников референдума, проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, способствует гласности выборов и референдумов, осознанному волеизъявлению граждан.

Статья 39. Информирование избирателей и участников референдума

1. Информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, средства массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Содержание информационных материалов должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

3. Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах осуществляют комиссии.

4. Деятельность средств массовой информации по информационному освещению выборов и референдумов является разновидностью информирования избирателей, участников референдума и осуществляется свободно, если соответствующие информационные материалы не являются агитационными.

5. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям.

6. Журналист, творческий работник средства массовой информации, участвовавший в работе по освещению хода избирательной кампании, не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу в период избирательной кампании и в течение года после окончания соответствующей избирательной кампании, за исключением случая, когда на него было наложено взыскание, не оспоренное в судебном порядке.

7. В день голосования, до момента окончания голосования, на соответствующей территории запрещается публикация результатов выборов и референдумов, включая их размещение в информационно-телекоммуникационных системах общего пользования.

8. Распространение призывов к отказу от участия в голосовании на выборах запрещается.

Статья 40. Опросы общественного мнения

1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения является разновидностью информирования избирателей, участников референдума. Несоблюдение требований пунктов 2 и 4 настоящей статьи при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения влечет за собой признание информационных материалов, содержащих такие сведения, агитационными и ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.

2. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, средства массовой информации, граждане и организации, осуществляющие указанное опубликование (обнародование), обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион проведения опроса, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) его публикацию.

3. Со дня окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов, назначения референдума организации, проводящие связанные с выборами и референдумами опросы общественного мнения в целях опубликования (обнародования) их в средствах массовой информации, а также граждане и организации, публикующие результаты таких опросов и прогнозы результатов выборов, референдумов, направляют копии этих публикаций в соответствующую комиссию для формирования информационного банка.

4. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с выборами и референдумами, не допускается.

Статья 41. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов и референдумов

1. Информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего уровня осуществляется государственными и муниципальными, а также негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями государственных и муниципальных, а также негосударственных периодических печатных изданий.

2. В настоящем Федеральном законе под государственными и муниципальными организациями телерадиовещания, государственными и муниципальными периодическими печатными изданиями понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются соответственно органы государственной власти или органы местного самоуправления и (или) которые финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации, редакции за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, дню официального опубликования решения о назначении референдума, за счет средств, выделенных соответственно органами государственной власти или органами местного самоуправления.

3. В настоящем Федеральном законе под негосударственными понимаются организации телерадиовещания, периодические печатные издания, не подпадающие под действие пункта 2 настоящей статьи.

4. В зависимости от территории распространения информации государственные организации телерадиовещания и периодические печатные издания разделяются в настоящем Федеральном законе на:

    а) общероссийские организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых охватывает территории половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;

    б) региональные организации телерадиовещания, то есть организации телерадиовещания, зона уверенного приема передач которых охватывает территории менее чем половины субъектов Российской Федерации, а также соответствующие подразделения организаций телерадиовещания, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;

    в) общероссийские периодические печатные издания, распространяемые на территориях половины или более чем половины субъектов Российской Федерации;

    г) региональные периодические печатные издания, распространяемые на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации.

5. В периодических печатных изданиях, учрежденных органами законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума.

6. Перечень государственных и муниципальных средств массовой информации, обязанных предоставлять эфирное время или печатную площадь для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, публикуется комиссиями применительно к уровню выборов, референдума по представлению соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих государственную политику в области средств массовой информации, и органов местного самоуправления.

Статья 42. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

2. Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании:

    а) призывы голосовать "за" или "против" кандидата (списка кандидатов), "за" или "против" гражданина Российской Федерации, в случае если он будет зарегистрирован в качестве кандидата (списка граждан Российской Федерации, в случае если он будет зарегистрирован в качестве списка кандидатов) соответствующей избирательной комиссией;

    б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, а также граждан Российской Федерации, в случае если они будут зарегистрированы в качестве кандидатов, в частности указание на то, за кого из кандидатов, а также граждан Российской Федерации, в случае если они будут зарегистрированы в качестве кандидатов, за список кандидатов какого из избирательных объединений, избирательных блоков будет голосовать избиратель;

    в) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов);

    г) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

    д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью;

    е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, к общественному объединению, к которому принадлежит данный кандидат;

    ж) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.

3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

    а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

    б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

    в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

    г) иными не запрещенными законом методами.

4. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа по проведению референдума вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно осуществлять ее, а также вправе привлекать в установленном законодательством порядке для ее проведения иных лиц.

5. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, избирательный блок, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, запрещается.

6. Запрещается проведение предвыборной агитации в отношении лиц, обладающих пассивным избирательным правом, не являющихся зарегистрированными кандидатами; в отношении избирательных объединений, избирательных блоков, списки кандидатов которых не зарегистрированы соответствующей избирательной комиссией; в отношении избирательных объединений, входящих в состав избирательного блока, список кандидатов которого не зарегистрирован соответствующей избирательной комиссией.

7. Запрещается проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

    а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

    б) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей либо с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

    в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

    г) благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

    д) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

    е) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

    ж) представителям средств массовой информации при осуществлении ими профессиональной деятельности.

8. Лицам, замещающим государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, когда они зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

9. Использование имени, фамилии или изображения физического лица в агитационных материалах зарегистрированных кандидатов возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 48 настоящего Федерального закона, а в случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании - по требованию избирательной комиссии. Данное ограничение не распространяется на использование зарегистрированными кандидатами в предвыборной агитации публично высказанных и обнародованных мнений иных физических лиц с указанием на источники их обнародования. Ссылка в агитационных материалах на мнение о зарегистрированном кандидате физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это мнение было опубликовано ранее, и должна содержать указание о дате (периоде времени) такого опубликования.

10. Избирательное объединение, в том числе входящее в избирательный блок, в случае выдвижения им или соответствующим избирательным блоком кандидата (списка кандидатов) и последующей регистрации этого кандидата (списка кандидатов) соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу. Избирательное объединение, входящее в избирательный блок, вправе не публиковать свою предвыборную программу, в случае если этот избирательный блок в указанный срок опубликует свою предвыборную программу. Такая публикация должна быть оплачена из избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

Статья 43. Агитационный период

1. Агитационный период, то есть период времени, отводимый для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Агитационный период начинается со дня регистрации кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

2. В пределах агитационного периода федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться сроки проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

3. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов до дня регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, а также проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные вне зданий и помещений для голосования, комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от этих зданий и помещений, сохраняются в день голосования на прежних местах.

5. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей избирательной комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня повторного голосования.

Статья 44. Общие условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях

1. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам условия для проведения предвыборной агитации, в том числе для представления избирателям предвыборных программ, а инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума - условия для проведения агитации по вопросам референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, также бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь). Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки не вправе использовать предоставленные им бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения, избирательные блоки.

2. В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний, кампаний референдума общий объем бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади не увеличивается без согласия на то организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания.

3. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, которые учреждены не позднее чем за год до начала избирательной кампании, кампании референдума, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь.

4. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических печатных изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Это требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденные не позднее чем за год до начала избирательной кампании, кампании референдума кандидатами, избирательными объединениями, в том числе входящими в избирательный блок, гражданами, входящими в инициативную группу по проведению референдума.

5. При проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов и представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации. При проведении референдума указанные сведения должны быть опубликованы и представлены в соответствующую комиссию референдума организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем за день до дня публикации ею первого агитационного материала.

6. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю, специализированные организации телерадиовещания и редакции специализированных периодических печатных изданий (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других), а при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации также муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий вправе отказаться от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. Таким отказом считается непредставление в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума уведомления, указанного в пункте 5 настоящей статьи.

7. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, по формам и в порядке, которые установлены соответствующей комиссией.

8. Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий обязаны хранить указанные в пункте 7 настоящей статьи учетные документы о бесплатном и платном предоставлении эфирного времени и печатной площади не менее трех лет со дня голосования.

9. Расходы государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатных эфирного времени и печатной площади в целях предвыборной агитации, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования этих организаций и редакций.

10. Платное предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, представителем инициативной группы по проведению референдума до предоставления эфирного времени, печатной площади.

11. В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний зарегистрированный кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, вправе получить эфирное время и печатную площадь в государственных и муниципальных организациях телерадиовещания и периодических печатных изданиях в объеме не большем, чем тот, что причитается ему на выборах более высокого уровня.

Статья 45. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио

1. Бесплатное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется зарегистрированным кандидатам, инициативной группе по проведению референдума и иным зарегистрированным группам участников референдума на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия). Избирательным объединениям, избирательным блокам бесплатное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания может предоставляться в равном объеме либо в разном объеме в зависимости от числа голосов избирателей, полученных избирательными объединениями, избирательными блоками на ближайших предыдущих соответствующих выборах, в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

2. Общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для проведения предвыборной агитации на выборах в федеральные органы государственной власти, а также инициативной группе по проведению референдума Российской Федерации для проведения агитации по вопросам референдума Российской Федерации. Региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для проведения предвыборной агитации на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также инициативной группе по проведению референдума субъекта Российской Федерации и иным группам участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума субъекта Российской Федерации. Муниципальные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам для проведения предвыборной агитации на выборах в органы местного самоуправления, а также инициативной группе по проведению местного референдума и иным группам участников референдума для проведения предвыборной агитации по вопросам местного референдума. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.

3. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из общероссийских государственных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять не менее одного часа по рабочим дням. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных государственных или муниципальных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания. Если в результате предоставления бесплатного эфирного времени на каждого зарегистрированного кандидата, каждое избирательное объединение, каждый избирательный блок, зарегистрировавший список кандидатов, на каждую инициативную группу по проведению референдума или иную группу участников референдума придется более 30 минут бесплатного эфирного времени, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из организаций телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается и должен составлять 30 минут, умноженных соответственно на количество зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов, на количество групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросам референдума.

4. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам исключительно для совместного проведения дискуссий, "круглых столов", иных аналогичных совместных агитационных мероприятий. В указанных совместных агитационных мероприятиях на каналах одной или нескольких организаций телерадиовещания зарегистрированные кандидаты (в том числе из списка кандидатов) могут участвовать только лично, а представители зарегистрированного кандидата для участия в таких совместных агитационных мероприятиях не допускаются, за исключением случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

5. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. При этом эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, не уменьшается, за исключением случая, когда в результате отказа от участия в совместном агитационном мероприятии в этом агитационном мероприятии может принять участие только один участник. Такому участнику по его желанию предоставляется бесплатное эфирное время в пределах доли, полученной делением эфирного времени, предоставляемого для проведения совместного агитационного мероприятия, на общее число предполагавшихся участников указанного агитационного мероприятия. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого отказавшимся от участия в совместном агитационном мероприятии зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку.

6. Государственные и муниципальные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов, инициативной группы по проведению референдума и других групп участников референдума. Общий объем резервируемого эфирного времени должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза. Зарегистрированный кандидат, указанные избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа по проведению референдума, иные группы участников референдума вправе за соответствующую плату получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной делением этого объема на количество соответственно зарегистрированных кандидатов, указанных избирательных объединений, избирательных блоков, количество групп, обладающих правом на проведение агитации по вопросам референдума.

7. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление дополнительного бесплатного и платного эфирного времени избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов.

8. Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие условия пункта 5 статьи 44 настоящего Федерального закона, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума на равных условиях.

9. Запрещается перекрывать передачу агитационных материалов на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания трансляцией иных теле- и радиопрограмм, иных агитационных материалов.

10. Иные условия и порядок проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Статья 46. Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях

1. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, референдум, и выходящих не реже одного раза в неделю, должны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума. Общий минимальный размер таких площадей, соотношение частей, предоставляемых редакциями периодических печатных изданий бесплатно и за плату, устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

2. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Общий объем резервируемой печатной площади устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированные списки кандидатов, инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной путем деления этого объема на количество зарегистрированных кандидатов, указанных избирательных объединений, избирательных блоков, или путем деления на количество групп, обладающих правом на проведение агитации по вопросам референдума.

3. Федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление дополнительной платной и бесплатной печатной площади избирательным объединениям, избирательным блокам, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов.

4. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия пункта 5 статьи 44 настоящего Федерального закона, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

5. Публикация предвыборных агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.

6. Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума какой группы, обладающей правом на проведение агитации по вопросам референдума, была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию.

7. Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий.

8. Иные условия и порядок проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях регулируются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 47. Условия проведения агитации посредством массовых мероприятий

1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума и иным группам участников референдума в организации и проведении предвыборных собраний, встреч с избирателями, участниками референдума, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий.

2. Заявления о выделении помещений для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума с участниками референдума рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления в течение трех дней со дня их подачи. Уведомления организаторов митингов, демонстраций и шествий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. По заявке комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются собственником, владельцем на установленное комиссией время зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, представителям избирательных объединений, избирательных блоков для проведения встреч с избирателями, представителям инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума - с участниками референдума. Если указанное помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов либо о назначении референдума, было предоставлено для проведения предвыборных массовых мероприятий одному из указанных лиц, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому лицу из указанных в предоставлении помещения на таких же условиях. При этом комиссии обязаны обеспечить равные условия для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, а также для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума при проведении массовых мероприятий.

4. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе на основе договора арендовать здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения встреч с избирателями, собраний, митингов, публичных дебатов и других предвыборных массовых мероприятий.

5. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается за исключением случая, когда единственное здание, помещение, пригодное для встреч с избирателями, участниками референдума, находится в расположении воинской части. Такое здание может выделяться для проведения агитационных мероприятий командиром воинской части по запросу соответствующей комиссии. Встречи зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями из числа военнослужащих, а также встречи представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума с участниками референдума из числа военнослужащих обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей комиссией с обязательным оповещением о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения всех зарегистрированных кандидатов либо их доверенных лиц, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

6. Обязанность обеспечения безопасности при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума посредством массовых мероприятий возлагается на государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 48. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

1. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы, за исключением материалов, распространяемых в соответствии со статьями 45 и 46 настоящего Федерального закона, должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество и место жительства лица), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.

3. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии до начала их распространения должны быть представлены зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, а также сведения об оплате агитационных материалов из избирательного фонда, фонда референдума.

4. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.

5. Распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктами 2-4 настоящей статьи, а также без предварительной оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума не допускается.

6. Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов.

7. В случаях, не предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности или в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, о назначении референдума, производится на равных условиях для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

8. Организации, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия для размещения агитационных материалов.

9. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, в помещениях для голосования или у входа в них.

Статья 49. Гарантии права участников референдума на своевременное ознакомление с текстом проекта закона, иного нормативного правового акта, выносимого на референдум

В случае вынесения на референдум проекта закона субъекта Российской Федерации или проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления каждый участник референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в органе местного самоуправления. Обязанность изготовления и распространения указанного текста возлагается на инициативную группу по проведению референдума. Если инициатором референдума является представительный орган местного самоуправления, изготовление текста проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется комиссией референдума за счет средств местного бюджета, выделенных на проведение референдума.

Статья 50. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума

1. При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, агитационные материалы, выступления кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации.

2. Кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за дежурство на избирательных участках, участках референдума, сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

3. В период избирательной кампании, кампании референдума выборы, референдум и их результаты не могут быть объектом лотерейной деятельности.

4. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами, референдумом деятельности кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, общественных объединений, входящих в состав избирательного блока, уполномоченных представителей избирательных блоков, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, в период избирательной кампании, кампании референдума осуществляется за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

5. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов (списки кандидатов), их доверенные лица и уполномоченные представители, общественные объединения, входящие в состав избирательных блоков, осуществивших соответствующее выдвижение или регистрацию, члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании, кампании референдума организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в ходе избирательной кампании, кампании референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе или по поручению либо от имени указанных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, общественных объединений, входящих в состав избирательных блоков, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Указанным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, общественным объединениям, входящим в состав избирательных блоков, членам и уполномоченным представителям инициативных групп по проведению референдума и иных групп участников референдума запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума и организациям, расположенным на территории избирательного округа, территории проведения референдума.

6. Теле- и радиопрограммы на каналах организаций телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата (в том числе достоверной информации), если не могут предоставить кандидату возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания агитационного периода на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях. При этом эфирное время должно быть предоставлено в то же время суток и в той же программе, где была обнародована первоначальная информация, и не должно быть меньше, чем время, необходимое диктору для прочтения стандартной страницы машинописного текста, а при предоставлении печатной площади опровержение или разъяснение должно быть набрано тем же шрифтом, помещено на том же месте полосы и в объеме не меньшем, чем одна стандартная страница машинописного текста. Непредоставление кандидату такой возможности до окончания агитационного периода может явиться основанием для привлечения этих организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. Установленные настоящим пунктом правила не распространяются на редакции периодических печатных изданий, учрежденных не позднее чем за год до начала избирательной кампании, кампании референдума кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в том числе входящими в избирательный блок, гражданами, входящими в инициативную группу по проведению референдума.

7. Комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума.

8. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их доверенными лицами правил, установленных пунктом 1 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 10 статьи 68 настоящего Федерального закона, вправе не позднее чем за пять дней до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их доверенными лицами иных правил проведения предвыборной агитации, установленных законодательством, избирательная комиссия выносит предупреждение кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, при необходимости обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также вправе отказать в регистрации, отменить не позднее чем за 15 дней до дня голосования решение о регистрации кандидата (списка кандидатов), а за 15 - 5 дней до дня голосования - обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов).

9. В случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, установленного настоящим Федеральным законом, соответствующая комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, в суд, в органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

10. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах.


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2020  Карта сайта