Демократия.Ру




Что ни отец народа, то сукин сын. Борис Крутиер


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.04.2024, пятница. Московское время 13:27


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ РЕДАКЦИЙ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ

103. В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях (п. 7 ст. 52), редакции газет, публикующих агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение кому-либо из участников предвыборной гонки путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий.

Однако редакция газеты, распространяемой не по подписке, а бесплатно, вправе доставлять свое издание по любым адресам, так как она не связана с читателями никаким договором. В результате может получиться так: тираж «бесплатника» с неугодным для редакции агитационным материалом будет тот же (требование п. 7 ст. 52 будет соблюдено), но распространит его редакция за пределами избирательного округа (полностью или частично) или совсем (частично) не доставит читателям. Проконтролировать здесь редакцию крайне затруднительно.

В соответствии с п. 5 ст. 47 Федерального закона об основных гарантиях и ст. 8 Закона о СМИ периодические печатные издания разделяются в зависимости от территории распространения информации. В соответствии с указанными нормами к общероссийским периодическим печатным изданиям относятся те из них, которые зарегистрированы для распространения на территории половины или более чем половины субъектов Российской Федерации, а к региональным - которые зарегистрированы для распространения на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о СМИ редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после получения свидетельства о регистрации, форма которого утверждена приказом МПТР России от 27 февраля 2002 года №34. В свидетельстве о регистрации средства массовой информации, выданном соответствующим регистрирующим органом, указывается территория распространения периодического печатного издания. Согласно ст. 11 Закона о СМИ изменение территории распространения влечет перерегистрацию средства массовой информации. Таким образом, существует возможность контроля со стороны регистрирующего органа за распространением редакцией своих печатных изданий.

Кроме того, поскольку договором между редакцией периодического печатного издания и кандидатом помимо общих условий может определяться территория распространения печатных изданий, то возможность контроля за распространением редакцией своих печатных изданий существует и со стороны кандидата.

104. Какая площадь в печатных СМИ предоставляется бесплатно? Каковы должны быть размеры газетной площади для платной и бесплатной публикации агитационных материалов?

Федеральным законом об основных гарантиях не установлено требование об обязательном предоставлении бесплатной печатной площади редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий. Объемы платной и бесплатной печатной площади устанавливаются конкретными законами о выборах применительно к периодическим печатным изданиям соответствующего уровня.

Так, Федеральным законом о выборах депутатов (п. 1-3 ст. 61) установлено, что зарегистрированные кандидаты, политические партии, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, имеют право на предоставление им бесплатной печатной площади в государственных периодических печатных изданиях, выходящих не реже одного раза в неделю. Общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади, которую каждая из редакций государственных периодических печатных изданий предоставляет соответственно зарегистрированным кандидатам, региональным группам кандидатов либо политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, должен составлять не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания.

105. Согласно п. 7 ст. 52 Федерального закона об основных гарантиях печатным СМИ запрещено оказывать предпочтение кандидату путем изменения тиража. Но если в опубликованных и отправленных в ЦИК России расценках на печатную площадь расценки будут указаны с учетом изменения тиража, то «предпочтения» уже не будет. Все окажутся в равных условиях. Значит, в данном случае тираж менять все- таки можно?

Положения п. 7 ст. 52 Федерального закона об основных гарантиях направлены на обеспечение реализации принципа равенства кандидатов. Подразумевается, что редакция не вправе, например, увеличить тираж газеты с опубликованными в ней агитационными материалами какого-либо кандидата с целью предоставления последнему преимущества над остальными кандидатами.

Однако закон не говорит о том, что редакция не вправе изменять тираж и периодичность. Подобное толкование было бы расширительным и не соответствовало бы смыслу нормы.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о СМИ тираж периодического печатного издания определяется главным редактором по согласованию с издателем. Периодичность выпуска СМИ может быть изменена, о чем учредитель обязан, в соответствии со ст. 11 Закона о СМИ, уведомить регистрирующий орган. Изменение тиража и периодичности выхода периодического печатного издания может быть плановым мероприятием издателя и редакции, которое не связано с избирательной кампанией, хотя и приходится на агитационный период. Некоторые редакции могут специально пойти на это с целью, не связанной с конкретным кандидатом, - повысить собственный рейтинг за счет интереса читателей к той или иной избирательной кампании. Это не запрещено законом. Основное требование следующее: всем кандидатам должны быть обеспечены равные условия, все кандидаты должны иметь доступ к равным объемам печатной площади. Согласно п. 5 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях условия оплаты печатной площади должны быть едины для всех кандидатов (это требование не распространяется только на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями). Сведения о размере и условиях оплаты печатной площади, в соответствии с п. 6 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях, должны быть опубликованы соответствующей редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и в этот же срок представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, либо нижестоящую избирательную комиссию, указанную в законе. Если эти сведения представлены с учетом планируемого изменения тиража и периодичности и все кандидаты должны будут производить оплату на равных условиях, то принцип равенства кандидатов не нарушается.

106. Допустим, общероссийское государственное издание имеет региональную страницу, распространяемую только в нашей области, - для архангельских читателей (подобные сменные страницы у общероссийских изданий имеются, как правило, и в других регионах страны). К какому типу относить данное издание: общероссийскому или региональному? (Если бы страница была зарегистрирована в качестве самостоятельного СМИ, то вопроса бы не возникло, но подобные страницы, как правило, не регистрируются.) Информирование избирателей о ходе выборов с этих страниц, естественно, ведется. Могут здесь размещаться и пиаровские публикации.

Региональные страницы общероссийских изданий имеются во многих субъектах Российской Федерации. В определении их статуса необходимо исходить прежде всего из наличия или отсутствия у них самостоятельной регистрации. И Федеральный закон об основных гарантиях (ч. 5 ст. 47) и Закон о СМИ (ст. 8) для дифференциации периодических печатных изданий берут за основу территорию их распространения. В соответствии с указанными нормами к региональным периодическим печатным изданиям относятся те из них, которые зарегистрированы для распространения на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации. Региональная страница общероссийского издания, как правило, выходит в пределах одного субъекта Российской Федерации. Если выпуск региональной страницы осуществляет региональная редакция, действующая на основании договора с центральной редакцией общероссийского периодического печатного издания, такая региональная страница в соответствии с Законом о СМИ должна быть зарегистрирована в установленном порядке соответствующим территориальным органом МПТР России, и при этом она относится к региональным изданиям. При отсутствии же самостоятельной регистрации такая региональная страница не может быть отнесена к региональным периодическим печатным изданиям.

107. Как предоставляется печатная площадь в периодических печатных изданиях, учрежденных кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими список (списки) кандидатов? Почему на них не распространяется правило равенства условий проведения предвыборной агитации?

Федеральным законом об основных гарантиях учтено, что, как правило, периодические печатные издания, учрежденные политической партией или кандидатом («партийная пресса»), создаются, как правило, специально для пропаганды деятельности партии, ведения предвыборной агитации. Внепартийная пресса имеет другую задачу: информирование граждан.

Редакция любого, в том числе и партийного, негосударственного периодического печатного издания вправе отказать в размещении любого агитационного материала (п. 4 ст. 52 Федерального закона об основных гарантиях). Вместе с тем только редакция негосударственного периодического печатного издания, учрежденного кандидатом или политической партией, может устанавливать различные расценки за опубликование агитационных материалов. В то же время эти расценки не могут быть ниже стоимости выпуска издания (п. 5 ст. 59 Федерального закона об основных гарантиях).

108. Вправе ли редакция негосударственного периодического издания, выполнившая условия п. 6 ст. 50 Федерального закона об основных гарантиях, по своему усмотрению определять, кому из кандидатов предоставлять печатную площадь, а кому нет?

Согласно п. 4 ст. 52 Федерального закона об основных гарантиях редакции негосударственных периодических изданий наделены таким правом.

109. В п. 1 ст. 61 Федерального закона о выборах депутатов записано, что зарегистрированные кандидаты, политические партии, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, имеют право на предоставление им бесплатной площади на следующих условиях: равный объем печатной площади, одинаковое место на полосе, одинаковый размер шрифта и иные условия. Что касается равного объема площади, то это условие выполнить несложно. А как можно предоставить одинаковое место на полосе сразу нескольким кандидатам? Что понимается под «иными условиями» и как можно печатать их материалы одинаковым шрифтом, если один кандидат приносит объемный текст, а другой фотографию и тезисные положения своей предвыборной программы?

Закон требует предоставления печатной площади на равных условиях. Это означает, что каждому кандидату, политической партии, избирательному блоку должны быть предоставлены равные возможности для размещения агитационных материалов: если одному кандидату предоставлено место на второй полосе, то другому в одном из следующих выпусков должна быть предоставлена возможность разместить материал в том же месте, если одному кандидату предоставлена возможность использовать определенный шрифт, то и другому должна быть предоставлена такая же возможность.

110. Газета с агитационным материалом выпущена в пятницу. В воскресенье - голосование. Можно ли осуществлять доставку газеты в субботу?

В таком случае будет нарушен п. 3 ст. 49 Федерального закона об основных гарантиях. Если речь идет о доставке по подписке, то редакции периодического печатного издания с целью соблюдения требований Федерального закона об основных гарантиях при размещении агитационного материала следует исходить из оговоренных в договоре на доставку сроков доставки газеты подписчикам.

111. Согласно Федеральному закону об основных гарантиях, агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах (п. 4 ст. 49). Но распространяется ли это требование (и почему) на газеты, содержащие агитационные материалы? Проблема в том, что по техническим причинам газета в некоторые удаленные села и деревни может доставляться только на следующий день после выхода издания в свет.

Агитационный период, установленный ст. 49 Федерального закона об основных гарантиях, начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. Доставка газеты является ее распространением. В соответствии со ст. 2 Закона о СМИ под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий. Распространение газеты, содержащей информацию агитационного характера, означает распространение самой агитационной информации, что должно квалифицироваться в соответствии с п. 2 ст. 48 Федерального закона об основных гарантиях как предвыборная агитация. Следовательно, распространение такой газеты в субботу, предшествующую дню голосования, противоречит закону, который запрещает проведение в этот день предвыборной агитации.

Если признать допустимым «по техническим причинам» распространение ранее выпущенных агитационных материалов в день, предшествующий дню голосования, запрет, установленный законом и направленный на ограждение избирателя от чрезмерного потока информации, мешающего в последний день сосредоточиться на формировании собственной позиции, теряет всякий смысл. Не говоря о том, что этой возможностью обязательно воспользуются заинтересованные лица и появятся целые тиражи, специально заготовленные для доставки в «удаленные села и деревни» в день перед голосованием. Планируя свои публикации, редакция должна учитывать реалии доставки ее продукции и позаботиться о соблюдении требования закона. В связи с этим представляется правильным, чтобы, в случае если доставка газеты осуществляется на следующий день после ее выхода, последние агитационные материалы публиковались не в пятницу, а в четверг.

112. Правомерно ли предоставление печатной площади зарегистрированным кандидатам по обычным и льготным расценкам, предусматривающим выкуп части тиража газеты с опубликованной предвыборной агитацией?

Не следует смешивать два самостоятельных действия:

    опубликование на платной основе агитационного материала;

    продажу части тиража газеты с агитационным материалом кандидату.

Печатная площадь на платной основе предоставляется зарегистрированному кандидату только по расценкам, декларированным в печати не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Применение льготных расценок, если они необоснованно занижены либо завышены, законом запрещено (п. 5 ст. 59 Федерального закона об основных гарантиях). Что касается выкупа части тиража газет, то это действие регулируется гражданским правом и реализуется в рамках обычного договора купли-продажи. Покупателем может быть любой гражданин, в том числе кандидат в депутаты. Однако если зарегистрированный кандидат покупает тираж газеты с агитационным материалом для его распространения, то он должен оплатить его стоимость исключительно из средств избирательного фонда.

113. Нужно ли заявлять об изменении тиража, объема и частоты выхода периодического печатного издания в дни предвыборной агитации, а если нужно, то кому?

Об изменении тиража редакция уведомляет публично посредством указания выходных данных. Что касается изменения периодичности печатных изданий, то в соответствии со ст. 11 Закона о СМИ об этом уведомляется регистрирующий орган.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта