Демократия.Ру




До выборов население - электорат, после - налогоплательщики. Неизвестный автор


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


25.04.2024, четверг. Московское время 00:53


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ В ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

85. Может ли кандидат в депутаты в отведенное ему индивидуальное время для выступления на телевидении, радио пригласить друзей, группу поддержки, выставлять флаги, плакаты?

Агитационная деятельность, в том числе осуществляемая на телевидении и радио, может проводиться с привлечением лиц, высказывания или действия которых способствуют избранию того или иного кандидата, содержать призывы голосовать за него. Категории лиц, которые не могут привлекаться к агитации, установлены ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях (лица, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования; лица, замещающие государственные должности категории «А» и выборные муниципальные должности и т.д.). Эти ограничения, установленные законом, должны соблюдаться. В остальном кандидат свободен привлекать третьих лиц к участию в агитации за него. То же относится и к флагам, плакатам, символике, демонстрируемым кандидатом в эфире. Однако для того чтобы привлечение третьих лиц и использование визуальных агитационных материалов в эфире не было неожиданностью для организации телерадиовещания, представляется разумным оговаривать конкретные формы агитационных мероприятий в эфире, их участников в договоре между кандидатом и организацией, предоставляющей ему эфирное время, который обязательно должен заключаться в силу п. 11 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях.

86. Вправе ли телерадиокомпания требовать от кандидата письменного согласия композитора, автора слов песни, если эти произведения используются кандидатом в его рекламном ролике?

С целью обеспечения действия положений Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах» телерадиокомпания вправе потребовать у кандидата необходимые документы, подтверждающие соблюдение авторских прав при подготовке агитационного материала.

87. Поясните доходчиво, на примере, положение нормы, установленной п. 3 ст. 60 Федерального закона о выборах депутатов.

В п. 3 ст. 60 Федерального закона о выборах депутатов установлен порядок расчета объема эфирного времени, предоставляемого в субъекте Российской Федерации региональной государственной организацией телерадиовещания региональной группе кандидатов. Для исчисления закон берет объем за основу эфирного времени, предоставляемого в данном субъекте Российской Федерации кандидату, зарегистрированному по одномандатному округу.

Например, в субъекте Российской Федерации два одномандатных избирательных округа, в каждом из которых зарегистрировано по 10 кандидатов, т.е. в субъекте всего 20 кандидатов-одномандатников. Кроме того, ЦИК России зарегистрировала 10 федеральных списков кандидатов, каждый из которых имеет региональную группу, включающую в себя данный субъект Российской Федерации, т.е. в субъекте Российской Федерации 10 региональных групп кандидатов. Поскольку в субъекте Российской Федерации два одномандатных избирательных округа, то эти 10 региональных групп кандидатов должны получить эфирное время в объеме, равном объему, предоставляемому двадцати кандидатам.

Таким образом, общий объем эфирного времени, предоставляемого организацией телерадиовещания, должен быть разделен между 40 условными «кандидатами». Если, например, этот объем за весь период предоставления бесплатного эфирного времени составляет 10 часов (600 минут), то 600 следует разделить на 40; 600 минут разделить на 40 «кандидатов» равно 15 минутам на одного кандидата. А поскольку, как говорилось выше, в субъекте Российской Федерации два округа, каждая региональная группа как два «кандидата» получит по 30 минут бесплатного эфирного времени.

88. Каков порядок расчетов за эфирное время?

Оплата эфирного времени производится из соответствующих избирательных фондов, так как согласно п. 5 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях расходы на проведение предвыборной агитации оплачиваются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов.

Согласно п. 16 ст. 59 Федерального закона о выборах депутатов бесплатное или платное эфирное время для проведения предвыборной агитации предоставляется в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещании и кандидатом, политической партией, избирательным блоком до предоставления эфирного времени.

В качестве условия предоставления бесплатного эфирного времени в договоре должна быть указана стоимость предоставленного бесплатного эфирного времени (исходя из опубликованных организацией телерадиовещания расценок). В договоре должно быть предусмотрено обязательство политической партии, избирательного блока возместить указанную стоимость, если политическая партия, избирательный блок по итогам голосования получат менее 2 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, или данная политическая партия, избирательный блок не будут допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе.

В договорах о предоставлении платного эфирного времени обязательно должны быть указаны: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле-, радиопередаче. После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.

В п. 19 ст. 60 Федерального закона о выборах депутатов предусмотрено, что эфирное время должно быть оплачено в полном объеме до его предоставления кандидату, политической партии, избирательному блоку. Платежный документ филиалу Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени должен быть представлен зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации должна быть представлена зарегистрированным кандидатом, политической партией, избирательным блоком в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанных условий предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается.

Филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан перечислить денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем получения платежного документа. При этом срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня в пределах субъекта Российской Федерации и пять операционных дней - в пределах Российской Федерации.

89. Кто определяет форму проведения совместных агитационных мероприятий (п. 4 ст. 51 Федерального закона об основных гарантиях)?

Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам исключительно для совместного проведения дискуссий, «круглых столов», иных совместных агитационных мероприятий. Это означает, что организацией телерадиовещания с согласия зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков может быть предусмотрена для проведения совместных мероприятий и большая доля эфирного времени. Формы проведения указанных агитационных мероприятий могут оговариваться заранее всеми заинтересованными сторонами, при этом определяющая роль принадлежит организации телерадиовещания, предоставляющей эфирное время.

90. В проходящих теле- и радиодебатах зачастую принимают участие не сами кандидаты, а их доверенные лица. Не является ли это нарушением избирательных прав граждан?

Федеральным законом об основных гарантиях предусмотрена обязанность личного участия зарегистрированных кандидатов (в том числе из списка кандидатов) в совместных агитационных мероприятиях (п. 4 ст. 51). Исключения из этого правила возможны только на основании специального закона. Таким исключением на выборах Президента Российской Федерации является то, что в совместных агитационных мероприятиях, проводимых на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания, вместо зарегистрированного кандидата может участвовать его доверенное лицо (п. 9 ст. 52 Федерального закона о выборах Президента).

91. Имеет ли право телерадиокомпания отменить дебаты, если для участия в них прибыл только один кандидат?

Данный вопрос урегулирован в п. 5 ст. 51 Федерального закона об основных гарантиях. Если для участия в дебатах прибыл один кандидат, ему по его желанию предоставляется бесплатное эфирное время в пределах доли, полученной в результате деления объема эфирного времени, предоставляемого для проведения совместного агитационного мероприятия, на общее число предполагавшихся участников указанного агитационного мероприятия.

92. Каким образом может быть реализовано требование п. 2 ст. 51 Федерального закона об основных гарантиях, предусматривающее, что предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию, если время совместного вещания на канале «Россия» ГТРК «Курск» выделено с 17.20 до 18.00. В наиболее приемлемое для избирателей время идет показ сериалов, а этот период руководство канала «Россия» не разрешает перекрывать. Как быть?

Эфирное время должно предоставляться в период, когда передачи собирают наибольшую аудиторию. Право и обязанность определить это время принадлежит организации телерадиовещания. Поэтому при подготовке и проведении выборов организации телерадиовещания следует самостоятельно скорректировать сетку вещания с учетом требований Федерального закона об основных гарантиях.

93. Могут ли региональные подразделения общероссийской организации телерадиовещания оказывать услуги по размещению предвыборной агитации на муниципальных выборах?

Региональные подразделения общероссийской организации телерадиовещания могут оказывать услуги по размещению агитационных материалов на платной основе при условии опубликования расценок и направления их вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время в организующую выборы избирательную комиссию (п. 6 ст. 50, п. 5 ст. 59 Федерального закона об основных гарантиях).

94. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания за плату проводится только в тех формах, сведения о размере оплаты которых были опубликованы в надлежащем порядке. Если организация телерадиовещания при опубликовании сведений о размере оплаты эфирного времени специально не оговорила формы предвыборной агитации, размещаемой за плату, она обязана принимать к размещению предвыборную агитацию в любой не запрещенной законом форме при наличии технических возможностей. При этом представляемые кандидатами предвыборные агитационные материалы должны соответствовать техническим требованиям (уровень звука, формат и т.п. ) соответствующих организаций телерадиовещания. Может ли организация телерадиовещания не принимать агитационные материалы, не соответствующие ее техническим требованиям?

Избирательное законодательство не содержит обязательных требований к техническому состоянию агитационных материалов. Организация СМИ может самостоятельно определить технологические требования к соответствующим носителям агитационных материалов, предоставляемых кандидатами, в частности, оговорив их при заключении договоров на предоставление эфирного времени с кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Вместе с тем организации телерадиовещания следует в любом случае принять меры по обеспечению прав кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, которые не имеют возможности самостоятельно изготовить соответствующие агитационные материалы, при этом технические требования не могут быть чрезмерными.

95. Если мы заявим в момент публикации, что у нас определенные технические требования, то есть все кандидаты, все партии, все блоки будут заранее знать, что на канале они существуют, это нельзя расценивать как ущемление прав кандидатов?

В данном случае следует различать обязанности государственных и негосударственных организаций СМИ. Негосударственные организации СМИ вправе установить любые технические требования к агитационным материалам кандидатов, политических партий, избирательных блоков. Опубликование государственными организациями СМИ вместе с расценками определенных технических требований к агитационным материалам в любом случае не должно препятствовать получению возможности для размещения агитационных материалов, и эти требования должны быть выполнимыми и равными для всех кандидатов, политических партий, избирательных блоков.

96. Что входит в понятие «время выхода в эфир»: временной интервал или точный момент времени?

Исходя из принципа равноправия кандидатов, понятие «время выхода в эфир» означает определенный временной интервал.

97. Могут ли в договорах о предоставлении платного эфирного времени помимо условий, указанных в п. 18 ст. 60 Федерального закона о выборах депутатов, содержаться иные условия (срок предоставления кассеты, содержащей предвыборные агитационные материалы, подписания актов, предоставления эфирных справок, счета- фактуры и т.д.)?

П. 18 ст. 60 Федерального закона о выборах депутатов устанавливает только обязательные условия, необходимые для заключения такого договора. Дополнительные условия предусматриваются соглашением сторон, однако, исходя из ст. 1 ГК, условия договора не должны препятствовать реализации прав кандидатов на пользование эфирным временем, печатной площадью, гарантированными законом.

98. В лицензии у телекомпании указан один регион вещания, но в силу технических причин она вещает и на другой регион. В этом другом регионе - выборы, а телекомпания не дает туда свои расценки. Но у нее в эфире выступает кандидат, баллотирующийся этом регионе. Имеет ли телекомпания право это делать и будет ли это считаться агитацией?

В данном случае действия телекомпании могут быть расценены как попытка обойти требования закона. Если организация телерадиовещания собирается предоставлять эфирное время кандидатам для предвыборной агитации, она, в соответствии с требованиями п. 6 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях, обязана опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и представить эти сведения в избирательную комиссию (в рассматриваемом случае - в комиссию, организующую выборы в соответствующем субъекте Российской Федерации). Если же телекомпания вещает на субъект Федерации, в котором идет избирательная кампания, и предоставляет эфирное время для проведения агитации тому или иному кандидату, не выполнив указанное выше требование закона, она поступает неправомерно. Кроме того, приглашение в эфир только одного кандидата нарушает требования Федерального закона об основных гарантиях о равных условиях предоставления эфирного времени всем кандидатам.

99. Что вправе делать организация телерадиовещания, если возникнет случай отказа от эфирного времени при уже имеющейся договоренности?

Согласно п. 16 ст. 60 Федерального закона о выборах депутатов кандидат, региональная группа кандидатов, политическая партия, избирательный блок, которые после проведения жеребьевки отказываются от использования эфирного времени, обязаны не позднее чем за 5 дней до выхода в эфир сообщить об этом в письменной форме соответствующей организации телерадиовещания. В таком случае организация телерадиовещания вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению. Эта норма призвана защищать интересы организаций телерадиовещания и не допустить возникновения ситуаций, при которых может пропасть эфирное время немалой стоимости. Исходя из смысла данной нормы можно говорить о том, что если заявление от кандидата поступит с опозданием, т.е. менее чем за 5 дней, то организация телерадиовещания также вправе распорядиться высвободившимся эфирным временем по своему усмотрению.

Однако еще более неблагоприятная ситуация складывается, когда кандидат вообще не присылает уведомление, а просто не является в положенное время. Поэтому в договор, заключаемый между кандидатом и организацией телерадиовещания, должны включаться положения об ответственности кандидата за несоблюдение условий договора.

100. Кандидат оплатил предвыборный агитационный материал в форме прямого эфира, но в этот день он заболел, не пришел, принес справку, больничный, что он действительно болел. Обязаны ли мы предоставлять ему следующий эфир?

На данный вопрос законодательство о выборах не дает однозначный ответ. При наличии технической возможности и соблюдения равенства прав кандидатов, безусловно, следует предоставить эфир в другой день. Вместе с тем возможны и иные варианты реализации прав кандидата, при этом желательно, чтобы эти варианты были заранее оговорены в договоре на предоставление эфирного времени.

Рекомендуется в договорах на предоставление платного эфирного времени оговорить данную ситуацию с учетом того, что организация телерадиовещания обязана обеспечить равенство условий предоставления эфирного времени всем кандидатам.

101. Что понимается под информационным блоком: имеется в виду, что в рамках получасовой или часовой информационной программы по верстке этой программы есть блок, в котором собирается вся информация о выборах? Будет ли нарушением с нашей стороны, если мы начнем с выборов, в середине будут выборы и в конце покажем кандидата?

Федеральный закон об основных гарантиях (п. 5 ст. 45) содержит прямое указание на необходимость отдельного информационного блока для освещения предвыборных мероприятий кандидатов. В связи с этим сообщения о предвыборных мероприятиях кандидатов, политических партий, избирательных блоков должны даваться в отдельном информационном блоке для того, чтобы избежать нарушения принципа равенства, показывая в начале информационной программы партию власти, а в конце - оппозиционную партию. Внутри информационного блока, посвященного предвыборным мероприятиям, очередность освещения деятельности кандидатов, политических партий, избирательных блоков не может быть расценена как оказание предпочтения отдельным из них.

Однако если информация о выборах не затрагивает предвыборные мероприятия кандидатов, политических партий, избирательных блоков, она может быть и в иной части информационной программы.

102. Каков учет предоставления эфирного времени и печатной площади? Кто ведет запись теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию?

Согласно п. 12 ст. 59 Федерального закона о выборах депутатов организации СМИ, предоставившие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам бесплатные или платные эфирное время и печатную площадь, обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости этих эфирного времени и печатной площади в соответствии с формами, установленными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и предоставлять данные этого учета за пять дней до дня голосования и в пятидневный срок после дня голосования соответственно в ЦИК России, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. По запросам указанных выше избирательных комиссий им предоставляются также документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока на выполнение платных работ и оплату услуг.

Согласно п. 24 ст. 60 Федерального закона о выборах депутатов, ч. 4 ст. 34 Закона о СМИ теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с видео- и аудиозаписью, которая хранится в соответствующей организации телерадиовещания в течение 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир.

Организации телерадиовещания обязаны хранить учетные документы о предоставлении бесплатного и платного эфирного времени не менее трех лет со дня голосования (п. 15 ст. 59 Федерального закона о выборах депутатов).

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта