Демократия.Ру




Демократия - устройство, которое гарантирует, что мы будем управляться не лучше, чем мы заслуживаем. Бернард Шоу (1856-1950), ирландский драматург и романист


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


29.03.2024, пятница. Московское время 00:33


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Более подробно о выборах в Дагестане

Сокрушительный удар по доверию к ЦИКу, а также к самому федеральному правительству, был нанесен легковесностью их реакции на махинации во время выборов в Дагестане.

Каждый из избирательных округов страны - а их было 94.504 по России и еще 360 для российских граждан за границей - подсчитывал бюллетени в урнах и составлял протокол. Если удается такой протокол заполучить, что является делом не из легких, то можно проследить всю цепочку подтасовки голосов при передаче данных на более высокий уровень - в территориальные и региональные избирательные комиссии.

Несмотря на разглагольствования о «прозрачности» ее работы, Центральная избирательная комиссия помещает на своем веб-сайте (www.fci.ru) какую угодно информацию, кроме той, что действительно имеет значение - кроме данных, занесенных в протоколы. Более того, ЦИК практически ничего не сделал для того, чтобы люди, которым было отказано в выдаче протоколов в сотнях избирательных округов, смогли бы эти протоколы, наконец, получить.

Вместо этого в августе ЦИК по непонятным причинам снял всю информацию о результатах президентских выборов 2000 года со своего вэб-сайта, в том числе некоторые данные, относящиеся к нашей дискуссии о появлении в марте 1,3 млн новых избирателей. Представитель ЦИКа, которого попросили разъяснить причины снятия столь ценной информации с вэб-сайта, ответил, что ему ничего об эчсм не известно. «Возможно, они что-то меняют», - сказал он расплывчато.

Комиссия Салия сообщила, что ей удалось заполучить 453 из находящихся в Дагестане 1550 протоколов. Более того, эти 453 протокола теоретически охватывают около половины избирателей Дагестана. Располагая подобными данными, Салий, казалось бы, должен был иметь все возможности для того, чтобы сделать ряд важных выводов о махинациях в ходе выборов. Вместо этого Салий обрисовал ситуацию столь непонятно, что его материалы практически никого не заинтересовали. По непонятным причинам, его комиссия предлагает данные которые возможно использовать для сравнительного анализа только по 174 из 453 находящихся в ее распоряжении протоколов, сводя работу с остальными протоколами к довольно странным вычислениям.

Но даже и в этом случае, располагая 174 протоколами, можно с уверенностью говорить о хищении 56,038 голосов. Более того, ни один из этих протоколов не относится к избирательным округам сильно политизированной дагестанской столицы Махачкалы, где махинации, по утверждению многих, были самыми вопиющими. (Комиссия Салия располагает десятками махачкалинских протоколов, но ни один из них не задействован в качестве базы для серьезных расчетов, позволяющих сделать объективные выводы.)

«Москоу таймс» ретроспективно проверила расчеты комиссии Салия, изучив некоторые из собранных комиссией протоколов (хотя мы так и не получили доступа ко всем протоколам) и проанализировав ситуацию еще в 11 участковых комиссиях Махачкалы, которые Салий по непонятным причинам проигнорировал. Проверив 71 махачкалинский протокол, мы в 63 из них обнаружили подтасовку в общей сложности на 31.101 голос, что в сумме с подтасовкой голосов в 174 протоколах составило 87,139 голосов, незаконно приписанных Путину территориальными и участковыми комиссиями.

Может быть, с математической точки зрения это и неверно, но ради сравнения давайте попробуем посчитать исходя из предположения, что пропорция в 87,139 украденных голосов, обнаруженная при изучении примерно 16 процентов всех протоколов, верна для 100 процентов избирательных округов Дагестана. Это означало бы, что Путину было незаконно приписано 551,287 из общего количества в 877.853 собранных им голосов.

Ну и что, ведь он бы все равно победил?

Когда кандидат в президенты Путин просил народ обеспечить ему победу в первом же туре, он подчеркивал, что тем самым можно будет избежать затрат на организацию второго тура голосования. По данным ЦИКа, издержки на первый тур составили около 420 млн. рублей (15 млн. долларов США); примерно во столько же обошелся бы и второй тур.

Если Путин в любом случае победил бы, может быть, единственным результатом манипуляций с избирательными бюллетенями должна была стать экономия для России 15 млн.долларов?

Это последствие является несомненным, но не единственным. Другим последствием стало еще большее отдаление простого народа от политики и правительства и еще более циничное отношение к демократическим ценностям и к Западу, чьи наблюдатели так поспешно и громко назвали честными выборы, которые со всей очевидностью таковыми не являлись.

Вот что рассказывает Клавдия Григорьева, наблюдатель на выборах в ее родной деревне Приютово в Башкортостане. На ее избирательном участке (N 514) Григорьева наблюдала за подсчетом голосов и запомнила данные по каждо му кандидату: Путин набрал 862 голоса, Зюганов - 356, Жириновский - 24, Константин Титов - 21 и Явлинский - 12. Однако в окружном протоколе, составленном председателем и подписанном членами комиссии, было написано, что Путин получил 1092 голоса, Зюганов - 177, а перечисленные кандидаты - ни одного.

Совсем не удивительно, что Григорьева не видит теперь никакого смысла в каких бы то ни было выборах. «Я никогда до этого не сталкивалась со столь наглым произволом, - гневно написала она в официальной жалобе в ЦИК. - Все результаты голосования перемешаны и искажены. Нам ничего этого не нужно - ни обмана народа, ни траты громадных государственных средств на это безобразие. Мне 70 лет, я прожила честную жизнь, и меня все это глубоко оскорбляет».

Корреспондент «Москоу таймс» связался с Григорьевой по телефону, чтобы узнать, какие меры приняты в ответ на ее жалобу. «А никакого ответа не было вообще», - сказала она.

«Избирательная комиссия [в деревне Приютово] вся состояла из моих [бывших] учеников, - добавила Клавдия Григорьева, 30 лет преподававшая историю в при-ютовской школе. - Я очень расстроилась, что они так поступили. Когда я спросила, зачем они изменили результаты голосования, они ответили, что результаты «под-корректировали». Мне кажется, они получили приказ сверху».

Еще одним человеком, пострадавшим от махинаций, является сам Путин. Его президентство отмечено еще одним темным пятном - в дополнение к тому, что было получено после того, как люди из президентского окружения накинули пропагандистскую удавку на телекомпании ОРТ и РТР.

Можно сказать, что Путин стал главной жертвой нарушений закона о выборах, о которых шла речь в этой статье. Вместо того, чтобы одержать решающую победу над Зюгановым во втором туре, Путин победил с небольшим перевесом в голосах на фоне гневных обвинений в мошенничестве. Если наступят тяжелые времена, ему может быть нелегко доказать законность своего прихода к власти. Этот вопрос может всплыть в любой момент в течение президентского срока Путина - особенно теперь, после взрыва, устроенного террористами на Пушкинской площади, гибели подводной лодки «Курск» и пожара на Останкинской телебашне, внезапно оборвавшими его «медовый месяц» с народом.

«Если ситуация осложнится, люди, мечтающие пересмотреть результаты выборов, могут спросить Путина в любой момент: «Послушай, а ты и вправду считаешь себя законным президентом?» - заметил социолог Кагарлицкий.

«Долгосрочные последствия для России могут быть катастрофическими. Сейчас происходят две ужасные вещи: делегитимизация власти - не власти Путина, а власти вообще - и делегитимизация демократических институтов», - считает Кагарлицкий.

«Практически во всех странах, где постоянно подтасовываются результаты выборов, происходят всплески насилия, - подчеркнул Кагарлицкий, приведя в пример Албанию в период президентских выборов 1996 года. - [Насилие в России] может вылиться в иные формы [чем в Албании]. Пока в России этого не было и, возможно, в ближайшем будущем не будет, но эта тенденция есть и она весьма опасна».

Резкое увеличение рождаемости или мертвые души?

Неужели 1,3 миллиона человек были просто придуманы и внесены в списки избирателей? Судя по всему, если не считать добавившихся в марте избирателей Чечни, именно так и произошло.

Российские и иностранные демографы не перестают гадать о том, каким образом всего за три первых месяца этого года смогло появиться 1,3 миллиона новых избирателей. Возможно, они получили бы ключ к разгадке, поговорив с 65-летним пенсионером Алхатом Зариновым, который живет в многоэтажном доме в одном из районов Казани.

«Я пришел голосовать, но неожиданно заметил, что в список, в котором мы все расписываемся и указываем свои паспортные данные, внесены дополнительные квартиры», - сказал Зарипов в интервью, которое он дал в апреле у дверей своей квартиры в доме 107 по улице Фучика.

Зарипов вспоминает, что увиденное привело его в замешательство: в списке по его дому числилось 209 квартир, хотя он знал, что в действительности в его доме всего 180 квартир. Остальные 29 квартир, в которых проживало как минимум 60-70 вымышленных избирателей, судя по всему, были плодом воображения работников местного избирательного участка.

В списке избирателей соседнего дома в котором находится 108 квартир значилось 125 квартир.

По словам Зарипова, он обратился за разъяснениями, но член комиссии просто забрал список и удалился.

«Это ложь! Почему это называют демократическими выборами?» - восклицает Зарипов.

«Я решил сообщить об этом в предвыборный штаб Путина, но не смог его найти. Тогда я спросил, как найти штаб Яблока, но никто не знал, где он находится. Кто-то подсказал мне, где находится отделение Коммунистической партии. Я отправился туда и написал жалобу. Я не коммунист, я только хотел справедливости», - вспоминает Зарипов.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта