Демократия.Ру




Давайте верить в то, что сила - на стороне правды; и пусть эта вера поможет нам исполнить наш долг так, как мы его понимаем. Авраам Линкольн (1809-1865), шестнадцатый президент США


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


29.03.2024, пятница. Московское время 06:40


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Дополнительные ресурсы

Различные ресурсы, перечень которых приводится ниже, являются ресурсами онлайнового характера. Перечень книг, брошюр и докладов по СМИ и выборам приводится в Библиографии.

Правовые нормы

Нижеприведенные сайты WWW дают информацию о различных международных нормах, законах и широко применяемой практике относительно использования СМИ в ходе избирательной кампании:

- Специальный представитель Организации объединенных наций по вопросам свободы выражения мнений: http://www.unhchr.ch/html/menu2/7/b/mfro.htm. Важным источником получения международных норм по вопросам, связанным со СМИ, включая их использование в ходе избирательных кампаний, в том числе в странах, переходящих к демократическому устройству.
- СТАТЬЯ 19, Глобальная кампания за свободу выражения мнений: http://www.article19.org/. Неправительственная организация, которая оказалась первой, кто предложил нормы для освещения СМИ выборов в переходный период. Здесь также можно найти большое количество отчетов по законодательству в области СМИ и вопросам обеспечения свобод, а также методологии мониторинга СМИ и соответствующие отчеты по ее применению.
- Бюллетень по законодательству в области электронных СМИ в переходный период: http://pcmlp.socleg.ox.ac.uk/transition/. Онлайновый журнал, освещающий законодательство в области электронных и других СМИ в условиях перехода к демократии.
- Журнал по исследованию СМИ в рамках Фридом форума: http://www.mediastudies.org/contents.html. В некоторых номерах речь идет о СМИ и вопросах, связанных с выборами.
- Институт выборов в Южной Африке: http://www.eisa.org.za/. Региональная организация, которая обеспечивает продвижение стандартов и норм деятельности СМИ в период избирательных кампаний.
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: http://www.osce.org/odihr/. Нормы, отчеты наблюдателей с выборов и т.д.
- Европейский институт средств массовой информации: http://www.eim.org/. Региональная организация с сильной программой в области СМИ и демократии, представлено также большое количество отчетов по мониторингу СМИ.
- Национальный совет по проведению опросов общественного мнения (США): http://www.ncpp.org/. Руководство по подготовке отчетов по результатам опросов общественного мнения.
- Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Российская Федерация): htpp://www.mptr.ru/.

Регулирующие органы в сфере СМИ

Ниже приводится лишь незначительная часть из большого числа существующих органов по регулированию работы СМИ. Их функции в избирательный период в разных странах различны:

- Независимый орган по радио- и телевещанию (Южная Африка): http://www.iba.org.za/. Является пионером в области разработки правил для СМИ в странах, вступивших на путь демократического развития.
- Канадская комиссия по радио- и телевизионному вещанию и телекоммуникациям: http://www.crtc.gc.ca/.
- Орган по радио- и телевещанию Австралии: http://www.aba.gov.au/.
- Федеральная комиссия связи (США): http://www.fcc.gov.
- Комиссия по нормам и стандартам в области радио- и телевещания (Великобритания): http://www.bsc.org.uk/. Орган по рассмотрению жалоб в области радио- и телевещания.

Мониторинг СМИ

Нижеприведенные сайты предлагают образцы отчетов по мониторингу СМИ, работавших на выборах, и, в некоторых случаях, руководства по проведению мониторинга:

- СТАТЬЯ 19: http://www.article19.org. См. выше.
- Европейский институт средств массовой информации: http://www.eim.org. См. выше.
- Организация по безопасности и международному сотрудничеству в Европе: http://www.osce.org/odihr/. См. выше.
- Меморандум 98 (Словакия): http://www.memo98.sk
- Проект мониторинга СМИ (Южная Африка): http://www.sn.apc.org/mmp/.
- Проект мониторинга СМИ (Зимбабве): http://mmpz.icon.co.zw/.
- Проект мониторинга СМИ (Танзания): http://www.jeas-tanzania.org/.
- Справедливость и точность в отчетах (США): http://www.fair.org/.

Свобода СМИ и защита журналистов

Ниже приводится перечень организаций, которые могут не специализироваться на работе со СМИ и по выборам, однако уделяют значительное внимание вопросам защиты свободы средств массовой информации:

- Международная программа обмена в области свободы выражения мнений (IFEX): http://www.ifex.org/. Сеть для всех основных организаций, занимающихся свободой СМИ на международном, региональном и национальном уровне. Важный источник связей.
- Международная федерация журналистов: http://www.ifj.org/. Также один из источников материалов по нормам, учебным материалам и т.д.
- Фридом форум: http://www.freedomforum.org/. Нормы, материалы для обучения, проведение дискуссий.
- Комитет по защите журналистов: http://www.cpj.org/. Кампании в защиту журналистов, находящихся в заключении, или в отношении которых существует какая-либо угроза.
- Репортеры без границ: http://www.rsf.fr/. Международная кампания в защиту свободы СМИ.
- Южно-Африканский институт СМИ: http://www.misanet.org/. Свобода СМИ в Южной Африке. Кроме того, рассматриваются вопросы, связанные с обучением, нормами и т.д.
- Телерадиовещательная ассоциация стран Британского содружества наций: http://www.oneworld.org/cba/. Группа главным образом некоммерческих организаций, занимающихся радио- и телевещанием. Вопросы свободы радио- и телевещания, нормы, обучение и т.д.
- Всемирная ассоциация местного радиовещания: http://www.amarc.org. Проведение кампаний, курсов обучения, нормы.

Правовые принципы

Роль СМИ в избирательных кампаниях подчиняется растущему количеству законов, как на национальном, так и на международном уровне. Важно понять, что этот раздел юриспруденции нацелен главным образом на регулирование поведения правительств по отношению к СМИ, а не на регулирование деятельности самих средств массовой информации.

Фундаментальные принципы, содержащиеся в международном праве, охватывают два аспекта:

- право на свободу выражения мнений и свободу информации
- право на участие в управлении страной посредством участия в выборах

Первоначально эти права были изложены в Статье 19 и Статье 21 Всеобщей Декларации прав человека, принятой Организацией объединенных наций в 1948 г. Они также нашли свое отражение в целом ряде договоров в области прав человека, заключенных как в рамках Организации объединенных наций, так и на региональном уровне, которые были приняты после подписания Всеобщей декларации прав человека. Решения, принятые различными организациями, действующими на договорной основе, такие как Комитет ООН по правам человека, Европейский суд по правам человека, а также Межамериканская комиссия по правам человека, осуществили дальнейшее совершенствование этих принципов, превратив их в легко применимый и богатый источник правового регулирования.

Еще один источник норм по международному праву в области использования СМИ и проведения выборов содержится в решениях международных институтов такого типа, как Специальный представитель ООН по вопросам свободы выражения мнений. В 1999 г. он изложил целый ряд важных принципов, касающихся роли СМИ в выборах, а также обязательства правительств гарантировать плюрализм в их работе (см. Обязательства по плюрализму).

Подходы других международных организаций, например, администрации ООН, в ходе выборов, подлежащих международному контролю, также являются источником так называемого «мягкого права». Другими словами, этот род права не имеет обязательной силы в странах-членах ООН, однако он служит своего рода индикатором превалирующих международных норм.

Помимо этих международных источников права большое количество национальных законов и решений национальных судов представляет собой источник корпоративного права. Во многих странах, особенно в тех, где главенствует система общего права, решения других национальных судов могут считаться источниками прецедентных норм, а также тех норм, которым необходимо следовать. Повторяем, что эти нормы не имеют обязательной силы, однако в зависимости от иерархического положения того суда, решения которого цитируются, судьи могут принимать во внимание его аргументы и решения.

Международное право

Всеобщая Декларация прав человека, принятая Организацией объединенных наций в 1948 г., является документом, в котором четко излагаются принципы обеспечения прав человека. В декларации существует две Статьи - 19 и 21, - которые содержат обязательства правительств фундаментального характера в отношении роли СМИ в выборах. Первая из этих двух статей, Статья 19, гарантирует право свободы выражения мнений. Вторая статья, Статья 21, гарантирует право на участие в периодически проводимых выборах с тайным голосованием.

Всеобщая Декларация прав человека накладывает обязательства на всех членов международного сообщества. Однако, будучи декларацией, она представляет собой лишь то, что называется общим международным правом. С принятием в 1966 г. Международной Конвенции по гражданским и политическим правам, те же самые положения были усилены и получили статус обязательных для всех стран, которые ратифицировали этот документ. Статья 19 Конвенции гласит:

    Каждый человек имеет право на свободное волеизъявление; это право включает право на поиск, получение и распространение информации и идей любого вида независимо от границ, устно или письменно, или в напечатанном виде, в форме произведений искусства, или через любые другие средства по своему выбору.

Статья 25 Конвенции гласит:

    Каждый гражданин имеет право и возможность без каких-либо ограничений по отличительным признакам, указанным в Статье 2 [отличительные признаки любого рода, такие как раса, цвет кожи, пол, язык, политическая или другая ориентация, национальное или социальное происхождение, имущественный статус, место рождения или какой-либо другой статус], и без необоснованных ограничений:

    ... (b) голосовать и быть избранным в ходе законно проводимых периодических выборов, которые носят всеобщий характер и обеспечивают равное право голоса и которые проводятся тайного голосования, гарантируя свободу волеизъявления избирателей.

Эти два положения, взятые вместе, интерпретируются как налагающие обязательства на правительства по обеспечению плюрализма и разнообразия мнений в СМИ в ходе выборов (см. Обязательство по обеспечению плюрализма).

К основным региональным соглашениям в области прав человека относятся Европейская Конвенция о правах человека, Американская Конвенция о правах человека и Африканская Хартия о правах человека и народов - эти документы содержат аналогичную комбинацию гарантии прав свободы выражения мнений и информации и права на политическое участие без дискриминации.

Документы, принятые Конференцией по безопасности и сотрудничеству в Европе, идут несколько дальше. В копенгагенском документе от 1990 г. страны-участницы ОБСЕ взяли на себя обязательство по обеспечению:

    того, чтобы не существовало каких-либо правовых или административных препятствий для путей беспрепятственного доступа к СМИ на недискриминационной основе для всех политических группировок и лиц, желающих принять участие в избирательном процессе.

Документы ОБСЕ не являются договорами и, таким образом, не имеют такой же обязательной силы. Однако они были приняты в качестве части обычного международного права и поэтому накладывают обязательства на страны-участницы.

Решения как международных, так и национальных судов детализируют и уточняют существо этих широких принципов, касающихся СМИ и выборов. Их можно суммировать следующим образом:

- СМИ играют очень важную роль «сторожевого пса», обеспечивая подотчетность правительств и гарантируя эффективное функционирование демократии (см. СМИ и демократия).
- Правительства обязаны обеспечить существование демократии, которая, в свою очередь, гарантирует плюрализм СМИ, особенно в ходе выборов (см. Обязательство по обеспечению плюрализма).
- Свобода политических дебатов является фундаментальным правом (см. Свобода политических дебатов).
- Политические партии и отдельные лица имеют право на доступ к правительственным СМИ в ходе избирательной кампании (см. Право доступа к правительственным СМИ).
- Правительственные СМИ обязаны публиковать точку зрения оппозиции (см. Публикация точек зрения оппозиции).
- Существует право ответа, корректирования или опровержения в ответ на неправильные заявления в правительственных СМИ (см. Право ответа).
- Могут существовать границы правовой ответственности СМИ, если эти СМИ воспроизводят заявления, носящие незаконный характер (см. Ограничения ответственности).
- Политическое волеизъявление может быть ограничено только по чрезвычайным причинам (см. Ограничения на политические заявления).
- Обеспечивается более надежная защита критических выступлений в адрес политических деятелей и правительств (см. Критика политических деятелей и правительства).
- Обеспечивается более надежная защита политических точек зрения (см. Защита политических точек зрения).
- Существует право на эффективные меры по восстановлению нарушенных прав (см. Право на эффективное восстановление прав).
- Правительства обязаны обеспечивать безопасность персоналу, работающему в СМИ и в соответствующих институтах (см. Обеспечение безопасности средств массовой информации).

См. раздел Международные договоры по СМИ и проведению выборов, где приводятся более полные тексты вышеуказанных международных договоров по СМИ и проведению выборов.

Средства массовой информации и демократия

Именно СМИ превращают в реальность свободу выражения мнений.

Формулировки Межамериканского суда по правам человека содержат краткое изложение принципа, который сегодня является общепризнанной нормой международного права. Осуществление права на свободу выражения мнений в демократическом обществе не имеет особого смысла, если эта свобода может быть реализована только на индивидуальном уровне. Свобода выражения мнений заключается не только в том, что вам дозволено рассказать своему соседу или от него или от нее услышать. Главным образом, здесь речь идет о распространении фактов и точек зрении, а также получении информации через СМИ.

Международным трибуналом, который пошел еще дальше в разработке этого подхода, является Европейский суд по правам человека. Этот суд пришел к заключению, что свобода СМИ является жизненно важным фактором для информирования граждан:

    Свобода прессы обеспечивает общественности возможность использовать одно из самых эффективных средств получения и формирования мнения о каких-то идеях и позициях своих политических лидеров. Кроме того, она дает возможность политикам выступать по вопросам, имеющим первостепенное значение для общественности, и предлагать соответствующие комментарии. Таким образом, свобода печати предоставляет каждому возможность участвовать в свободно проводимых политических дебатах, что составляет ядро концепции существования демократического общества.

СМИ информируют общественность по вопросам, представляющим всеобщий интерес, а также выполняют функции «сторожевого пса» по отношению к правительству:

    ... на [прессу] возлагается обязательство предоставлять информацию и идеи по вопросам, представляющим всеобщий интерес. Причем перед средствами массовой информации стоит задача не только распространять такую информацию и идеи: общественность, кроме того, имеет право получать эту информацию. В противном случае пресса оказалась бы неспособной играть свою ведущую роль «сторожевого пса» на службе общественности.

По мнению Европейского суда, существует два аспекта этой демократической роли СМИ: информировать общественность и выступать в качестве «сторожевого пса», следящего за правительством. Эта роль не возлагает каких-то конкретных обязанностей на какую-то конкретную газету или вещательную станцию. Скорее, эта роль накладывает обязательство на правительства по обеспечению СМИ возможностями по выполнению этих функций. В контексте выборов этот принцип имеет ярко выраженную практическую направленность.

Правительства могут регулировать технические аспекты радио- и телевещания в соответствии с заявлениями Европейского суда. Выделение частот должно осуществляться на справедливой и недискриминационной основе. СМИ подпадают под действие законов, существующих в данной стране и касающихся таких вопросов, как оскорбление личности или подстрекательство. Однако, как правило, правительства могут не ограничивать содержание сообщений СМИ.

Обязательства по обеспечению плюрализма мнений

СМИ играют на выборах ключевую роль не только в качестве инструмента изучения деятельности правительства, они также обеспечивая получение электоратом всей необходимой информации с тем, чтобы избиратели смогли сделать демократический выбор на основе адекватной информации. Правительства имеют важное обязательство негативного характера не мешать деятельности СМИ в выполнении данных функций. Кроме того, правительства имеют позитивное обязательство, что не менее важно, способствовать плюрализму мнений в СМИ с тем, чтобы общественность получила доступ к самому широкому кругу источников информации. И действительно, обязательства, содержащиеся в Статье 19 Международной Конвенции по гражданским и политическим правам, гарантирующие свободу выражения мнений и свободу информации, применяются только к правительствам и, конечно же, не применяются к отдельным организациям СМИ.

Комитет по правам человека заявил в своем единственном Общем комментарии к Статье 19 Конвенции:

    [Р]азвитие современных СМИ делает необходимым принятие эффективных мер по предотвращению такого контроля над работой СМИ, который оказался бы вмешательством в права каждого человека на свободу выражения мнений...

В том же духе звучало заключение Верховного суда Зимбабве, который заявил, что монополия, которую имеет полугосударственная Корпорация по телекоммуникациям и почтовой службе, является неконституционной по причине нарушения свободы выражения мнений. Суд признал, что защита свободы выражения мнений применяется не только к содержанию информации, но и к средствам передачи и получения такой информации. Ограничение, вводимое на средства распространения или получения, не может не препятствовать осуществлению права на получение и распространение информации. Любая монополия, вне зависимости от своих целей, которая ведет к затруднению осуществления права получения и распространения идей и информации, мешает защите этого права.

В законодательстве таких различных стран, как Гана, Шри-Ланка, Белиз, Индия, Тринидад и Тобаго и Замбия, присутствуют два взаимосвязанных момента: монополия на СМИ являются неприемлемым вмешательством в свободу выражения мнений и СМИ, финансируемые из некоммерческих источников, имеют обязательство представлять точки зрения, отличные от мнения зрения правительства на день публикации сообщения. В целом ряде оценок, существующих в некоторых странах (Замбия, Белиз и Тринидад и Тобаго), делается ссылка на право политической оппозиции правительству донести до широкого населения свою точку зрения через некоммерческие СМИ. Это право распространяется и на другие категории меньшинств. Приведенная ниже рекомендация основана на одном из отчетов Организации объединенных наций по правам меньшинств:

    Члены различных групп должны иметь право участвовать в культурной жизни страны, представляя свою культуру и свой язык, а также должны иметь право на создание и пользование предметами искусства, науки и техники, право на защиту своего культурного наследия и традиций, право на владение собственными средствами массовой информации и другими средствами коммуникации, а также право на доступ к государственным или находящимся под контролем государства средствам массовой информации на основе равенства.

Важно подчеркнуть, что роль СМИ не ограничивается лишь ролью обеспечения права на свободу выражения мнений в узком смысле слова. СМИ действительно имеют огромную важность и, прежде всего, в качестве инструмента, который позволяет широким слоям населения реализовать свое право на свободу информации. Кроме того, СМИ играют роль «сторожевого пса», внимательно следящего за работой правительства и других облеченных властью институтов. Наиболее детальными руководящими документами, которые были подготовлены Организацией объединенных наций и в которых обобщается лучшая международная практика в вопросах плюрализма мнений и доступа к СМИ, являются руководства, изданные Переходным органом Организации объединенных наций в Камбодже (см. Камбоджа: Руководства Переходного органа Организации объединенных наций по средствам массовой информации и выборам). В этом документе говорится:

    Независимые и свободные средства массовой информации должны относиться к разнообразным формам собственности, и они обязаны поощрять развитие демократии и защищать ее, одновременно открывая возможности и пути для экономического, социального и культурного развития.

В самом конкретном заявлении, сделанном каким-либо органом Организации объединенных наций, в Ежегодном отчете за 1999 г., г-н Абид Хуссейн, специальный представитель Организации объединенных наций по свободе выражения мнений, говорит:

    Существует несколько фундаментальных принципов, которые, в случае их реализации и уважения, укрепляют право на поиск, получение и распространение информации. Этими принципами являются: недопущение монополии или излишней концентрации средств массовой информации в руках небольшого количества людей в интересах развития плюрализма точек зрения и мнений; государственные средства массовой информации несут ответственность за освещение всех аспектов национальной жизни и за обеспечение доступа к различным точкам зрения; государственные средства массовой информации не должны использоваться в качестве органа коммуникации или пропаганды, работающего в интересах одной политической партии или в качестве глашатая правительства в ущерб другим партиям и группам...

Специальный представитель дальше приводит перечень целого ряда обязательств государства по обеспечению «самых широких возможностей для средств массовой информации», что позволит обеспечить «максимально полную информированность избирателей»:

- в освещении СМИ событий не должно быть дискриминации или предвзятости;
- цензура избирательных программ не должна допускаться;
- СМИ не должны нести правовой ответственности за публикацию провокационных заявлений, и им должно быть предоставлено право на реплику;
- необходимо четко различать освещение в новостных программах функционирования правительственных должностных лиц и деятельность какого-либо человека, выступающего в качестве кандидата от той или иной партии;
- эфирное время для программ прямого доступа кандидата к СМИ должно предоставляться на справедливой и недискриминационной основе;
- такие программы должны предоставлять возможность кандидатам дебатировать друг с другом и давать возможность журналистам задавать кандидатам вопросы;
- СМИ должны участвовать в просвещении избирателей;
- программы должны ориентироваться на традиционно обездоленные группы населения, в которые могут входить женщины, этнические и религиозные меньшинства.

Свобода политических дебатов

Свобода политических дебатов признана международными судами и другими международными органами, а также национальными судами в качестве одного из фундаментальных прав. Европейский суд по правам человека в 1978 г. заявил: «Свобода политических дебатов является сердцевиной концепции демократического общества».

Важной составной частью этого является информирование электората с тем, чтобы избиратели смогли реализовать право на свой политический выбор. Техническая группа Организации объединенных наций, работавшая на референдуме в Малави в 1993 г., в ходе которого необходимо было сделать выбор между однопартийной и многопартийной системой, заявила: «Без активной реализации свободы [выражения мнений] избиратели не смогут сделать своего обоснованного выбора на избирательных участках». Высокий суд Энугу в Нигерии высказал аналогичное соображение:

    Свобода выражения мнений, вне всяких сомнений, является первоосновой каждого демократического общества, так как без свободного обсуждения, особенно политических вопросов, не может быть должного просвещения или образования для широких масс населения, что является необходимым фактором для правильного функционирования и выполнения своих обязанностей ответственным правительством.

Верховный суд Израиля постановил:

    Реальная демократия и свобода слова неразделимы. Свобода слова предоставляет возможность каждому человеку формировать свое личное мнение и участвовать в процессе принятия решений, что так важно для демократического государства. Необходимой предпосылкой для действительно демократических выборов является способность формировать свои точки зрения на основе необходимой информации, оценивать эти точки зрения и представлять их на открытую дискуссию...

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта