Демократия.Ру




В политической дискуссии горячность обратно пропорциональна знанию. Джей. Джи. Си. Минхин


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


18.04.2024, четверг. Московское время 13:02


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Кандыбина Е.Г. Региональное законодательство и практика сми в освещении выборов

Я надеюсь, что в результате нескольких квалифицированных докладов, прозвучавших до моего выступления, вы получили достаточно полное представление о предвыборном законодательстве. Поэтому, перейдем к практике. Хочу вспомнить о том, что говорил Михаил Александрович. Он, в частности, отметил что во время предвыборной кампании, у журналистов, у средств массовой информации есть три задачи, которые, как пообещали, теперь будут частично выделены в новой редакции закона «Об основных гарантиях». Это: задача по освещению выборов, непосредственная агитация и гражданский контроль. И, в связи с этим, как уже было отмечено, действуют два законодательных блока - это выборное законодательство и законодательство о СМИ. Так вот, я хочу поговорить о практике деятельности СМИ, о нарушениях прав средств массовой информации, которые, на мой взгляд, ближе к законодательству о СМИ.

Законодательство о СМИ, действительно, не прекращает действовать во время избирательной кампании, права журналистов, гарантированные этим законодательством, не приостанавливаются. Я представляю здесь Центр экстремальной журналистики Союза журналистов России и, в частности, одной из наших задач является сбор информации о нарушениях прав журналистов. Как показывает практика, как только где-то начинается предвыборная кампания, нарушения прав журналистов и давление на редакции, само количество таких случаев, резко увеличивается.

Далеко не всегда со всей очевидностью можно заявить, что это каким-то образом связано с выборами. Но иногда совершенно явно видно: вроде бы это нарушение не предвыборного законодательства, а законодательства о СМИ, но, с другой стороны, оно препятствует освещению выборов, т.е. не дает реализовать одну из функций, возложенных на средства массовой информации. Так, например, я могу сообщить о недавнем случае: в Нижнем Новгороде журналисты не были допущены на пресс-конференцию одного из кандидатов, причем не все журналисты, а журналисты, по мнению этого кандидата, ранее отзывавшиеся о нем негативно или агитировавшие каким-то образом за его соперников. Как было заявлено, вчера эта телекомпания (это была телекомпания «Волга») отказалась транслировать материал о нашем кандидате, и потому сегодня мы ее не пустим на нашу пресс-конференцию. Сами понимаете, что пресс-конференция - мероприятие, предполагающее присутствие всех желающих журналистов.

Это типичный случай оказания давления на журналистов и нарушения их прав.

Кроме того, другим стандартным, к сожалению, приемом является разрыв договора с редакцией в ходе избирательной кампании со стороны типографии или отказ от принятия газеты на реализацию. Если одним из кандидатов является действующий губернатор, то это, как правило, газета оппозиционная. В качестве наиболее одиозного примера, который вспомнился мне в связи с первой половиной нашего семинара, когда говорили, что у нас выборы заканчиваются, хотелось бы привести случай из предвыборных перипетий в Белоруссии. Так вот, там в типографии те материалы, которые не устраивали власти, просто исчезали - из типографии и из газет. В типографию материалы пришли полностью, а вышли с белыми пятнами.

Казалось бы, какое это имеет отношение к предвыборной агитации? Дело в том, что, на мой взгляд, выборный закон должен защищать не только кандидатов и не только субъектов права, которым адресована агитация, т.е. нас с вами, граждан, которые, исходя из этой агитации, делают какой-то свой выбор, но и журналистов. Причем защищать от необоснованных претензий в том числе и со стороны избиркомов, и каких-то других субъектов выборного законодательства. Нарушение прав журналистов - не менее частая составляющая, нежели нарушение прав других субъектов предвыборной агитации. Функция СМИ по освещению выборов ничем по сути не гарантирована. Особенно если учесть, что точка зрения избиркомов: на период избирательных кампаний действует только выборное законодательство. Есть вопросы действительно не решенные, которые не упомянули. Например, предвыборная агитация должна заканчиваться за определенный срок до дня голосования, но у нас есть, например, газеты, выходящие раз в неделю. И в этой ситуации случается так, что газета фактически остается в киосках и в день выборов, хотя вышла неделю назад. У нас зафиксированы случаи, когда под этим предлогом оставшийся тираж просто конфискуется.

Таким образом, как я уже говорила, у нас нет защиты прессы как субъекта предвыборной агитации. Действительно, пресса участвует в «черном пиаре». Ко мне приходили журналисты, которые говорили, что выборы - это такой период, когда главное - много заработать. Т.е. неважно как, но это у СМИ такая горячая пора, когда нужно много заработать и потом спокойно жить на эти деньги. Но, мы сегодня говорим не о них, а о тех СМИ, которые пытаются выполнять действительно свой гражданский долг и которые не защищены нашим законодательством.

Кандыбина Е.Г.
Центр экстремальной журналистики при Союзе журналистов России,
г. Москва

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта