Обмен и потребление в экономике
Фирсов А.
Под обменом мы понимаем сделку, при которой две стороны передают друг другу какие-то объекты по взаимной договоренности. На первый взгляд кажется, что при обмене общество ничего не приобретает.
Но это очень упрощенный подход.
Посмотрим на обмен и последующее потребление внимательно.
На первый взгляд в обмене нет ничего особенного. У субъекта А есть объект «б», в котором заинтересован субъект Б. А у субъекта Б есть объект «а», в котором заинтересован субъект А.
Оба субъекта решили обменять принадлежащие им объекты, чтобы А получил в собственность дорогой ему «а», а Б получил в собственность дорогой ему «б».
В результате у А не стало объекта «б», но появился объект «а», а у субъекта Б не стало объекта «а», но появился субъект «б».
Т.е. никто не получил выгоды.
Что такое выгода
У термина «выгода» есть два значения:
1. Узкое понимание термина. Прямая выгода. Когда под выгодой понимают только конкретные прибыль или доход, извлекаемые из чего-либо.
2. Более широкое понимание. Косвенная (непрямая) выгода. Когда под выгодой понимают пользу, личный интерес.
В экономике часто используют первое значение термина «выгода», поскольку его легко можно увидеть, оценить, измерить.
Второй вид выгоды не всегда очевиден, проявляется не сразу и зачастую не в том, в чем происходил расход.
Поэтому часто вторую трактовку упускают, полагая, например, что если человек сэкономил силы, деньги или время, получил какую-то привилегию, возможность, новые знания, новые способности, но не получил за это что-то конкретное и материальное, то это еще не выгода.
При дальнейшем рассмотрении я попробую показать, что выгода второго типа довольно быстро становится прямой выгодой, выражаемой в денежных единицах. Поэтому не учитывать ее нельзя.
Поверхностное и углубленное понимание обмена
Упрощенное понимание обмена рассматривает эту сделку как сделку с нулевой суммой.
Что это значит? Что получилась одна из двух возможных ситуаций:
1) Ни одна из сторон ничего не выиграла и ни одна ничего не проиграла. Такой обмен называется равноценным.
2) Одна сторона выиграла, а другая ровно столько же проиграла. Такой обмен называется неравноценным.
В этом случае у одной стороны выгода, а у другой отсутствие выгоды или проигрыш.
Но итоговый результат, наблюдаемый со стороны, не меняется. Одна из сторон выиграла ровно столько, сколько другая проиграла.
Если один на сделке разбогател, то ровно настолько, насколько второй обеднел, и наоборот.
Этот подход достаточно прост и понятен.
Но при детальном рассмотрении все может оказаться не таким простым.
На сделке оба могут суммарно выигрывать или оба суммарно проигрывать.
Приведу грубый, но простой пример.
Допустим, у субъекта А объектом «б» является его собственная рука, а у субъекта Б объектом «а» является его собственная нога.
В результате обмена субъект Б получит третью руку, но лишится одной из ног. В свою очередь, субъект Б получит третью ногу, но лишится одной из двух рук.
Если смотреть упрощенно, то сумма всех слагаемых не меняется, и мы имеем сделку с нулевой суммой. Но если смотреть углубленно, то ситуация будет иной.
Суммарно каждый обеднеет, поскольку получит то, что ему совсем не нужно, но лишится того, что ему очень нужно. Аналогично обеднеет и общество, поскольку получит двух инвалидов с лишними конечностями.
Приведу другой пример.
Допустим, двух человек укусили ядовитые змеи: одного – гадюка, а другого – кобра.
И так сложилось, что у того, которого укусила гадюка, есть противоядие от кобры, а у того, которого укусила кобра, есть противоядие от гадюки.
Выиграет ли каждый из них и общество если они совершат обмен противоядиями?
Если смотреть упрощенно, то перед нами сделка с нулевой суммой, в которой суммарного выигрыша нет.
Если смотреть углубленно, то все обменивающиеся оказываются в выигрыше.
Участники сделки окажутся в выигрыше, ведь каждый из них в результате сделки получит самое ценное – жизнь.
Выиграет ли общество? Конечно, ведь у него вместо двух трупов останется два трудоспособных члена общества.
Другие примеры взаимовыгодных обменов
Дрова и спички
Если зимой у вас есть дрова, но нет спичек, а у соседа, наоборот, есть спички, но нет дров, то сделка по обмену части дров на спички будет взаимовыгодной – вы оба сможете согреться и сохранить свое здоровье для себя и окружающих.
Непарные сандалии
Если у вас есть две левых сандалии, а у кого-то две правых, то вам будет выгодно совершить сделку по обмену одной единицы обуви.
В результате каждый получит выгоду: у него появится пара обуви, которой можно пользоваться.
При углубленном рассмотрении сделок можно обнаружить, что выигрывает как каждая из сторон, так и общество.
Сделки также могут быть взаимно невыгодными, при которых проигрывает как каждая из сторон, так и общество.
Вторые очень редки, поскольку каждый человек, идущий на обмен, надеется выиграть от него.
Упрощенное и углубленное понимание цели обмена
Упрощенное понимание цели обмена
Упрощенное понимание обмена полагает, что, с одной стороны, обмен является равноценным, а с другой стороны, одна из обменивающихся сторон или обе обменивающиеся стороны хотят удовлетворить свою потребность, которую без сделки они удовлетворить не могут.
При этом потребности приходят и уходят в процессе жизни человека. Например, появилась у человека потребность в еде, – человек берет что-то из того, что ему не очень нужно и обменивает на еду.
Аналогично человек поступает, если у него появилась потребность в тепле, ночлеге, сексе, орудии труда и т.п.
Такой подход является поверхностным, потому что он не учитывает конечной цели обмена. При упрощенном подходе целью обмена является получение каждой из сторон блага, с последующим удовлетворением потребности. Впоследствии процесс может повториться, если у человека опять появится потребность.
Углубленное понимание цели обмена
Посмотрим, какую основу видел в труде и удовлетворении Карл Маркс:
Расходование сил:
«Если отвлечься … от полезного характера труда, то в нем остается лишь одно, — что он есть расходование человеческой рабочей силы»..
(Маркс К., «Капитал» Т.1., К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с. 52)
«...точно так же обстоит здесь дело и с человеческим трудом. Он есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием»..
(Маркс К., «Капитал» Т.1., К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с. 53)
Восстановление сил:
«…всякий труд рабочего распадается на две части, из которых одна идет на восстановление его собственной рабочей силы...».
(Маркс К., «Теории прибавочной стоимости» Т.1., К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 26-1, с. 82-83)
«…пища дается рабочему как простому средству производства, подобно тому как паровому котлу дается уголь и машинам — сало
или масло. Здоровый сон, необходимый для восстановления, обновления и освежения жизненной силы, капитал сводит к стольким часам оцепенения, сколько безусловно необходимо для того, чтобы оживить абсолютно истощенный организм....».
(Маркс К., «Капитал» Т.1., К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 23, с. 275)
Эту тему Маркс глубоко не развивает, сосредоточившись, с одной стороны, на труде и времени, и, с другой стороны, на удовлетворение потребности, хотя все эти действия являются только посредниками в круговороте человеческой энергии.
Для чего человек ест? Просто утоляет голод? Просто снимает неприятное ощущение от чувства голода? Нет. Голод – это только сигнал организма о том, что у человека заканчиваются внутренние силы, которые человек может восстановить, в частности, едой.
Человек зачастую ест не тогда, когда голоден, а когда наступило время или есть ощущение того, что в желудке появилось место.
При этом человек почти всегда ест не до момента прекращения голода, а до наступления сытости или даже больше, т.е. с запасом.
Для чего человек приобретает одежду? Чтобы сразу ее надеть и согреться? Нет. В 99% случаев человек приобретает одежду на тот случай, когда ему станет холодно.
Тогда организм покажет человеку какими-то неприятными симптомами: дрожью и плохим ощущением, – что у человека не хватает сил и энергии на поддержание температуры тела.
В этом случае, если человек в холод надел одежду, то он снимает ее не тогда, когда начал согреваться и почувствовал себя хорошо, а тогда, когда согрелся основательно, с запасом.
Т.е. набрал внутренних резервов достаточно, чтобы действовать дальше, как в одежде, так и даже какое-то время без неё.
Почему человек строит дом?
Потому что пошел дождь или снег, и организм дает человеку знать, что у него закончились силы это переносить? Нет.
Почему человек приобретает инструмент? Потому что у него закончились силы работать без инструмента? Нет.
Человек приобретает инструмент, потому что он ожидает, что этот инструмент позволит ему сэкономить силы, энергию, высвободить время, т.е. получить больше, чем он отдал в качестве платы за инструмент.
Углубленное понимание обмена подразумевает, что человек совершает обмен не просто для удовлетворения неизвестно откуда взявшейся потребности, а для того, чтобы в процессе потребления приобретенного получить прибавление сил и энергии.
Чаще всего человек совершает обмен еще до того, как он затратил силы и энергию, которые будет возмещать или восстанавливать.
В результате обмена человек получает благо в виде источника сил и энергии, которые он может затратить, на будущее и с запасом.
Человек также может совершать обмен для будущей экономии сил, энергии и времени. Так, например, происходит в случае приобретения инструмента или транспортных услуг.
В этом случае благо выражается в ожидаемой экономии.
Максимальная приемлемая цена для покупателя
«Цените вещи не за то, сколько они стоят, а за то, сколько они значат». (Пауло Коэльо)
«Коня, коня, полцарства за коня!» (Ричард III в трагедии Шекспира «Ричард III»)
«Было – пять, а стало – восемь. Всё равно мы пить не бросим.
Передайте Ильичу: нам и десять по плечу.
Ну а если будет больше, то дела пойдут, как в Польше.
Если будет 25, Зимний будем брать опять». (Стих о цене на водку времен В.И.Брежнева)
Мы все живем в мире меняющихся цен. Меняются товары, в ночное время в магазинах меняются ценники. И не всегда покупатели реагируют на повышение цены отказом от приобретения товара.
Увидев ценник с более высокой ценой, покупатели часто ворчат, что цены растут, но продолжают покупать товары, зачастую в том же магазине или у того же продавца, не заходя в соседний магазин, чтобы проверить цену на тот же товар.
Почему это происходит? Потому что у каждого покупателя есть определенный диапазон, в пределах которого цена его устраивает. У этого диапазона есть максимум, при достижении которого человек не купит товар, который он раньше покупал не задумываясь.
Этот максимум человек может чувствовать интуитивно, проходя мимо товаров с определенными ценниками, или осознавать и обосновывать:
- «Это слишком дорого, мне проще будет самому изготовить этот товар, чем покупать его»
- «Обязательно найду где-нибудь дешевле» и т.п.
Иногда, когда товар очень важен для покупателя, тот резко поднимает свой внутренний диапазон приемлемой цены, и может взять товар по двойной, тройной или большей цене.
То же самое и с ценами на услуги.
В случае, если цена на услугу поднимается выше той цены, которая является максимальной для человека, он отказывается от услуги: идет пешком вместо поездки на такси; делает себе массаж сам; учится без репетитора ; не идет в платный тренажерный зал и т.д.
Минимальная приемлемая цена продажи для продавца
«Нашли дешевле? Мы снизим цену!» Рекламный слоган
«Грандиозная распродажа! Sale!» Надписи на магазинах
«Возможен торг» Фраза из объявления о продаже
Продавец товара или услуги всегда держит в уме некоторую минимальную цену, ниже которой он в настоящий момент не готов уступить товар.
Эта цена может определяться как цена, за которую товар приобретен, или как цена, за которую продавец может уступить товар с учетом его (продавца) минимально допустимой прибыли.
Иногда эта цена может быть даже нулевой, когда утилизация товара не является бесплатной.
Конечно, ни один продавец не будет сразу озвучивать эту цену, в надежде на то, что товар может быть продан дороже этой минимальной цены.
Цена сделки
«Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон» (Ильф и Петров «12 стульев»)
Как описывалось выше, продавец всегда старается продать товар чуть выше своей минимальной цены, чтобы получить некоторое денежное вознаграждение от сделки, а покупатель приобретает только тот товар, который ниже его минимальной цены.
И если продавцу и покупателю удается договориться о сделке, то с большой вероятностью можно утверждать, что для продавца цена сделки оказалась выше его минимальной цены, а для покупателя – ниже его максимальной цены.
В противном случае, если продавец просит за товар более высокую цену, чем готов заплатить покупатель, сделка не состоится.
Поэтому сделки заключаются по цене, находящейся в диапазоне между минимально допустимой ценой для продавца и максимально допустимой ценой для покупателя.
В каком месте этого диапазона окажется цена сделки зависит от спроса и предложения.
Если продавцов много, а покупателей мало – цена опускается почти до минимальной цены продавца.
Если продавцов мало, а покупателей много – цена поднимается почти до максимальной цены покупателя.
Потребление и восстановление сил как недооцененная часть хозяйственной деятельности
В начале XIX века Жан-Батист Сэй (Jean-Baptiste Say) сформулировал 4 основных элемента (раздела) политической экономии: производство, распределение, обмен, и потребление.
И если первые три из перечисленных разделов хорошо изучены и подробно анализируются различными авторами в течение прошедших двух веков, то последний – потребление – до настоящего времени проработан недостаточно. В результате в политэкономии образовалась дыра, которая требует ликвидации.
Дыра заключается в том, что цикл «появление потребности – приобретение товара или услуги для удовлетворения потребности» рассматривается как процесс с нулевым выходом: сколько человек захотел потребить, столько он и потребил. Сколько сил израсходовал – столько и восстановил.
А в реальной жизни деятельность человека направлена на расширенное воспроизводство самого себя: на увеличение собственных сил, знаний, умений, способностей, на увеличение энергии, развитие сноровки, ловкости, на движение вперед, на успех, на исполнение желаний. Если говорить коротко, то на увеличение собственных сил, на продолжение своей жизни, на развитие.
И в этом процессе человек старается выбрать такой обмен, который наилучшим образом соответствует его желаниям и будет наиболее эффективным способом увеличения сил, энергии, получения положительных эмоций.
Поясню описанное выше на примере покупки билета на концерт.
Упрощенное понимание обмена полагает, что если человек платит деньги музыканту, певцу или оркестру за концерт, то это обычный расход, без которого человек может обойтись.
Такой подход не объясняет, почему ради концерта люди могут пожертвовать не только деньгами, но и едой, теплом или уютом.
Поверхностное понимание не учитывает того блага в виде заряда энергии и фонтана эмоций, которые человек получает от концерта, и которые в результате дают восстановление сил, равное или превышающее сумму, уплаченную за билет.
Когда человек выбирает, на какой концерт пойти или на каком ряду сидеть, он смотрит на афишу или рекламу, и цену.
При этом он точно так же, как при покупке колбасы или хлеба, на сознательном или подсознательном уровне сопоставляет ту пользу, которую он получит от концерта с той ценой, которую придется за этот концерт заплатить.
Человек оплачивает билет в том случае, если считает, что от концерта он получит большее восстановление сил, чем от покупки хлеба или колбасы на ту же сумму.
Углубленное понимание обмена рассматривает концерт не как пустую трату денег, а как потребление услуги, в результате которой полученное благо будет равно или больше блага отдаваемого.
В случае приобретения билетов на концерт, предметов коллекционирования, красивых предметов интерьера, любимых книг и т.д., человек получает определенное удовольствие, хорошее настроение, всплеск необходимых гормонов, что в итоге выражается в продлении жизни, получении дополнительной энергии, дополнительной активности.
И не важно, чем это объясняют маркетологи, психологи, тренеры, священнослужители: получением дополнительной энергией Ци, божественным вдохновением, душевным развитием, энергией вселенной, просветлением, восстановлением рабочей силы, зарядом бодрости и т.п. Суть одна – человек получает то, что называется словом благо.
Каждый раз, когда человек совершает обмен, он отдает одно благо, чтобы получить другое, и рассчитывает получить большее благо, а отдать – меньшее.
Как правило, человек идет на сделку, когда ценность для человека получаемого блага на заметную величину превышает ценность блага отдаваемого.
Такой ощутимой величиной, как правило, является значение в 5-10 %.
Удовольствие как индикатор будущего восстановления сил и блага
«Ценность вещи, в сущности, определяется удовольствием, которое она может доставить» Ричард Олдингтон.
Ричард Олдингтон в приведенной выше цитате высказал очень важную мысль.
Целью любого обмена является получение от приобретенной вещи, товара или услуги одного - удовольствия.
Упрощенное понимание обмена не обращает внимания на удовольствие. При упрощенном понимании обмена потребление есть самодостаточный процесс, и не имеет принципиального значения, получает человек удовольствие от потребления или нет. Главное, чтобы потребность удовлетворялась.
Удовольствие в реальности является одним из косвенных индикаторов того, что человек получил благо и восстановление сил и энергии происходит.
Если удовольствие от полученной вещи/товара больше, чем от отданной, то это означает, что человек получает больше прибавки жизненных сил и жизненной энергии, т.е. того, что в политэкономии носит название блага.
Конечно, это не идеальный индикатор, он может сбоить. Но это лучший индикатор, который смогла придумать природа.
Удовольствие – это только одна сторона медали. Это не всегда самоцель. Зачастую это только показатель, что ожидается, получается или недавно получено благо, и с ним восстановление сил, энергии и времени жизни.
Возрастание блага (получение большего блага и отдача меньшего) является целью для каждой из обменивающихся сторон. Каждая из сторон ожидает от обмена возрастания блага на ощутимую каждой из сторон величину. Чаще всего на те самые упомянутые выше 5-10 %.
Производство для обмена
Упрощенное понимание обмена ограничивает рассмотрение хозяйственного (политэкономического) цикла следующими стадиями:
– появление потребности,
- производство;
- обмен;
- удовлетворение потребности.
Производство при этом воспринимается всего лишь как ответ на появление потребности, а весь цикл хозяйственной деятельности начинается с зарождения потребности и заканчивается удовлетворением потребности.
При упрощенном понимании обмена предполагается, что если человек производит что-то исключительное для продажи (специализируется на чем-то), то он при продаже просто меняет свой товар на эквивалент, соответствующий времени, которое необходимо ему или таким же производителям для производства товара.
Но такое понимание производства подходит только для натурального хозяйства, когда человек производит то, что будет им же потреблено, когда человек отлично представляет, когда и как результат будет потреблен, когда себестоимость производства и производительность труда одинакова. В этом случае обмен – это исключительный случай.
Все меняется, если у кого-то появляется возможность производить с меньшей себестоимостью, или с большей производительностью.
В этом случае у такого человека появляется стимул к специализации: он производит дешевле, чем окружающие, и за единицу времени больше, чем окружающие.
В этом случае он может отдавать меньшее благо (меньший объем энергии, сил, времени) и получать большее благо – то, что либо требует от него в случае самостоятельного производства большего количества энергии, сил, времени, либо позволяет сэкономить энергию, силы, время.
Человек начинает специализироваться в производстве для обмена, если он осознает, что его товар будет обходиться ему дешевле (легче, быстрее, сподручнее и т.п.), чем окружающим. Если есть возможность произвести товар и доставить его на рынок по цене, ощутимо ниже рыночной, но по цене, ощутимо выше себестоимости.
Т.е. тогда, когда производитель осознает, что процедура обмена его продукта будет взаимовыгодной, он получит взамен больше, чем затратил, а покупатель получит выгоду в виде экономии времени и усилий.
Например, если окружающим для производства товара нужно 10 часов, а человек осознает, что ему для производства того же товара нужно только 6 часов, то он решает начать производство товара самостоятельно. В основе такого решения лежит предположение о том, что за свой товар, произведенный в течение 6 часов, человек сможет получить товар, требующий ему для производства более, чем 6 часов, но менее 10 часов, т.е. что он получит выгоду, если обменяет свой товар на такой, производство которого займет у него 8 часов времени.
При этом он понимает, что, скорее всего, ему придется пожертвовать частью ожидаемой выгоды покупателю и отдать окружающим свой товар со скидкой по отношению к существующей на рынке цене или пропорции обмена, для того, чтобы занять место в нише.
Покупатели, которые будут брать у него товар по цене (пропорции обмена) ниже имеющейся на рынке будут иметь свою выгоду, заключающуюся в скидке (снижении цены), или в том, что за то, что даст им восстановление сил на 10 часов, они заплатят тем, что обошлось им менее 10 часов работы.
Т.е. в основе производства для обмена и последующего обмена лежит ожидание и предвидение того, что каждая из обменивающихся сторон (и производящая, и приобретающая) получат выгоду.
Так с появлением различной производительности, различного инструмента, навыков появляются сначала специализация, а потом и разделение труда.
Вместе с этим соответствующие сделки становятся взаимовыгодными, поскольку благо, получаемое покупателем, в виде восстановления сил, здоровья, и энергии во многих случаях со временем не уменьшается, а продукты, товары и услуги, которые этому способствуют, – дешевеют.
Интересы сторон в сделках обмена
Каждая из обменивающихся сторон ищет определенную выгоду.
Упрощенное понимание обмена эту выгоду в обмене не может усматривать, поскольку:
- рассматривает обмен просто как смену номинальных владельцев, и не позволяет видеть выгоду каждой из сторон, заключающуюся в последующем восстановлении сил;
- исключает из рассмотрения производство, как процесс, имеющий целью восстановление сил потребителя с избытком;
- в случае, если обменивается произведенное на произведенное, упрощенное понимание обмена исключает из рассмотрения экономию сил и средств каждой из меняющихся сторон;
Восстановление сил, энергии, здоровья и рабочей силы как цель обмена
То, что в результате обмена человек получает восстановление сил, легко понять на примере получения определенных видов услуг: медицинские услуги, массаж, развлекательные услуги, туристические услуги, фитнес-услуги и т.п.
В этом случае человек понимает, что платит за конкретное оздоровление, т.е. за новые силы и энергию. И человеку совершенно не принципиально, как быстро стоматолог удалит у него зуб, или как быстро хирург вырежет у него аппендицит. Человек платит за конкретный результат в виде улучшения собственного здоровья и получения новых сил и возможностей в будущем.
В случае обмена товарами этот эффект не столь очевиден и понятен, но и в этом случае он является конечной целью обмена.
Высвобождение времени или сил как результат сделки
«Богатство есть такое время, которым можно свободно располагать, и ничего больше»
(Маркс К., «Экономическая рукопись 1861-1863 годов. Процесс производства капитала», К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения. Изд.2-е, Т. 47, с.254)
Очень часто человек идет на сделку чтобы сэкономить не деньги, а силы и время: едет на такси, а не идет пешком; покупает, вместо того, чтобы сделать самому; покупает электроинструмент взамен ручного и т.д.
И такая экономия тоже является благом.
Проиллюстрирую взаимовыгодность сделки оказания зрелищных услуг на грубоватом примере-анекдоте.
Пример с двумя ковбоями
Анекдот:
«Два ковбоя скачут по пpеpии. Билл говорит Джо:
- Джо, деpжу паpи на сто доллаpов, что ты навоз моей лошади не съешь.
- Съем, - отвечает тот.
Поспорили. Джо съел, Биллу пpишлось выложить сто доллаpов.
Скачут дальше. Джо стало обидно за себя он и говоpит:
- Билл, деpжу паpи на сто доллаpов, Что ты навоз моей лошади не съешь.
- Съем.
Поспоpили. Билл съел, Джо выложил сто доллаpов.
Скачут дальше. Вдpуг Билл говоpит:
- Джо, а тебе не кажется, что мы с тобой бесплатно навоза наелись?»
Посмотрим, как этот анекдот рассматривается с точки зрения упрощенного и углубленного понимания обмена.
Упрощенное понимание обмена
При упрощенном понимании обмена все кажется очень простым: произошло два равноценных обмена и ни о какой выгоде речи быть не может.
Ни ковбои, ни общество ничего не получили.
Попробуем рассмотреть этот анекдот чуть внимательнее.
Углубленное понимание обмена
Перед нами две раздельные сделки.
Первая сделка
Билл готов заплатить Джо сто долларов за то, чтобы посмотреть, как его знакомый ест навоз.
Билл готов отдать Джо 100 долларов, потому что хочет получить взамен интересное зрелище.
Билл рад этому зрелищу настолько, сам предлагает эту сделку.
Проанализируем.
Если Джо откажется это сделать за 100 долларов, есть вероятность, что спросим Билла, а готов ли он отдать 120 долларов, то, понимая, что это его первое предложение, высок шанс, что Билл в результате торговли согласится поднять цену. И так можно торговаться до максимальной суммы покупки, которую Билл готов выложить за зрелище. Скажем, 150 долларов.
Если эта сумма показывает нам, во сколько для себя Билл оценивает удовольствие, которое он получит от зрелища, точнее, ту сумму в которую на подсознательном уровне Билл оценивает восстановление своих сил в результате зрелища в 150 долларов. Заинтересованность Билла в сделке оказывается оцениваемой в 50 долларов.
Но в анекдоте Джо сразу соглашается на сделку в 100 долларов, и даже не пробует поторговаться. Почему? Потому что Джо знает, что 100 долларов – это та сумма, которая является для него вполне достойной, превышающей тот вред, который принесет поедание навоза.
Если Билл жаден, то он может начать спрашивать Джо, готов ли тот съесть же навоз за 90 долларов. А в случае положительно ответа Билл может начать снижать цену предложения еще ниже. И так, снижая сумму вопроса, Билл может дойти до какой-то минимальной суммы, за которую Джо все-таки согласится съесть навоз. И эта сумма будет показывать тот вред здоровью, в который сам Джо оценивает поедание навоза.
Допустим, это сумма в 70 долларов.
Если эта сумма достигнута, то она показывает, что Джо идет на сделку потому, что полагает, что, съев навоз, он получит вреда на 70 долларов, при плате за это действие в 100 долларов. 30 долларов - его интерес в сделке.
PS. Мы оставляем без рассмотрения вариант, когда Джо является копрофагом и не видит вообще никакого вреда в поедании навоза, а 100 долларов он рассматривает просто как доплату к тому, что он может делать бесплатно.
Вторая сделка
Во второй сделке теперь уже Джо предлагает Биллу съесть навоз за 100 долларов.
Почему он это предлагает? Потому что он хочет реванша, и 100 долларов для него – это меньшая сумма, чем то удовольствие, которое он получит от зрелища поедания навоза Биллом. ест навоз.
Допустим, Билл задумывается. Джо может попробовать предложить больше и начать предлагать бОльшие суммы, лишь бы посмотреть, как Билл уплетает навоз. Если Билл будет отказываться, то Джо, если ему очень хочется реванша, может поднимать цену до своего максимума. Допустим, это 120 долларов. Эта сумма будет показывать нам, что на подсознательном уровне Джо оценивает удовольствие от зрелища не менее чем в 120 долларов.
Эти дополнительные 20 долларов покажут нам ту дополнительную прибавку сил и энергии, которые Джо получает в результате зрелища.
Но в соответствии с анекдотом Билл соглашается съесть навоз за 100 долларов.
А почему он не отказывается и даже не задумывается, а сразу соглашается?
Это можно объяснить тем, что сумму в 100 долларов он рассматривает как более ценное приобретение, чем тот вред, который его организму нанесет навоз.
С помощью торга можно узнать, что Билл готов съесть навоз за любую сумму, которая, скажем, составляет 90 или более долларов. Только поэтому поедание навоза за 100 долларов для него – вполне приемлемая сделка.
А теперь посмотрим на две сделки в сумме.
Итоги сделки для каждого и для общества
Итоги рассчитываем из предполагаемых результатов торга.
Билл:
В результате первой сделки посмотрел на зрелище и получил удовольствия и восстановления сил на 150 долларов, заплатил за это 100 долларов.
В результате второй сделки Билл получил 100 долларов и потерял сил (получил неудовольствия) на 90 долларов.
Сумма денег в кармане не увеличилась, но удовольствие и прибавление сил для Билла оказывается равной 60 долларам. На эту сумму Билл стал сильнее, получил желаемое зрелище, удовольствие, прибавку сил, здоровья и долголетия.
На эту же сумму стало сильнее и богаче общество, членом которого он является.
Джо:
В результате первой сделки Джо потратил сил (получил неудовольствия) на 70 долларов, но в компенсацию получил 100 долларов. 30 долларов – это его скрытый интерес в этой сделке или то, из-за чего он, собственно говоря, и ел навоз.
В результате второй сделки Джо отдал обратно 100 долларов, но за счет морального реванша и зрелища, получил удовольствия, сил, энергии и долголетия на 120 долларов.
Общее восстановление сил ковбоя - на 50 долларов.
На эту же сумму стало сильнее и богаче общество, членом которого он является.
Итог такой:
Два ковбоя едут дальше, как и раньше. Но каждый стал сильнее, здоровее, более долгоживущим за счет того, что получил желаемое зрелище.
Один - на 60 долларов, второй - на 50 долларов.
И, хотя, денег ни у кого не прибавилось, но суммарно общество получило двух ковбоев, которые за счет зрелища суммарно стали сильнее (восстановили рабочую силу) на сумму в 110 долларов.
Вы скажете, что это фантастика, и в экономике так не работает?
Не верно. В экономике это как раз так и работает.
ВВП
Два ковбоя оказали друг другу услугу на сумму в 100 долларов каждый.
Соответственно, с точки зрения увеличения ВВП страны два ковбоя не просто наелись навоза, а увеличили ВВП страны на 200 долларов.
Добавленная стоимость
Марксисты очень часто в доказательство того, что стоимость – это не фикция, приводят в пример существование Налога на Добавленную Стоимость (НДС), заявляя, что если существует НДС, то нельзя говорить о том, что стоимость – это не воображаемая химера.
В нашем случае оказаны услуги на сумму в 200 долларов, которые, в общем случае облагаются НДС (если только ковбои от него не освобождены).
При этом расход каждого на зрелище поедания навоза не может быть принят в расчет, поскольку просмотр такого зрелища не входит деятельность ковбоя.
Соответственно, государство формально имеет право претендовать на НДС с 200 долларов.
Прибыль (налог на доходы физического лица)
Каждый ковбой получил доход в 100 долларов. Доход, облагаемый налогом на прибыль (если ковбой является юридическим лицом), или налогом на доходы физического лица, если ковбой не зарегистрировался в качестве юридического лица.
Так что государство будет иметь право взыскать налог на прибыль или НДФЛ с вырученных 100 долларов.
Налог с продаж
В некоторых странах есть налог с продаж. Он существует в большинстве штатов США.
Берется по определенным правилам.
Так что оборот в 200 долларов может попасть еще и под обложение налогом с продаж.
Пример с анекдотом, возможно, грубоват, но он приведен исключительно для того, чтобы показать, что не всегда то, что кажется сделкой с нулевой выгодой, является таковым.
Заключение
Обмен играет важнейшую роль в формировании ценностей/благ общества. В нем кристаллизуются общественные отношения.
Упрощенное понимание обмена создает искаженную картину общественных отношений и не позволяет понять политэкономическую суть и общественную значимость обмена.
Углубленное понимание обмена позволяет понять ту выгоду, которую каждый человек получает в результате обмена и, соответственно, ту выгоду, которую в результате обмена получает общество.
Александр Фирсов
27.09.2025
Статья опубликована в Живом Журнале Al_Firsov

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Democracy.ru: Фирсов А., Адам Смит, бобры, олени и пропорции обмена

Democracy.ru: Фирсов А., Главная ошибка Адама Смита

Democracy.ru: Фирсов А., Бобры и олени. Ошибки школы Смита, Рикардо и Маркса в понимании обмена

Democracy.ru: Фирсов А., Прибыль как атрибут прогресса и человечества

Democracy.ru: Фирсов А., Кругооборот труда в природе и марксизм

Democracy.ru: Фирсов А., Прибыль как атрибут прогресса и человечества

Democracy.ru: Фирсов А., Капитал и потребительная стоимость. Трудовая теория потребительной стоимости

Democracy.ru: Фирсов А., Откуда у капиталиста прибыль?

Democracy.ru: Фирсов А., Общественно необходимый труд как фиктивная категория

Democracy.ru: Фирсов А., Происхождение трудовой теории стоимости


|