Демократия.Ру



Юридическая консультация онлайн

Парламент имеет не больше права запускать руку в мой карман, чем я в его. Джордж Вашингтон (1732-1799), американский государственный деятель, первый всенародно избранный президент США


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


28.06.2022, вторник. Московское время 09:58


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Часть общая

Где наши права

Прежде чем описывать то, как мы с Вами может принимать участие в выборах, в управлении страной, необходимо, хотя бы общих чертах, рассказать о том, где эти правила зафиксированы. Основной гарантией наших прав является Конституция. В ней эти права прописаны в наиболее общей форме. Но и там уже есть моменты, которыми многие склонны пренебрегать. Например - не раз поднимался вопрос о запрете баллотироваться лицам, совершившим преступления. Желание, вроде, естественное. Но, даже если оставить в стороне вопрос о тяжести совершенного преступления и наличии умысла (бывают ведь и преступления по неосторожности) следует заметить, что на пути введения такой нормы стоит Конституция. В ней четко указано, что не имеют права избирать и быть избранными лишь те, кто отбывает наказание либо является недееспособным (то есть практически - душевнобольным). И, разумеется, требуется достичь определенного возраста. Установленные Конституцией нормы не означают, что преступник имеет безусловное право пройти в начальники. Просто, тем самым, Конституция признает нас с Вами людьми здравомыслящими и ответственными и дает нам с Вами право самим решать и выбирать, достоин ли этот человек руководить нами, даже притом, что он когда-то оступился. А нашу информированность об этом закон обеспечивает (об этом будет сказано ниже).

Также составлены и более низкие по рангу законы о выборах. В совокупности эти законы составляют пирамиду. Она состоит из нескольких слоев, и каждый, расположенный ниже слой, должен соответствовать расположенному выше. Вершина пирамиды, как уже говорилось - Конституция. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Нормы последнего закона являются доминирующими над всеми остальными законами, регламентирующими проведение выборов и референдумов в России. Это означает, что в случае расхождения норм конкретного закона и закона «Об основных гарантиях...» будут действовать все-таки нормы закона «Об основных гарантиях...». Единственный из действующих в этой сфере законов, на который не распространяется это положение, это упомянутый Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Именно потому, что это - конституционный закон.

Следом в этой пирамиде идут законы о конкретных выборах и референдумах. Во исполнение законов составляющих эту пирамиду и в соответствии с ними принимают свои постановления избирательные комиссии различного уровня. Иногда их в этом поправляют судебными решениями, на что суды имеют полное право.

Кто занимается выборами

Раз есть законы, то должны быть государственные органы, на которые возложена обязанность проводить их в жизнь. В нашей ситуации мы имеем особый случай, ведь выборы как раз и предназначены для того, чтобы формировать государственные органы. А, как известно, никто не может быть судьей в своем деле, то есть в том деле, в котором у него есть интерес. Дабы выйти из этого порочного круга, в России предусмотрено наличие особой системы государственных органов - системы избирательных комиссий. Чтобы максимально уменьшить возможность работы этих комиссий в интересах власть уже имущих, предусмотрен и постепенно расширяется целый комплекс мер по контролю за деятельностью избирательных комиссий как со стороны конкурирующих между собой (и потому мало способных к сговору) участников выборов (кандидатов, избирательных объединений), так и со стороны «просто» избирателей.

Россия велика, и потому избирательных комиссий нужно много, поэтому они действуют в рамках заданной законом иерархической структуры. В самом низу находятся участковые избирательные комиссии, члены этих комиссий выдают вам бюллетени в день голосования. Их на федеральных выборах создается более 90 тысяч. На следующей ступеньке пирамиды стоят территориальные комиссии, работающие в пределах, например города, то есть территориального образования. Не всегда, особенно на местных выборах они есть. Более высокую ступень занимают окружные избирательные комиссии, которые формируются в том случае, если проводятся выборы по округам (как, например, депутатов Государственной Думы). Далее. Избирательная комиссия образовывается на уровне каждого субъекта Российской Федерации, например, области. Сейчас Россия разбита на 89 субъектов. На вершине иерархии находится Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Члены ЦИК и избирательных комиссий субъектов РФ работают на постоянной основе, в отличие от членов окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, формируемых только на срок проведения выборов. ЦИК состоит из 25 членов. 5 из них назначаются Госдумой, еще 5 - Советом Федерации и столько же - Президентом РФ. В избирательную комиссию субъекта входит от 10 до 14 членов, в окружную - от 8 до 14, назначаемых представительным органом субъекта, например, областной думой и органом исполнительной власти, например областной администрацией.

В каждой из избирательных комиссий есть голосующие члены и члены с правом совещательного голоса (не голосующие). Последние осуществляют контроль за деятельностью комиссий со стороны партий и кандидатов.

Кто избирается

Вроде бы ясно кто избирается - люди, кандидаты, претенденты на те или иные посты во власти. В конечном счете, это так. Но есть ряд моментов, существенных для принятия избирателем решения - как, за кого голосовать. Связаны эти моменты с тем, что абсолютно невозможно для каждого избирателя знать историю успехов и провалов каждого кандидата. Поэтому законы уделяют большое внимание участию в выборах политических партий. Главный их смысл - служить легко понимаемой меткой для кандидатов, идущих от их имени. Но Конституция запрещает дискриминацию граждан на основании только того - принадлежит гражданин к тому или иному объединению, или не принадлежит. Поэтому закон предусматривает возможность выдвижения партией кандидата, не являющегося ее членом, так и возможность выдвижения вне зависимости от любых партий - непосредственно избирателями или просто самовыдвижением. Но тот же закон требует, чтобы избиратели могли узнать, кем кандидат выдвинут. Здесь опять действует тот же принцип, который упоминался раньше - законы считают избирателя достаточно взрослым и разумным, чтобы сделать осознанный выбор самостоятельно. Задача закона - создать наилучшие условия для осуществления такого выбора.

Здесь стоит упомянуть и еще об одном способе избрания - посредством голосования за списки кандидатов. Наиболее широко известный случай использования такого способа - избрание половины состава Государственной Думы.

Прежде чем быть избранным, гражданин должен официально стать кандидатом, а к моменту голосования - зарегистрированным кандидатом. Кандидатом гражданин становится после выдвижения, а зарегистрированным кандидатом - только после того как кандидат пройдет регистрацию в избирательной комиссии.

О регистрации. До недавнего времени регистрация производилась только при условии предоставления собранных в поддержку кандидата подписей избирателей. Но практика показала, что, сбор подписей стал вполне коммерческим (а зачастую - просто мошенническим) мероприятием. С другой стороны, у властей обнаруживается масса способов воспрепятствовать нежелательному кандидату. Власть может мешать неугодному кандидату во вполне добросовестном сборе подписей и может снять его на этапе проверки подписей. Даже такой кандидат потом и сможет доказать, что он прав, драгоценное время уже будет упущено.

В результате в бюллетене может оказаться один «проначальственный» кандидат и один подставной - для обеспечения требуемой законом альтернативы. Чтобы это не происходило, недавно в избирательном законодательстве появилась еще одна возможность зарегистрироваться - посредством внесения избирательного залога.

При выборе размера избирательного залога он был сделан близким к суммам, обычно затрачиваемым на сугубо «коммерческий» сбор подписей. Поэтому те, кто мог раньше позволить себе попросту купить место в бюллетене, сохраняет, к сожалению, эту возможность. Но, поскольку деньги, внесенные в качестве залога, можно получить обратно (если за кандидата/список проголосуют достаточно много избирателей), то имеющий поддержку в народе политик может деньги на залог взять в долг. Даже проиграв, он сможет их вернуть. А если у кого-то, кого избиратели на дух не переносят, завелись лишние деньги, чтобы «сходить в кандидаты», то залог пойдет в бюджет, то есть на выплату зарплат, пенсий и тому подобное.

Деньги, внесенные в качестве такового, кандидат вполне может получить назад, даже если и проиграет, но только если проиграет не «с разгромным счетом» - то есть наберет хотя бы 5% голосов (для списка - 3%), то есть если он пользуется хоть мало-мальски реальной поддержкой избирателей. В этом, кстати, отличие денег, внесенных в качестве залога, от денег, потраченных на оплату сбора подписей, - последние кандидат ни при каких условиях обратно не получит. Даже если блестяще выиграет выборы. Т.е. деньги затраченные на сбор подписей можно считать платой за место в бюллетене. В отличие от залоговых денег

Это - самые общие сведения об участниках избирательного процесса.

Контроль - чем больше, тем лучше

Выше мы описали и тех, кто участвует в игре (кандидаты, избирательные объединения/блоки), и тех, кто следит за соблюдением правил игры (избирательные комиссии). Комплект полон, если учесть, что конечными судьями в этой игре являются избиратели, то есть мы с Вами. Но закон предусмотрел возможность осуществления дополнительного общественного контроля за наиболее уязвимыми моментами этого процесса - за процессом голосования и подсчета голосов.

Об одной из форм введения такого контроля было вкратце упомянуто выше - когда говорилось о том, что в избирательных комиссиях помимо членов, имеющих право голосовать, имеются также и члены с правом совещательного голоса. Откуда и зачем они взялись? По закону их вправе назначать в комиссии те, кто прошел регистрацию, то есть получил право быть внесенным в бюллетень для голосования. А если голосование будет проходить за списки, то каждый список кандидатов, прошедших регистрацию, точнее - сформировавшее его политическое объединение или блок. Так обеспечивается контроль со стороны заинтересованных и соперничающих между собой участников.

Известно, что основные нарушения происходят в день голосования и в ходе последующего подсчета голосов. Чтобы облегчить контроль за происходящим в эти моменты закон предусматривает возможность присутствия в избирательных комиссиях (участковых и территориальных) так называемых наблюдателей. Очень важным является здесь то, что наблюдателей могут назначать не только зарегистрированные кандидаты или списки, но и любые общественные объединения. Об этом говорится в пункте 6 статьи 26 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» и в других избирательных законах.

Хотя наблюдатели и члены комиссий имеют определенные полномочия, на них налагаются и дополнительные ограничения. Наиболее существенное отличие их от «обычных» избирателей состоит в том, что им запрещено помогать избирателям в заполнении избирательных бюллетеней. Запрещено также заниматься агитацией в день голосования, как, в прочем, и всем остальным. Замеченных в нарушениях наблюдателей надлежит удалять из помещения избирательной комиссии, избирательного участка. А членов избирательных комиссий надлежит отстранять от работы в избирательной комиссии. Впоследствии это может повлечь и наказание в судебном порядке.

Дополнительные полномочия наблюдателей состоят в том, что они вправе в той или иной форме оповещать избирательную комиссию об имеющих место на данном участке нарушениях. Любые члены избирательной комиссии вправе требовать от комиссии обсуждения поставленного вопроса, что заносится в протокол. Так «обычный» избиратель, полагающий, что его права или нормы закона нарушаются, может обратиться к члену избирательной комиссии и проинформировать его об этих нарушениях. Это будет особенно эффективным, если нарушение явно направлено против какого-то конкретного кандидата, партии и обращаетесь Вы к члену комиссии с совещательным голосом или наблюдателю представляющему того же кандидата, партию. Существуют также организации, специально созданные для контроля за выборами. Они пытаются назначать наблюдателей в как можно большее число комиссий.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2022  Карта сайта