Демократия.Ру




Общественное мнение похоже на привидение в старинном замке: никто его не видел, но всех им пугают. Зигмунд Графф (1898-1979), немецкий писатель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


20.04.2024, суббота. Московское время 07:45


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Иванов В.Е. Опыт работы местного законодательного собрания по обеспечению равных условий информирования разных социальных групп населения

Здравствуйте, дорогие товарищи. Я, Иванов Валерий Евгеньевич, председатель редколлегии газеты «Тольяттинское обозрение» и одновременно председатель Комиссии по местному самоуправлению нашей Тольяттинской городской Думы. О чем бы я хотел рассказать? Вчера мы очень много говорили о выборах. Говорили в течение этого месяца, полутора или двух месяцев, когда наши права пытались ограничить законом о выборах, насколько это тяжело, неправильно для прессы. Все разговоры велись в основном об этом.

Мы в Тольятти принципиально по другому подходили и подходим к этому вопросу, и считаем, что наша позиция, наверное, более правильна. Дело в том, что если газета, телевидение, средство массовой информации не два месяца занимается выборами, не два месяца в году освещает тех или иных персонажей политики, а на протяжении всего срока существования выборного органа, в течении четырех лет между выборами, то тогда вот эти два месяца, когда накаляются предвыборные страсти, по большому счету ничего не решают. И, честно говоря, именно этим путем сейчас идут президентские пиарщики, т.е. ежедневно на каналах нашего телевидения, практически по всем государственным каналам половина новостей заняты именно этими сюжетами. И рейтинги, как вы видите, подсказывают, что эта позиция, наверное, правильная. Но, это речь о пиаре, а мы будем говорить немного о другом.

Когда мы создавали нашу газету, это было пять с половиной лет назад, не было никаких инвестиций, никакой поддержки. Никакая монополия - никто нас не поддерживал. У нас было 2-3 энтузиаста. Газету выпускали сначала один раз в месяц, затем раз в неделю за счет собственных средств. Теперь газета ежедневная, с еженедельным приложением. Наш рост, как я понимаю, произошел по одной причине - все эти годы мы жестко стояли на одной позиции. Мы старались, насколько это было возможно, представлять интересы наших читателей. Мы конфликтовали с бандитами, мы конфликтовали с властями, мы конфликтовали с правоохранительными органами тогда, когда понимали, что это противоречит интересам наших читателей. Кто, по нашему мнению, был наш читатель? Прежде всего - высокооплачиваемые рабочие, мелкий бизнес, просто рабочие - рядовые граждане России, города Тольятти. Против нас возбуждали уголовные дела , вводилась цензура, власть объявляла нам информационную блокаду, но в результате практически четырехлетнего противостояния, все лица, которые были замешаны в каких-то финансовых махинациях в городе, все оставили власть, все до одного ушли. На их место пришли другие люди, уже ученые, понимающие такую простую формулировку, известную всем западным политикам, что власти приходят и уходят, а журналисты остаются. И, в числе прочих, был избран и я в городскую Думу. И вот возглавил комиссию, в функции которой входит также и создание системы максимально объективного информирования населения о том, что происходит у нас в городе.

Все эти годы среди всех остальных прессингов, о которых я говорил, одним из самых тяжелых был прессинг финансовый. С этим прессингом, я думаю, знакомы все независимые издания, которые существуют у нас в России. О чем я говорю? На протяжении всех этих лет, за счет государственных бюджетов, за счет средств всевозможных монополий финансировались наши конкуренты лояльные к властям. Мы оказывались в изначально неравных финансовых условиях. Т.е. наши конкуренты, которые принадлежали к провластной финансовой группировке за счет бюджетных средств, за счет отмытых бюджетных средств, могли продавать свою газету в два-три раза ниже себестоимости. Соответственно, мы попадали в совершенно иную ценовую категорию и нам было очень трудно с ними соперничать. Тем не менее, мы каким-то образом умудрились выжить и, учитывая, что вот это - одна из самых основных проблем, нами в городской Думе, т.е. непосредственно мной, совместно с небезызвестным М.А. Федотовым, который оказал нам поддержку, был разработан законопроект. Он исключает такой несправедливый, неправильный, разрушающий свободный и справедливый рынок СМИ вариант давления, по крайней мере, за счет местного бюджета, поскольку полномочий у нас пока других нет.

В чем заключается этот законопроект? Ежегодно наш городской бюджет - и это происходит практически во всех городах и весях России - тратил средства на финансирование одного, двух, трех любимых изданий, служащих пропагандистским рупором и поставленных этой финансовой поддержкой в неравные условия. Что мы сделали?

Первое, те средства, которые раньше шли в одно издание, которое распространяли бесплатно и тем самым еще более обрушивали рынок СМИ, теперь распределяются среди всех печатных информационных средств города Тольятти пропорционально их тиражу. Распределяются не безвозмездно, не в виде подачки или поддержки СМИ, а в виде стандартных рекламно-информационных договоров, когда в средстве массовой информации покупается площадь, на которой под надписью «Размещается за счет муниципалитета», Дума или муниципалитет помещает ту информацию, которую желает донести до читателей. При этом само СМИ вполне может размещать на соседних страницах критику в адрес городских властей. Такая система исключает возможность участия чиновников в давлении на свободу СМИ, возможность ставить им свои условия.

Далее, второй момент, предусмотренный в этом законопроекте. Это антидемпинговые меры. Т.е. в подобном распределении бюджетных средств может участвовать только средства массовой информации, которые не занимаются демпингом, не распространяют свою газету бесплатно или по заведомо заниженным ценам.

Третье, данный законопроект предусматривает освобождение СМИ от всех налоговых платежей в местный бюджет.

И четвертое ( это такое наше изобретение), заключается в том, что большая категория малоимущих читателей - пенсионеры, выброшенные за черту бедности практически, имеют потребность в чтении, но не имеют возможности ее реализовать. Законопроект предусматривает целевые дотации этим малоимущим категориям тольяттинцев. Каким образом это происходит? Средства выделяются непосредственно тольяттинцам, они сами определяют то издание, на которое они хотят подписаться, причем мы предусматриваем не 100% стоимость подписки, а порядка 50% от стоимости подписки. Тем самым, чего мы добиваемся?

Мы избавляем СМИ от влияния властей, чиновников, в какой-то степени - олигархов. Создаем равные конкурентные условия. Выигрывать в результате будет издание, максимально востребованное читателем.

И последнее, мы создаем читательский спрос посредством финансирования читателей, а не газет. Читатели в свою очередь сами уже финансируют то издание, которое им нравится.

Как мне кажется, ситуация, которая сейчас у нас в стране, это когда все стоит не на ногах, а на голове. Народ и газеты зависят от властей, хотя все должно быть наоборот - газеты должны зависеть от народа, а власти - от газет, вот нам кажется, что это позволит нам немножко это исправить. Четвертая власть сама по себе ничего не представляет, это всего лишь структура, аккумулирующая народное мнение. И сильна она лишь до тех пор, пока вызывает доверие людей, представляет их интересы. Как только она перестает это делать, она становится ничем, бумажкой, что, к сожалению, произошло с большим количеством российских изданий.

Первая часть нашей программы уже реализована. Пока предложение наше не принято, но на протяжении уже двух лет, проводя сквозь местный закон о бюджете, мы проводим систему распределения средств между газетами именно по критериям, связанным с тиражом, т.е. чем больше у покупаемого, небесплатного издания тираж, тем, соответственно, большую долю он и получает. К чему это уже сейчас привело? Выяснилось, что те средства, которых не хватало на содержание одной газеты, оказались чрезмерными и их не смогли освоить все издания, имеющиеся в городе, оказалось, что муниципалитету не нужно столько рекламы, столько информационных площадей. И, второе, оказалось, что большая часть «прикормленных» средств массовой информации жесточайшим образом воспротивилась данному положению вещей. К сожалению, романтическое представление о том, что все это будет поддержано единогласно не подтвердилось реальностью - гораздо легче угодить одному чиновнику или мэру, чем десяткам тысяч читателей. К последнему очень многие наши газеты оказались не готовы. Что ж, надеемся, что в течение какого-то количества лет, эта ситуация изменится.

Иванов В.Е.1
Председатель Комиссии по местному самоуправлению
Тольяттинской городской Думы,
г. Тольятти


1 29 апреля 2002 года Валерий Иванов погиб в Тольятти от руки наемного убийцы...

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта