Демократия.Ру




Сегодня все страны могут быть разделены на два класса - страны, где правительство боится людей, и страны, где люди боятся правительства. Амос Р. Е. Пиночет


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
Нормативный материал
Публикации ИРИС
Комментарии
Практика
История
Учебные материалы
Зарубежный опыт
Библиография и словари
Архив «Голоса»
Архив новостей
Разное
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


19.04.2024, пятница. Московское время 07:24


«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Наблюдение за объективностью прессы при освещении предвыборной кампании

Общие принципы наблюдения за средствами массовой информации

Наблюдения за печатными средствами массовой информации

Наблюдение за электронными средствами массовой информации

Время для прямого обращения к избирателям


Успех демократии во многом зависит от возможности справедливого и равного распространения в обществе всех соперничающих точек зрения которые позволили бы гражданам сделать свой, подкрепленный информацией, выбор. В этом смысле чрезвычайно важной становится возможность доступа как оппозиции, так и правящих сил к средствам массовой информации. Если не существует возможности выражения мнений, то невозможно само серьезное обсуждение самых главных проблем, стоящих перед страной. Во многих случаях такую возможность предоставляют средства массовой информации. Если политические партии и кандидаты рассчитывают на успех в предвыборной борьбе, то им не обойтись без материальных ресурсов, включая и финансы, которые тратятся для донесения своих идей до общественности. Одним из важнейших ресурсов предвыборной кампании является доступ партий и кандидатов к средствам массовой информации, которые предоставляют им как бесплатные, так и платные возможности для обращения к избирателям. Хотя рассчитывать на абсолютно равные возможности для всех участвующих в выборах партий и кандидатов вряд ли возможно, тем не менее усилия властей по обеспечению всем участникам одинаковых возможностей для проведения кампании, включая доступ и справедливое отношение прессы, являются главным показателем способности властей провести честные и справедливые выборы.

Именно поэтому государственные организации, ответственные за проведение выборов или за организацию работы средств массовой информации, должны наблюдать за прессой, обеспечивая всем участникам предвыборной борьбы равный доступ к прессе и справедливое ею освещение. Более того, политические партии и кандидаты, стремящиеся извлечь для себя как можно больше пользы из возможностей прессы, также должны наблюдать за ее действиями. Делать это следует и политически нейтральным общественным организациям, которые таким образом смогут определить, действительно ли граждане имеют возможность познакомиться с сутью идей партий и кандидатов, принимающих участие в выборах. Именно это потом поможет избирателям сделать свой, основанный на информации, выбор у избирательных урн.

Общие принципы наблюдения за средствами массовой информации

Можно выделить четыре принципиальных аспекта в наблюдении за работой прессы. Первый заключается в необходимости следить за действиями властей по обеспечению права журналистов на сбор и распространение информации. Второй аспект связан с анализом того, что делают власти и пресса для предоставления партиям и кандидатам возможности общаться с избирателями в ходе предвыборной кампании. Третий аспект предполагает наблюдение за попытками властей и прессы добиться объективности в освещении партий и кандидатов в информационных и новостных программах. И четвертый аспект - что делают правительство и средства массовой информации для просвещения избирателей о важности и процедуре голосования.

Наблюдение за прессой должно начаться с анализа действий (или их бездействия) властей по обеспечению права журналистов на сбор и распространение информации. В ходе анализа прежде всего необходимо определить, насколько свободно, без политического давления пресса может критиковать действия правительства или правящей партии, расследовать случаи злоупотреблений или коррупции. Наблюдатели могут выявить некоторые факторы, которые иногда не позволяют средствам массовой информации делать это. К наиболее вероятным относятся следующие:

Прямая правительственная цензура или вмешательство, включающие:

    1) ограничения, обычно закрепленные законом, на публикацию материалов на некоторые темы (например, пересмотр внутренних или внешних границ);

    2) отказ некоторым кандидатам или политическим партиям в доступе к средствам массовой информации;

    3) отказ контролируемых правительством средств массовой информации в публикации (передаче) материалов об определенных партиях и кандидатах; отказ в размещении их рекламы; конфискация тиража или запрет программ по политическим мотивам;

    4) закрытие средств массовой информации по политическим мотивам;

    5) наказание журналистов и (или) издателей за их законную профессиональную деятельность под предлогами антиправительственной пропаганды или клеветы;

    6) использование военного положения или других чрезвычайных мер для ограничения деятельности прессы с целью получения преимущества в предвыборной борьбе;

    7) использование угроз прибегнуть к любой из вышеперечисленных акций для получения преимуществ в предвыборной борьбе.

Непрямые формы цензуры, включая:

    1) действия или бездействие властей, которые заставляют журналистов и (или) издателей опасаться за свою безопасность, сохранность помещений или оборудования;

    2) действия по:

      а) выдаче лицензий средствам массовой информации,

      б) лицензированию импорта оборудования и (или) материалов, необходимых для организации работы прессы и (или) принадлежащих государству ресурсов (например, бумаги или электроэнергии), которые призваны обеспечить одной из сторон преимущества в предвыборной борьбе.

Давление или атаки на представителей средств массовой информации с целью помешать им выполнять свои законные обязанности по освещению избирательного процесса, включая:

    1) давление властей на журналистов, заключающееся в избиениях или открытии службами безопасности огня по ним, их транспортным средствам или помещениям;

    2) произвольное задержание журналистов или издателей с целью вмешательства в освещение ими предвыборной кампании. Неспособность властей обеспечить журналистам и издателям необходимую защиту от давления и насилия со стороны политических экстремистов, сторонников определенных партий и (или) кандидатов, а также неспособность расследовать подобные действия и решительно наказывать в них виновных.

Цензура внутри самих средств массовой информации, призванная избежать вмешательства властей и правительственной цензуры, непрямой цензуры или давления, насилия со стороны общественных сил, которые могли бы создать препятствия по выполнении прессой ее профессиональных обязанностей. Кроме того, следует оценить доступность и действенность механизмов обжалования неправомерных действий, совершенных против прессы, как и возможностей для обжалования партиями и кандидатами неправомерных действий самой прессы. Эти механизмы могут включать в себя обращения в избирательные комиссии, государственный орган, отвечающий за деятельность средств массовой информации, правоохранительные органы, прокуратуру и суды.

Наблюдения за печатными средствами массовой информации

Для наблюдения за печатными средствами массовой информации необходимо обладать существенными ресурсами. В стране издается большое количество журналов и газет, и не всегда есть возможность наблюдать за всеми. Как правило, результативным оказывается только внимание к центральным и крупным местным изданиям. Прежде чем вы решите, за кем и как наблюдать, необходимо продумать следующие взаимосвязанные моменты.

Во-первых, следует определить количество газет, за деятельностью которых вы будете наблюдать. Предпочтение должно быть отдано газетам, имеющим влияние как на читателей в целом, так и на важные группы общества. Окончательно число наблюдаемых газет будет в конечном итоге зависеть от ответа на вопросы, приведенные ниже.

Во-вторых, следует подсчитать, сколько наблюдателей вам потребуется. Это зависит от того, на какие факторы при анализе каждого издания они должны будут обращать внимание. Если, например, издание оценивается по семи критериям, то при расчете времени надо иметь в виду, что наблюдатель должен будет:

    1) просмотреть издание и выбрать подходящие статьи,

    2) вырезать статьи для архива (если он существует),

    3) оценить статью по семи параметрам и внести результаты в специальную форму,

    4) сделать и сообщить свои заключения. Таким образом, на обработку одного издания вполне может уйти два часа или больше. Получается, что за восемь часов работы каждый наблюдатель сможет проанализировать только от трех до пяти изданий.

Кроме того, при наблюдении за прессой важно не допускать предвзятости. Из этого следует, что за каждым изданием должны следить несколько человек. Конечно, чем больше у вас помощников, тем лучше, но вряд ли вам удастся прикрепить более трех наблюдателей к каждому изданию. Если три человека следят за каждым изданием, то в день они смогут проанализировать от трех до пяти, и от шести до десяти могут быть обработаны шестью помощниками.

В-третьих, следует определить те параметры, по которым должны оцениваться издания. Количество таких параметров будет зависеть от числа помощников и выделенных для этой цепи денежных средств. Обычно во внимание принимается большая часть изложенных ниже моментов:

    1) количество сантиметров газетной площади, выделенных каждой политической партии и (или) кандидату;

    2) количество упоминаний имени кандидата или названия партии;

    3) полоса, на которой напечатана статья;

    4) месторасположение статьи на странице;

    5) наличие рядом со статьей фотоснимка;

    6) персонажи фотоснимка;

    7) предмет статьи (освещение предвыборной кампании или что-то другое, например, государственные или частные действия того или иного лица);

    8) тональность статьи и (или) фотоснимка (положительная или отрицательная).

Если партия или кандидат размещают свою рекламу, то также следует провести анализ и определить, насколько правильно выделено для нее место, как она располагается на полосе, и насколько эти условия сопоставимы с тем, что получили другие участники политической борьбы. Положительные или отрицательные оценки по каждому из параметров позволят определить общее отношение к статье или рекламе.

В-четвертых, с помощью полученной информации можно определить общее отношение издания к партии или кандидату в конкретный период времени. Кроме того, можно выявить отношение к ним со стороны нескольких изданий.

В-пятых, число партий и кандидатов, за освещением которых ведется наблюдение, будет зависеть от количества участников предвыборной борьбы и возможностей самих наблюдателей. Если участвует слишком много кандидатов и партий, то есть смысл ограничиться только теми, кто имеет шансы оказаться в законодательном органе и (или) победить в мажоритарных выборах. Если проводятся пропорциональные выборы по партийным спискам, то предпочтение в наблюдении стоит отдать тем кандидатам, которые предположительно смогут завоевать места.

В-шестых, необходимо определить продолжительность наблюдения. Эта работа должна начаться достаточно рано, чтобы можно было оценить влияние освещения в прессе на поведение избирателей. Хотя задолго до выборов избиратели могут и не обращать особого внимания на освещение кандидатов в прессе, было бы неверно начинать наблюдение только за несколько дней до голосования. В некоторых странах манипуляции в прессе оказываются наиболее действенными задолго до выборов.

В-седьмых, необходимо составить смету, которая учитывала бы расходы на:

    1) подписку на наблюдаемые издания,

    2) распечатку форм для фиксирования информации,

    3) оплату труда наблюдателей,

    4) обработку и распространение результатов наблюдения. Не исключено, что можно получить бесплатную подписку и привлечь к работе добровольцев. Но очень важно, чтобы на всех стадиях работали одни и те же люди, и может оказаться, что потраченное ими время стоит денег.

Наблюдение за электронными средствами массовой информации

Многие из вышеперечисленных аспектов наблюдения за печатной прессой применимы и к электронным (телевидение и радио) средствам массовой информации.

Во-первых, следует определить количество наблюдаемых радио- и телевизионных станций и каналов. Очевидно, что нельзя оставить без внимания вещающие на всю страну региональные каналы. Иногда важными могут быть и местные программы, особенно в случаях, когда речь идет об отдаленных районах, где слабо принимаются сигналы национальных программ, или о странах с различными языковыми группами. Более того, необходимость наблюдения за электронной прессой может диктоваться еще и общим уровнем грамотности населения, развитостью системы доставки печатных изданий, а также количеством и доступностью радио- и телевизионных приемников. Во-вторых, число наблюдателей будет зависеть от:

    1) количества критериев оценки,

    2) количества наблюдаемых каналов, станций и программ,

    3) того, сколько часов будет длиться ежедневное наблюдение,

    4) того, собираетесь ли вы анализировать абсолютно все вещание,

    5) того, идут ли интересные вам программы одновременно по нескольким каналам,

    6) того, можно ли получать передачи в записи. Чтобы не было предвзятости, не один человек, а оптимально три должны наблюдать за каждой программой. Анализ всех этих факторов поможет определить необходимое для выполнения этой работы число сотрудников.

В-третьих, под наблюдение обычно подпадают следующие типы программ: время (бесплатное или оплаченное), которое выделяется политическим партиям и кандидатам для прямого обращения к своим избирателям; специальные информационные программы, посвященные предвыборной тематике (дебаты, интервью с кандидатами или «круглые столы»); программы, предназначенные для просвещения избирателей, подготовленные как государственными, так и общественными организациями. Другие программы общего содержания можно легко анализировать в зависимости от того, не появлялись ли в них кандидаты или представители партий, не мелькали ли в них символы или лозунги, не исполнялись ли в развлекательных передачах песни или гимны партий.

В-четвертых, количество критериев оценки будет во многом зависеть от типов наблюдаемых программ.

Время для прямого обращения к избирателям

При наблюдении за использованием времени для прямого обращения к избирателям следует иметь в виду следующие критерии оценки. Предлагаемые участниками варианты, включая: выступление в записи или прямой эфир; однообразие формы для всех выступающих (например, сколько человек может выступить от одного кандидата или партии, можно ли использовать музыкальное сопровождение и наглядные материалы и т.д.); имеют ли все участники равные возможности для наиболее эффективного выступления.

Равное распределение времени, включая:

    - дается ли одинаковое количество времени всем участникам;

    - если проводится разделение между «главными» и «второстепенными» участниками, выделяются ли равные промежутки времени участникам внутри каждой категории, или, если оно делится на всех, хватает ли выделенного минимума для полноценного донесения своих идей до общественности.

Наличие непредвзятых критериев при решении вопроса о выделении времени участникам и при его распределении; наличие положения о новых партиях и независимых кандидатах.

Наличие беспристрастной системы, при которой ни один кандидат или партия не имеют преимуществ, выбирая для себя время в условиях, когда выступления других постоянно передаются в слишком позднее или другое неудобное время. Равные финансовые условия выступлений, включая:

    - приходится ли партиям и кандидатам платить за время для своих развернутых выступлений, или оно выделяется бесплатно;

    - есть ли возможность закупки дополнительного времени на правах рекламы;

    - существуют ли ограничения на монополизацию рекламного времени одной партией или кандидатом и на чрезмерную благосклонность владельцев средств массовой информации тому или иному кандидату.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»




ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта